Contents
Париж 1939
Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство. При этом шумиха не ввела Фриду в заблуждение относительно места ее живописи в глазах всех этих, по ее словам, «сукиных детей».
Ее отличие от жонглирующих вещами сюрреалистов в том, что, если Фрида рисует стол, ей можно верить. «Я и моя кукла» (1937) со скелетом в шкафу — не овеществление английской идиомы, а бесхитростная реплика об интерьере спальни художницы. Если сердце кровоточит под ногами («Память», 1937) — оно вправду разбито изменой. А если Фрида раздваивается — значит, после развода она стала другим человеком. Образы просятся быть прочитанными дословно, но попытки эти упираются в пересказ биографии.
Она не позволила Парижу адаптировать себя, не поддалась ни на какие приманки новых течений или веяний моды. В ее действительности абсолютно реален только Диего. «Диего — это все, все, что живет в минутах не-часов, не-календарей и пустых не-взглядов, — это он».
Фрида с Диего вторично сыграли свадьбу в 1940 году, спустя год после развода, и оставались вместе до ее смерти.
В 1940-е гг. картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. Сама Фрида говорила, что ее сюжеты типичны для Мексики и Латинской Америки, где, по древней традиции, воображаемые миры приравнивались к материальным. Слово «автопортрет» так подходит к странной, пугающей убедительности этих работ еще и потому, что дальние путешествия Фриды внутрь собственного «я» были не вымученным, а выстраданным способом познания мира.
Биография Фриды Кало
Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954) – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.
Сюрреализм
Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял живопись Фриды Кало к сюрреализму. Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее, Фрида Кало, вспыльчивая по характеру, обиделась и не скрывала своей неприязни к, “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.
Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».
Искусство Латинской Америки и картины Фриды
Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и символика раскрывается через национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.
Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.
Из биографии Фриды Кало
В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.
Фрида Кало и Диего Ривера
В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения Их бурная совместная жизнь стала легендой. Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте, когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида. После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру. Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики. В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.
Творчество Фриды Кало
В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства. Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера.
Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало. В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало, Мехико).
Выставки
В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.
Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — её посетили около 370 тысяч человек.
Дом-музей
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.
Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.
Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.
От первых картин к любви
Первыми зрителями стала семья Кало, Фрида картины свои демонстрировала только близким, это были портреты. Немного окрепнув, она решила получить мнение о своих произведениях от настоящего художника. Диего Ривера (1886-1957) был единственным, кого она знала, причём только поверхностно – он, известный на родине и не только мастер монументальной живописи, руководил работами по росписи зала приёмов в школе, где Фрида училась, это было в 1923 году. Теперь, через два года после аварии, в ней совершенно не было страха, что именитый художник забракует её картины. В ней уже совсем не было никакого страха – первое, что она сделала, поднявшись с больничной койки, это поездка по тому же злосчастному маршруту на автобусе.
Диего оценил стиль юной художницы и разглядел в ней большой потенциал. С каждой их встречей он чувствовал, что его привязанность к хрупкой, но такой мужественной и сильной девушке растёт. По воспоминаниям Диего, её сияние юности наполняли его беспредельным счастьем. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте Фрида приняла ухаживания, её семья смирилась и 21 августа 1929 года Ривера сделал предложение.
Картины Фриды Кало
Перечень картин мексиканской художницы очень большой. Многие работы – уникальные автопортреты, которые Фрида начала писать еще будучи недвижимой после страшной автокатастрофы. На своих портретах Кало часто изображена в национальных мексиканских костюмах. Многие работы известны во всем мире, они неоднократно выставлялись и при жизни Кало, и после ее смерти. К таким картинам можно отнести неповторимое полотно «Две Фриды», «Маленькая лань», «Сломанная колонна», «Автопортрет. Свободные волосы». Также в перечне достижений творчества:
- «Моисей» (1945)
- «Мое платье там или Нью-Йорк» (1933)
- «Плоды Земли» (1938)
- «Самоубийство Дороти Хэйл» (1939)
- «Что дала мне вода» (1947)
- «Автопортрет» (1930)
- «Автобус» (1927)
- «Девочка в маске смерти» (1938)
- «Мечта» (1940)
- «Натюрморт» (1942)
- «Маска» (1945)
- «Автопортрет» (1948)
- «1945 магнолии» и многие другие.
Фрида Кало рисует портрет
Последняя работа, натюрморт «Viva la vida» (в переводе «Да здравствует жизнь!») прекрасно показывает отношение к окружающему миру этой удивительной женщины, чей путь был очень сложным и болезненным. Некоторые картины Кало нужно не просто рассматривать, а даже разгадывать. Это сложная живопись, притягательная и завораживающая. Увидеть картины Кало можно в музеях Мексики и других стран, также в частных коллекциях.
Гениальная художница Фрида Кало
Наркоманка и коммунистка. Гениальная художница и символ Мексики. Фрида Кало. Сегодня ее картины висят в лучших музеях мира, а на аукционах продаются за миллионы долларов.
1. В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем.
2. Итог — тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная стопа, переломы ключиц, рёбер. Помимо всего, Фрида оказалась буквально нанизанной на железные перила, которые пропороли ей живот и матку.
3. Врачи спасли ее, год она провела в постели в ортопедическом корсете, но боль осталась навсегда. Невыносимые физические страдания вылились в гениальную и такую же больную живопись – некий автобиографический сюр-исповедь.
4. Фрида Кало «Мое рождение».
Инвалидная коляска и гипс – вот почти постоянное средство ее передвижения и наряд.
32 операции, долгие месяцы в больницах.
5. Специальный подрамник, позволявший писать лежа.
Но жить хотелось.
В коляске она пробовала вальсировать, а на гипсе рисовала бабочек —
«Я смеюсь над смертью, чтобы она не отняла то лучшее, что есть во мне…»
6. С 1944 года и до самой смерти в 1954-м Фрида вела дневник.
Сорок лет он пролежал в закрытом архиве мексиканского правительства, прежде чем был опубликован, мгновенно став бестселлером.
7. 170 страниц с акварелями и коллажами, воспоминаниями о детстве, записями о болезни и мучительной любви к мужу:
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
8. «Диего-начало, Диего-мой ребенок, Диего-мой друг,
Диего-художник, Диего-мой отец, Диего-мой возлюбленный,
Диего-мой супруг, Диего-моя мать, Диего-я сама, Диего-это все.»
9. Любви великого мексиканского мачо она добивалась долго.
Диего Ривера был старше на 20 лет, страшен, толст и обожаем женщинами.
Список его любовниц не поддавался исчислению. И тем не менее, Фрида поклялась выйти за него замуж и родить сына.
10. Первое осуществилось — сексуальная хромоножка со слившимися бровями все-таки покорила сердце знаменитого живописца.
11. А вот страстная мечта о ребенке так и осталась мечтой, результат той аварии – три выкидыша и тяжелейшая депрессия, усугублявшаяся постоянными изменами Диего.
«Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать…»
12. Сам Ривера любил изображать себя в виде толстой жабы с чьим-то сердцем в руке.
— Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать, — говорил он.
В конце концов, Ривера совратил младшую сестру Кало, Кристину, что стало последней каплей, и они с Фридой развелись.
13. Но уже через год поженились снова, жить без Диего Фрида не умела.
14. Правда, добропорядочной жены из нее не получилось.
Она пила, курила, материлась, заводила романы, в том числе и лейсбийские.
15. Связь с Фриды с Троцким долго не афишировалась – в 1960-е живопись коммуниста Диего была очень популярна в СССР, а о его жене никто не вспоминал.
16. Все потому, что будучи в Мексике, легендарный советский нарком сблизился сначала с семьей Ривера на почве марксистских идей, но вскоре совершенно потерял голову от Фриды.
17. «Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» — писал Троцкий в одном из любовных писем к Кало.
18. Ривера вдруг страшно заревновал. Поговаривали, что если бы не ледоруб Меркадера, Троцкий бы точно умер мучительной смертью от тяжелой руки Диего.
19. Болезнь прогрессировала.
На свою первую персональную выставку Фриду доставили на машине скорой помощи и ввезли в зал на каталке.
Улыбающуюся, с цветком в волосах и неизменной сигаретой.
20. Эту картину она написала за восемь дней до смерти.
Viva la vida – «Да здравствует жизнь».
Солнечный арбуз рисовала уже лежа, с ампутированной ногой, приписав напоследок:
«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида»
13 июля 1954 года ее не стало.
21. И все-таки самые лучшие слова в дневнике Фриды,
которые должны стать лозунгом для каждого, эти:
Дерево надежды, стой прямо
Американский период
В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.
Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом
В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике
Фрида и Диего Ривера, 1931
После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.
Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.
В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».
Больница Генри Форда, 1932 год
Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год
Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.
Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.
И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».
Правило 3: не бойся быть не как все
Своими пёстрыми нарядами Фрида резко выделялась на фоне модниц того времени. Чего только стоят легендарные серьги в виде кистей рук, подаренные ей Пикассо и изображённые на одном из автопортретов! Её уникальный стиль был по достоинству оценён модной индустрией. В 1939 году она даже попала на обложку парижского Vogue.
От яркой помады она не отказывалась даже в самые тяжёлые дни болезни. А своих сросшихся бровей и намечающихся усиков Кало не то чтобы не стеснялась, даже наоборот — специально подчеркивала. Корсеты, которые ей приходилось носить всю жизнь из-за больной спины, и длинные гофрированные юбки, которыми она прикрывала искалеченные ноги, художница превратила в свою визитную карточку.
Фрида Кало «Автопортрет посвященный Доктору Элоессеру» (1940)
А когда ей ампутировали правую ногу, Фрида сконструировала себе протез с ярко-красной туфлей на платформе, вновь преобразив травму в материал для творчества
О том, насколько важной для Фриды была её одежда, говорит решение Диего запереть гардероб возлюбленной от любопытных глаз на 50 лет
Когда содержимое шкафа было представлено публике в 2004 году, стало ясно, что выбор одежды для Фриды был не просто практическим и эстетическим, но и концептуальным вопросом. Неизменный образ мексиканской художницы с традиционными блузами, широкими юбками ярких расцветок, бусами и оригинальными аксессуарами был не менее продуманным и цельным произведением искусства, чем и её картины.
Фрида Кало / Photo: Nickolas Muray
Пронзительное творчество Фриды Кало
Фрида Кало — мексиканская художница, известная своими автопортретами. Ни на одной из своих работ она не улыбается. Фрида всегда серьезная, немного грустная, с густыми бровями и пронзительным взглядом черных глаз. Ее картины — отражение ее самой.
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Кайоакане, пригороде Мехико. Ее отцом был фотограф Гильермо Кало, немец еврейского происхождения. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребенком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а ее правая нога стала тоньше левой. «Фрида — деревянная нога» — дразнили ее сверстники, а она, наперекор всем, плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3−4 чулка, чтобы та выглядела как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака.
Фрида Кало, 1919 год. (wikipedia.org)
Жизнь Фриды круто изменилась дождливым вечером 17 сентября 1925 года, когда автомобиль, в котором ехала будущая художница со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. От силы удара молодого человека выбросило из машины. Но он легко отделался — лишь контузией, чего не скажешь о Фриде. Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра. Правая нога, иссушенная полиомиелитом, была переломана в одиннадцати местах. Тридцать два раза Кало побывала на операционном столе.
Кроме этого Фриду постоянно преследовала мысль о возможном проявлении наследственного заболевания: отец страдал эпилепсией. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Кало тогда было 18 лет. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Фрида начала с автопортретов: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
«17 сентября 1926 года — Фрида Кало (Авария)». (pinterest.com)
В 22 года Фрида Кало вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу. Их первая встреча произошла тогда, когда Фрида, еще подростком, увидела Диего расписывающим стены Национальной подготовительной школы
Он поразил ее детское воображение, она выслеживала его, дразнила «старым Фасто», старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила школьным друзьям: «Я непременно выйду замуж за этого macho и рожу от него сына».
Фрида Кало и Диего Ривера, 1932 год. (pinterest.com)
В то время Ривера был самым известным мексиканским живописцем. Он был искренним коммунистом, борцом с буржуазией, популярным среди простого люда оратором. Его всегда обожали женщины, а он отвечал им взаимностью. Их семейная жизнь с Фридой бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали «страстные, одержимые и порой мучительные» отношения.
В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Кало был жестоким. Гордая, она не стала своей болью делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, вероятно, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти увечья. «Всего-то несколько царапин!» — назвала полотно ироничная Фрида.
После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам жены. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав Фриду с американским скульптором Исамо Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Львом Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
Краткая биография
- 17 сентября 1925 г. восемнадцатилетняя девушка попала в серьезную аварию. Она ехала на автобусе, который столкнулся с трамваем. Фрида получила ужасные травмы: переломы ребер, ключицы, тройные переломы позвоночника и таза, множественные переломы костей правой ноги, вывих плеча и правой стопы. Кроме того, были повреждены ее внутренние органы. Целый год она не вставала с кровати. В дальнейшем отголоски этой аварии преследовали ее всю жизнь. Она перенесла десятки оперативных вмешательств, месяцами находясь в лечебных учреждениях.
- В ноябре 1926 г. прикованная к постели девушка попросила отца принести ей краски и кисти. Ее кровать обустроили так, чтобы у нее была возможность писать картины лежа. Тогда она впервые написала автопортрет. Любовь к автопортретам она объясняла тем, что она знает саму себя больше. Чем что-либо или кого-либо еще.
- В 1928 г. девушка стала членом коммунистической партии Мексики.
- В 1929 г. Фрида поступила в Национальный институт Мексики. Она продолжала заниматься в художественной школе, где судьба снова столкнула ее с Диего Риверой.
- В 1930-х гг. Фрида Кало жила в США, поскольку там работал ее супруг. В чужой стране девушке было достаточно некомфортно: слишком существенными были различия в культуре. Вынужденная разлука с родиной поспособствовала тому, что Фрида по-настоящему полюбила культуру своей страны и даже надевала национальные мексиканские костюмы.
- Самая знаменитая картина Фриды Кало «Госпиталь Генри Форда» была написана в 1932 г. В ней была отображена личная трагедия художницы, связанная с тем, что она не могла иметь детей.
- В 1937 г. в доме Фриды Кало некоторое время скрывался советский революционер Лев Троцкий.
- В 1937 г. Фрида участвовала в Парижской выставке мексиканского искусства. Там ее работы пользовались огромным успехом (ее картину даже выкупил Лувр).
- В том же году художница написала картину «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому».
- В 1938 г. была написана картина «Что мне дала вода», на которой символически были изображены страдания женщины из-за несбывшихся надежд и неверности мужа.
- В 1939 г. увидела свет картина «Две Фриды».
- В 1940-е гг. картины художницы снова участвовали в выставках, где снова пользовались успехом. В этот же период у Фриды обострились проблемы со здоровьем. Лекарства и нездоровый образ жизни существенно повлияли на ее душевное состояние.
- В 1950 г. состояние ее здоровья стало еще хуже. Она перенесла 8 операций на позвоночнике, целый год провела в больнице, а потом была прикована к инвалидной коляске.
- В 1953 г. состоялась персональная выставка Фриды Кало в Мексике. На тот момент она уже не поднималась с постели. У художницы развивалась гангрена, в результате чего ей пришлось ампутировать ногу ниже колена. После этого у нее развилась лекарственная зависимость от болеутоляющих.
- Великой художницы не стало 13 июля 1954 г., предположительно, от острой пневмонии.
Кало (в центре), Наянтара Сахгал и Рита Дар (1947)
Детство и юность
Она родилась 6 июля 1907 года в Мехико, однако, позднее поменяла год рождения на 1910. Ей хотелось быть рожденной в год Мексиканской революции. Ее отец Гильермо Кало был родом из Германии. Сама Фрида часто говорила, что он имел еврейские корни, но это не так. Гильермо был из старинной лютеранской семьи. Матильда Кальдерон, мать Фриды, была мексиканкой индейского происхождения. В 6 лет Фрида перенесла полиомиелит. Она выжила, но после всю жизнь прятала под пышными юбками правую ногу, которая из-за болезни стала тоньше левой. Несмотря на увечье, Фрида росла сорванцом: она гоняла с мальчишками в футбол, занималась боксом и виртуозно овладела языком улицы, которым впоследствии не раз шокировала публику. В 15 лет она поступила в национальную медицинскую школу Мексики «Препараторию». Девушек там было мало, тем более, таких, как Фрида. Она создала закрытую группу «Качучас», где собиралась творческая молодежь, была очень популярна и просто сводила парней с ума своими черными глазами.
А потом случилось несчастье. 17 сентября 1925 года Фрида возвращалась с занятий на автобусе и попала в аварию. Автобус столкнулся с трамваем. У Фриды был тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломаны ребра. Таз был сломан в трех местах, правая нога — в одиннадцати, плечо вывихнуто. Кроме того, стальной прут насквозь пробил ее живот, повредив матку. Девушка должна была умереть. Но она выжила.