Фрида кало — самая известная мексиканская художница

Поездка в Америку

В 1930 году Диего получил зарубежный заказ и супруги уехали в Америку. Здесь экстравагантную пару радушно приняли, пресса не уставала восхищаться мощным Диего и миниатюрной Фридой, которая одевалась в национальные мексиканские наряды

На улицах Нью-Йорка, Детройта и Сан-Франциско яркая пара привлекала всеобщее внимание, их повсюду приглашали на выставки и концерты. Всё закончилось скандальным разрывом контракта в 1934 году, когда ярый коммунист Ривера отказался убрать со своего панно Ленина, не понравившегося заказчику Рокфеллеру

Супруги Ривера вернулись на родину.

Жизнь в развитой индустриальной стране обострила во Фриде чувства к Мексике и народной культуре, национальные различия чувствовались ощутимо. Эта разница, воспринимаемая болезненно, наглядно демонстрируется характерными изображениями наиболее говорящих признаков двух соседних стран, которые Фрида разместила по правую и левую руку своей фигуры на автопортрете 1932 года.

Библиография

В искусстве

Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа:

  •     В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвящённый художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек.
  •     В 2005 году был снят неигровой арт-фильм «Фрида на фоне Фриды».
  •     В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало», в 1982 году — документальный, в 2000 году — документальный фильм из серии «Великие художницы», в 1976 году — «Жизнь и смерть Фриды Кало», в 2005 году — документальный «Жизнь и времена Фриды Кало».
  •     У группы Alai Oli есть песня «Фрида», посвящённая Фриде и Диего.

Литература

  •     The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait / H.N. Abrams. — N.Y., 1995.
  •     Teresa del Conde Vida de Frida Kahlo. — Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976.
  •     Teresa del Conde Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. — Barcelona, 2002.
  •     Drucker M. Frida Kahlo. — Albuquerque, 1995.
  •     Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). — S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996.
  •     Frida Kahlo. (Cat.). — L., 2005.
  •     Леклезио Ж.-М. Диего и Фрида. — М.: КоЛибри, 2006. — ISBN 5-98720-015-6.
  •     Кеттенманн А. Фрида Кало: Страсть и боль. — М., 2006. — 96 с. — ISBN 5-9561-0191-1.
  •     Prignitz-Poda H. Frida Kahlo: Life and Work. — N.Y., 2007.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru,

Мода

Носить мужскую одежду художница начала еще задолго до того, как это стало общепринятой нормой. Для этого стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Автопортрет с остриженными волосами», где она предстает в мужском костюме. В юности Фрида отдавала предпочтение брюкам и джинсам, чтобы скрыть физический дефект ноги после перенесенного в детстве полиомиелита.

После замужества на смену им пришли длинные юбки и платья в традиционном теуанском стиле. Однако образ Фриды был скорее вольным переосмыслением мексиканских традиций, которые тесно переплетались с элементами других культур. Художница могла запросто соединить вместе индийское сари с цветастой блузкой в креольском стиле, довершив комплект серьгами работы Пикассо. В конце концов ее изобретательность превратила этот маскарад в отдельный способ творческого самовыражения.

Michael Ochs Archives

Созданные образы стали важными смысловыми элементами картин Фриды, а также оказали заметное влияние на мир моды. Так, парижский визит Кало в 1939 году вдохновит дизайнера Эльзу Скьяпарелли на создание платья «Мадам Ривера», и в этом же году художница украсит собой обложку французского Vogue. Колоритный образ и яркая личность этой женщины будут вдохновлять самых выдающихся дизайнеров последующих десятилетий: от Жан-Поля Готье до Рикардо Тиши.

Andrew Hasson

Биография Фриды Кало

Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954)  – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.

Сюрреализм

Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял  живопись Фриды Кало к сюрреализму.  Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее,  Фрида Кало, вспыльчивая по характеру,  обиделась и не скрывала своей неприязни к,  “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.

Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».

Искусство Латинской Америки и картины Фриды

Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.  Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах  Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и  символика раскрывается через  национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.

Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.

Из биографии Фриды Кало

В 18 лет  Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила  серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.

Фрида Кало и Диего Ривера

В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения  Их бурная совместная жизнь стала легендой.  Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте,  когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида.  После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру.  Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.  В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.

Возвращение домой и признание Фриды

Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.

Тут висит мое платье, 1934 год

По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.

Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.

Автопортрет для Троцкого, 1938

Что мне дала вода, 1939

В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».

Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939

Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.

Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.

«Раненый олень»

Тематика этой работы близка к уже рассмотренной нами «Сломанной колонне». Здесь Фрида вновь обнажает зрителю свою душу, рефлексируя о переживаемой ей эмоциональной и физической боли.

Художница изображает себя в виде грациозного оленя, тело которого пронзают стрелы. Почему выбор пал именно на это животное? Есть предположения, что художница ассоциировала с ним страдания и смерть.

В период, когда создается автопортрет, здоровье Фриды начало стремительно ухудшаться. У нее началась гангрена, которая требовала скорейшей ампутации. Каждая секунда жизни Фриды приносила ей мучительную боль. Отсюда столь трагичные и пугающие своей обреченностью мотивы ее последних автопортретов.

Годы творчества

Первая картина была написана после автокатастрофы в больничной кровати. Родители специально соорудили для Фриды удобный мольберт, чтобы было возможно рисовать лёжа. Над кроватью по ее просьбе повесили большое зеркало. Что видит человек, неподвижно лежащий на больничной кровати с подвешенным зеркалом? Белые стены, одиночество и свое отражение. Отражение измученного человека. Она рисовала саму себя, потому что «знала себя больше всего». Одно из ранних произведений Фриды так и называется: «Автопортрет в бархатном платье».

Но самым первым творением художницы стал карандашный набросок «Авария».

Ее работы были уникальны, не похожи ни на что другое. Они отражали смелость ее мысли. Кроме того, Кало была самоучкой. Поэтому ее картины были признаны «наивным искусством» в художественном мире.

Но это еще не все. Помните про эпатажность? Единственная знаменитая мексиканская художница XX века не только выделялась трагической историей своей жизни, но и внешним обликом. Цветы в волосах, густые брови, длинные пышные юбки, традиционные костюмы – все это отличало Кало от других женщин той эпохи. Почему именно такой образ? Художница вдохновлялась своим индейским происхождением и перенимала некоторые традиции в одежде от жителей доколумбовой Америки. Эта особенность нашла свое отражение и в ее творчестве.

Краткая биография

  1. 17 сентября 1925 г. восемнадцатилетняя девушка попала в серьезную аварию. Она ехала на автобусе, который столкнулся с трамваем. Фрида получила ужасные травмы: переломы ребер, ключицы, тройные переломы позвоночника и таза, множественные переломы костей правой ноги, вывих плеча и правой стопы. Кроме того, были повреждены ее внутренние органы. Целый год она не вставала с кровати. В дальнейшем отголоски этой аварии преследовали ее всю жизнь. Она перенесла десятки оперативных вмешательств, месяцами находясь в лечебных учреждениях.
  2. В ноябре 1926 г. прикованная к постели девушка попросила отца принести ей краски и кисти. Ее кровать обустроили так, чтобы у нее была возможность писать картины лежа. Тогда она впервые написала автопортрет. Любовь к автопортретам она объясняла тем, что она знает саму себя больше. Чем что-либо или кого-либо еще.
  3. В 1928 г. девушка стала членом коммунистической партии Мексики.
  4. В 1929 г. Фрида поступила в Национальный институт Мексики. Она продолжала заниматься в художественной школе, где судьба снова столкнула ее с Диего Риверой.
  5. В 1930-х гг. Фрида Кало жила в США, поскольку там работал ее супруг. В чужой стране девушке было достаточно некомфортно: слишком существенными были различия в культуре. Вынужденная разлука с родиной поспособствовала тому, что Фрида по-настоящему полюбила культуру своей страны и даже надевала национальные мексиканские костюмы.
  6. Самая знаменитая картина Фриды Кало «Госпиталь Генри Форда» была написана в 1932 г. В ней была отображена личная трагедия художницы, связанная с тем, что она не могла иметь детей.
  7. В 1937 г. в доме Фриды Кало некоторое время скрывался советский революционер Лев Троцкий.
  8. В 1937 г. Фрида участвовала в Парижской выставке мексиканского искусства. Там ее работы пользовались огромным успехом (ее картину даже выкупил Лувр).
  9. В том же году художница написала картину «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому».
  10. В 1938 г. была написана картина «Что мне дала вода», на которой символически были изображены страдания женщины из-за несбывшихся надежд и неверности мужа.
  11. В 1939 г. увидела свет картина «Две Фриды».
  12. В 1940-е гг. картины художницы снова участвовали в выставках, где снова пользовались успехом. В этот же период у Фриды обострились проблемы со здоровьем. Лекарства и нездоровый образ жизни существенно повлияли на ее душевное состояние.
  13. В 1950 г. состояние ее здоровья стало еще хуже. Она перенесла 8 операций на позвоночнике, целый год провела в больнице, а потом была прикована к инвалидной коляске.
  14. В 1953 г. состоялась персональная выставка Фриды Кало в Мексике. На тот момент она уже не поднималась с постели. У художницы развивалась гангрена, в результате чего ей пришлось ампутировать ногу ниже колена. После этого у нее развилась лекарственная зависимость от болеутоляющих.
  15. Великой художницы не стало 13 июля 1954 г., предположительно, от острой пневмонии.

Кало (в центре), Наянтара Сахгал и Рита Дар (1947)

Ранние годы и творческий путь

Мексиканская художница Фрида Кало с ее фирменной монобровью и живыми цветами в уложенных наверх густых черных косах является одной из самых узнаваемых персон мира, несмотря на то, что ее трагический уход из жизни произошел еще в далеком 1954 году. Причина столь широкой известности заключается не только в богатом культурном наследии, оставленном художницей после смерти, но и в ее необычной биографии, где физическая боль и душевные страдания уникальным образом уживались с огромным счастьем и большой любовью.

Детство и полученные травмы

Многие знают Фриду как художницу, которая творила в стиле, свойственном ультрамодному в то время сюрреализму, хотя сама она отрицала этот факт, позиционируя себя в качестве мастера совершенно другого жанра. Страдания и боль — вот музы, вдохновлявшие Кало на написание своих шедевров, буквально пронизанных переживаниями и эмоциями, что чувствуется по сей день.

Можно даже сказать, что именно катастрофа и полученное при ней физическое увечье, произошедшие в ранней молодости талантливой художницы, стали причинами того, что она начала писать, причем преимущественно автопортреты, создавая один шедевр за другим. Однако не стоит забегать вперед, не осветив некоторые важные факты из биографии Фриды, которая появилась на свет 6 июля 1907 года в небольшом мексиканском городке Кайокан, расположившемся неподалеку от столицы Мехико.

Отец девочки Гильермо Кало имел немецкое происхождение, тогда как ее мать Матильда (в девичестве Кальдерон) была коренной мексиканкой с испанскими и индейскими корнями. Испытания маленькой Фриды, которая была третьим по счету ребенком в семье, начались еще в шестилетнем возрасте, когда ей не посчастливилось заболеть полиомиелитом, сделавшим ее хромой. Мало того, одна нога девочки деформировалась, став более худой, чем другая, из-за чего Кало была вынуждена всю оставшуюся жизнь носить длинные широкие юбки, маскировавшие увечье.

Однако это обстоятельство не только не сломало, но и, напротив, закалило будущую знаменитость, в подтверждение чего можно привести следующие несколько фактов из ее биографии:

  • В подростковом возрасте девушка уделяла много внимания своей физической подготовке, посещая спортивную и многие другие секции и демонстрируя довольно неплохие результаты.
  • Проблемы со здоровьем послужили поводом для того, что Кало, даже не подозревающая о своих талантах в живописи, решила посвятить дальнейшую жизнь изучению медицины. Итогом этого решения стало поступление в специальную подготовительную школу под названием «Препаратория», где на 2 тысячи учеников приходилось всего лишь 35 девушек, одной из которых стала Фрида. Благодаря своему эпатажному поведению и незаурядным умственным способностям, Кало смогла не только быстро освоиться в коллективе, но и собрать собственную группу единомышленниц.
  • Именно в «Препаратории» девушке довелось познакомиться со своим будущим мужем и любовью всей жизни — Диего Ривера, который был намного ее старше. К тому времени Ривера уже нашел себя в искусстве, курируя школу подготовки по росписи. Однако на тот момент между ними не вспыхнуло пылких чувств, воссоединение этой знаменитой пары произошло гораздо позже.

Но самым роковым событием в жизни Фриды, полностью изменившим ее сознание и заставившем искать новые источники вдохновения, стала авария, в результате которой серьезно пострадал позвоночник, таз, ноги и плечо девушки. Произошло это 17 сентября 1925 года, ведь именно в этот день автобус, в котором ехала ничего не подозревающая юная Кало, столкнулся с трамваем, покалечив находящихся внутри людей.

Первые шаги в искусстве

После аварии тело Фриды Кало буквально собирали по частям, и несмотря на то что она выжила, травмы оказались очень серьезными. Целый год она была вынуждена пролежать в постели. Родители, братья и сестры не могли проводить много времени с травмированной девушкой, из-за чего она была вынуждена целые дни оставаться наедине со своими печальными мыслями.

Чтобы хоть как-то скрасить ее досуг, близкие прибили прямо над кроватью больной большое зеркало. Именно в этот период Кало впервые попросила отца принести ей кисти и бумагу. Увидев, что у дочери получается рисовать, Гильермо натянул холст на подрамник и расширил ассортимент кистей и красок. За всю жизнь Фрида написала более семидесяти картин, абсолютное большинство из которых — автопортреты.

Пронзительное творчество Фриды Кало

Фрида Кало — мексиканская художница, известная своими автопортретами. Ни на одной из своих работ она не улыбается. Фрида всегда серьезная, немного грустная, с густыми бровями и пронзительным взглядом черных глаз. Ее картины — отражение ее самой.

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Кайоакане, пригороде Мехико. Ее отцом был фотограф Гильермо Кало, немец еврейского происхождения. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребенком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а ее правая нога стала тоньше левой. «Фрида — деревянная нога» — дразнили ее сверстники, а она, наперекор всем, плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3−4 чулка, чтобы та выглядела как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака.

Фрида Кало, 1919 год. (wikipedia.org)

Жизнь Фриды круто изменилась дождливым вечером 17 сентября 1925 года, когда автомобиль, в котором ехала будущая художница со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. От силы удара молодого человека выбросило из машины. Но он легко отделался — лишь контузией, чего не скажешь о Фриде. Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра. Правая нога, иссушенная полиомиелитом, была переломана в одиннадцати местах. Тридцать два раза Кало побывала на операционном столе.

Кроме этого Фриду постоянно преследовала мысль о возможном проявлении наследственного заболевания: отец страдал эпилепсией. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Кало тогда было 18 лет. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Фрида начала с автопортретов: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

«17 сентября 1926 года — Фрида Кало (Авария)». (pinterest.com)

В 22 года Фрида Кало вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу. Их первая встреча произошла тогда, когда Фрида, еще подростком, увидела Диего расписывающим стены Национальной подготовительной школы

Он поразил ее детское воображение, она выслеживала его, дразнила «старым Фасто», старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила школьным друзьям: «Я непременно выйду замуж за этого macho и рожу от него сына».

Фрида Кало и Диего Ривера, 1932 год. (pinterest.com)

В то время Ривера был самым известным мексиканским живописцем. Он был искренним коммунистом, борцом с буржуазией, популярным среди простого люда оратором. Его всегда обожали женщины, а он отвечал им взаимностью. Их семейная жизнь с Фридой бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали «страстные, одержимые и порой мучительные» отношения.

В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Кало был жестоким. Гордая, она не стала своей болью делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, вероятно, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти увечья. «Всего-то несколько царапин!» — назвала полотно ироничная Фрида.

После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам жены. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав Фриду с американским скульптором Исамо Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил.

Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Львом Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.

Дом-музей Фриды Кало

В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико). Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. Это, после организации музея, стало большим преимуществом и внесло определенный колорит в экспозицию. При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер, и внутренний интерьер. Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице.

Память о художнице

Жизнь уникальной мексиканки вдохновила многих работников кино, музыкантов на создание произведения искусств, посвященных Фриде.

  • Фильм «Фрида» (2002). Роль художницы сыграла другая известная представительница Мексики, Сальма Хайек.
  • Фильм «Фрида на фоне Фриды»(2005). Неигровая арт-лента.
  • Документальный фильм «Жизнь и времена Фриды Кало»(2005).
  • Короткометражный фильм «Фрида Кало» (1971).
  • «Жизнь и смерть Фриды Кало» (1976).

В 1994 году известный джаз-флейтист из США выпустил целый альбом, посвященный художнице, Suite for Frida Kahlo. А в 2007 году в честь художницы был назван астероид.

Фрида Кало в современном брючном костюме фото

Ещё в 1937 году журнал Vogue, разместив фото Фриды Кало, провозгласил её иконой стиля. Позже, образом Фриды Кало вдохновились многие дизайнеры и фотографы. И по сей день стиль Фриды Кало пользуется широким интересом. А в 2002 году вышел художественный фильм «Фрида», посящённый жизни и творчеству великой художницы. В главной роли снялась мексиканская актриса Сальма Хайек. См. также: Самые красивые мексиканские актрисы

Роман с Львом Троцким

В январе 1937 года по приглашению своего друга Диего Риверы из Европы приехал опальный в СССР Лев Троцкий с супругой Натальей Седовой.

Художник тогда лежал в больнице с воспалением почек, и эмигрантов в порту Мехико встречала Фрида Кало.

Яркая и обаятельная супруга Диего с первого взгляда приглянулась революционеру в изгнании. Их флирт вскоре перерос в роман. Парочка не стеснялась жены Троцкого, при которой они говорили друг другу нежности на английском (Наталья не знала языка) и передавали фривольные записки в книгах.

Диего не подозревал об измене жены, а вот Седова быстро догадалась о влюбленности Троцкого. Биографы Кало считают, что она закрутила роман с революционером, чтобы отомстить Ривере за отношения с ее сестрой. Говорят, что при друзьях она называла Троцкого стариком и козлом и жаловалась, что он ей надоел. Их отношения закончились, когда Диего узнал о романе и выгнал супругов-эмигрантов из дома.

Революционер Лев Троцкий. Снимок сделан в полиции при оформлении документов, когда решался вопрос о предоставлении ему политического убежища. Репродукция Фотохроники ТАСС

Картины и автопортреты Фриды Кало

Фрида Кало “Что мне дала вода”

Фрида написала около 70 автопортретов. Первая ее работа «Авария” была написана всего через год после катастрофы. Трагические события жизни художницы окрашивали ее картины во все более мрачные тона. Чем хуже было ее внутреннее и физическое состояние, тем ужасающе выглядели ее работы. Фрида не боялась открыто выражать чувства, что было сразу видно по ее откровенным произведениям. Анатомия человеческого тела, уродства и патологии – все это помогало открыто выражать чувства художницы. Наиболее известными работами Фриды стали следующие картины:

  • «Маска смерти»;
  • «Фрукты земли»;
  • «Что мне дала вода»;
  • «Сон»;
  • «Автопортрет» («Диего в мыслях»);
  • «Моисей» («Ядро Создания»);
  • «Маленькая лань»;
  • «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль»;
  • «Автопортрет со Сталиным»;
  • «Без надежды»;
  • «Сиделка и я»;
  • «Память»;
  • «Госпиталь Генри Форда»;
  • «Двойной портрет».

Фрида Кало “Сон”Фрида Кало “Автопортрет “(Диего в мыслях)

Работы написанные в после операционный период, имеют особый смысл. Сразу становиться очевидным, насколько значимый и непоправимый вред испытывала на себе Фрида, во время подобных вмешательств в своем теле.

Колоритный наряд и ампутированная нога

Кало дышала бунтом и не хотела оставаться незамеченной – ни в политических идеях, ни своем творчестве, ни внешнем виде.

Пестрый мексиканский наряд, яркий макияж, богато укращенная прическа впоследствии стали внешним отражением ее идентичности и своего рода политической позиции, но изначально это был просто способ спрятать свои искалеченные ноги и стальной корсет. А когда в 1953 году Кало ампутировали правую ногу, то под длинными юбками начала прятать еще и протез.

Портреты Фриды Кало, сделанные Николасом Мюрреем: смотрите фото

Чтобы как-то развеселиться, художница разрисовывала свои корсеты и протезы.

Протез Фриды Кало

Кстати, когда Кало прописали носить стальной корсет, она написала картину «Сломанная колонна». Через полвека ею вдохновился кутюрье Жан Поль Готье, когда создавал костюм Лилу из фильма «Пятый элемент».

«Сломанная колонна» Кало и образ Лилу из «Пятого элемента»: фотосравнение