Фрэнсис форд коппола (francis ford coppola) — биография, новости, личная жизнь

«Люди дождя» (1969)

коппола

Кадр из фильма «Люди дождя»

Фото: Warner Brothers/Seven Arts

Мало кто об этом знает, но еще до «Крестного отца», в 1960-е годы, Коппола снял несколько полнометражных картин в разных жанрах, включая ужасы, комедию и мюзикл. Он был уже опытным режиссером, пусть и далеким от признания. Лучшее, что он сделал за тот период, — «Люди дождя»: настоящее роуд-муви, впитавшее опыт итальянских и французских кинематографий (чаще всего говорят о влиянии Антониони) и одновременно — плоть от плоти бит-поколения и новой волны американских авторов.

Сегодня «Люди дождя» занимают заслуженное место рядом с «Беспечным ездоком», «Бонни и Клайдом» и «Пятью легкими пьесами». А тогда Коппола победил с ним в Сан-Себастьяне, но в США фильм прошел скромно. Видимо, дело в обличительной для американской мечты идее: сбежавшая от мужа женщина подбирает на дороге бывшего футболиста, а ныне ментального инвалида, от которого все, включая ее, сразу после знакомства хотят избавиться. Безобидный мускулистый красавец оказывается выброшен на обочину во всех смыслах, и для своих бывших близких он теперь лишь бельмо на глазу.

Биография

Любимые фильмы Копполы

«Квартира»
«Пепел и алмаз»
«Плохие спят спокойно»
«Лучшие годы нашей жизни»
«Маменькины сынки»
«Король комедии»
«Бешеный бык»
«Поющие под дождём»
«Восход солнца»
«Телохранитель»

Опрос Sight & Sound (2012)

Ранняя жизнь

Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в Детройте, штат Мичиган. Отец Кармайн Коппола (1910—1991), флейтист из Детройтского симфонического оркестра, мать — Италия (урожденная Пеннино; 1912—2004). Коппола был вторым из трёх детей: его старший брат — Август Коппола (англ.)русск. (отец Николаса Кейджа), младшая сестра — актриса Талия Шайр. Родился в семье иммигрантов итальянского происхождения, его дедушка приехал в Соединенные Штаты из Бернальды, Базиликата. Его дед по материнской линии, популярный итальянский композитор Франческо Пеннино, эмигрировал из Неаполя. Коппола получил своё второе имя в честь Генри Форда, не только потому, что он родился в Больнице Генри Форда (англ.)русск., но и из-за ассоциации его музыканта-отца с производителем автомобиля. Дело в том, что на момент рождения Фрэнсиса, его отец был флейтистом, а также аранжировщиком и помощником режиссёра оркестра, который выступал под эгидой Ford Motor Company. Через два года после рождения Копполы, его отец был назначен главным флейтистом Симфонического оркестра NBC, и семья переехала в Нью-Йорк, поселившись в Вудсайте (англ.)русск. (Куинс), где Коппола провёл оставшуюся часть своего детства.

Будучи мальчиком, Фрэнсис заболел полиомиелитом и был прикован к постели в течение большего периода своего детства, что позволило ему развивать воображение во время просмотров постановок домашнего кукольного театра. Чтение пьесы Трамвай «Желание» в пятнадцатилетнем возрасте сыграло важную роль в развитии его интереса к театру. Увлекался созданием фильмов, смонтированных с домашних съёмок на 8-мм плёнку. В детстве Коппола был посредственным учеником, но он так интересовался технологией и инженерным делом, что друзья прозвали его «Наука» (англ. Science). Занимался музыкой, играл на тубе и выиграл музыкальную стипендию Нью-Йоркской военной академии (англ.)русск.. В целом Коппола поменял 23 школы, прежде чем он, в конечном итоге, окончил среднюю школу Great Neck North. В 1955 году поступил в колледж Хофстра (англ.)русск., изучал театральное искусство. Там он получил стипендию по драматургии. Это способствовало его интересу изучения режиссуры театра, несмотря на неодобрение своего отца, который хотел чтобы Фрэнсис изучал инженерное дело. Коппола был глубоко поражён, увидев фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир», особенно его потрясло качество монтажа фильма. Именно в это время Коппола решил, что он будет заниматься кинематографом, а не театром. Коппола говорит, что он был под сильным влиянием своего брата Августа и собирался стать писателем, он будет учиться в альма-матер своего брата: в колледже Хофстра и в Киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

«Молодость без молодости» (2007)

коппола

Тим Рот в роли Доминика Матея в фильме «Молодость без молодости»

Фото: Кино без границ

В XXI веке Коппола решил, что больше не будет связываться с большими студиями и кому-то что-то доказывать. Лучше снимать фильмы с маленькими бюджетами и быть свободным в любых экспериментах. Так, вряд ли кто-нибудь в Голливуде решился бы финансировать сложный сценарий по мотивам новеллы Мирчи Элиаде. Почти три месяца Коппола с небольшой командой колесил по Румынии, снял 162 часа, от которых в итоге осталось 124 минуты.

От рассказа о путешествии пожилого лингвиста внутрь себя сюжет ведет нас к погружению в прошлое человечества, к прамышлению и праязыку, и передать это можно было только очень поэтической формой. У большинства зрителей от нее осталось ощущение невнятности, но Коппола называет «Молодость без молодости» в числе пяти своих лучших работ в кино.

С 2011 года Коппола не поставил ни одного фильма, но недавно объявил, что готов приступить в созданию масштабного фантастического блокбастера «Мегалополис», который он мечтает снять уже 30 лет. Проект сейчас находится в разработке, его подробности не разглашаются, но название не случайно отсылает к шедевру Фрица Ланга «Метрополис». 80-летний Коппола уверен, что всё получится.

«Дракула», 1992

Зрелищная экранизация готического романа Брэма Стокера принесла Копполе более 200 млн долларов в прокате и стала одним из самых известных фильмов режиссера. На главные роли в мистическом блокбастере Коппола пригласил блестящий актерский состав — Вайнону Райдер, Киану Ривза, Гари Олдмана и Энтони Хопкинса. Во время работы над картиной режиссер вдохновлялся «Фаустом» и «Наполеоном» Абеля Ганса, избегал любой компьютерной графики и использовал старомодные эффекты. Сам Коппола признавался, что затея не во всем удалась, но лента обрела статус культовой и получила три премии «Оскар» и пять премий «Сатурн».

«Разговор», 1974

Психологический триллер «Разговор» считается одним из величайших творений Фрэнсиса Форда Копполы. Шпионский детектив, который режиссер снял между двумя «Крестными отцами», рассказывает о гении «прослушки» Гарри Коуле, которого наняли, чтобы записать разговор молодой пары на шумной площади Сан-Франциско. Главный герой понимает, что его заказчик планирует убийство, в этот момент конфликт между выполнением заказа и убийством, к которому оно может привести, заводит его в тупик, и Коул становится близок к безумию. Триллер с Джином Хэкменом в главной роли получил внушительное количество наград на кинофестивалях, в том числе и «Золотую пальмовую ветвь», три номинации на премию «Оскар» и пять номинаций на «Золотой глобус». Любопытно, что идею фильма Коппола подсмотрел в «Фотоувеличении» Антониони, в котором так же рассказывается о несовпадении реальности и нашего представления о ней.

«Крестный отец» — 1, 2, 3 (1972, 1974, 1990)

коппола

Марлон Брандо в роли Дона Вито Корлеоне в фильме «Крестный отец»

Фото: Paramount

Найдется немало людей, для которых «Крестный отец» стал не просто успешной трилогией, а произведением, формировавшим личность, давшим представления о чести и достоинстве, даром что речь идет о преступниках. «Крестный отец» разошелся на цитаты, причем здесь тот редчайший случай, когда можно бесконечно спорить, какая часть лучше: каждая претендует на совершенство, у каждой множество поклонников во всех странах мира.

В «Крестном отце» зажглись звезды Аль Пачино и Роберта де Ниро, а Марлон Брандо сыграл просто одну из лучших своих ролей. Девять «Оскаров», многолетнее место в тройке лидеров рейтинга IMDb — свидетельства высшего признания: профессионалов и обычных зрителей. Но главное — Коппола этой лентой изменил индустрию. Гангстерское кино вернуло себе давно утраченную поэтику, монументальное величие и масштаб античной трагедии.

«Люди дождя», 1969

В драматическом роуд-муви 1969 года Коппола объединил традиции итальянских и французских классиков кинематографа с новыми веяниями бит-поколения. Картина рассказывает нехарактерную для американской мечты историю: сбежавшая от мужа и рутины беременная Натали встречает Джимми, бывшего перспективного футболиста с психическим расстройством. У женщины возникает желание заботиться об оказавшемся на обочине жизни молодом человеке, что приводит героев к трагическому и необратимому концу. Экспериментальная лента так и не стала популярной у широкой аудитории, но критики называют ее одним из лучших образцов творчества раннего Копполы. К слову, продюсером фильма выступил никому не известный на тот момент Джордж Лукас.