“чернобыль”

Зато не как у HBO

Лента заявлена не просто как художественный фильм, но как авторская работа режиссера Козловского. Так авторы попытались избежать критики схожей с той, что обрушилась на Крэйга Мазина и HBO за их стремление к реализму. Учли и другие проблемы американского сериала: в российском фильме всего раз мелькает водка, нет следящего за всеми зловещего КГБ (лишь один партийный бюрократ), а главный герой позиционирует себя как Личность, а не винтик системы.

Всё это, впрочем, не помешало наделать своих ошибок, причем на ровном месте. Проблемы с фактикой и логикой повествования, избыточным геройством и неуместной любовной линией дополняются очень плохими диалогами. Некоторые просто фатально никудышные и на уровне «чего вы несете» или «к чему он это вспомнил». Да и говорят персонажи неразборчиво.

***

«Чернобыль» Данилы Козловского — простой и линейный фильм. Даже непонятно, на что было потрачено 700 миллионов рублей. Я очень старался поверить в персонажей и события, но как цельное произведение картина не работает, особенно со второй половины. Пропустив этот фильм, вы ничего не потеряете.

Лучше еще раз пересмотреть сериал HBO, честное слово.

А вы будете смотреть фильм?

  • ТОП-15 художественных фильмов и сериалов про Чернобыль: жуткие хорроры, культовые сериалы и великая классика
  • 10 лучших игр про Чернобыльскую Зону Отчуждения — классика от GSC, Чернобыль в VR, графонистый хоррор, поездки по Зоне на машине и многое другое
  • HBO выпустила сериал про аварию на Чернобыльской АЭС — почему его должен посмотреть каждый

Интересные факты

Немного полезной информации о том, где будет снимать фильм «Опасная вода» Данила Козловский:

  • Ходит слух, что некоторая часть съемок будет проходить на одной из действующих атомных электростанций. Рассматривается Курская АЭС;
  • Основные съемки будут происходить в Зеленограде. Подходящим местом для них станет Центр информатики и электроники, но пока дата и место производства не сообщается;
  • Внутренние затопления будут снимать путем рытья котлованов.

Курская АЭС / Локация в Зеленограде

Пока зрители находятся в ожидании выхода фильма Данилы Козловского “Чернобыль” (“Когда падали аисты” или «Опасная вода») 2021 года про Чернобыль, точная дата и трейлер уже появились в сети

Проект привлекает внимание своей темой о катастрофе, которая когда-то стала одной из самых печальных в истории СССР

Супергерой родом из USSR

Тут надо понимать вот что: инспектор пожарного надзора Алексей Карпушин живет полной жизнью холостяка. В свободное от несения службы время спекулирует дефицитными товарами, ходит в модных вещичках, бегает по бабам — эгоистичен и никого не слушает. Зачем ему кто-то? У него и так всё хорошо.

Фото со съемок лучше текста говорит о характере герояФото со съемок лучше текста говорит о характере героя

Уже одно это не позволяет поверить в персонажа. Ведь пожарная охрана и ЧАЭС, и самой Припяти, были специальными военными частями. И любого гуляку-фарцовщика особисты приняли бы на раз-два, не смог бы он дослужиться до звания капитана. Тем более речь об инспекторе на стратегическом объекте.

Эпизод подпольной торговли дефицитными товарамиЭпизод подпольной торговли дефицитными товарами

Но, следуя за героями российского кино, Карпушин такой, просто потому что может. Без каких-то объяснений. Он может на ходу «поймать» пожарную машину и приехать утром на ЧАЭС помогать тушить пожар, хотя должен прибыть на службу в Киев. Или он может отказаться от участия в спасательной операции, несмотря на приказ, мотивируя тем, что он уже перевелся в другой город.

Еще он может договориться с партократом из правительственной комиссии, чтобы сына Ольги отправили спецбортом на лечениеЕще он может договориться с партократом из правительственной комиссии, чтобы сына Ольги отправили спецбортом на лечение

Еще через эпизод — выйти из колонны автобусов эвакуации Припяти и поехать обратно на ЧАЭС. Он может найти правильные слова и добиться того, чтобы его вернули обратно в состав отряда водолазов. А после первой, неудачной попытки открыть заглушки, уже изрядно облученный, он может вернуться на станцию и попытаться сделать это еще раз, уже вручную и в горячей воде.

Ляпов, связанных с реальными событиями, тоже хватает. Приехав ранним утром после аварии на саму станцию, персонаж Козловского только чудом мог получить небольшую дозу облучения. Но нет. Он бегает под разрушенным реактором, спасая своих, и даже поднимается на крышу, чтобы вытащить одного из раненных товарищей.

Несмотря на полученную дозу и ожоги, Алексею достаточно пары уколов и он вновь готов к борьбе с невидимым врагом. Ладно один раз, но ведь Алексей вновь оказывается около реактора. А потом в третий раз! И даже так персонаж Данилы не может умереть сразу, он попадает в отдельную палату, косплея третий жуткий эпизод сериала HBO (к слову, никакой схожей жести в фильме нет).

Да и ради чего вообще понадобилось отправлять группу два раза открывать задвижки, обеспечивающие спуск скопившейся под реактором воды, ведь хорошо известно, что одного раза хватило?!

Бабник, любовь и красивая жизнь

Первые полчаса фильма потрачены на экспозицию любовной линии между героями. Авторы с первых кадров вплетают зрителя в давно разрушенную «лавстори» между парикмахером Ольгой Савостиной (Оксана Акиньшина) и пожарным Алексеем Карпушиным (сам Данила Козловский).

Открывающая сцена опубликованная на YouTube в качестве промо

Вот они случайно встретились, вот Алексей бегает за Ольгой как 17-летний пацан, а вот уже как опытный ловелас восстанавливает с ней отношения. Следующий эпизод — они вместе пьют чай, и девушка соглашается на свидание, но Алексей взбрыкивает и не приходит. Чтобы позже все же загладить вину перед ней и её сыном, а потом опять пригласить на свидание.

Все эти сцены в рамках любовной линии настолько пусты и бессодержательны, что я так и не понял, какие в прошлом отношения между этими персонажами были, как они развивались и к чему пришли. Персонаж Данилы Козловского не предпринимает никаких действий, не говорит никаких слов, направленных на воссоединение.

Оксана в образе одинокой разведенной женщины с ребенком получилась очень хорошоОксана в образе одинокой разведенной женщины с ребенком получилась очень хорошо

Вместо этого мы видим раздражающие истерики со слезами и криками, когда два тридцатилетних инфантила пытаются наладить отношения. При этом сценарий намекает на большую любовь между героями и то, что малолетний сын Ольги на самом деле от Алексея, а она так и не вышла замуж, потому что разочаровалась в мужчинах…

Намного лучше смотрелась бы семейная пара в кризисе среднего возраста или размолвке. Не пришлось бы тратить дополнительные усилия и объяснять, зачем вообще Алексей заинтересовался Ольгой и её сыном.

Баллада о супергерое Козловском

Сюжет картины повествует о любви обычного пожарного Алексея (Данила Козловский) и парикмахерши Оли (Оксана Акиньшина) во время событий Чернобыльской катастрофы. 10 лет назад они расстались, но теперь Алексей приехал в Припять и заново влюбился в девушку.

Расстроенный отказом с её стороны, он решает покинуть город, уволиться и переехать жить в Киев. Однако всё не так уж просто: взрывается четвёртый энергоблок ЧАЭС, срочно нужны ликвидаторы.

На протяжении всего фильма нам демонстрируют тяжелую работу пожарных и врачей, а также мельком указывают на решение проблемы с электростанцией. Параллельно авторы развивают любовную линию пары.

Здесь появляется и первая проблема

Сценарий так и пестрит условностями, а основное внимание уделяется всё-таки не молодым людям, а катастрофе и личным проблемам Козловского

У пары нет какого-то бэкграунда, нас просто ставят перед фактом: они были вместе, разошлись, а теперь Алексей узнаёт, что у него есть ребёнок и решает все исправить. Как так вышло, почему они расстались, на чем держались их отношения до и после расставания — неизвестно. Додумывать всё приходится зрителю, смотря на эмоции персонажей.

При этом, я бы не сказал, что очень много тех самых эмоций. Акиньшина то и дело забывает, как вести себя в кадре, она просто открывает рот и читает текст. Лишь в некоторых моментах она пытается выдать какие-то чувства, но и тут частенько терпит крах.

Козловский же оказался лучше режиссёром, чем актером. Нет, он вжился в роль вымышленного персонажа и ему соответствовал, но переигрывал, а пустые диалоги на это вдвойне давили.

Алексей Козловского получился самым настоящим супергероем. Смотрим аннотацию к фильму:

Обычный да не совсем. Пока все вокруг разрушающегося реактора погибают от передозировки радиацией и от разрушений энергоблока, Алексей твёрд и решителен в своих действиях. Его не берет огонь, он не тонет в воде и вообще не восприимчив к радиации. Прямо как супермен.

Те или иные действия он совершает исключительно ради корыстной цели: чтобы заполучить обратно свою возлюбленную.

И все бы ничего. Как говорят бывшие ликвидаторы, такие «везунчики» действительно были, на всех радиация действует по-разному. Однако на фоне непрекращающегося бреда такой супергерой выглядит просто смешно.

Лёша должен был стать собирательным образом ликвидаторов аварии, но из-за полуразрушенного характера героя мы видим лишь негатив. И создаётся ложное впечатление о тех, кто спасал другим жизни.

Саму катастрофу авторы элегантно пытаются обходить стороной

На вопросы о причинах взрыва реактора они отвечают, что виноваты люди, и не важно, какие. Случилось и всё

Также затрагивается и вопрос советской политической системы. Но и его «лаконично» обыгрывают: представитель власти просто заявляет, что система есть и ее не победить. Ещё вопросы?

От периодической тупости происходящего на экране приходится частенько пробивать лицо рукой. Один из зрителей через полчаса даже покинул зал.

При этом создатели фильма постоянно стараются выжать из зрителя хоть слезинку. То покажут рыдающую над ребёнком мать, то пытающихся пройти к облученным жён, то бегающих собак или раздавленных птиц.

Жаль, что все попытки тщетны, в происходящее совершенно не веришь. Хотя фильму есть, чем похвастаться в этом плане.

А Чернобыль-то будет?

Историческая справка: в начале мая 1986 года три сотрудника ЧАЭС, надев плотные водолазные костюмы, в целях защиты кожи от контакта с радиоактивной водой, спустились в бассейн-барботер под реактором, и открыли специальные задвижки, выпустив излишки жидкости. По воспоминаниям одного из «водолазов» Алексея Ананенко, грамотно решить задачу могли только сотрудники станции, причем это была их рабочая смена, а воды под реактором было не выше колена.

То есть все реальные события в фильме «Чернобыль» переиначены в угоду драматизма. Именно поэтому в нем два полных погружения в кипящую радиоактивную воду, метания «я не буду спасать мир»/«я мчусь спасать мир», психоделические трипы и другие странные решения. Даже тут американский сериал оказывается более правдивым, чем российская версия.

В фильме есть момент, когда ослепший полковник (на фото) «идет на свет» в сторону расплава, вытекшего из активной зоны реактора, и чуть было не становится первым обращенным монолитовцем в духе S.T.A.L.K.E.R.В фильме есть момент, когда ослепший полковник (на фото) «идет на свет» в сторону расплава, вытекшего из активной зоны реактора, и чуть было не становится первым обращенным монолитовцем в духе S.T.A.L.K.E.R.

Вы хотели саспенса? Ждали атмосферы? Нет, всего этого здесь нет. За полтора часа покажут пару размытых общих кадров ЧАЭС, взрыв станции издали, пару CG-пролетов на вертолетах и почему-то обилие огня во второй половине фильма. Видимо, раз кино про героя-пожарника, значит, ему на каждом шагу нужно побеждать огонь и дым (хотя с ними он не то чтобы борется, и это тоже странно).

Музыки в фильме много, но при этом она уместна в считанном числе моментов. При этом саундтрек сопровождает каждое действие героев: от обнимашек до кручения ржавого вентиля.

Картинка хороша, но на этом всё

Визуальная составляющая у Чернобыля получилась на высоком уровне. Где-то эффекты смотрятся даже лучше, чем у высокобюджетного аналога из HBO.

Чувствуется советская эпоха практически в каждом кадре: автомобили, дома, декорации, общий план, одежда и так далее. Создатели заморочились над деталями. Кажется, что им уделили даже больше времени, чем всем остальным элементам кино.

Сопровождающие картинку саундтреки зачастую отлично подходят под происходящее. А где-то даже подчеркивают грустные или эпические события.

Любопытный факт: раньше проект назывался «Когда падали аисты». И, думаю, не просто так. С ним есть отлично срежиссированная сцена, за которую можно только похвалить. Увы, но из запоминающихся моментов этот, наверное, единственный.

Неплохо поставлены и последствия аварии, а также сцены с эвакуацией населения Припяти. Хотя их катастрофически мало. Могли выжать и показать больше.

Что касается операторской работы, то она практически безупречна. Ксения Середа ловит уникальные и эффектные кадры, заходит к объектам с нестандартных сторон и показывает их иной вид.

Единственное, как по мне, периодически кажется, что оператор был пьян. Слишком уж часто трясётся камера. И не всегда это выглядит хорошо.