Феминистка

А зачем вам брак

Мы не считаем, что брак — это высшая точка взаимоотношений между людьми. Наши отношения не изменились от наличия штампа в паспорте — они как были хорошими, так и остались. Романтические отношения — это вообще не что-то непременное и обязательное в жизни, несправедливо и неправильно, что одиноких людей часто жалеют или думают, что с ними что-то не так.

Но брак даёт людям определенные привилегии в нашем обществе, от которых мы решили не отказываться. Я — активистка и публичное лицо, занимаюсь разными общественными проблемами и в связи с этим не чувствую себя в безопасности. Штамп в паспорте гарантирует нашей семье, что в случае чего мужа пустят ко мне в тюрьму или больницу. Увы, мы живем в такое время, когда фоново допускаешь такую возможность и учитываешь риски. К тому же, когда ты девушка и тем более феминистка, тебя редко воспринимают всерьез, а статус «жены» обескураживает людей, которые заранее навешивают на тебя ярлыки. Это тот случай, когда мы присвоили себе что-то якобы консервативное и используем это так, как считаем нужным.

Интерсекциональный феминизм

Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов. 

Основные идеи

  • Когда сексизм, расизм, гомофобия пересекаются, они образуют новый вид дискриминации. Например, угнетение темнокожих женщин не складывается из дискриминации темнокожих и женщин. Это отдельный вид угнетения. То же относится, например, к лесбиянкам (сталкиваются с сексизмом и гомофобией) и женщинам с инвалидностью (сталкиваются с сексизмом и эйблизмом — дискриминацией людей с особенностями здоровья).
  • Не существует единого женского опыта. Дискриминация белой гетеросексуальной женщины из среднего класса отличается от дискриминации темнокожей бисексуальной женщины из бедной семьи. Все женщины рискуют столкнуться с несправедливостью, однако у некоторых эта вероятность больше из-за сексуальной ориентации или расы.
  • Борьба с сексизмом неотделима от борьбы с расизмом, гомофобией и эйблизмом.

Поднаправления

Чёрный феминизм

Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.

Трансфеминизм

Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.

Постколониальный феминизм

Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».

Разбираем нюансы

Что такое феминизм

Это направление, в основе которого на самом деле нет никаких мужененавистнических мотивов. Это движение девушек, которые хотят наравне с мужчинами участвовать в политических выборах, занимать руководящие должности, получать желаемое образование и т.д.

Как отмечают сами феминистки, они не продвигают какие-то радикальные идеи. Один из признаков феминизма — предоставить возможность самостоятельно выбирать свой жизненный сценарий. Например, чтобы общество не навязывало девушке: вести ей домашнее хозяйство или развивать карьеру. А может, у нее и то, и другое получается отлично?

Из истории вопроса. Официально первой феминисткой принято считать американку Эбигейл Адамс, которая в 1776 году открыто выразила требование предоставить женщинам избирательное право. С тех пор в США, да и в других странах, феминизм с переменным успехом набирал обороты. В России расцвет женского движения пришелся на конец XIX – начала ХХ века. 

Казалось бы, то, за что бились девушки, удалось реализовать. Участие в выборах, получение образования — все это стало доступным. За что же дамы борются сегодня? На повестке дня, как уверяют участницы женского движения — сексизм и абьюз.

1. Сексизм

Сторонницы феминизма  мечтают о том, как побороть мужские предрассудки. Например, те, которые касаются женских обязанностей в семье. Ведь общество по сей день вешает ярлыки на представительниц прекрасной половины человечества:

  • «Не рожала — не женщина»
  • «Не вышла до 30 лет замуж — неудачница»
  • «Женское дело у плиты стоять, а не карьеру строить»

Причем подобные высказывания можно услышать не только от мужчин, но и от девушек, которые не прочь переложить ответственность за свою судьбу на супруга.

2. Абьюз

На самом деле тема очень актуальна. По разным оценкам, каждая пятая женщина сталкивалась с насилием со стороны благоверного. Беда в том, что многие жертвы абьюза терпят выходки тирана. Причин много: низкая самооценка, страх остаться одной с детьми. Последовательницы феминизма говорят о последствиях насилия без купюр, помогают жертвам токсичных отношений, создают благотворительные фонды.

Как видите, женское движение преследует различные цели. Но все мы понимаем, что любая активность хороша в меру. А социологи все же отмечают и положительные, и отрицательные веяния феминистских настроений.

Вторая волна феминизма

Возникла в 1960-е годы. Феминизм этого периода предложил расширенное понимание неравенства – оказалось, что уравнение в политических правах не исключает угнетения в семье и на рабочем месте, и это следствие патриархального порядка в обществе. Список тем, которые обсуждали феминистки, расширился: в него вошли борьба с насилием (домашним, сексуальным, экономическим, психологическим), критика навязанных гендерных ролей, вопросы о разнице зарплат и неоплачиваемом домашнем труде. Феминистки второй волны критиковали представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, забота о доме и отказ от карьеры,.

Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.

Ветви современного феминизма

Исходя из определения, феминизм защищает женщин и борется за их права, но со времён суфражизма движение успело преобразоваться, подстраиваясь под определённый исторический контекст и, соответственно, актуальные проблемы женщин. Сейчас феминизм подразделяется на разные ветви, идеологии, цели которых, видимо, разделены, но имеют одну общую — защиту прав женщин. Рассмотрим самые распространённые виды.

Интерсекциональный феминизм, упоминавшийся ранее, сейчас является одним из самых распространённых. Он возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. В основе идеологии лежит убеждение о том, что различные формы дискриминации неотделимы друг от друга и нельзя бороться против определённых притеснений, игнорируя остальные факторы; интерсекциональные феминистки утверждают, что в основе их борьбы нет структурированного единого женского опыта, который был бы универсален везде.

Либеральный феминизм считается одной из самых ранних форм движения, являясь продолжателем суфражизма. Главной целью либерального феминизма является достижение равных прав и возможностей между женщинами и мужчинами в сферах образования, предоставления рабочих мест и заработной платы, участия в политической, экономической и социальной жизни. Основным средством для достижения этой цели считаются реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин. Главными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с определёнными проблемами.

Радикальный феминизм возник во времена второй волны, но продолжил существовать в эпоху третьей и четвёртой волн, ассоциируется с ними, хотя по взглядам, методам и главным идеям порой расходится с мейнстримом. Главной целью радикального феминизма является разрушение патриархата, который считается главной причиной угнетения женщин. Он борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав. Радикальные феминистки известны благодаря ярким и заметным активистским действиям. Они убеждены в необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата.

Трансфеминизм — ветвь феминизма, борющаяся за права трансгендерных женщин и поднимающая вопросы гендерной идентичности. Данное направление борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам угнетения — трансфобии и мизогинии (такой вид дискриминации описывают общим понятием «трансмизогиния»).

Также важно разобраться в вопросе влияния сексизма на некоторые другие виды дискриминаций. В современном обществе часто поднимаются вопросы дискриминации ЛГБТК+сообщества

Многие активисты говорят о том, что конкретно гомофобия в отношении гомосексуальных мужчин возникает в том числе из-за сексистски настроенного общества. Мужчина, испытывающий влечение к другому мужчине (как в консервативных идеалах должна делать женщина), является будто бы прообразом женщины, к которой общество заведомо относится по-другому. Также, в соответствии со стереотипами, все гомосексуальные мужчины, «примеряя роль женщины» в сфере сексуальных и романтических отношений, приобретают феминность, т.е. примеряют на себя предписанную модель поведения женщины. Стоит отметить, что многие проявления феминности осуждаются обществом, даже если в остальных аспектах человек представляет определённый золотой общественный стандарт и является «белым богатым цисгендерным гетеросексуальным мужчиной».

Феминистка – Немного истории

Для того чтобы вполне понимать основные принципы феминистического движения, анализировать и правильно расставлять акценты в современных направлениях, необходимо понимать, как и с чего все начиналось.

Практически во всех странах мира, женщина не воспринималась иначе как домохозяйка, обеспечивающая продолжение рода и сохранение “домашнего очага”.

Это отношение, по всей вероятности, сложилось с первобытных времен, когда более слабые физически, женщины охотно оставались в жилищах, чтобы поддерживать огонь, не участвуя в охоте.

Необходимость постоянно подкидывать дрова, вынудило их большую часть времени проводить в шаговой доступности от дома. Веками этот уклад считался естественным и не находил сопротивления в душах слабого пола.

Отсутствие необходимости принимать участие в решении социально значимых вопросов, четкое разделение обязанностей – послужило тому, что они оказались за бортом. Их уделом стало решение исключительно ежедневных бытовых вопросов.

История появления

Феминистское движение в своем развитии прошло три этапа:

  1. 1775-1783 гг. – когда велась война за независимость Соединенных Штатов Америки, представительницы женского пола выступили с заявлениями о своем праве на участие в государственных делах страны. Движение возглавила жена тогдашнего президента США Джона Адамса – Абигейл Смит Адамс, которая одной из первых заговорила открыто о женских правах. Участницы движения выдвинули требования уравнять права мужчин и женщин и отказывались руководствоваться законами, в составлении и утверждении которых они не принимали участие. Самым главным требованием было предоставление возможности женщинам иметь право голоса на государственных выборах. Несмотря на тернистость и трудность пути, по которому двигались феминистки, они громко заявляли о себе посредством создания женских революционных клубов, политических организаций и печатных изданий. Эммелин Панкхёрст, Лукреция Мотт – наиболее известные борцы за права женщин в это время. Несмотря на их активные действия, представительницы прекрасного пола все равно находились дома в полном подчинении у своего мужа, им запрещали появляться в общественных местах, различного рода собраниях.
  2. Середина 1960-х годов – начало борьбы за равноправное положение женщин во всех сферах общественной жизни. Эта волна была связана с требованиями женщин равенства в социальных и юридических правах. Бетти Фридан, Симона де Бовуар – известные феминистки второй волны феминистского движения.
  3. С начала 90-х годов ХХ века по сегодняшний день – третья волна, связанная с активизацией феминистками своих действий, направленных на ликвидацию дискриминации по половому признаку, признание возможности участия женщин в политической жизни и крупном бизнесе, с использованием всевозможных современных технологий. Права, относящиеся в сексуальной жизни, – в этот период стали первоочередными. Призывом женщин стал отказ от представления женской сексуальности в качестве принятого шаблона и нормы. Они пытались внушить обществу, что сексуальность ценна как инструмент для возможного раскрепощения и расслабления. Активными участниками движения этого периода можно назвать Глорию Ансалдуа и Одри Лорд.

Сексуальная эксплуатация

Торговля женщинами и детьми занимает основной объём многомиллионной ежегодной торговли людьми. Как отмечает международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами, 87 % пострадавших — жертвы сексуальной эксплуатации. Для решения проблемы предлагаются меры, в разной степени оправдавшие или дискредитировавшие себя — от криминализации клиентов до легитимизации проституции, — но факт остаётся фактом: торговля женщинами повсеместна, хотя зачастую невидима обществом, и недопустима. Текущая ситуация угрожает не только свободе женщин, но и их физическому и психологическому здоровью — по сути, она функционирует по тем же законам, что и рабочее рабство.

Феминизм исследует и то, как сложившаяся модель общества формирует запрос на секс-услуги: в частности, почему клиенты — в большинстве своём мужчины, как на спрос влияет культура насилия и как секс-торговля встроена во властную иерархию полов. Ясно одно: право женщин самостоятельно распоряжаться собственным телом должно быть обеспечено законодательно и экономически, а равноправия невозможно достичь, пока женщина может быть товаром.

Этапы развития

Историю феминизма принято разделять на 3 волны, каждая из которых соответствует исторической эпохе, событиям, войнам и постоянным изменениям в обществе. Каждая волна определяется отдельными аспектами дискриминации женщин. Соответственно цели и результаты смещаются, однако, рассмотренные ранее главные принципы сохраняются.

Феминизм первой волны

Феминизация первой волны датируется 1850–1930 годами. К ней относят создание самых первых феминистских организаций. Эта волна наиболее либеральна, так как феминистки (скорее даже суфражистки) боролись за всеобщее равенство прав, независимо от половой принадлежности. Главным событием первой волны называют принятие 19-ой поправки Конституции США. В ней сказано о том, что пол не является препятствием для ограничения избирательных прав, прав участия в политической жизни.

Итогами первой волны стали:

  • Получение женщинами избирательного права;
  • Право женщин получать образование, независимо от возраста и принадлежности к классу;
  • Разрешение получения высшего образования любой специальности;
  • Право осуществления трудовой деятельности в любой выбранной профессии. Юриспруденция и политика не стали исключением для женского пола;
  • Получение права собственности замужних женщин.

Феминизм первой волны – это борьба за основные права и ценности человека для женщин

Феминизм второй волны

Обычно феминизм второй волны относят к 1960–1981 годам. Во вторую волну феминизм как явление усложняется и приобретает новые проявления. Помимо политических прав, феминизм развивается в отношении к самой женщине. Феминистки идут против традиционного представления женщины лишь в качестве матери, жены, сексуального объекта. Кроме этого, начинается активная борьба с семейным насилием, неравенством в трудовой деятельности.

К результатам второй волны относят:

  • Исключение дискриминации в профессиональной деятельности;
  • Равенство при оплате труда;
  • Развитие программ по поддержке женщин – жертв семейного насилия;
  • Запрет порнографии, борьба с сексуальной объективизацией женщин (то есть женщин перестали принимать лишь как сексуальный объект);
  • Получение доступа и возможность использования женщинами контрацептивов, в некоторых странах легализованы аборты.

Аборты остаются серьезной проблемой для многих стран

Феминизм третьей волны

Третья волна феминизма проходила в 1990–1999 годы. Она отличается от двух предыдущих тем, что феминизм обрастает философскими идеями. Он превратился не просто в освободительное движение, а в целую идеологию, систему взглядов. Одним из важнейших вопросов становится вопрос о гендерной идентичности.

Итогами третьей волны являются: 

  • Сексуальная свобода женщин. Женщины вправе получать удовольствие от сексуальных отношений, не подвергаясь общественному унижению и осуждению «slut shaming»);
  • Создание большего количества убежищ для тех, кто оказался жертвами домашнего насилия;
  • Количество женщин в политической, юридической сферах, а также в СМИ возросло. 

Тело и секс

В нашей семье мы спокойно без стеснения и неловкости говорим о сексе и вообще обо всём, что связано с телом. Мы уважаем тело партнёра и его особенности, спрашиваем, что нравится, а что не нравится, уважаем отказ, ведь «нет — значит, нет». Также мы не имеем права контролировать тело другого, в том числе изменения веса, бьюти-практики, которые человек использует, одежду, которую носит. Мы можем спросить мнения партнёра и учесть его, но наше собственное мнение и комфорт стоят выше. Также мы не считаем, что женщина должна подвергаться давлению стандартов красоты больше, чем мужчина: например, мы оба можем пользоваться косметикой, оба при этом можем не брить ноги — это не воспринимается как что-то «некрасивое».

Мы спокойно обсуждаем менструацию, а иногда мой муж ведет календарь менструации вместе со мной или покупает мне средства гигиены. В нашей семье тело — это не табу, а разговор о теле помогает понять самочувствие партнёра и лучше заботиться о нём. Тело — это не стыдно, а прекрасно и интересно.

Мы не считаем, что деторождение и материнство в 2020 году — это предназначение женщины. Родительство должно быть взвешенным и осмысленным выбором, чтобы любимых детей и счастливых семей было больше. Более того, мы учитываем все риски родов для здоровья женщины (то есть моего здоровья) и для её социализации: женщина, как правило, выпадает на несколько лет из своей жизни. Поэтому мы также договорились, что, если у нас появится маленький ребенок, декретный отпуск мы будем брать поровну с мужем, чтобы разделить эту жертву (а ради ребенка многим приходится жертвовать) на двоих, а не сваливать всё на женщину.

Марксистский феминизм

Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: , и .

Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт.

В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее

Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.

Такое видение называлось государственным матриархатом, поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.

Ограниченный доступ к образованию

Гендерное неравенство объясняется целым рядом причин, и ограниченный доступ к образованию — одна из них. Женщины составляют две трети от общего количества неграмотных людей в мире. По данным ООН, часто девочкам не удаётся получить образование из-за того, что родители считают, что им выгоднее вложить средства в образование мальчиков; девочкам же положено больше заниматься делами по дому, и они чаще вынуждены бросать учёбу, чтобы посвятить себя семье. Отсутствие образования, в свою очередь, не позволяет женщинам выйти за пределы довольно ограниченного круга действий: их задачей становится вести дом, готовиться к браку, рожать детей. По сути, так ставится под сомнение то, что женщины могут исполнять и другие роли, кроме роли матери и жены, достигнуть чего-либо в публичном пространстве. И даже если в стране право на образование по умолчанию доступно всем, девочкам могут мешать негласные гендерные барьеры и недружелюбность «мужской» профессиональной среды. 

Пока ректор МГУ желает студенткам факультета психологии стать хорошими жёнами будущим специалистам, которыми гордится университет, а женщины Саудовской Аравии, по закону, должны требовать специальное разрешение для получения высшего образования, о равенстве говорить сложно. 

Кто такие феминисты?

Попробую объяснить, кто такие феминистки и феминисты простыми словами. Феминистки – это женщины, ценящие свою независимость. Основная идея в том, что все люди рождаются равными, вне зависимости от пола. Патриархальное общество принижает женское достоинство и умаляет ценность женщины, как человека. Принято считать, что женщины не только физически слабее мужчин, но и умственное развитие у них гораздо ниже.

В последние годы отмечается феминизм у мужчин. Разумеется, их не называют феминистами, и для них есть термин «профеминист».

Профеминисты, как и феминистки выступают за гендерное равенство. Феминистки могут принять в своё сообщество мужчину, но ни за что не допустят его к руководству. Ведь природная агрессия мужчин рано или поздно возьмёт своё, и они попытаются своим авторитетом задавить женщин.

Статистика самоубийств, также говорит о том, что мужчины чаще не могут справиться со стрессом.

При равных нарушениях закона мужчины получают наказание более жёсткое, чем женщины.

При разводе мужчинам редко позволяют опекать детей самостоятельно, если у них есть мать

И неважно, насколько эта мама может и хочет выполнять свои обязанности в отношении детей. Мужчинам же достаётся скромная роль кошелька, который обязан финансировать свою бывшую семью

Во всём мире пенсионный возраст для мужчин выше, и в целом существует целый ряд того, что можно назвать угнетением мужчин. Если изнасиловали женщину – это трагедия. Насилие же в отношении мужчины, воспринимается как анекдот.

«Главная современная феминистка» США Кэсси Джей попыталась рассмотреть маскулизм глазами феминистки.

Документальный фильм «Красная таблетка», который она выпустила в 2016 г., раскрывает скрытые проблемы общества, и о них не принято говорить. Постепенно вникая в проблемы мужчин, Кэсси изменила своё мнение о них и об идеях феминизма. Фильм получил массу критики, а феминистки Австралии добились запрета на показ фильма у себя в стране и даже объявили режиссёра персоной нон грата.

Феминизм в России


О феминизме кратко — это 50/50, т.е. равенство в правах

Феминистское движение начало складываться еще в дореволюционной России. Тогда первоочередной задачей было обеспечение женщин оплачиваемым трудом, а также возможностью получать образование. Затем феминизм в России политизировался и целью стало достижение избирательного права. Реализация этой цели состоялась в 1917 году, когда Временное правительство одобрило данный проект.

Советская власть была заинтересована в женщинах, как в рабочей силе. Именно в период власти большевиков женщины массово оказались на рынке труда. Слабый пол обрел возможность экономической независимости, получения образования. Произошла легализация абортов.

Советская конституция закрепила за женщинами равный труд и соответствующую оплату. Проводилась поддержка работающих матерей, были созданы детские сады.

Но к 1930 году «женский вопрос» попал в немилость власти и Сталин упразднил женотделы. Аборты запретили, гендерные роли вернули в традиционное русло с ужесточением института брака. Оттепель 60-х возродила общественный интерес к женскому движению. Советские феминистки начали сотрудничать с западными, но при этом возникали сложности во взаимопонимании из-за разницы в менталитете.

В 21 веке российские феминистки пытались на примере Израиля провести для женщин военную службу по контракту, но получили отпор со стороны Министерства обороны. В современной России феминизм не находит широкой поддержки и считается чрезмерно агрессивным.

Предполагается, что женщины и так уже имеют все необходимые права, а большинство спорных вопросов гендерного плана могут разрешаться на семейном уровне. Хотя остаются вопросы, связанные с регулированием физического насилия над женщинами на государственном уровне, в суде.

Постмодернистский феминизм

Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.

Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.