Contents
- Тактико-технические характеристики F-15
- Недостатки
- Характеристики
- Тактико-технические характеристики F-15
- Модификации
- F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- Почему победил Cу-27?
- Истребитель F-15 — видео
- Примечания
- Сравнение характеристик Су-27 и F-15
- Вооружение
- Как проходил учебный бой между самолётами на Украине?
- Эксплуатация
- F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- Истребитель F-15 — видео
- Боевое применение
- Конструкция
- ВВС США модернизируют свои истребители F-16 Fighting Falcon. Обои F-16 на рабочий стол.
Тактико-технические характеристики F-15
— Главный конструктор: Д. Графф- Первый полёт: 27 июля 1972 года- Начало эксплуатации: 9 января 1976 года- Единиц произведено: 1 500
Стоимость F-15
— F-15A/B $27,9 млн (1998 год), F-15C/D $29,9 млн (1998 год)
Экипаж F-15
— 1 человек
Размеры F-15
— Длина: 19,43 м- Размах крыла: 13.05 м- Высота: 5,63 м- Площадь крыла: 56,5 м²- Угол стреловидности по передней кромке: 45o- Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
Вес F-15
— Масса пустого: 12700 кг- Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow)- Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.)- Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг- Масса топлива в конформных баках: 4422 кг
Двигатели F-15
— 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100, −220, −229.
Тяга:- 2 × 6655 кгс (65,2 кН) F100-PW-100- 2 × 7910 кгс (77,62 кН) F100-PW-220, F100-PW-229
Тяга на форсаже:- 2 × 10810 кгс (106,0 кН) F100-PW-100- 2 × 11335 кгс (111,2 кН) F100-PW-220- 2 × 13250 кгс (130 кН) F100-PW-229
Скорость F-15
— Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (M=2,5)- Максимальная скорость на малой высоте: 1450 км/ч (M=1,2)- Скорость захода на посадку: 232 км/ч- Скороподъёмность: 254 м/с- Длина разбега: 686 м (F100-PW-100 для взлетного веса 20240 кг)- Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)
Дальность полета F-15
— Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением)- Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)
Практический потолок F-15
— 20000 м
— Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при М=0,9)- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/−3,0 (у F-15A: +7,3/−3,0)
Авионика
— РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4- Система предупреждения об облучении AN/ALR-56C RWR входит в состав TEWS (Tactical Early Warning System) F-15C/D.
Вооружение F-15
— Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов- УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты- УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты- УР AIM-120 AMRAAM (F-15C/F-15D) до 8
Недостатки
Высокая производительность F-15 достигается при высокой стоимости: 30 миллионов долларов за единицу. Во время его разработки критики волновались, что самолет был слишком большим и тяжелым, чтобы быть успешным борцом с собаками, хотя его послужной список доказал обратное. Самолет способен летать быстрее, чем рейтинг G его планера, что требует от пилотов системы предупреждения, чтобы они не оказывали слишком большое давление на самолет.
Поскольку F-16 имеет только один двигатель, он более уязвим к катастрофе, чем F-15, который может летать на одном двигателе. F-16 также имеет более низкую максимальную скорость, потолок обслуживания и более медленную скорость набора высоты, чем F-15.
Характеристики
F-15 характеризуется двухдвигательной конфигурацией, которая дает самолету такую тягу, что он может ускоряться при подъеме прямо под углом 90 градусов и подниматься на 30 000 футов всего за 60 секунд. Конструкция с двойным хвостом и стреловидным крылом обеспечивает высокий угол атаки и хорошую устойчивость на очень высоких скоростях.
F-16 — это одномоторный самолет с одним хвостом, использующий тот же реактивный двигатель Pratt и Whitney P100, что и F-15. Это был первый серийный самолет, разработанный с ослабленной или отрицательной стабильностью. Большинство самолетов спроектированы с положительной стабильностью, что означает, что они, естественно, хотят вернуться на прямой и ровный полет без участия пилота. Таким образом, ослабленные средства обеспечения устойчивости делают маневрирование более эффективным с точки зрения потери энергии, поскольку планер не противостоит маневрам. Бортовой компьютер помогает поддерживать стабильность F-16. С полной загрузкой топлива самолет может выдержать маневры 9 G.
Тактико-технические характеристики F-15
— Главный конструктор: Д. Графф — Первый полёт: 27 июля 1972 года — Начало эксплуатации: 9 января 1976 года — Единиц произведено: 1 500
Стоимость F-15
— F-15A/B $27,9 млн (1998 год), F-15C/D $29,9 млн (1998 год)
Экипаж F-15
— 1 человек
Размеры F-15
— Длина: 19,43 м — Размах крыла: 13.05 м — Высота: 5,63 м — Площадь крыла: 56,5 м² — Угол стреловидности по передней кромке: 45o — Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
Вес F-15
— Масса пустого: 12700 кг — Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow) — Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.) — Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг — Масса топлива в конформных баках: 4422 кг
Двигатели F-15
— 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100, −220, −229.
Тяга: — 2 × 6655 кгс (65,2 кН) F100-PW-100 — 2 × 7910 кгс (77,62 кН) F100-PW-220, F100-PW-229
Тяга на форсаже: — 2 × 10810 кгс (106,0 кН) F100-PW-100 — 2 × 11335 кгс (111,2 кН) F100-PW-220 — 2 × 13250 кгс (130 кН) F100-PW-229
Скорость F-15
— Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (M=2,5) — Максимальная скорость на малой высоте: 1450 км/ч (M=1,2) — Скорость захода на посадку: 232 км/ч — Скороподъёмность: 254 м/с — Длина разбега: 686 м (F100-PW-100 для взлетного веса 20240 кг) — Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)
Дальность полета F-15
— Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением) — Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)
Практический потолок F-15
— 20000 м
— Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при М=0,9) — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/−3,0 (у F-15A: +7,3/−3,0)
Авионика
— РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4 — Система предупреждения об облучении AN/ALR-56C RWR входит в состав TEWS (Tactical Early Warning System) F-15C/D.
Вооружение F-15
— Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов — УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты — УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты — УР AIM-120 AMRAAM (F-15C/F-15D) до 8
Модификации
Разработка и производство новейших моделей F16 проводились силами международного консорциума с главным офисом в США. Государства, принимавшие участие в изготовлении истребителя: Бельгия, Нидерланды, Дания, Англия и США. Голландская авиакомпания Fokker изготавливала центроплан, крылья и закрылки. Бельгийская Sabca — хвост фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение. Бельгийский завод FN изготавливал моторы F 100.
Модификации:
- F-16А — базовая модель, одноместный, многофункциональный, используется в дневное время;
- F-16В — 2-местный, учебно-боевой, выпускается с 1977 г.;
- F-16С — одноместный, модернизированный, используется ВВС с 1984 г.;
- F-16D — 2-местный, учебно-боевой, выпуск с 1984 г.;
- F-16N и TF-16N — одно и 2-местные варианты, изготовленные для лётной школы «Топ Ган» ВМС США;
- F-16ADF — ПВО-истребитель для Нацгвардии США на основании F-16А;
- F-16С и F-16R — разведчик вместо RF-4C;
- FSX — авиамашина на основе F-16 для подмены бомбардировщика F-1.
Планы модернизации
Изготовитель планирует дальнейшее усовершенствование всей серии истребителей. Боевые машины должны иметь CCV и AFTI. Улучшения затронут конфигурацию и цифровую систему управления полетом. F-16XL будет иметь бесхвостовую схему и усовершенствованную маневренность, большее расстояние беспосадочного перелёта, более современное вооружение.
Night Falcon и «Block 50»
Летательные аппараты «Block 40/42» Night Falcon изготавливаются с 1988. Истребителя оснащены системой LANTIRN, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления полетом, автоматической системой рельефного следования по местности. Боевая машина может нести управляемые ракеты AGM-88B.
Night Falcon
Установка дополнительного оборудования повлекла увеличение взлётного веса и усиление шасси. С 1991 г. производятся авиамашины «Block 50» и «Block 52». Они оснащены РЛС APG-68, современным ИЛС и ЭВМ, дипольным отражателем, СИП. Установлены новые моторы (F110-GE-229, F100-PW-220).
Block 50
Истребитель-перехватчик ПВО
В 1986 году 270 истребителей F16-А/В были переоборудованы в истребители-перехватчики ПВО. Самолеты были оснащены новой РЛС, отслеживающей небольшие объекты, пусковыми установками для управляемых ракет AIM-7 Sparrow. Перехватчики могут поднять целых 6 ракет AIM-120, AIM-7, AIM-9.
F-16CJ и F-16DJ
Для замены старых противорадиолокационных истребителей F-4GWWV были созданы F-16CJ в рамках серии «Block 50». Новые самолёты были одноместными. Вся работа второго пилота возлагалась на компьютер. Было выпущено несколько 2-местных машин серии F-16DJ. Истребители использовались парами. Они несли ракеты против РЛС (AGM-88, AGM-45) и самонаводящиеся ракеты (AIM-9 и AIM-120).
F-16CJ
F-16V
В 2015 году была изготовлена новейшая версия — F-16V, её назвали «Гадюка» («Viper»). Машина оснащена масштабированной радарной антенной APG-83 SABR, система дневного и ночного прицеливания SNIPER. Авиакомпания Lockheed Martin собирается улучшить все F-16C до стандарта F-16V или F-16S.
F-16I
2-местный F-16I создан на базе «Block 52» для ВВС Израиля. Истребитель получил название «Гроза» («Sufa»). Бортовая оснастка и вооружение летательного аппарата F-16I изготавливаются израильтянами. Закуплено — 102 машины. Стоимость одного самолёта — 70 млн. долларов.
F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Предназначен для действий по наземным и морским целям, расположенным на значительном удалении, а также для завоевания господства в воздухе, сопровождения и перехвата. В декабре 1969 г. после трехлетней разработки перспективного истребителя F-X была выбрана в качестве главного подрядчика и получила первый заказ на выпуск одноместных самолетов F-15A и двухместных учебно-тренировочных TF-15A (позднее F-15B) 26 июня 1972 г. первый опытный самолет F-15A выкатили из ворот сборочного цеха в г. Сент-Луисе, а его первый полет состоялся 27 июля 1972 г. Двухместный опытный образец впервые поднялся в воздух 7 июля 1973 г.
Почему победил Cу-27?
Прежде чем понять, почему победил российский истребитель, необходимо представить ситуацию, в котором оба эти самолёта встретятся в реальном бою. БРЛС они будут включать лишь на короткое время. Таким образом им удастся остаться незамеченными для СПО друг друга. Правда, российская боевая машина может постоянно искать объект, используя ОЛС в пассивном режиме.
У российского военного судна «дальнобойный» РСД, поэтому, если американский самолёт «увидит» его раньше, русский пилот сможет атаковать быстрее. Ведь «американцу» нужно будет какое-то время затратить на приближение, чтобы начать сражение.
Если в бою между Су-27 и F-15 произойдёт запуск ракет средней дальности, то у российской боевой машины будет небольшое, но преимущество. К тому же атакованный сможет применить РЭБ. ПРГСН потребуется пару секунд для повторного захвата цели. За это время «сушка» сможет выполнить противоракетный маневр. Однако российские ракеты с ТГСН с высшей вероятностью смогут уничтожить неприятеля, ведь они будут выпущены по данным ОЛС.
В ближнем воздушном сражении «сушка» превосходит F-15.Оказавшись в такой ситуации, американский лётчик попытается выйти из боя. Если не успеет, российский истребитель его уничтожит. Ведь маневренность и боевые возможности у русского военного самолёта на ближнем расстоянии выше, чем у «американца».
Истребитель F-15 — видео
Одним из основных отличий F-15A от истребителей третьего поколения выступала высокая тяговооруженность и малая удельная взлетная масса, что делало его одним из самых маневренных сверхзвуковых истребителей 1970-х гг. Истребитель F-15 является одним из самых надежных самолетов ВВС США (средний коэффициент аварийности 3,9 на 10000 летных часов). F-15A построен по классической схеме, с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оборудован РЛС AN/APG-63, AN/ASN-109, ИЛС, радионавигационной системой TACAN, бортовой ЭВМ, системой РЭБ.
На пяти углах подвески могут быть установлены УР AIM-7 «Спэрроу». AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM общей массой до 7300 кг. В правом крыльевом наплыве находится шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (калибр 20 мм, боезапас 940 патронов). В середине 1979 г. началось серийное строительство более совершенной модификации одноместного истребителя F-15C и его двухместного аналога. Новые модели имели увеличенный запас топлива во внутренних баках, новейшее радиоэлектронное оборудование и конформный контейнер, в котором размещалось топливо или разведывательное оборудование.
Самолет F-15E «Страйк Игл» разработан совместно и «Хьюз». Опытный самолет, переделанный из F-15B. совершил первый полет в августе 1981 г.. а вновь построенный F-15E поднялся в воздух в 1986 г. Этот двухместный истребитель предназначен для дальних перехватов в любых погодных условиях и ведения ближнего маневренного боя. Продолжительность полета без дозаправки более 5 часов.
F-15E отличается перепроектированной системой управления, новыми многоцелевыми электронно-лучевыми индикаторами пилотажно-навигационной системы, усовершенствованной системой управления вооружением, наличием широкоугольного индикатора данных на лобовом стекле, РЛС AN/APG-70 с синтезированным раскрывом, а также возможностью нести ИК-систему LANTIRN для ночного прицеливания и навигации на малой высоте. В гондолах под фюзеляжем F-15E размещена ИК-система FLIR для обзора передней полусферы и РЛС для обеспечения полета о режиме огибания рельефа местности.
Максимальный вес вооружения F-15E составляет 11100 кг, боевой радиус — 1270 км, максимальная скорость — более 2 М. Серийное производство в настоящее время продолжается, и ВВС США планируют довести их количество примерно до 1500 самолетов. Самолеты F-15 состоят на вооружении ВВС США. Израиля (F-15A.B), Саудовской Аравии (F-15C.D) и Японии. Первое боевое столкновение с участием F-15 произошло 27 июня 1979 г. над Южным Ливаном, когда 6 израильских самолетов F-15A и 2 истребителя «Кфир» вступили в воздушный бой с 8 сирийскими истребителями МиГ-21. По израильским данным, в бою было уничтожено 6 сирийских истребителей. Первый самолет F-15A потерян в боевых условиях на юге Ливана в апреле 1981 г. F-15C был одной из «звезд» войны в Персидском заливе (1991 г.). 120 самолетов этого типа совершили более 5900 вылетов при среднем коэффициенте боеготовности 94%. Истребители F-15C сбили 37 из 39 самолетов, потерянных Ираком в воздушных боях.
Примечания
- Aerospaceweb.org | Aircraft Museum — F-15E Eagle
- ↑ 12 Boeing продал истребителей F-15 на 11 миллиардов долларов
- С 1997 года — Боинг.
- Tim Bennett’s War Архивировано 24 марта 2012 года.
- Steve Davies. F-15E Strike Eagle Units in Combat 1990—2005. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 59, 2005. — С. 22—23.
- F-15E STRIKE EAGLE
- Order of Battle — Israel (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 августа 2012. Архивировано 27 мая 2012 года.
- Boeing завершил поставку истребителей F-15K Южной Корее
- «Боинг» завершил поставку ВВС Республики Корея истребителей F-15K «Слам игл»
- of Battle — Saudi Arabia (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 12-08-2013 )
- Boeing Gets $11.4 Billion Piece of Saudi F-15 Deal
- США модернизируют саудовские F-15 за 777 миллионов долларов
- Boeing: Boeing Rolls Out 1st F-15SG to Singapore (неопр.) . Дата обращения 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
- The Base Leg Blog: Last of 24 F-15SGs have been delivered to Republic of Singapore AF (неопр.) . Дата обращения 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
- ↑ 12 Потери ВВС коалиции входе войны 1991 года
- ↑ 12 Damaged and lost allied planes and helos
- Потери ВВС коалиции в Ираке 2003—2007 гг
- OEF 2009 OEF-Statistik
- F-15E crashed in Afghanistan, pilot killed
- https://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=134757264 (недоступная ссылка)
Сравнение характеристик Су-27 и F-15
Тяжёлый истребитель Су-27 целесообразно сравнивать с американским F-15С (далее по тексту “F-15”), так как их модификации почти одинаковые. F-15А был изготовлен задолго до создания российского самолёта, он заметно уступает ему в теххарактеристиках. Су-27 и F-15 — два истребителя, предназначенные для завоевания превосходства в воздухе. Боевые машины принадлежат к 4 поколению. Имеют современное бортовое оборудование, обладают сверхзвуковой скоростью. Могут поднять в небо подвесное ракетное вооружение для сражения на средней и ближней дистанции, а также несколько тонн бомб.
Тяжёлый истребитель Су-27
Сравнение этих истребителей следует начать с сопоставления их взлётной массы. У Су-27 она равна 23 т, у F-15 — 21 т. Российский самолёт может поднять в небо 6 т нагрузки. Его боевой радиус — 1 400 км. Подвесные снаряды размещены на 10 узлах: 6 под крыльями и 4 под фюзеляжем.
Снаряжение «сушки»: «воздух-воздух» РСД (ПРГСН Р 27Р, ТГСН Р27Т); РМД (ТГСН Р73). На борту находится авиапушка 30 мм (на 150 снарядов). РЛПК 27 имеет РЛС Н001, находящую цели на расстоянии 100 000 м в ЗПС и 190 000 м в ППС. ОЛС 36Ш отыскивает неприятеля на удалении 50 000 м в ЗПС и 15 000 м в ППС.
Какой из истребителей сильнее?
F-15Су-27
Российский военный самолёт способен сопровождать 10 целей, а одну — обстреливать двумя ракетами с ПРГСН. Бортовой оборонный комплект состоит из СПО 15 «Берёза», аппаратуры АПП 50. На крыльях установлена система активных помех «Сорбция». Базовое снаряжение «сушки» не предполагает использование управляемых ракет для уничтожения наземных и надводных целей. Дальность полёта ракет Р 27 — 80 000 м в ППС и 30 000 м в ЗПС, соответственно, Р 27РЭ — 110 000 м и 40 000 м, Р73 — 30 000 м и 15 000 м.
Боевой радиус F-15 — 900 км. Подвесные ракеты расположены на 8 узлах. На каждом — по 4 РСД и РМД. РЛС AN/APG 63 может обнаружить объект с расстояния — 170 000 м в ППС. Оснащены РСД с ПРГСН АIM 120, а также РМД с ТГСН AIM 9LM. На борту — пушка «Вулкан» 20 мм с явным преимуществом по боекомплекту (940 снарядов). Бортовой оборонный комплекс состоит из СПО «Лоран» AN FLR 56, системы активных помех AN FLQ 135, отражателей AN FLE 45. Дальность АIM 120 — 50 000 м в ППС и 20 000 м в ЗПС. Параметры AIM 9LM похожи на Р 73.
F-15
Истребители обладают симметричным оружием. Русский самолёт превосходит «американца» в вертикальной и горизонтальной маневренности. У F-15 без ДТБ боевой радиус меньший на 36%. Выровнять этот показатель можно, если установить 2 ДТБ, из-за чего существенно снизится маневренность и уменьшится количество ракет на 2 единицы. АIM 120 в два раза уступает Р 27РЭ. Р73 превосходит AIM 9 в ближнем сражении. У «сушки» имеются РСД с ТГСН, что позволяет атаковать неприятеля без использования РЛПК в ЗПС.
Вооружение
У истребителя 9 точек подвески. Боевая нагрузка составляет 5420 кг. Правда, в ущерб маневренности она может составлять 9276 кг. F-16 может нести 1 пушечный контейнер GPU-5/A с 30 мм пушкой.
Масса вооружения:
- центральные — два по 1,58 тыс. кг;
- под фюзеляжем — 1 тыс. кг;
- внутренние — два по 2,04 тыс. кг;
- на законцовках — два по 193 кг;
- внешние — два по 318 кг;
- доп. точки подвески сбоку воздухосборника — два по 408 кг.
Боекомплект:
- стрелково-пушечное — 6-ствольная пушка М61А1 20 мм на 511 снарядов;
- «воздух-воздух» — AIM-7(9,120), Python 3(4), Derby, Magic 2, Sky Flash;
- «воздух-поверхность» — AGM-65 (45, 84, 158);
- бомбы — корректируемые (GBU-10/31), корректируемые кассетные (GBU-103/105), свободнопадающие (Mark 82/84);
- БРЛС — AN/APG-66/80.
Вооружение F-16
Как проходил учебный бой между самолётами на Украине?
В рамках учения «Чистое небо — 2018» на Украине проходили воздушные маневры между F-15 и оставшимся украинцам в наследство от СССР Су-27. Со стороны США и Украины было 4 истребителя. Показательное военное сражение проходило на расстоянии от 1 до 1,5 километра. В ближнем маневренном бою «сушка» показала себя с лучшей стороны, нежели F-15. Подобное мероприятие проводила Индия. Су-27 выступил против «американца» и победил.
F-15 и СУ-27
В показательном сражении на Украине участвовала устаревшая модель. Сейчас в России выпускают «сушки» во много раз превосходящие старые образцы по лётным качествам и составу боекомплекта. Однако даже старые модели Су смогли показать себя в сражении с лучшей стороны. В конце был назван победитель боя между Су-27 и F-15 на Украине. Им оказался советский военный самолёт. В реальном бою, конечно же, Су-27 проиграет Су-30/35.
Эксплуатация
Авиакомпания General Dynamics изготовила лёгкий и недорогой F-16, долгое время пользующийся спросом. Авиамашина находится в авиапарке ВВС 25 стран мира. F-16 до сих пор изготавливаются и поставляются на экспорт.
Находится на вооружении
Истребитель в данный момент эксплуатируют такие страны: Бельгия, Бахрейн, Венесуэла, Греция, Дания, Египет, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия. Самолёт эксплуатируется израильскими ВВС. Авиамашины закупили Сингапур, Пакистан, Оман, ОАЭ, Ирак, Таиланд, Турция, Марокко, Чили.
Около 34 истребителей этой версии было на вооружении Италии. Самолёты находились в авиапарке итальянской армии с 2001 по 2012 гг. по соглашению «Мирный Цезарь».
F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Предназначен для действий по наземным и морским целям, расположенным на значительном удалении, а также для завоевания господства в воздухе, сопровождения и перехвата. В декабре 1969 г. после трехлетней разработки перспективного истребителя F-X фирма «Макдоннелл-Дуглас» была выбрана в качестве главного подрядчика и получила первый заказ на выпуск одноместных самолетов F-15A и двухместных учебно-тренировочных TF-15A (позднее F-15B) 26 июня 1972 г. первый опытный самолет F-15A выкатили из ворот сборочного цеха в г. Сент-Луисе, а его первый полет состоялся 27 июля 1972 г. Двухместный опытный образец впервые поднялся в воздух 7 июля 1973 г.
Истребитель F-15 — видео
https://youtube.com/watch?v=dXEI9hrzYBw
Одним из основных отличий F-15A от истребителей третьего поколения выступала высокая тяговооруженность и малая удельная взлетная масса, что делало его одним из самых маневренных сверхзвуковых истребителей 1970-х гг. Истребитель F-15 является одним из самых надежных самолетов ВВС США (средний коэффициент аварийности 3,9 на 10000 летных часов). F-15A построен по классической схеме, с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оборудован РЛС AN/APG-63, AN/ASN-109, ИЛС, радионавигационной системой TACAN, бортовой ЭВМ, системой РЭБ.
На пяти углах подвески могут быть установлены УР AIM-7 «Спэрроу». AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM общей массой до 7300 кг. В правом крыльевом наплыве находится шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (калибр 20 мм, боезапас 940 патронов). В середине 1979 г. началось серийное строительство более совершенной модификации одноместного истребителя F-15C и его двухместного аналога. Новые модели имели увеличенный запас топлива во внутренних баках, новейшее радиоэлектронное оборудование и конформный контейнер, в котором размещалось топливо или разведывательное оборудование.
Самолет F-15E «Страйк Игл» разработан совместно компаниями «Макдоннелл-Дуглас» и «Хьюз». Опытный самолет, переделанный из F-15B. совершил первый полет в августе 1981 г.. а вновь построенный F-15E поднялся в воздух в 1986 г. Этот двухместный истребитель предназначен для дальних перехватов в любых погодных условиях и ведения ближнего маневренного боя. Продолжительность полета без дозаправки более 5 часов.
F-15E отличается перепроектированной системой управления, новыми многоцелевыми электронно-лучевыми индикаторами пилотажно-навигационной системы, усовершенствованной системой управления вооружением, наличием широкоугольного индикатора данных на лобовом стекле, РЛС AN/APG-70 с синтезированным раскрывом, а также возможностью нести ИК-систему LANTIRN для ночного прицеливания и навигации на малой высоте. В гондолах под фюзеляжем F-15E размещена ИК-система FLIR для обзора передней полусферы и РЛС для обеспечения полета о режиме огибания рельефа местности.
Максимальный вес вооружения F-15E составляет 11100 кг, боевой радиус — 1270 км, максимальная скорость — более 2 М. Серийное производство в настоящее время продолжается, и ВВС США планируют довести их количество примерно до 1500 самолетов. Самолеты F-15 состоят на вооружении ВВС США. Израиля (F-15A.B), Саудовской Аравии (F-15C.D) и Японии.Первое боевое столкновение с участием F-15 произошло 27 июня 1979 г. над Южным Ливаном, когда 6 израильских самолетов F-15A и 2 истребителя «Кфир» вступили в воздушный бой с 8 сирийскими истребителями МиГ-21. По израильским данным, в бою было уничтожено 6 сирийских истребителей. Первый самолет F-15A потерян в боевых условиях на юге Ливана в апреле 1981 г. F-15C был одной из «звезд» войны в Персидском заливе (1991 г.). 120 самолетов этого типа совершили более 5900 вылетов при среднем коэффициенте боеготовности 94%. Истребители F-15C сбили 37 из 39 самолетов, потерянных Ираком в воздушных боях.
Боевое применение
Впервые авиамашина в составе армии Израиля сражалась в воздушных боях в Ливане в 1981г. F-16 уничтожили около 33–45 самолетов Сирии, закупленных в СССР (МиГ-23, Су-22). Сирийцы подбили около 6 самолётов марки F-16. Израильская армия использовала F-16 для боевых атак в Ираке, Тунисе, Сирии, Секторе Газа. В 2018 г. израильские авиамашины использовались в Сирии, а одна машина была подбита.
ВВС Иордании использовали авиамашины F-16 в 2014-2016 годах в войне в Сирии и во внутреннем конфликте в Йемене. В 2015 г. Ирак использовал истребитель для атак по базам ИГИЛ. Истребитель использовали для совершения боевых вылетов армия Венесуэлы и Марокко. В 1980–1988 гг. предоставленные Пакистану американские авиамашины сражались в Афганистане.
США использовали F-16 в конце минувшего века в сражениях в Персидском заливе. Почти 5 лет в начале 2000-х американские авиамашины вели бои в Ираке. Турция эксплуатировала лёгкие F-16 в местных конфликтах и в войне в Сирии.
Конструкция
F-16 — однокилевый моноплан, выполненный по классической схеме. У авиамашины один мотор в хвосте. Фюзеляж — полумонокок. Крыло с увеличенной стреловидностью плавно перетекает в фюзеляж. Такая конструкция позволяет создать вспомогательную подъёмную силу при увеличенном угле атаки.
Конструкция F-16
Угол передней кромки крыла — 40 градусов. Нерегулируемый воздухосборник находится под фюзеляжем. Шасси снабжены гидравлическим приводом. Передняя стойка находится сразу за воздухозаборником. У истребителя интегральная аэродинамическая компоновка, центр тяжести борта смещён вперёд, имеется высокочувствительная РЛС.
F-16 — это первый на вооружении американской армии летательный аппарат с расчётной скоростью 2 Маха. Боевая машина с ресурсом в 8 000 ч. предназначена для боевых вылетов и выполнения манёвров при перегрузке в 9 g.
Секции фюзеляжа F-16 в разрезе
Инновации в устройстве кабины: беспереплётный фонарь каплевидной формы; откидное кресло, снижающее влияние перегрузок на лётчика; боковая ручка управления. Катапультируемое сидение может эвакуировать лётчика на любой скорости и высоте. Планер истребителя изготовлен на 80% из сплавов алюминия, на 8% — из стали, на 3% — из композитных материалов.
Кабина боевого истребителя F-16
F-16 имеет немало модификаций. Начиная с модели «Block 25» у летательных аппаратов снижена радиолокационная заметность. На поверхность створок фонаря кабины нанесён тонкий слой золота. Благодаря такому новшеству падающее излучение равномерно рассеивается и не попадает вглубь кабины. Начиная с версии «Block 32» при изготовлении воздухозаборников применялись радиопоглощающие материалы.
F-16 много почерпнул у истребителя третьего поколения F-4/Е (автоматизированная СУ ракетами и бомбами, аппаратура радиоэлектронного подавления, устройство узлов подвески и механизмов отцепки, одинаковый состав боеприпасов). В противоположность бомбардировщику F-111, конструкция которого насчитывала 250 видов крепежа, F-16 имеет всего 50 типов крепежа. По габаритам боевая машина F-16 меньше, чем F-14 или F-15.
Компоновочная схема F-16
У истребителя F-16 импульсный доплеровский радиолокатор, который позволяет ему видеть цель на расстоянии 37 км в нижней полусфере и 46 км — в верхней. На борту самолета — ЭДСУ постоянного действия, РЭП ALQ, навигационная установка TACAN, аппаратура сброса дипольных отражателей, РЛС предупреждения, ЭВМ для анализа обстановки в воздухе, управления полётом и огнём.
ВВС США модернизируют свои истребители F-16 Fighting Falcon. Обои F-16 на рабочий стол.
F-16 Fighting Falcon
Военно-воздушные силы (ВВС) США запланировали модернизацию истребителей F-16 Fighting Falcon, в количестве 1018 штук, а также часть истребителей F-15C/D Eagle. (по информации агенства Air Force Times). Истребитель F-16 сегодня составляет основу ВВС США.
Срок службы фюзеляжа в ходе модернизации самолетов увеличиться на 8-10 лет. Также модернизации подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование самолета.
Также ещё ВВС США планирует пополнить свой состав 19-ю истребителями F-35A, и общее количество самолетов этого типа увеличится до 30 штук. России тоже бы не помешало увеличить свой численный состав ВВС.
Боковик истребителя F-16
Всего ВВС США планируют купить приблизительно 2400 новых истребителей F-35, из которых большая часть заменит уже устаревшие истребители F-15 и F-16. Стоимость самолётов приблизительно составит 382 миллиарда долларов США.
Самолёты F-16 выпускает фирма Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии США авиакорпорациями ТАI — Турция, SABCA — Бельгия и «Фоккер» — Нидерланды.
Тактико-технические характеристики F-16:
- Экипаж: 1 человек
- Длина самолёта: 15,03 метров
- Размах крыла: 9,45 метров
- — с ракетами на законцовках крыла: 10 метров
- Высота: 5,09 метра
- Площадь крыла: 27,87 м?
- База шасси: 4 метра
- Колея шасси: 2,36 метра
- Масса пустого:
- -с двигателем F100: 8 910 кг/ 9 358 килограмм (без/с конформными баками)
- -с двигателем F110: 9 017 кг/ 9 466 килограмм (без/с конформными баками)
- Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
- -с двигателем F100: 12 723 кг/ 14 548 килограмм (без/с конформными баками)
- -с двигателем F110: 12 852 кг/ 14 661 килограмм (без/с конформными баками)
- Максимальная взлётная масса: 21 772 килограмм
- Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
- -с двигателем F100: 8 855 кг / 9 635 килограмм (без/с конформными баками)
- -с двигателем F110: 8 742 кг / 9 190 килограмм (без/с конформными баками)
- Объём топливных баков: 3 986 литров
- Подвесные топливные баки: 1 ? 1 136 литров или 2 ? 1 402 литров
- Конформные баки: 1 703 литров
- Силовая установка: 1 ? ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)
- Бесфорсажная тяга: 1 ? н/д
- Форсажная тяга: 1 ? 13100,6 кгс
- Силовая установка: 1 ? ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
- Бесфорсажная тяга: 1 ? 7900,2 кгс
- Форсажная тяга: 1 ? 12900,4 кгс
- Максимальная скорость: 2,0 Маха на высоте 12 200 метров
- Максимальная дальность: 4 472 километров
- Практический потолок: 15 240 метров
- Тяговооружённость: 1,03
- Мax эксплуатационная перегрузка: 9 g
Схема истребителя F-16
Обои на рабочий стол истребителя ВВС США F-16 Fighting Falcon
Истребитель Fighting Falcon F-16 разрешение картинки 3000 х 1895 px
Истребитель Fighting Falcon F-16 разрешение картинки 3000 х 2250 px K.Chandler
Обои истребителя F-16 Fighting Falcon разрешение изображения 2560х1600
Истребитель F-16 Fighting Falcon разрешение обоев 3000 х 2394 px
Истребитель F-16 Fighting Falcon разрешение обоев 1600 х 1200 px