Eurofighter typhoon: европейский истребитель четвертого поколения

Система обнаружения целей PIRATE

Пассивная инфракрасная система обнаружения и распознавания целей «Пират» (Passive Infra-Red Airborne Tracking Equipment, PIRATE) в качестве элемента авионики стала доступна с 2007 г. По соображениям стоимости не каждый «Еврофайтер Тайфун» оснащен этим компонентом. Система разработана англо-итало-испанским консорциумом «Евроферст» (Eurofirst).

Датчик высокого разрешения работает в диапазонах волн от 3 до 5 мкм и от 8 до 14 мкм и расположен в обтекателе слева перед кабиной пилота. Стабилизированная по двум плоскостям сенсорная головка расположена за экраном из сульфида цинка и состоит из 90 оптических элементов. Исключительно пассивный режим работы (без излучения) позволяет сканировать окружающее пространство быстрее, чем АФАР бортовой РЛС. Расстояние до цели определяется методом последовательной триангуляции.

Комплекс PIRATE в обтекателе

Классификация цели занимает меньше секунды. Система позволяет отслеживать одновременно до 200 целей и определять их приоритет. Угловые данные, расстояние, сигнатура и другие характеристики, а также ошибки измерения передаются в компьютерную сеть самолета.

Доступно несколько режимов работы. Обычно пространство перед самолетом сканируется на предмет возможных целей – режим IRST. По умолчанию PIRATE также служит пассивным детектором ракет в передней полусфере «Еврофайтер Тайфун». Кроме того, аппаратура позволяет отслеживать и визуально идентифицировать отдельные цели с высокой точностью.

Инфракрасный датчик также может быть связан с движением головы пилота. Датчик направляется туда, куда смотрит пилот, изображение проецируется на дисплей шлема. Поле зрения ограничено сектором 35×25 °. Этот режим служит для ночного полета и оказания помощи при атаке и посадке.

Индикация на дисплее шлема пилота

Дополнительно, реализован режим «воздух-земля», позволяющий одновременно отслеживать несколько кораблей, автомобилей, поездов и прочих подобных объектов. Для пилота цели помечаются знаком «v» на инфракрасном изображении.

Точная дальность действия датчика сохраняется производителем в секрете. Источники корпорации «Рэнд» (RAND) говорят о 50 морских милях (93 км) против дозвуковой цели с фронта. ВВС стан-эксплуатантов сообщают о 50–80 км, но считается возможным и достижение дальности около 150 км. До 2013 г. диапазон отслеживания PIRATE дополнительно расширялся, благодаря обновлениям программного обеспечения. Тем не менее, погодные условия оказывают значительное влияние на производительность этого оборудования.

Боевое использование Хоукер «Тайфун»

Техническое обслуживание самолета Хоукер “Тайфун”

Первой эскадрильей, получившей «Тайфуны» в сентябре 1941 г., стала 56-я АЭ. Начало эксплуатации самолета сопровождалось многочисленными проблемами, связанными, главным образом, с винтомоторной установкой. Поэтом к апрелю 1942 г. было перевооружено ещё только две АЭ, а три эскадрильи получили «Тайфуны» в течение лета. В тот период главной задачей новых истребителей стало противодействие налетам Люфтваффе на порты Южной Англии и корабли в Ла-Манше. Первая воздушная победа была зафиксирована только в августе 1942 г. До середины 1943 г. на счету истребителей «Тайфунов» было уже 60 побед, 40 из них — над Фокке-Вульф Fw 190. Британский истребитель показал себя достойным противником «Фокке-Вульфа» в боях на малых высотах.

С сентября 1942 г. самолеты 181-й и 182-й АЭ начали систематически привлекаться для нанесения бомбо-штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии и Голландии. Атакам подвергались вражеские аэродромы, заводы, объекты железнодорожной сети, а с конца 1943 г. приоритетными целями стали стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С октября 1943 г. помимо бомб «Тайфуны» начали применять НАР. Теоретически на любом «Тайфуне» бомбодержатели можно было в зависимости от задания заменять направляющими для НАР, но на практике в каждой эскадрилье часть самолетов постоянно несла бомбодержатели, а часть — направляющие. Поначалу применялись бомбы калибров 250 и 500 фунтов (113 и 227 кг), а с апреля 1944 г. — и 1000-фунтовые (454-кг).

Задуманный как «чистый» истребитель, призванный заменить «Харрикейны» и «Спитфайры», «Тайфун» довольно ограниченно использовался в своей первой ипостаси — гораздо шире он применялся в качестве истребителя-бомбардировщика. После высадки союзников в Нормандии «Тайфун» в Королевских ВВС стал своего рода аналогом Ил-2. Характерно, что «Тайфун» сошел со сцены даже раньше, чем «Спитфайр», которого он должен был заменить — в классе тяжелых истребителей-бомбардировщиков его вытеснил более совершенный «Темпест», создававшийся изначально как модификация «Тайфуна».

Eurofighter Typhoon production

An overall production contract for 620 aircraft was signed in January 1998 with 232 for the UK, 180 for Germany, 96 for Italy and 87 for Spain. The number of aircraft ordered by the Italian Air Force was reduced from 121 to 96 due to global financial slowdown. By mid-2009, a total of 707 Eurofighter Typhoon aircraft had been ordered, including 72 for Saudi Arabia and 15 for Austria.

The Indian Air Force (IAF) received its first Typhoon aircraft in February 2010 for flight testing. IAF tested six aircraft in February 2010, at Bangalore, Jaisalmer and Leh.

Eurofighter delivered first four Eurofighter Typhoons to the German Air Force’s Jagdbombergeschwader 31 Boelcke Air Wing in 16 December 2009 to execute air-to-ground operations.

In November 2009, EADS announced that it would perform ON aircraft scheduled inspections industrial service (OASIIS) for the Spanish Air Force’s fleet located at Morón Air Base near Seville. The service was provided as part of the ten-year €150m contract which includes maintenance and procurement of consumables for its fleet.

A Eurofighter Typhoon aircraft was delivered to X Gruppo Squadron of the Italian Air Force on 14 July 2010. It is the fourth Italian Squadron to use Eurofighter for patrolling and safeguarding the airspace of Albania.

An intention to purchase 24 Eurofighter Typhoons worth £1.4bn ($2.13bn) for the Royal Air Force of Oman was sent by Oman to the UK in April 2010. Oman placed an order for a batch of 12 of the combat jets in December 2012. The first aircraft in the batch was rolled out in May 2017 and delivered to the Royal Air Force of Oman in the following month.

Тактико-технические характеристики[править | править код]

Основные проекции Eurofighter Typhoon.

Лётный шлем HMSS Еврофа́йтера британских ВВС. HMSS Helmet Mounted Symbology System — полётная информация отображается на лицевом щитке шлема.

Источник данных: «Современные истребители»

Технические характеристикиправить | править код

  • Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)
  • Длина: 15,96 м
  • Размах крыла: 10,95 м
  • Высота: 5,28 м
  • Площадь крыла: 50 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 55o
  • Коэффициент удлинения крыла: 2,2
  • Масса снаряжённого: 16000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 23500 кг
  • Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)
  • Двигатели: 2× Eurojet EJ 200
  • Тяга:
    • максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
    • на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
    • Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
    • Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час

Лётные характеристикиправить | править код

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
    • у земли: 1400 км/ч (M=1,2)
  • Боевой радиус действия, км
    • в режиме истребителя: 1389
    • в режиме ударного самолёта: 601
  • Перегоночная дальность: 3790 км
  • Практический потолок 19 812 м
  • Скороподъёмность: >315 м/с
  • Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
  • Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
  • Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,18
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
  • ЭПР: 1 м² (без наружных подвесок)

Вооружениеправить | править код

  • Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 в корневой части правого полукрыла
  • Узлов подвески вооружения: 13
  • Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:
    • Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
    • Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
    • Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
    • Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Авионикаправить | править код

РЛС CAPTOR-E, DSEI-2019

  • РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
  • ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)
    • Длина: 680 мм
    • Ширина: 591 мм
    • Высота: 300 мм
    • Вес: 48 кг

Технологии малой заметности («стелс»)

«Еврофайтер Тайфун» не является
самолетом-невидимкой, но по ряду  конструктивных особенностей оптимизирован в
этом направлении. Одной из целей конструкторов было четырехкратное снижение радилокационного
профиля (Radarquerschnitt, RCS) самолета
с фронта в сравнении с истребителем «Торнадо».

Истребитель «Торнадо»

Согласно публикациям, в этом отношении инженеры прибегли к
ряду мер. Так, воздухозаборники самолета подняты вверх, а также имеют S-образный
вход, который препятствует прямой видимости передних лопаток компрессора
двигателя. Ракеты класса «воздух-воздух» наполовину утоплены в средней
части корпуса машины. Все видимые спереди поверхности покрыты радиопоглощающим
материалом (radarabsorbierendem Material,
РАМ). Это коснулось передних краев ПГО, несущего крыла и вертикального
стабилизатора, воздухозаборников и передней кромки закрылков.

Обтекатель радара специально разработан компанией BAE Systems и обладает  частотно-селективной поверхностью (Frequency Selective Surface, FSS). Поверхность
гарантирует его прозрачность для собственной РЛС и отражение или поглощение
излучений других радаров. Остекление кабины покрыто тонким слоем, который
непроницаем для электромагнитных волн и также способствует радиолокационной
маскировке самолета.

Вид снизу. Утопленные ракеты в середине фюзеляжа

Согласно данным ВВС Великобритании, фактическое значение
лобового RCS является
секретным, но считается, что оно лучше, чем целевые показатели. В частности, по
данным японского авиационный журнал «J-WINGS»
от августа 2010 г. поперечное радиолокационное сечение «Еврофайтер
Тайфун» составляет 0,05–0,1 кв.м. Другое издание, журнал «Journal of Electronic Defense» от 2005 г.,
сообщало, что сравнительное значение RCS «Тайфуна» составляло 0,13% от
радиолокационного сечения Су-27/30/35 и около 0,2% от аналогичного параметра МиГ-29.

Eurofighter Typhoon design

The aircraft is constructed of carbon-fibre composites, glass-reinforced plastic, aluminium lithium, titanium and aluminium casting. Stealth technology features include low frontal radar cross-section, passive sensors and supercruise ability.

The foreplane/delta configuration is intentionally aerodynamically unstable which provides a high level of agility (particularly at supersonic speeds), low drag and enhanced lift. The pilot controls the aircraft through a computerised digital fly-by-wire system which provides artificial stabilisation and gust elevation to give good control characteristics throughout the flight envelope.

Проблем всё больше и больше

К 1986 году цена программы стала слишком велика, участились разговоры, что никакого смысла в общеевропейской кооперации нет — стоит разойтись и начать делать самолёты всем самостоятельно. Лишь дополнительные вложения средств от правительств Англии, ФРГ и Италии спасли программу. Кроме того, было решено создать концерн Eurofighter Jagdflugzeug GmbH и уже официально и чётко поделить прибыль, а также определить, что и кто производит. В целом эти решения вдохнули новую жизнь в программу и работы как над самим будущим Eurofighter, так и над его многочисленными новыми системами вроде двигателя, радара, прицельной электроники и так далее.

Внешний вид будущего европейского истребителя на 1986 год. Формирование облика Eurofighter почти завершилось

Казалось бы, все проблемы у Eurofighter остались наконец позади. Но думаю, читатели уже догадываются, какая подлость ждала проекты впереди.

Вместо этого планировалось построить более дешёвый и лёгкий самолёт, используя в том числе и промышленность Восточной Германии. Второй причиной было слишком серьёзное отставание проекта от американского F-22. Но в программу к тому времени было вложено слишком много средств, слишком много рабочих мест зависело от неё. В итоге совместными усилиями бизнеса и зарубежных партнёров удалось убедить немецких политиков сохранить финансирование, хоть и ценой снижения заказа.

В 1994 году первый прототип Eurofighter наконец взлетел. В целом машина получилась по-настоящему достойная, серьёзно уступающая только американскому F-22, который сам испытывал значительные проблемы и находился под угрозой закрытия. Успей европейцы быстро довести до ума самолёт и наладить его эффективный и массовый выпуск — Eurofighter вполне могла ждать отличная экспортная судьба. Но из-за недостатка финансирования работы затягивались. В 1998 году начался выпуск серийных машин для изначальных заказчиков — Германии, Англии, Италии, Испании и оплатившей свой заказ ещё в начале девяностых Австрии. Лишь к концу первого десятилетия XXI века работы по этому контракту завершились и началось серьёзное продвижение самолёта на экспорт.

Пытались сделать из Eurofighter и палубный истребитель

Но к тому времени на рынке были и неплохие предложения от американских фирм, и достаточно дешёвые и хорошие российские самолёты, не всегда уступавшие Eurofighter даже по электронике. Были готовы и два европейских конкурента — Dassault Rafale и SAAB JAS 39 Gripen. В итоге началась самая настоящая драка за рынки. Не упростило ситуацию и появление американского F-35, активно продвигаемого как единый истребитель всех силдобра и демократии». Некоторые европейские страны, склонявшиеся в сторону покупки Eurofighter, отдали предпочтение именно американскомустелсу».

Eurofighter в ВВС ФРГ и Англии должен дослужить минимум до середины тридцатых годов XXI века

На текущий момент программу Eurofighter назвать неудачной, конечно же, нельзя. Самолёт стоит на вооружении нескольких стран, потихоньку модернизируется. Но и достичь успеха, о котором мечтали в восьмидесятых, так и не удалось. Кто знает — возможно, стоило с французами доработать Mirage 4000 и начать зарабатывать и потихоньку модернизироваться ещё до конца холодной войны. Может, стоило укротить гордыню и всё же разрабатывать самолёт попроще. Могла ли сложиться по-другому история общеевропейского истребителя, мы уже не узнаем. Нам остаётся лишь наблюдать за новыми попытками в лице англо-итальянского Tempest и франко-немецкого NGF. Что выйдет в этот раз — узнаем где-то лет через десять.

Tranche 2 Eurofighter production

The four participating nations signed the contract for tranche 2 production in December 2004 for €14m. Tranche 2 comprises 236 aircraft, Germany 75, Italy 48, Spain 35 and UK 93, increased from 236 to 251 as 15 tranche 1 aircraft were designated for Austria. First flight of the tranche 2 aircraft was in January 2008. Type acceptance for tranche 2 was received in September 2008 and deliveries began to the UK in October, Italy in November, and Spain in December 2008.

The contract for tranche 2 phase 1 enhancement (P1E) was placed in March 2007. This includes the integration of Raytheon Paveway IV 500lb and Enhanced Paveway EGBU-16 1,000lb guided bombs and a new laser designator pod.

Greece also selected the Eurofighter but a change of government led to a cancellation of the procurement of 60 aircraft.

Austria signed a contract for 18 Eurofighter aircraft in August 2003. The order was reduced to 15 aircraft in June 2007. The first two aircraft were delivered in 2007 with the total deliveries under tranche 1 concluding in September 2009.

In December 2005, it was announced that the Eurofighter Typhoon has been selected by Saudi Arabia. In September 2007, the government of Saudi Arabia signed an agreement with the UK Ministry of Defence for the purchase of 72 aircraft, under a defence cooperation programme called Project Salaam. 24 aircraft were to be tranche 2 Typhoons previously destined for the RAF. The first of these was delivered in June 2009.

In July 2006, a contract was signed for the software integration of the Lightening targeting pod and Enhanced Paveway II bombs for RAF Typhoons.

Поколение шесть

Сейчас европейские производители намерены совершить резкий технологический рывок, перейдя от строительства истребителей четвёртого поколения сразу к производству «техники будущего». Для этого Dassault Aviation и Airbus объединяют свои усилия, результатом чего должно стать создание не просто боевых самолётов, а «Боевой воздушной системы будущего» (Future Combat Air System, FCAS), которая будет включать в себя и пилотируемую авиатехнику, и БПЛА, и крылатые ракеты. Предполагается, что эта комплексная боевая система сможет координироваться со спутниками, сухопутными и морскими войсками.

Работу планируется завершить в период между 2035 и 2040 годом, отмечается на сайте Dassault Aviation.

Осенью прошлого года оборонное подразделение Airbus, компания Airbus Defense and Space, официально представило собственную концепцию «истребителя будущего New Fighter», который должен стать одним из звеньев FCAS. Выступая на конференции, представитель корпорации Антуан Ноге подчеркнул, что самолёт разрабатывается в рамках франко-германской инициативы по укреплению суверенитета.

Впрочем, о будущих характеристиках New Fighter пока почти ничего не известно. Компания анонсировала, что самолёт будет обладать малозаметностью, большим радиусом боевых полётов, современными датчиками и системами связи с БПЛА и спутниковой группировкой. Кроме того, разработчики надеются оснастить истребитель принципиально новым оружием. В первую очередь речь идёт о лазерных системах.

За исключением отдельных деталей, похожими характеристиками обладают уже выпущенные в России и США истребители пятого поколения. В США были разработаны многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor и многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F-35. Оба самолёта обошлись американскому бюджету в астрономические суммы. Так, к 2014 году стоимость программы по разработке F-35 достигла $1,3 трлн, что не могло не сказаться на конечной цене истребителей. Эксперты отмечают, что европейский истребитель шестого поколения может побить американский рекорд.

В России созданием самолётов аналогичного класса занимается ОКБ имени П.О. Сухого. В 2013 году было начато мелкосерийное производство перспективного многофункционального истребителя пятого поколения Су-57.

В целом эксперты комментируют амбициозные планы европейских производителей с заметным скепсисом. В частности, они отмечают, что европейский истребитель шестого поколения вполне может побить американский рекорд по затратам на разработку и создание.

«Сейчас неизвестно, какой будет технологическая среда в 2040-х годах, сохранится ли боевая пилотируемая авиация в современном виде. Возможно, что будет осуществлён переход на БПЛА. В принципе, идея перескочить через одно поколение имеет право на существование, хотя её нельзя назвать слишком хорошей», — отметил в интервью RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По мнению военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, заявка Dassault Aviation на создание «самолёта будущего» пока ничем не подкреплена.

«Чтобы говорить о том, к какому поколению будет относиться этот самолёт, сначала нужно получить его тактико-технические характеристики. Самолёт должен в реальных условиях показать, на что он способен. Пока это просто рекламный ролик», — считает Литовкин.

Активные дискуссии о самолётах пятого и шестого поколений имеют скорее спекулятивный характер, чем практический, уверен эксперт. Самолёт пятого поколения может найти применение только на высокотехнологичной войне между ведущими державами, которая невозможна в силу существования у них ядерных арсеналов. Сейчас Франция и Германия просто хотят показать, что тоже могут построить такой самолёт, считает Виктор Литовкин.

Впрочем, с политической точки зрения это стремление эксперты считают вполне логичным — в отношениях США и Евросоюза за последнее время наметилась явная тенденция к охлаждению. В этих условиях полагаться только на поставки американских вооружений было бы просто неразумно.

Бортовая РЛС CAPTOR

Бортовой радар «Еврофайтер Тайфун», получивший обозначение «Кэптор» (CAPTOR, рус. – похититель), является дальнейшей разработкой РЛС Blue Vixen производства консорциума «ЕвроРАДАР» (EuroRADAR). При разработке аппаратуры за основу брался итальянский проект РЛС ECR-90. Дополнительно, в качестве ориентира служила американская РЛС AN/APG-65.

РЛС AN/APG-65

Для управления антенной используются высокоточные сервомоторы с высоким крутящим моментом. Механика устройства позволяет добиваться высоких скоростей сканирования. Антенна способна поворачиваться на ± 60 ° по высоте и азимуту.

Принципы работы

В отличие от других РЛС НАТО система использует три канала обработки данных. Первый служит для поиска целей, второй – для их отслеживания и идентификации, а третий – для обнаружения и преодоления помех.

Переключения между низкой, средней и высокой частотой повторения импульсов происходит автоматически. Частота повторения составляет от 1 тыс. до 200 тыс. импульсов в секунду. Адаптивное сканирование данных (Data Adaptive Scanning, DAS) минимизирует движение антенны при отслеживании воздушных целей.

Установленная на самолеты первого транша РЛС CAPTOR-C имеет различные режимы «воздух-воздух» и «воздух-земля». Переключение между ними происходит автоматически, или пилот выбирает нужный режим голосом.

В режиме многофункциональной РЛС (Track-while-scan, TWS) в процессе сканирования отслеживается до 20 воздушных целей и возможен обстрел шести из них. Дальность обнаружения по цели «истребитель» составляет около 185 км, по цели «транспортный самолет» – до 300 км.

В режиме поиска (Range-while-search, RWS) дальность обнаружения цели увеличивается, однако, точность снижается и становится недостаточной для применения оружия. В режиме пассивного опознавания «свой-чужой» (Non-Cooperative-Target-Identification, NCTI) распознавание типа неизвестных целей происходит по характеристикам радиолокационного отражения и их сравнением с базой данных. С целью предотвращения увеличения объема данных, загружаются только радиолокационные изображения угроз, ожидаемые в оперативной зоне. В режиме «радар с синтезированной апертурой» (Synthetic Aperture Radar) РЛС картографирует местность с разрешением в один метр.

РЛС CAPTOR-E с АФАР

Модернизация

Модернизированный радар для самолетов транша 2 обеспечивает разрешение при сканировании местности до 0,3 м. РЛС получила обозначение CAPTOR-D или CAPTOR-M. Открытая информация о количестве отслеживаемых целей в режиме TWS и каналах управления оружием отсутствует. Предполагается, что они также возросли.

Проектирование модели CAPTOR-E с технологией активной фазированной решетки (АФАР) консорциум EuroRADAR начал 1 июля 2010 г. Официально контракт на разработку новой РЛС заключен 19 ноября 2014 г. В серийном варианте изделие стало доступно для потребителя с 2015 г. РЛС CAPTOR-E устанавливается на самолеты транша 3. Сообщается, что CAPTOR-E имеет сектор поиска ± 100 °, расширенные возможности для электронной поддержки, электронных контрмер и кибервойны.

Производство[править]

«Тайфун» является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырёх вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из 573 заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica: левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems: передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland: центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — правое полукрыло, предкрылки.

Eurofighter Typhoon F2, одноместный истребитель ВВС Великобритании

Двухместный учебный вариант

Кабина

Производство разделено на три транша, которые в свою очередь делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для ВВС Великобритании делится на две партии — T1 и T1A.

План поставок
Страна 1 Транш 2 Транш 3 Транш Всего
Австрия Австрия 15 15
Германия Германия 33 79 31 143
Италия Италия 28 47 21 96
Саудовская Аравия Саудовская Аравия 2 48 24 74
Испания Испания 19 34 20 73
Великобритания Великобритания 53 67 40 160
Оман Оман 12 12
Всего: 150 275 148 573

Cockpit

The pilot’s control system is a voice throttle and stick system (VTAS). The stick and throttle tops house 24 fingertip controls for sensor and weapon control, defence aids management, and inflight handling. The direct voice input allows the pilot to carry out mode selection and data entry procedures using voice command.

The quadruplex fly-by-wire flight control system has an automatic low-speed recovery system (ALSR) which provides the pilot with visual and audio low speed warning and will, if necessary, automatically take control of the aircraft and return to safe flight.

The BAE Systems striker helmet-mounted symbology system (HMS) and head up display show the flight reference data, weapon aiming and cueing, and the FLIR imagery. BAE Systems TERPROM ground proximity warning system is being fitted.

The cockpit has three multifunction colour head-down displays (MHDD) which show the tactical situation, systems status and EADS digital map displays. An international consortium EuroMIDS, which includes Data Link Solutions of the US, supplies the MIDS low volume terminal provides Link 16 capability for secure transfer of data.

Raytheon Systems Ltd is supplying anti-jam global positioning systems (GPS) for tranche 2.

Northrop Grumman was awarded a contract in August 2010 to deliver inertial measurement units (IMU) for tranche 3A. The IMU is fitted with inertial sensors and built-in redundancy. It was built as part of the aircraft’s flight control system.

Прототип

Программа Eurofighter, по сути, явилась ответом Чемберлена триумфальному шествию F-16-го по Старому Свету. Если образно по классику, – осел, козел, мартышка и косолапый мишка задумали сыграть квартет. Мораль басни помнят все, и в нашем случае, происходило нечто похожее. Двадцатилетняя эпопея творческой, экономической и финансовой кооперации, разногласий и поисков Великобритании, Германии, Испании и Италии (Франция ушла в тень, под крыло своего Rafale) явила миру неоднозначно оцениваемый, но неоспоримо интересный результат – EF-2000 Typhoon. Давайте, предоставим возможность судить о достоинствах и недостатках этой многострадальной машины специалистам, а сами постараемся разобраться в сильных и слабых сторонах его маленькой копии от Revell GmbH & Co.

Первый раунд: выбор специалистов

Франция:Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку —Дассо-Мираж» 2000. 

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американскихколлег».

Дассо Рафаль»

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика(карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания:Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов,Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть впочти стелс».Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и уРафаля».

Еврофайтер Тайфун»(фото: David Ellins)

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первомугрифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеровСааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.

SAAB JAS-39Грипен»(фото: Tuomo Salonen)

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000(фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

Оценки:

Dassault Rafale — 4,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Основные клиенты

Германия и Испания

EF2000 ВВС Германии.

4 августа 2003 года Германия приняла первый серийный истребитель Eurofighter (GT003). В том же году Испания получила свой первый серийный самолет.

Обе страны получили последний самолет Транша 3А в 2019 году.

5 ноября 2020 года правительство Германии утвердило заказ на 38 Транш 4 с возможностями наземного нападения для замены единиц Транша 1 на вооружении Германии.

Италия

Италия эксплуатирует истребитель Eurofighter EF-2000 Typhoon.

Последний самолет Транша 3А был поставлен в 2020 году.

объединенное Королевство

На снимке тайфуна F2 с предупреждением быстрого реагирования (QRA) из XI эскадрильи Королевских ВВС Конингсби был показан сопровождение российского самолета Туполев Ту-95 над северной частью Атлантического океана.

Британский тайфун в Фарнборо 2010

9 августа 2007 года Министерство обороны Великобритании сообщило, что 11-я эскадрилья RAF Королевских ВВС, действовавшая 29 марта 2007 года как эскадрилья «Тайфун», получила свои первые два многоцелевых «Тайфуна». К 1 июля 2008 года «Тайфуны ВВС» были объявлены боеготовыми в режиме «воздух-земля». Планируется, что «Тайфуны ВВС» будут готовы к развертыванию к середине 2008 года.

В июле 2012 года министр обороны Великобритании Филип Хаммонд предположил, что последующие закупки самолетов F-35A будут определены Стратегическим обзором обороны и безопасности в 2015 году с целью замены британских тайфунов примерно в 2030 году. какое сочетание пилотируемых и беспилотных самолетов заменит его Eurofighter где-то между 2015 и 2020 годами.

В декабре 2013 года было объявлено, что 2-я эскадрилья станет пятой эскадрильей Typhoon, перешедшей из Panavia Tornado и переоборудованной в RAF Lossiemouth с 1 апреля 2015 года.

К июлю 2014 года дюжина «Тайфунов» Транша 2 ВВС Великобритании была модернизирована с помощью функции «Улучшение фазы 1» (P1E), что позволило им использовать управляемую бомбу Paveway IV ; версия Tranche 1 использовала GBU-12 Paveway II в бою над Ливией, но Paveway IV можно настроить так, чтобы он взорвался над или под целью и поразил под заданным углом. Британцы стремятся модернизировать свои «Тайфуны», чтобы к 2018 году они могли нести крылатую ракету Storm Shadow и ракету класса « воздух-земля» Brimstone, чтобы к тому времени, когда Tornado GR4 выйдет из эксплуатации, у них будут пилотируемые самолеты с ударными возможностями с обученным экипажем. следующий год; Министерство обороны финансирует исследования общей пусковой системы, которая может также сбрасывать сетевое высокоточное оружие Selective Precision Effects at Range (Spear) III с Typhoon, которое уже запланировано для F-35. Тайфуны RAF Tranche 1 слишком структурно и технически отличаются от более поздних моделей, поэтому британцы решили, что, начиная с 2015 или 2016 года, старые модели будут заменены на версии Tranche 2 и 3, что приведет к удалению самолетов Tranche 1 из сервис около 2020 года будет удален на запчасти для поддержки более новых версий.

В Стратегическом обзоре обороны и безопасности (SDSR) 2015 года было решено сохранить часть самолетов Транша 1, чтобы увеличить количество передовых эскадрилий с пяти до семи и увеличить срок вывода из эксплуатации с 2030 по 2040 год. а также внедрение РЛС Captor-E AESA на более поздних этапах.

Последний самолет Транша 3А был поставлен в 2019 году.

В 2021 году было принято решение списать тайфуны Транша 1 к 2025 году.

Снаряжение пилота

Пилот «Еврофайтер Тайфун» сидит в катапультируемом (эжекционном) кресле Martin-Baker Mk-16-EF с нулевым потенциалом. Для дыхания пилота, воздух от воздухазаборников двигателей пропускают через молекулярное сито из цеолитов и до 95% обогащается кислородом.

Снаряжение пилота включает антиперегрузочный костюм и специально разработанный шлем «Страйкер» (Striker). В современном виде шлем поступает в войска с начала 2011 г. Он весит 1,9 кг и стоит 400100 долларов США за штуку. Забрало шлема снабжено защитным покрытием от лазерного и других видов излучения. Оно же обеспечивает установленный уровень баллистической защиты от осколков.

Дисплей шлема состоит из бинокулярных экранов с электронно-лучевой трубкой и соединен с системой отслеживания движения головы (Head Tracking System, HTS). Система символов шлема (Helmet Mounted Symbology System, HMSS) отображает положение самолетов, управляемых ракет и другие особенности окружающей обстановки на щитке шлема на основе объединенной картины ситуации. Таким образом, пилот может видеть цели «сквозь» свой собственный самолет, подключать их, а затем с помощью голосового ввода назначать им приоритеты и наводить по ним управляемое оружие. Принцип работы обозначен производителем, как «укажи и кликни».

Пилот управляет самолетом, воздействуя на ручкой управления, расположенную в центре кабины, и рычаг дроссельной заслонки с левой стороны. Оба элемента имеют по 12 переключателей.

Шлем Striker