Энди уорхол

Наследие Энди Уорхола

Философия Уорхола заключалась в его пристальном взгляде на жизнь, самоиронии и умении видеть мир под иным углом. Все это художник переносил на холсты, искренне считая, что коммерческая живопись имеет право на существование, и в этом нет ничего зазорного.

Энди Уорхол и его коллекция картин «Вымирающие виды»

Стиль картин Энди можно охарактеризовать как натуралистичный поп-арт, хотя он нередко использовал обобщающие изобразительные средства. Так, портреты знаменитостей имеют идеализированные черты и напоминают скупой набросок, выжимку из индивидуальности конкретного персонажа. Яркие краски передают настроение художника, а используемые им под конец жизни неоновые тона прямо-таки кричат о невысказанных мыслях и чувствах.

Описание картин мастера – дело неблагодарное. Лучше один раз увидеть его полотна и ощутить тот информационный посыл, который хотел передать публике Энди, нежели штудировать энциклопедии, посвященные его творчеству. 

Картина Энди Уорхолла «Везувий»

К слову, художник является автором не только андеграундного кино, но и (заочно) соавтором нескольких книг, среди которых:

  • «Америка»;
  • «Дневники Энди Уорхола»;
  • «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)».

Идеи и талант Энди продолжают вдохновлять художников, рекламщиков, людей творчества и бизнесменов. Так, эскиз очков, найденный в архивных бумагах Уорхолла, натолкнул бренд Retrosuperfuture на мысль о создании коллекции солнцезащитных аксессуаров. Многие модные марки используют различные работы мастера для создания принтов для коллекций одежды, обоев, сумок и прочих дизайнерских вещей.

[править] Биография

Эндрю Уорхол родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге под именем Эндрю Вархола. Его родители, Андрей Вархола и Юлия Юстина Завадская (фамилия «Вархола» изменена на английский вариант Уорхол после переезда в США), были эмигрантами из Словакии, которая в то время входила в состав Австро-Венгрии. Они происходили из русинских греко-католиков из деревни Никола на севере Словакии. В Словакии отец работал на угольной шахте в окрестности Медзилаборце.

В юности Энди заболел хореей, которая, скорее всего, была результатом осложнения скарлатины. Эта болезнь на всю жизнь изменила внешний вид Уорхола.

Творческие способности, проявившиеся еще в молодости, позволили Уорхолу направить свое образование на искусство. Он поступил на факультет коммерческого искусства Университета Карнеги Мелани в Питтсбурге. В 1949 году он переехал в Нью-Йорк, где начал карьеру иллюстратора журналов и создателя рекламы в Международном художественном центре. В 1950-е годы творчество Уорхола еще не приобрело своеобразие. В это время Уорхол получил известность благодаря своим эксцентричным чернильным рисункам обуви, выполненным в свободном стиле с умышленными пятнами.

В 1960-х годах Энди Уорхол изобрел технику трафаретной печати. В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию картин, на которых были изображены, зачастую в ярких красках, банки кока-колы и банки консервов, в том числе известные изображения банок томатного супа Campbell, которые принесли ему популярность. Он искал способы не только создания художественных произведений с помощью продуктов массовой культуры, но и хотел, прежде всего, создавать массовое искусство. Его произведения обнаружили пустоту и безликость западной массовой культуры, основанной на потреблении. Скоро он создал еще более яркие произведения, выполненные в эксцентричным стиле изображения известных людей того времени: Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мао Цзэдуна. Скандальная репутация Уорхола способствовала известности работ этой серии. В настоящее время ее цена достигает десятков миллионов долларов.

Во второй половине 1960-х годов Уорхол начал интересоваться кино. Его фильмы, созданные вместе с Полом Моррисси, стали первым предвестником сексуальной революции. Вместе с этим Уорхол продюсирует первую альтернативную рок-группу The Velvet Underground. Также он стал дизайнером обложек для нескольких популярных альбомов, например Sticky Fingers группы The Rolling Stones.

Вокруг художника сложилась особая субкультура молодежи, одна из участниц которой, феминистка Валери Соланас в 1968 году выстрелила в «учителя», тяжело его ранив. Несмотря на то, что его жизнь удалось спасти, Уорхол остался инвалидом и в 1987 году умер от последствий этого ранения. Он был похоронен в Питтсбурге, в греко-католической церкви святого Духа.

Фабрикант

Brownie Harris

Элитарное искусство вовсе не обязано быть эксклюзивным – считал Уорхол. Место массового создания работ художника (порой по 80 в день) – студия с говорящим названием «Фабрика», которая открыла свои двери на Манхэттене в 1963 году. За 11 лет своего существования «Фабрика» переезжала два раза: сначала на Юнион-сквер, затем переместилась на 33-ю улицу.

Lynn Goldsmith

Само помещение все было выкрашено серебряной краской: внутренность лифта, унитаз, музыкальная и противопожарная аппаратура и даже бутылки колы. По словам Уорхола, его любовь к зеркальным поверхностям – не что иное, как проявление нарциссизма.

Любовь Уорхола к светской жизни превратила «Фабрику» в излюбленное место обитания нью-йоркской богемной тусовки: музыкантов, писателей, художников, фотографов и режиссеров. В гости к Уорхолу захаживали такие известные люди, как Боб Дилан, Джим Моррисон и Мик Джаггер, писатель Трумен Капоте и художник Сальвадор Дали.

Друг

Энди Уорхол познакомился с Жан-Мишелем Баския в 1982 году, когда они находились на разных этапах своей карьеры: первый был безусловной звездой, второй – начинающим художником граффити под псевдонимом SAMO.

Ron Galella

С легендой поп-арта Жан-Мишель познакомился в одном из нью-йоркских ресторанов. Случайно увидев Уорхола, он предложил ему приобрести несколько его открыток. Это положило начало их знакомству и совместной работе: с 1984 по 1985 год они написали 130 совместных работ. Однако их общение не ограничивалось лишь профессиональными рамками. Вместе они ходили на шопинг, ели китайскую еду, обсуждали выставки.

Кадр из рекламной кампании Saint Laurent

Одним из наглядных свидетельств дружбы художников стал плакат к открытию их совместной выставки в галерее Shafrazi. На нем Уорхол и Баския одеты в боксерскую униформу. Спустя 35 лет архивные фото обрели новую жизнь – в рекламной кампании Saint Laurent этого года, приуроченной к выходу совместной коллекции c маркой боксерской экипировки Everlast.

Вероятно, вам также будет интересно:

Кто такой Маурицио Каттелан

Почему искусство стоит так дорого?

Как найти современных художников, чье искусство вам по карману

Начало карьеры

Планировал получить художественное образование в Университете Питтсбурга, чтобы потом преподавать рисование. Но потом планы изменились, и он поступил в Технологический институт Карнеги, рассчитывая сделать карьеру в качестве коммерческого иллюстратора. В 1949 году он получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна. Успевал в учёбе хорошо, но часто не находил общий язык с преподавателями и сокурсниками.

После окончания в 1949 году переехал в Нью-Йорк, где начал работать оформителем витрин магазинов, рисовать открытки и рекламные плакаты. Позже его принимали на работу художником-иллюстратором в журналы Vogue, Harper’s Bazaar и ещё в несколько менее популярных изданий. В этот период он американизировал свою фамилию, начав писать её без последней буквы a — «Уорхол» (Warhol).

Уже к 1950 году пришёл успех после удачного оформления рекламы обувной компании «И. Миллер». На рекламных плакатах была изображена в эксцентричной манере нарисованная чернилами обувь со специально сделанными кляксами. В середине 1950-х Уорхол проиллюстрировал самоучитель испанского языка Маргариты Мадригаль, положивший начало серии её бестселлеров-самоучителей, многократно переиздававшихся.

В 1962 году Уорхол провёл первую свою крупную выставку, которая принесла ему популярность. К этому времени Уорхол смог купить собственный дом на Манхэттене, на 33-й Восточной улице. Доходы его поднялись до отметки 100 тысяч долларов в год, и это дало ему возможность больше увлекаться любимым делом — рисованием, и мечтать о «высоком искусстве».

Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин. В своих ранних шелкографиях он использовал собственные, нарисованные от руки изображения. Позже, с помощью проектора, он транслировал на холст уже фотографии и вручную обводил изображение. Применение шелкографического метода было одним из этапов в стремлении Уорхола к массовому репродуцированию и тиражированию художественных произведений, вопреки всей критике Вальтера Беньямина, который писал о потере ауры и ценности произведения в век его технической воспроизводимости.

Способ Уорхола заключался в следующем: на рамку натягивалась нейлоновая сетка. Само изображение на сетке создавалось путём контактного засвечивания. На сетку, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив. Всё засвечивалось, как при фотопечати. На освещённых местах сетки фотоэмульсия полимеризовалась и становилась нерастворимой плёнкой. Лишнее смывалось водой. Так создавалась матрица, то есть печатная форма. Её накладывали на бумагу или ткань, и наносили краску. Краска проникала через прозрачные участки сетки и создавала изображение. Таким образом, нанося специальным резиновым валиком на деревянной ручке чёрную краску, Уорхол исполнил основной контур своих самых известных произведений: многократно повторяющихся Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и других. Для многоцветной печати требовалось количество матриц, равное количеству цветов. Одного комплекта матриц хватало на большое количество изображений. Внедрение инновационных технологий в процесс создания образов ставило искусство на коммерческую основу.

В 1960-х годах художник использовал для своего творчества фотографии, напечатанные в СМИ. Начиная с 1980-х годов, он делал снимки сам фотоаппаратом Полароид.

Творчество

В 1960 году Энди приступил к разработке дизайна банок «Кока-колы», после — к графическим работам, рисуя денежные банкноты. Затем начался этап «консервных банок», которые изображались живописным способом и методами трафаретной шелкографии. В художественный объектив Урхолла попали супы Кэмпбелл и прочие утилитарные предметы.

В 1962 году прошла выставка лучших работ Уорхола, после чего критики отнесли Энди к ведущим мастерам поп-арта. Его творчество вызывало противоречивые мнения: одни утверждали, что Уорхол – сатирик, подчеркивающий потребительский характер жизни американцев, другие считали, что все его «шедевры» — исключительно коммерческий проект, грамотно организованный самопиар, нацеленный на получение дохода.

Картины Энди Уорхолла этапа «консервных банок»

Сам художник, будучи гениальным мастером эпатажа и самоиронии, пропагандировал художественное искусство не как нечто экстраординарное и заслуживающее поклонения, а как творчество, ориентированное на широкие массы. Уорхол считается самым коммерчески популярным художником прошлого века. У него заказывали портреты Мик Джаггер, Лайза Минелли, Джон Леннон, Брижит Бардо, семейство иранского шаха и другие знаменитости, а его самая дорогая картина, «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)» была продана в 2013 году за 1054000 долларов.

Картина Энди Уорхолла «Серебряная автокатастрофа»

В 1963 году Энди Уорхол купил на Манхэттене заброшенное здание, где и открыл студию, назвав ее «Фабрикой». Именно здесь команда помощников Энди размножала его шедевры методом шелкографии, здесь он снимал свои фильмы, которые, впрочем, мало кто смотрел. В здании «Фабрики» постоянно проходили вечеринки, собирались люди искусства и журналисты, модели и другие представители богемы.

Студия «Фабрика» Энди Уорхолла

В 1964 году в «Фабрике» прошла очередная выставка работ ее хозяина, где были представлены инсталляции из использованной тары и прочих утилитарных предметов. Уорхол получил не только звание короля поп-арта, но и ведущего представителя современного концептуального искусства.

Стиль и произведения

Стиль Уорхола в искусстве — это его собственная концепция поп-арта и артхауса. В кино он делает тоже самое, что и в живописи. Он всегда стирает границы. Всем известна эта легендарная банка супа Кэмпбелл. Критикам очень трудно признать это, но Энди не имел никакого второго смысла, когда её изображал и преподносил зрителям. Он видит её в качестве куска от гештальта. В психологии — это нечто большее, чем сумма вещей. Если кто-то смотрит на кухонный стол, то видит не стол, скатерть и тарелки на нём, но ещё и своё отношение к пространству и времени. Стол может ассоциироваться с чем-то, что является источниками комфорта или дискомфорта. Энди не мудрит с такими конструкциями, а просто рисует банку супа, который ему на самом деле нравится. Кухню никто придумать не сможет, не успеет, психику ослепляет сама этикетка, сам образ банки. Это, кстати сказать, основная сила воздействия коммерческих упаковок. Они работают ещё до того, как человек начинает думать в качественных категориях.

Энди Уорхол работы свои любил, но более любил самого себя. Это совершенно не означает, что он был законченным эгоистом. Он помогал тем, кого считал достойным. Почему? Потому что универсальные люди многофункциональны. Так он их видел, в этом их отличие от всех остальных вещей. Люди — это более вещи, чем вещи, потому что они люди. Они имеют право использовать объекты живой и неживой природы так, как им нравится. Вот такая у него была философия. И это вовсе не призыв к вседозволенности. Ему самому насилие не нравилось, поэтому он считал насилие неестественным для людей и вещей. В общем — такой парень, которому нравятся джинсы, которому не нужно объяснять, что делать зло — это зло, потому что делать зло ему было бы слишком сложно. Это вызывает дискомфорт, а вещи и универсальные люди должны быть в порядке. Железная логика аутиста, и придраться к ней невозможно.

Публика создала много шума вокруг портретов известных личностей, образа Ленина на красном фоне, диптиха Мэрилин Монро, содержащего множество её портретов и созданного после смерти актрисы, картины «Пистолет», название которой вводит в заблуждение, потому что на ней изображён револьвер. С уверенностью можно сказать, что Энди таких тонкостей просто не отсекал. Для него было куда более важным то, что на картине изображёна копия оружия из которого некто Валери Соланас, писательница, сценаристка и радикальная феминистка, широко известная в крайне узком кругу до покушения и ставшая знаменитостью после него. Это произошло на «Фабрике», которая представляла собой художественную мастерскую, клуб, киностудию и иногда вертеп. Результатом покушения стало то, что он испытывал большие физические и нравственные страдания. Три пули угодили ему в живот, был ранен кто-то ещё из тех, кто постоянно ошивался на «Фабрике» по делу и без дела. Однако Энди не стал подавать иск на Валери. Её приговорили к трём годам и принудительному лечению в психиатрической клинике.

Из-за покушения здоровье было серьёзно подорвано, но непосредственной связи между ним и смертью не было. Выстрелы прозвучали в 1968 году, а смерть наступила в 1987 году, через 19 лет. В эти годы художник продолжал заниматься творчеством, в частности — ставил свои эксперименты с раскраской гоночного автомобиля, который представлял собой динамическое произведение искусства.

Банан (1967)

Картина «Банан» стал одним из самых расхожих образов в мировой торговле. Ярко-жёлтый банан, с характерными изменениями на кожуре, словно был только что оторван от спелой банановой грозди. Этот образ можно встретить на майках, брелоках, чашках и других предметах быта. Его часто используют в своих работах фотографы и художники.

В 1967 году Уорхол продюсировал группу Velvet Underground, и решил им помочь в оформлении первого альбома. Группа пользовалась скандальной славой из-за своего репертуара. Поначалу банан был приклеен поверх ещё одного, очищенного и с явным намеком в сопроводительном тексте «Медленно сними кожуру и смотри». Этот скандальный символ стал самым узнаваемым не только среди музыкальных дисков. В этом весь Энди Уорхол. Из простого предмета он создал эпический символ, закрепив за ним особый подтекст.

7

10 самых дорогих, из когда либо проданных, картин. Часть вторая

  • Картину приобрел неизвестный покупатель на аукционе Sotheby’s в Нью Йорке.
  • Шестое место
  • Eight Elvises, Andy Warhol ($10,00,000)
  • Направление: поп-арт
  • Год создания: 1963
  • Год продажи: 200912′ холст, шелковая компьютерная печать
  • Энди Ворхол изобрел поп-арт, предметом которого выступают любые из ежедневно окружающих нас вещей.
  • В то время как большинство работ художника, печатались сотнями экземпляров, на печально известной Нью-Йоркской типографии, картина «Восемь Элвисов» была создана в единичном экземпляре.

12 футовый холст с 8 Элвисами был представлен публике лишь однажды, в 1963 году в Лос-Анджелесе, как часть более крупного произведения – 37 футового холста с 16 Элвисами. Когда работу демонтировали, выяснилось, что 8 Элвисов – это отдельный фрагмент.

Человек отдавший за шедевр 100 млн.дол. на закрытом аукционе, пожелал остаться неизвестным.

  1. Седьмое место
  2. Dora Maar with Cat , Pablo Picasso ($95,200,000)
  3. Направление: кубизм
  4. Год создания: 1941

50.5″ x 37.5″, холст, масло

Год продажи: 2006

Одна из последних картин художника, созданная в стиле, напоминающем ранние эксперименты Пикассо с пространством, в направлении кубизм.

Дора Маар была одной из самых значительных фигур в жизни художника, а также основной его натурщицей. Они были любовниками почти десять лет. Пикассо полюбил девушку, когда ей было 29 лет, а ему 55, вскоре они стали жить вместе.

Представители аукционного дома Sotheby’s ожидали получить за картину 40 млн.дол., но торги окончились сумой в 95,2 млн.дол. включая комиссию, превысив все их ожидания.

  • Картину купил россиянин, имя которого неизвестно.
  • Восьмое место
  • Portrait of Adele Bloch-Bauer II, Gustav Klimt($88,000,000)
  • Направление: символизм
  • Год создания: 1912
  • 75″ x 47″, холст, масло
  • Год продажи: 2006

По сравнению с первым портретом, где Густав Климт использовал золото и серебро, в этот раз художник отдал предпочтение современному подходу к цвету. Яркие цвета нанесены спонтанно, но все еще с мощным восприятием композиции.

  1. Девятое место
  2. Triptych, Francis Bacon ($86,300,000)
  3. Направление: предметный экспрессионизм
  4. Год создания: 1976
  5. 78″ x 58″, холст, масло и пастель (в трех частях)
  6. Год продажи: 2008
  7. «Тринтих» одно из самых важных произведений из творческого наследия Френсиса Бэкона, которое также разрушило все каноны ХХ века.

На двух боковых панелях изображен человек, чья овальная голова неподвижно стоит на теле, которое переходит в трудноопределимые части человека. На центральной панеле изображены части тела поверженные болезням, в верхней части картины –возможно животное, и определенно человек внизу работы; с потолка свисают руки, образовывая что-то вроде люстры.

«Триптих» — произведение редкой красоты, наполненное символизмом, сложностью и аллегориями, посредством которого Френсис Бэкон изобразил свои личные трагедии.

На аукционе в Нью –Йорке картина произвела триумф. Сума в 86,3 млн.дол. показала, что экономический кризис это всего лишь слухи.

  • Десятое место
  • Portrait of Dr. Gachet, Vincent van Gogh ($82,500,000)
  • Направление: пост импрессионизм
  • Год создания: 1890
  • 23.4″ x 22″, холст, масло
  • Год продажи: 1990

Портрет доктора Пола Гачета – одна из самых почитаемых картин датского художника, Винсента ванн Гога. Это единственна работа, написанная художником в последние месяцы его жизни, которые он прожил в доме доктора.

Картина стала знаменитой, после того, как японский бизнесмен, заплатил за нее 82,5 млн.дол. на аукционе в Нью Йорке. Он даже хотел, что бы картину кремировали вместе с ним, когда он умрет.

Бизнесмен умер в 1996…но картина была спасена.

Творческий путь

Многие считают творчество Энди своеобразным вызовом обществу, современным движением, которое отрицало искусство, отдавая предпочтение конвейерному производству, востребованному в те годы.

Картины, выпускаемые в мир непрерывным потоком, стали синонимом фигуры Энди Уорхола, который часто говорил, что хотел бы быть машиной. Эту фразу можно расценивать как желание стать бессмертным, сохранить воспоминания о себе. Многие годы дизайнер собирал «капсулы времени» – коробки, в которые складывал всё то, что считал хоть немного важным. О них мало кто знал, но все они (более шестисот) найдены после смерти Энди в его квартире. Чеки, покупки на блошином рынке, фотографии, сделанные на полароид – это лишь малая часть содержимого.

Диктофон, фотоаппарат или видеокамера – неотъемлемые части жизни, которые постоянно были с ним, сохраняя все важные моменты его собственной истории. Он мог внезапно включить диктофон или камеру во время диалога, потому что стремился не потерять ничего.

Детство

Дом детства Уорхола. Доусон Стрит 3252, Окленд (Питтсбург) (англ.)русск.

Уорхол (слева) и писатель Теннесси Уильямс (справа) разговаривают на борту корабля «Франция», 1967; на заднем плане — кинорежиссёр Пол Моррисси

Энди и Джимми Картер в 1977

Статуя Энди в Братиславе, Словакия

Энди (справа) с режиссёром Улли Ломмелем на съёмках фильма «Кокаиновый ковбой» (1979), в котором Энди сыграл себя

Банка с супом Кэмпбелл

Банка с супом Кэмпбелл

BMW M1, дизайн раскраски Уорхола

Королевская Шотландская академия в Эдинбурге, Шотландия. Выставка Уорхола, посвящённая 20-й годовщине его смерти. Колонны украшены изображениями банок супа Campbell

Ультрафиолет — подруга и коллега Энди

Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) четвёртым ребёнком в рабочей семье иммигрантов-русинов из села Микова у Стропкова на северо-востоке современной Словакии, части бывшей Австро-Венгерской империи.

Первый ребёнок — дочь Юстина, родившаяся ещё в Словакии, умерла до переезда в США. Отец Уорхола Андрей в поисках работы иммигрировал в Соединённые Штаты в 1914 году, мать Юлия (в девичестве Завацкая) присоединилась к нему в 1921 году, после смерти бабушки и дедушки Уорхола. Члены глубоко религиозной семьи были прихожанами Русинской греко-католической церкви. Он считал себя религиозным лицом. Уорхол почти ежедневно посещал литургии, и священник при церкви говорил, что он бывал в церкви едва ли не ежедневно. В его искусстве чувствуется влияние иконографии[источник не указан 698 дней].

По свидетельствам брата Уорхола, Энди был очень религиозным человеком, но не хотел, чтобы люди это видели, потому что считал свои религиозные убеждения личным делом. Художник оплатил обучение племянника, помог ему стать священником.

Отец Уорхола работал в угольной шахте, а мать, не владевшая английским, подрабатывала мытьём окон и уборкой. К 1934 году Уорхолы переехали из трущоб в более комфортабельный район. Семья жила на улице Белен, 55, а затем в Доусон-Стрит, 3252 в Окленде, окрестностях Питтсбурга. У Энди было два старших брата, Павел (Пол), родившийся в 1923 году, и Джон, родившийся в 1925 году. Сын Павла Джеймс Уорхол стал иллюстратором детских книжек.

Когда родился Энди, его матери, Юлии Варголе, исполнилось 36 лет. Она не могла и слова сказать на английском, на ней всегда было длинное крестьянское платье, фартук и платок, очки в проволочной оправе. Она продавала цветы, которые мастерила из консервных банок и гофрированной бумаги, вышивала картины, к Пасхе расписывала писанки. Мать обожала своего младшего сына и заботилась о нём всю свою жизнь. Считается, что именно она была самым влиятельным человеком в жизни Энди Уорхола и, что именно она дала толчок развитию его талантов.

В третьем классе Уорхол заболел хореей Сиденгама, также называемой «Пляской святого Витта», которая явилась следствием перенесённой ранее скарлатины, после чего большую часть времени был прикован к постели. В классе он стал изгоем. Появилась мнительность, развилась боязнь врачей и больниц, которая не отпускала его до смерти. В то время, когда Эндрю был прикован к постели, он начал увлекаться рисованием, собирать фотографии кинозвёзд и делать коллажи из газетных вырезок. Сам Уорхол позже упоминал этот период как очень важный в становлении его личности, выработавший навыки, художественный вкус и предпочтения.

Когда Энди было 13 лет, в результате несчастного случая на шахте погиб его отец. В 1945 году Уорхол окончил среднюю школу.

Личная жизнь

Многие современники дизайнера утверждали, что его девушкой являлась Эди Седжвик – муза и подруга художника, с которой он общался с 1965 года. Они часто появлялись вместе на мероприятиях, одинаково одеваясь и делая похожие причёски. Но для них это был больше перформанс, чем стремление продемонстрировать свои особые отношения. Их тандем просуществовал несколько лет – до того, как Эди умерла от передозировки в возрасте 28 лет.

Тайн своей личной жизни Уорхол никогда не раскрывал и публично не высказывался по поводу своей ориентации. Однако для общества Энди был открытым геем – все в его окружении знали, что он встречался как минимум с тремя мужчинами.

Одним из них считался Джед Джонсон – дизайнер и режиссёр. В 1963 году он стал одним из тех, кто работал на «Фабрике» – студии Уорхола. Энди нанял его, чтобы тот работал уборщиком, однако всё сложилось иначе – в течение 12 лет они жили в доме, купленном Джедом специально для Энди, и проводили много времени вместе.

Более ранний роман Уорхола, ещё до «Фабрики» – это отношения с Джоном Джиорно. Поэт и создатель многих перформансов был главным героем пятичасовой ленты Энди под названием «Спи», которая произвела фуррор. В фильме нет звука, и на протяжении всего времени Джон спит. Киноленту показали малому количеству зрителей, часть которых не выдержала и одного часа в кинозале. Считается, что отношения мужчин продолжались до 1964 года, после чего общение практически сошло на нет.

Энди Уорхол: биография

Энди (Эндрю) Уорхолл родился в американском Питтсбурге 6 августа 1928 года. Семья Уорхола (настоящая фамилия – Вархола) переехала в Штаты из Словакии, так что по национальности Энди – русин. Сначала в Америку в поисках работы перебрался отец семейства, Андрей, а 1921 году к нему присоединилась супруга Юлия.

Эпатажный художник Энди Уорхол

Старшая сестра Эндрю, Юстина, родилась и умерла еще в младенчестве, на родине родителей. Помимо Юстины у мальчика было еще два старших брата и один младший. Отец трудился на шахте, мать была домохозяйкой и подрабатывала, моя полы, окна и мастеря искусственные цветы из подручных материалов.

После переезда в Окленд (пригород Питтсбурга) Энди ходил в самую обычную школу. Мальчик рос веселым, высоким пареньком (во взрослом возрасте рост Уорхола составлял 180 см), пока его не подкосила болезнь. В третьем классе Эндрю заболел хореей Сиденгама, которая стала следствием перенесенной скарлатины. При этом заболевании человеком овладевают мышечные судороги, которые он не в состоянии контролировать.

Энди Уорхол в детстве

Из обычного шаловливого мальчишки Энди вмиг превратился в маленького страдальца, прикованного к постели. В школу он ходить не мог, к тому же бывшие товарищи дразнили его. Мальчик стал панически бояться больниц, докторов, уколов и всего, что связано с болезнями.

Чтобы развлечь и приободрить сына, Юлия начинает рисовать ему разные картинки, покупает журналы, газеты. Именно тогда маленький Эндрю пристрастился к рисованию: он рисовал лампочки, ручки, ключи, пытаясь найти что-то новое в повседневных вещах и создавая свои первые художественные произведения. Мальчик полюбил делать коллажи из газетных вырезок, а после – смотреть истории в движущихся картинках с помощью проектора.

Энди Уорхол в студенческие годы

С 9 лет Эндрю начал посещать бесплатные курсы художественного мастерства и даже планировал поступить в местный университет, чтобы потом преподавать рисование. Настоящей трагедией для всей семьи стала смерть отца Андрея Вархола, который погиб в результате несчастного случая в шахте.

После окончания средней школы Уорхолл поступил в Технологический институт Карнеги, планируя в дальнейшем работать иллюстратором в области рекламы. В 1949 году будущий король поп-арта получил диплом бакалавра по специальности графический дизайн и отправился покорять Нью-Йорк, сменив фамилию с Вархола на Уорхол, а имя – с Эндрю на Энди.

Последние годы

В июне 1968 года на «Фабрике» на Эндрю Уорхола было совершено покушение на убийство. Бывшая актриса, снимающаяся в одном из фильмов художника, трижды выстрелила ему в живот и добровольно сдалась полиции. Находясь на волосок от смерти и пережив клиническую смерть ему удалось выжить. Пройдя курс реабилитации, рисовальщик отказался от обвинения на девушку, поэтому она была заключена всего на три года и отправлена в больницу для душевнобольных. Ему пришлось очень долгое время ходить в корсете. Его возможности передвижения были ограничены из-за сильного повреждения внутренних органов.

После этого случая его исполнение меняется, преобладают мрачные тона, а темы связаны с насилием и смертью. Любая угнетающая или устрашающая тема, появляющаяся на страницах газет, была использована им как материал для новых картин. Художник продолжает экспериментировать и берется за дизайн, гоночного автомобиля, который расписывает лично. В перевес мрачному в дизайне автомобиля он использовал яркие краски передавая драйв и адреналин. Используя как инструменты собственные пальцы, палочки и тряпки он пытался воссоздать иллюзию скорости. Прожив довольно яркую жизнь Эндрю Уорхол умер 22 февраля 1987 года на операционном столе от остановки сердца.

Примечания

  1. ↑ . The Andy Warhol Foundation. Дата обращения: 29 июня 2014.
  2. Schjeldahl, P. . The New York Times (12 ноября 1989). Дата обращения: 29 июня 2014.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 января 2014.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 апреля 2013.
  5. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», 1936)
  6. Meyer, Richard. Outlaw representation: censorship and homosexuality in 20th-century American art (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2002. — ISBN 0-19-510760-8.
  7. Matarazzo, Father Sam; Jane Dagget Dillenberger. The Religious Art of Andy Warhol. — New York: The Continuum Publishing Company, 1998. — С. 33. — ISBN 0-8264-1112-6.
  8. Инграм К. Гениальный Уорхол. — М.: Эксмо, 2014. — 80 с.: ил. — ISBN 978-5-699-70779-9.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2006.
  10. . Дата обращения: 8 февраля 2011.
  11.  (недоступная ссылка). Weekend.ru. Дата обращения: 8 февраля 2011.
  12. . Lenta.ru. Дата обращения: 12 мая 2010.
  13.  (англ.). Bloomberg. Дата обращения: 12 мая 2010.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2009.
  15. . warholexhibition.ru. Дата обращения: 29 сентября 2020.
  16. . yle.fi. Служба новостей Yle (2014-5-31). Дата обращения: 31 мая 2014.
  17.  (англ.) (недоступная ссылка). United States Postal Service. Дата обращения: 8 апреля 2016.
  18. Adrian McCoy.  (англ.). Pittsburgh Post-Gazette (10 August 2002).

  19. Roberta Smith.  (англ.). New York Times (31 March 2011). Дата обращения: 8 апреля 2016.

Карьера

1952 год был успешен для иллюстратора, его произведения были показаны в Нью-Йоркской галерее. Художник развивает новые способы и представления своего творчества, но продолжает мечтать о неизменно великом. В 1960 году он создает знаменитый дизайн банки для Coca-Cola что приносит ему еще большую известность. Художник в это время отдает предпочтение рисунку, а не живописи и рисует в основном долларовые банкноты. Начиная с конца 1960 года, он создает серию работ, состоящую из изображения консервных банок. Яркие цвета и необычное исполнение пришлись по вкусу публике, но вызвали волну недовольства со стороны критиков. После выставки посвященной новой концепции яркого и массово производимого искусства художник определяет себя как представителя поп-арта.

Художник продолжает работать над созданием картин с помощью фотографий таких знаменитостей как Мерлин Монро, Элвиса Пресли, Мао Цзэдуна и других. После смерти Монро Уорхол создает свою не мало известную картину «Диптих Мэрилин». Как человек своеобразный и жаждущий перемен Эндрю первым начинает использовать краски кислотных оттенков. Не желая останавливаться на достигнутом, художник покупает себе здание в 1963 году и называет «Фабрика». Здесь он проводит собственные выставки ломающие понятия искусство. Это же помещение он использует как свою мастерскую, а также выводит на массовое производство произведения высокого творчества. Его предприятие производит около трех тысяч отпечатков картин в год. Продолжая свою деятельность, он создает журнал основная идея которого лежала в создании интервью с самыми популярными людьми.

Уорхол был твердо убежден в том, что люди, которые попадают на обложки журналов обязаны быть без единого изъяна. Он делает серию картин в которых устраняет недостатки, убирает морщины, прыщи, делает цвет кожи лучше, а глаза ярче. Кинематограф тоже не остался в стороне многие работы эксцентричного художника так и не увидели мир. Однако все его киноленты были нацелены на открытие миру смысла грядущей сексуальной революции и были документального содержания.