Contents
- Карьера
- Биография Эдуарда Артемьева
- Биография
- Детские и юношеские годы
- Эдуард Артемьев сейчас
- Карьера. Период электронно-инструментальной музыки
- Ранние годы
- Оценка фильмов (выбрано)
- Музыка к спектаклям[править | править код]
- Награды
- Биография #1 Эдуард Николаевич Артемьев
- Детство
- Творческий путь
- Личная жизнь Эдуарда Артемьева
- Музыка Артемьева в кино
- Оратории, кантаты, хоровые и вокально-инструментальные сочинения[править | править код]
Карьера
Эдуард Артемьев
Первая работа Артемьева в мире кино связана с фильмом «Мечте навстречу» 1963 года. В те годы на пике моды в советском кинематографе была космическая тематика… Всё это, разумеется, было связано с первым полётом в космос Юрия Гагарина! И гипнотическое электронное звучание было для данной киноленты как нельзя кстати! Ведь именно оно передавало всю самобытность и загадочность неизведанного людьми пространства…
Реальные гонорары советских режиссёров…
1 из 5
Стоимость одного фильма…
Многосерийность…
Гонорар Сергея Бондарчука…
Любопытные уловки…
Многозадачность!
Тогда к работе подключили Эдуарда Николаевича. Как известно, композитор справился со своей задачей на все сто процентов… И стоило ему появиться в титрах — о нём не просто начали говорить. Режиссёры хотели с ним работать!
Вскоре после выхода «Мечте навстречу» Эдуард Артемьев познакомился с ещё начинающим режиссёром Никитой Михалковым: в результате их знакомство переросло в долгую дружбу и плодотворное сотрудничество! Не дадут соврать киноманы: все работы Михалкова сопровождает музыка Артемьева…
Эдуард Артемьев
Длительное сотрудничество Артемьева и Тарковского берёт своё начало в 1970-х. Как известно, Андрей Арсеньевич был очень избирателен в плане саундтреков к своим работам. Но Артемьеву каждый раз удавалось угодить именитому режиссёру… В этот период его имя было известно во всём Советском Союзе! Неудивительно, что вскоре список его друзей пополнили Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Самсон Самсонов и многие другие.
Благодаря Андрею Кончаловскому композитор смог уехать в США, где продолжил создавать музыку для приятеля. Будучи в Голливуде Эдуард Николаевич также писал музыку для зарубежных кинолент. Вернулся на родину он лишь в середине 90-х.
Эдуард Артемьев…
Помимо саундтреков, Эдуард Артемьев написал множество электронных и инструментальных произведений. «Пилигримы», «Тепло земли», «Три взгляда на революцию» — все эти, а также многие другие произведения, произвели фурор и получили высочайшие оценки критиков!
Биография Эдуарда Артемьева
Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске, где его родители-москвичи оказались проездом по работе. Отец и мать композитора, Артемьев Николай Васильевич и Артемьева Нина Алексеевна, из-за особенностей работы были вынуждены очень часто переезжать. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в Москву к дяде, Николаю Демьянову – известному профессору Московской консерватории и талантливому дирижеру хора.
Именно в исполнении Николая Демьянова маленький Эдуард услышал сочинения Скрябина и начал восторгаться музыкальными произведениями. В доме дяди была огромнейшая библиотека с популярной мировой музыкой, именно она и воспитала талантливого композитора. С самого детства Эдуард предпочитал произведения Стравинского, Беллини, Дебюсси, Доницетти, Пуччини.
Свои первые музыкальные шедевры юноша сочинил в период обучения в Московском хоровом училище под руководством Мераба Парцхаладзе. В 1955 году молодой композитор закончил обучение и поступил в консерваторию им. Чайковского в Москве. В консерватории Артемьев проучился 5 лет на композиторском факультете, именно эти годы оставили незабываемый отпечаток в музыкальном развитии талантливого композитора.
Биография
Родился в Новосибирске, в котором его родители-москвичи были проездом. Отец — Николай Васильевич (1905—1986). Мать — Нина Алексеевна (1915—1997). В семь лет был отправлен в Москву к дяде.
Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище. В 1960 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина.
Встретившись в 1960 году с инженером Е. Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки (экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина, работал программистом в НИИ). В 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический «АНС» (изобретатель Е. Мурзин, электронные композиции Артемьев). Участвовал в деятельности фирм звукозаписи и киностудий в Балтиморе, Бурже (1989). Президент Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО.
Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. В 1961 по совету композитора В. Мурадели озвучил фильм «Мечте навстречу». Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три фильма А. Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979), фильмы Н. Михалкова, А. Кончаловского и В. Абдрашитова. Музыка Артемьева к кинофильмам записана на альбом «Территория любви» (1998).
Лучшие из песен Артемьева — это песни из кинофильмов либо песни, возникшие на материале музыки фильмов («Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго»), оригинальные песни-баллады, песни-поэмы («Здравствуй, день!», «Воспоминание», «Костры рябин», «Звёздные просторы», «Всё зелёное в сердце со мной»), звучащие в исполнении Г. Трофимова, В. Леонтьева, Ж. Рождественской, Р. Бабаян. Пример синтеза электронного рока и симфонической музыки — вокальный цикл Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской. Для ВИА «Поющие гитары» написана рок-опера «Преступление и наказание» (по мотивам романа Ф. Достоевского).
Артемьев является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.
Работы Артемьева выпущены, в частности, CD-лейблом «Электрошок Рекордз», основанным во второй половине 1990-х годов его сыном Артемием Артемьевым.
Последней его работой будет предстоящий фильм Никиты Михалкова «Шоколадный Револьвер» и после этого он прекратит творческую деятельность. Об этом Эдуард сообщил в интервью каналу «#ещенепознер» и его автору и журналисту Николаю Солодникову
Семья
- Жена Изольда Артемьева (1936-2019)
- Сын — Артемий (род. ) — композитор. продюсер, видеохудожник
- Шесть внуков : Алексей, Артемий, Екатерина, Даниил, Филипп, Степан
Детские и юношеские годы
Дата рождения маэстро – 30 ноября 1937 года. Эдуард родился невероятно болезненным ребёнком. Когда новорожденному исполнилось всего пару месяцев – он серьёзно заболел. Врачи не давали положительных прогнозов. Лечащий врач сказал, что он нежилец.
До этого семейство проживало на территории Новосибирска. Когда глава семейства узнал о страшном диагнозе сына, то немедленно перевёз жену и Эдуарда в Москву. По долгу службы отцу удалось закрепиться в столице, хоть и ненадолго. Эдуарда удалось спасти местным врачам.
Семья постоянно меняла место жительства, но в подростковом возрасте Эдуард окончательно перебрался в столицу. Молодого человека приютил дядя, который занимал должность профессора в московской консерватории. Три года Артемьев обучался в хоровом училище. В этот период времени он пишет первые музыкальные произведения.
Watch this video on YouTube
В 60-х годах Эдуард окончил консерваторию. Ему выпала уникальная возможность познакомиться с создателем синтезатора. Артемьев предложил новому знакомому изучить музыкальный инструмент в лаборатории НИИ. Эдуард познакомился со звучанием электронной музыки. В это время стартовала его профессиональная карьера.
Эдуард Артемьев сейчас
Сейчас автор дает концерты в Москве и других городах России. Судя по афишам, у него плотный график. Инструментальные произведения можно послушать в Кафедральном соборе святых Павла и Петра.
7 звезд, которые не стесняются своей седины
Весной 2019 года почитатели творчества мэтра услышали его музыку в исполнении симфонического оркестра под руководством Сергея Скрипки на фестивале SOUND UP.
2019-й объявлен годом театра. В связи с этим сюита «Алтайский сказ. Полет над временем» проедет гастрольным туром по Сибири и Забайкалью, выиграв на это государственный грант. Сам автор посетил Кемеровскую область в рамках гастрольного проекта в конце августа этого же года.
На официальном сайте Артемьева можно увидеть фото и видео с выступлений, а также узнать расписание концертов и других событий.
Карьера. Период электронно-инструментальной музыки
По окончании консерватории в 1960 году Эдуард Артемьев познакомился с инженером Мурзиным, создателем одного из первых в мире музыкального синтезатора. С подачи инженера композитор занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки
Внимание Эдуарда привлек электронный синтезатор АНС с фотоэлементами, шедевральное изобретение инженера, после чего в музыке появилось новое направление «электронная музыка»
Параллельно он работал программистом в НИИ, а экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина в период с 1961 года по 1963 год. В тот период композитор часто писал статьи, в которых описывал преимущества электромузыки. Его заметки об электронной музыке отличаются глубоким познанием и пониманием нового музыкального направления.
В 1966 году Эдуард Артемьев начал свою профессиональную деятельность в первой созданной в СССР студии по производству электронной музыки. В этот период им было создано непревзойденное, знаменитое произведение «Мозаика», которое получило призы на многих европейских музыкальных фестивалях.
До 1970 года Артемьев работал в стиле авангарда. В этот период творчества композитора были созданы следующие произведения:
- одночастный концерт для альта,
- сюита для женского оркестра и хорового коллектива «Лубки»,
- музыка к пантомиме «За мертвыми душами»,
- симфоническая сюита «Хороводы»,
- кантата «Вольные песни»,
- оратория на стихи А. Твардовского «Я убит под Ржевом».
Более ранние электронные композиции Эдуарда создавались в момент активного изучения прибора АНС, частью они были посвящены демонстрации нереальных возможностей данного непревзойденного инструмента. Это композиции: «Этюд», «Звездный ноктюрн», «В космосе» и «Двенадцать взглядов на мир звука: Вариация в один тембр». Последняя была особенно оценена специалистами, эта уникальная композиция оставила неизгладимый отпечаток в мировой электромузыке.
Ранние годы
Эдуард Артемьев
История Эдуарда Артемьева берёт своё начало в Новосибирске: будущий композитор родился в ноябре 1937 года, в семье Николая Васильевича и Нины Алексеевны. Примечательно то, что во время родов чета Артемьевых находилась в командировке. Однако радость от пополнения в семье была недолгой: через несколько месяцев новорождённый малыш тяжело заболел: местный врач дал не утешительный прогноз… По его словам, маленькому Эдуарду оставалось недолго…
Цитаты Эдуарда Артемьева
1 из 5
О поп-музыке…
Об оркестре…
О музыкальных стилях…
О важности музыки…
О своём мировоззрении…
Ради сына Николай Васильевич сорвался из командировки и ринулся в столицу, где врачи смогли вылечить малыша! Но даже не это самое странное: спустя много лет Эдуард в красках вспоминал этот период своей жизни (учитывая, что ему было чуть больше 2-х месяцев), подробно описывая детали своим родителям…
https://youtube.com/watch?v=DoWWV8T6If0
Детство мальчика было наполнено путешествиями и поездками: семья Артемьевых то и дело меняла города — такова была работа главы семейства. В возрасте примерно 16 лет Эдуард перебрался в Москву к родственнику, который работал профессором консерватории. Именно там будущий композитор начал создавать первые произведения… Однако его увлечение переросло в нечто большее в начале 60-х, когда Эдуард познакомился с электронной музыкой. Отныне он начал строить свою карьеру в качестве композитора…
Оценка фильмов (выбрано)
- Солярис (Солярис, 1972)
- Очень английское убийство (Чисто английское убийство, 1974)
- At Home Among Strangers (Свой среди чужих, чужой среди своих, 1974)
- Зеркало (Зеркало, 1975)
- Раба любви (Раба любви, 1976)
- Неоконченная пьеса для механического пианино (Неоконченная пьеса для механического пианино, 1977)
- Территория (Территория, 1978)
- Сталкер (Сталкер, 1979)
- Сибириада (Сибириада, 1979)
- Телохранитель (Телохранитель, 1979)
- Несколько дней из жизни И. И. Обломова (Несколько дней из жизни И. И. Обломова, 1980)
- Анна: 6 — 18 (Анна: от 6 до 18, 1980–1993)
- Охота на лис (Охота на лис, 1980)
- Миллионы Ферфакса (Миллионы Ферфакса, 1980) Fairfax Millions
- Семейные отношения (Родня, 1981)
- Поезд остановился (Остановился поезд, 1982)
- Без свидетелей (Без свидетелей, 1983)
- Лунная радуга (Лунная радуга, 1983)
- Возвращение с орбиты (Возвращение с орбиты, 1983)
- ТАСС уполномочен объявить … (ТАСС уполномочен заявить …, 1984)
- Человек — невидимка (Человек-невидимка, 1984)
- Секунда на подвиг (Секунда на подвиг, 1985)
- Курьер (Курьер, 1986)
- Визит к Минотавру (Визит к Минотавру, 1987)
- Зероград (Город Зеро, 1989)
- Близко к Эдему (Урга — территория любви, 1991)
- Гений (Гений, 1991)
- Утомленные солнцем (Утомлённые солнцем, 1994)
- Одиссея (Одиссей, 1997)
- Война закончена. Пожалуйста, забудьте … (Война окончена. Забудьте …, 1997)
- Сибирский цирюльник (Сибирский цирюльник, 1998)
- Насколько мои ноги несут меня (Побег из Гулага, 2001)
- Дом дураков (Дом дураков, 2002)
- Водитель для Веры (Водитель для Веры, 2004)
- (2007)
- Глянец (Глянец, 2007)
- Щелкунчик в 3D (Щелкунчик и Крысиный Король, 2009)
- Дом (Дом, 2011)
- Фирменный (Москва 2017, 2011)
- Легенда № 17 (Легенда № 17 , 2013)
- Почтальон Белых ночей (Белые ночи почтальона Алексей Тряпицын, 2014)
- Солнечный удар (Солнечный удар, 2014)
- Наследие любви (Герой, 2016)
Музыка к спектаклям[править | править код]
1961
«Осторожно — листопад». Театр им
Моссовета, реж. О. Ремез
«Гамлет из квартиры № 13». Театр Ленинского комсомола, реж. О. Ремез
1965 «Фунт мяса». Театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев
1966
«Море в конце пути». Театр на Малой Бронной, реж. А. Салтыков
«Визит дамы». Театр на Малой Бронной, реж. А. Гончаров
1966 «Бал воров». Театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев (восстановлен в 1974 г.)
1967 «Бег». Театр им. Ермоловой, реж. А. Гончаров
1968 «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Театр-студия киноактера, реж. А. Орлов (восстановлен в 1990 г.)
1971 «Золотой мальчик». Театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев
1975
«Ван Гог». Театр им. Ермоловой, реж. П. Зоданн (ГДР)
«Белое золото». Театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев
1977 «Гамлет». Театр Ленинского комсомола, реж. А. Тарковский
1978
«Пятая колонна». МХАТ им. Горького, реж. Н. Скорик
«Берег». Малый театр, реж. В. Андреев
«Убивец» («Преступление и наказание»). Рижский театр русской драмы, реж. М. Розовский
«Постоялец». Театр им. Вахтангова, реж. Е. Симонов
1984 «Идиот». ЦАТСА, реж. Ю. Еремин
1985 «Халида иХалидо». Якутский драм, театр им. П.А. Ойтунского, реж. А. Борисов
1986
«Статья». ЦАТСА, реж. Ю. Еремин, С. Валоков
«Бремя решения». Театр сатиры, реж. В. Плучек
«Черная невеста». Свердловский драматический театр, реж. В. Анисимов
1987
«Кресло». Театр-студия под рук. О. Табакова, реж. О Табаков
«Сон о белых горах». Малый театр, реж. В. Седов
«Игра». Малый театр, реж. В. Андреев
«Механическое пианино». Театро Ди Рома (Рим, Италия), реж. Н. Михалков
«Чайка». Одеон (Париж, Франция), реж. А. Кончаловский (восстановлен в 1989 г.)
1993
«Механическое пианино». Театр-студия под рук. О. Табакова, реж. О. Табаков 2001
«Кабала святош». МХАТ им. А.П. Чехова, реж. А. Шапиро
2006 «Мария Стюарт». Филиал Малого театра, реж. В. Иванов
Награды
- Малая Золотая медаль ВДНХ за музыкальную композицию «Мозаика» (1968).
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (30 октября 1985 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства.
- Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988) за фильм «Курьер».
- Почётный гражданин г. Балтимор (США, 1988).
- Лауреат четырёх Государственных премий в области литературы и искусства (1993, 1995, 1999, 2017): за художественные кинофильмы «Урга — территория любви», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник» и «за вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства».
- Народный артист Российской Федерации (8 января 1999 года) — за большие заслуги в области искусства.
- Лауреат четырёх премий «Ника» за лучшую музыку к фильму (1995, 2004, 2008, 2017) («Лимита», «Водитель для Веры», «», «Герой»).
- Лауреат пяти премий «Золотой орёл» за лучшую музыку к фильму (2007, 2008, 2012, 2014, 2015) («Доктор Живаго», «», «Дом», «Легенда № 17», «Солнечный удар»).
- Лауреат премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000).
- Лауреат премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001).
- Премия имени М. Таривердиева (1999) за музыку к фильму «Мама».
- Приз имени М. И. Глинки (2011) за музыку к фильму «Тихая застава».
- Приз жюри и Российского авторского общества имени Андрея Петрова (2011) за музыку к фильму «Тихая застава»..
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 августа 2013 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- Премия «Человек года» (2015)
- Премия Шостаковича за вклад в развитие мировой музыкальной культуры (2017)
- «Золотая маска» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре» за спектакль «Преступление и наказание» (Театр мюзикла, Москва) (2017)
- Орден Александра Невского (16 июля 2018 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность
- За неоспоримый вклад в национальное искусство РФ, избран почетным академиком «Национальной гуманитарной академии» (2021 год).
Биография #1 Эдуард Николаевич Артемьев
Карьера: МузыкантДата рождения: 30 ноября 1937, знак зодиака стрелецМесто рождения: Новосибирск, Россия. Российская Федерация
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии. В 1990 году российская компания “Электрошок Рекордз” выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе.
Эдуард Артемьев – единственный из наиболее известных и признанных отечественных композиторов современности, тот, что на протяжении всего творческого пути смело преодолевает границы жанров и стилей. Он – автор сотен камерных, симфонических и электронных произведений больших и малых форм, которые неизменно вызывают заинтересованность как у музыкальной элиты, так и у широкой публики. Эдуард Артемьев – единственный из основоположников электронного направления в отечественной музыке, и как раз он стал первым композитором, использовавшем электронную музыку в советском кино (кино “Мечте навстречу”, 1963 год). Что стало бы с отечественным кинематографом как советской, так и постсоветской поры, если бы из него неким мистическим образом испарилась музыка Эдуарда Артемьева? Более 140 фильмов лишились бы свою выразительность и законченность, как если бы с полотен живописцев убрали шикарные драпировки и изысканные фоны, благодаря которым картина предстает перед зрителем во всей своей полноте. Эдуард Артемьев не является композитором, пишущим только для кино, но его образ в истории этого искусства нереально переоценить. “Солярис”, “Раба любви”, “Сибириада”, “Курьер”, “Сибирский цирюльник” – целые киноэпохи нашли отображение в творчестве Эдуарда Артемьева. Фильмы, в которых звучит его музыка, составляют славу отечественного кинематографа. Лауреат трех Государственных премий России, обладатель премии Оскар, участник и победитель многих престижных международных конкурсов и фестивалей… В чем же секрет невероятной востребованности композитора, чья музыка не вписывается в рамки популярных направлений и не рассчитана на поверхностное восприятие? Своеобразным ключем к пониманию феномена Эдуарда Артемьева являются слова самого композитора: “Несмотря на очевидные и впечатляющие достижения и захватывающие перспективы новых технологий, главным ориентиром и объектом музыки остаeтся мужчина. К нему она обращена и в нeм черпает энергию. В этом свете наука и методика только могущественные инструменты, расширяющие наши возможности в духовном познании Божественной сущности Бытия”. Антропоцентризм, экспрессия, бережное проникновение во внутренний мир человека характерны для всей музыки Эдуарда Артемьева. Его творчество пронизано искренностью и лиричностью и в силу того что рядом и ясно каждому.
Детство
Эдуард появился на свет 30 ноября 1937 года в городе Новосибирске. Его мама, Нина Алексеевна, 1915 года рождения, и папа, Николай Васильевич, 1905 года рождения, были москвичами. Но ребенок родился в Сибири, потому что семья находилась там из-за работы отца. Старший Артемьев имел профессию химика-технолога. По долгу службы ему часто приходилось переезжать из одного города в другой.
В раннем младенческом возрасте с Эдуардом произошел уникальный случай. Первое ощущение себя он запомнил, когда ему было два месяца. Ребенок тогда сильно заболел и оказался на грани гибели. Врач, который его осмотрел, сказал, что мальчик – не жилец. Отец тогда принял решение срочно ехать в Москву. Удивительно, но в сознании малыша отпечаталась эта поездка на поезде. Эдуард ясно помнит, как долгую дорогу мама вязала крючком салфетку, которая потом лежала дома на комоде, как упал с верхней полки подвыпивший попутчик. В столице ребенка вылечили. Позднее медики объяснили, что подобное раннее прозрение сознания было связано с болезнью.
До восьмилетнего возраста Эдуард жил с родителями в разных городах России, куда направляли его отца. Чаще всего это были закрытые территории, где мальчик рос один. У него не было друзей, но Эдик не переживал по такому поводу. Наоборот, одиночество его хорошо воспитало.
С восьми до четырнадцати лет Артемьевы жили в Рязани. Самыми яркими впечатлениями того периода остались поля и заливные луга, цыганские шатры. Каждую весну приезжали цыгане на лошадях и в разноцветных одеждах. Вокруг все говорили Эдику, чтобы он не ходил туда, иначе украдут. Но мама иногда отпускала сына в «ночное». Неизгладимые впечатления на ребенка производили звездное небо, лошади, костры и печеная картошка.
Эдуард с мамой
Эдику было около четырех лет, когда он сам начал придумывать музыку, тихонько мурлыча себе под нос. А в двенадцатилетнем возрасте мальчик впервые услышал, как его дядя играл Скрябина. Он тогда стоял за дверью и боялся пошелохнуться. Это было первым серьезным потрясением в биографии Эдуарда Артемьева, которое дало сильный толчок к тому, чтобы заняться сочинением музыки.
Творческий путь
Постепенно увлечение Артемьева электронной музыкой стало приносить плоды. В 1963 году в музыкальном оформлении фильма «Мечте навстречу» (про любовь и путешествия в космос) не могли подыскать композитора для космической линии. Нужна была именно электронная музыка, и кто-то посоветовал режиссерам молодого Эдуарда Артемьева. За работу он получил невероятные деньги – 2500 рублей. Но, главное – его имя упомянули в титрах, а это была прямая дорога в кино.
В середине 1960-х годов появление синтезатора произвело фурор в музыкальном мире. Артемьев основал в Советском Союзе эпоху электронной музыки. А его самого как композитора кино открыл режиссер Самсон Самсонов, когда пригласил писать мелодии к фильму «Арена».
В 1967 году Эдуард познакомился со студентом режиссерского факультета ВГИК Никитой Михалковым. Артемьев написал музыку к его курсовой работе «И эти губы, и глаза зеленые…», а через три года и к дипломному фильму Михалкова «Спокойный день в конце войны». С той поры они сотрудничают и дружат уже более полувека.
Знаменитый ныне режиссер Никита Михалков говорит: «Артемьев – это часть моей жизни. Я никогда не работал с другими композиторами, кроме одной картины «Очи черные». Все остальные мои фильмы напрямую сцеплены с именем и творчеством Эдуарда. Для него музыка – это не просто ноты, он слышит ее в любом окружающем звуке: в шагах, дуновении ветра, пении птиц и даже в скрипе калитки или захлопывании крышки на кастрюле».
В 1970 году в Москве появилась пластинка с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Артемьева эта музыка сразила наповал, настолько в ней все было неожиданно и прекрасно. Под впечатлением композиции ему тогда казалось, что вот-вот на московских улицах он встретит самого Христа. В течение года в творческой биографии Эдуарда был простой, он ничего не писал, потому что на фоне услышанной рок-оперы все свои произведения считал полной ерундой. Потом долго приходил в себя, после чего в корне поменялась стилистика его музыки. Это был самый сильный поворот в жизни композитора, который его раскрепостил
Артемьев нашел для себя что-то важное и в таком направлении остался до сегодняшнего дня
В 1972 году в гостях у художника Михаила Ромадина Эдуард познакомился с режиссером Андреем Тарковским. Когда зашел разговор об электронной музыке, Андрей заинтересовался и сказал, что ему как раз нужен необычный саундтрек для нового фильма. Правда, Тарковский выдвинул к музыке массу требований. Но долго мучаясь, Артемьеву все-таки удалось написать саундтрек. Режиссер использовал его в фильме «Солярис», так началось их длительное и плодотворное сотрудничество.
Эдуард Артемьев и Никита Михалков
Уже к середине 1970-х годов Артемьев стал признанным мастером. Без его музыки нельзя представить шедевры отечественного кино: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; все картины Никиты Михалкова; большинство фильмов режиссеров Абдрашитова, Самсонова, Шахназарова и Кончаловского.
Личная жизнь Эдуарда Артемьева
С будущей супругой Изольдой Артемьев познакомился в консерватории. Они вместе учились. В классе педагога Шапорина у Изольды была определенная роль, она обыгрывала свежие сочинения студентов. Когда дело дошло до произведений Эдуарда, молодые люди стали тесно общаться, потому что Изольда играла его музыку на кафедре, на концертах, была даже запись на радио. Они проводили много времени вдвоем, и так постепенно дружеские чувства переросли в нечто большее.
После окончания учебы Эдуард с Изольдой поженились. Она работала преподавателем в училище при консерватории имени Чайковского. В 1966 году у супругов родился мальчик Артемий.
В личной жизни Эдуарду Артемьеву пришлось перенести непростой удар судьбы. Его жена с сыном стояли на троллейбусной остановке, и в них на полной скорости въехал автомобиль. Оба выжили чудом, лежали в разных столичных клиниках. Днем композитор разрывался между сыном и супругой, а ночью еще пытался что-то сочинять. К счастью, все закончилось благополучно.
Сын Артемий пошел по родительским стопам, он музыкант и композитор, работает также в жанре электронной музыки. У Эдуарда и Изольды есть двое внуков – Екатерина и Артемий.
В быту Эдуард Николаевич необычен, как и в своей музыке. Ложится спать в три часа ночи, но до четырех еще читает. Чтобы находиться в нужной форме, ему достаточно пяти часов сна, то есть к девяти утра он уже на ногах. Такого режима композитор придерживается уже долгие годы.
Эдуард с женой и сыном
Никита Михалков говорит, что не знал в жизни более доброжелательного, независтливого, трогательного и искреннего человека, чем Артемьев. Ни разу он не слышал от Эдуарда ни одного завистливого или злобного слова. Режиссер с композитором не просто друзья, а почти родственники. Эдуард Николаевич крестил дочь Михалкова – Анну, Никита Сергеевич – крестный внука Артемьева.
Секрет своего успеха композитор озвучивает так: «Карьера моя складывается сама собой, я для этого не ударил и палец о палец. Просто плыву по течению жизни, верю в Господа и в счастливый случай».
Музыка Артемьева в кино
В 60-х годах кинематографисты проявляли огромный интерес к работе композитора в электромузыке. Первой такая музыка использовалась в качестве сопровождения кино о космосе. Дебютной кинокартиной для композитора стал фантастический фильм «Мечте навстречу».
Эдуард Артемьев написал все саундтреки к картине «Арена». И именно с этого фильма началось плотное сотрудничество композитора с кинематографом. Он первым начал широко использовать в кинолентах электронный звук. Музыкальные композиции к кинолентам Андрея Тарковского были записаны на компакт-диск в 1990 году в Голландии. Суда же вошла композиция «Посвящение А. Тарковскому».
Оратории, кантаты, хоровые и вокально-инструментальные сочинения[править | править код]
- Я убит подо Ржевом, оратория на стихи А. Твардовского для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра. 1959
- Вольные песни, кантата для хора и симфонического оркестра на народные тексты. 1967
- Гимн природе, для голоса и рок-ансамбля на стихи П. Грушко. 1976
- «Ода доброму вестнику», кантата к Олимпийским играм в Москве для тенора, двух смешанных хоров, детского хора, симфонического оркестра, рок-группы и синтезатора Synthi-100 на слова Пьера де Кубертена в русском переводе Н. Кончаловской. 1980. Вторая редакция кантаты подготовлена для фирмы звукозаписи «Мелодия». 1984
- Тепло Земли, вокально-инструментальный цикл для меццо-сопрано, рок-группы и синтезатора Synthi-100.1985
- Balandis baltas (Белый голубь), Vision (Видение), Vasara (Лето), три поэмы для сопрано, скрипки и синтезаторов на стихи литовских поэтов П. Целана и С. Геды. 1982—1989
- Impertire tempus cogitation (Посвяти время размышлению), для сопрано и синтезаторов. 1990
- Фантом из Монголии, для народного женского голоса и синтезаторов. 1991
- Там и здесь, терцет для сопрано, тенора, рок-певца и симфонического оркестра на текст Ю. Ряшенцева. 1996