Две жизни (2017)

ОБ АВТОРЕ

«Две жизни» – оккультный роман, который впервые вышел в свет спустя почти 35 лет после смерти автора. Этот уникальный текст принадлежит перу К. Е. Антаровой, одной из тех самоотверженных русских женщин, чья жизнь была служением искусству и знанию.

Кора (Конкордия) Евгеньевна Антарова родилась 13 апреля 1886 года, когда только занимался Серебряный век русской культуры, когда разительно менялось общество и философия. Природа щедро наделила юную девушку талантами – ее прекрасное контральто поражало и притягивало к себе слушателей. Кора Антарова пела в церковном хоре, с 1901 года училась на Бестужевских высших женских курсах, параллельно посещая Петербургскую консерваторию, где брала уроки у И. П. Прянишникова. В 1907 года она успешно проходит прослушивание и становится солисткой Мариинского театра, а уже с 1908 года ее принимают в труппу Большого театра. Именно в этой колыбели музыки Кора Антарова проработала почти 30 лет.

Огромную роль в жизни юной певицы сыграла встреча с К. С. Станиславским, который в течение нескольких лет преподавал актерское мастерство в музыкальной студии Большого театра. Только Кора Антарова кропотливо вело стенографическую запись всех занятий гениального режиссера, которые потом опубликовала в отдельной книге «Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого тетра в 1918–1922 гг.». Впервые книга увидела свет в 1939 г. и выдержала несколько изданий, став настольной не для одного поколения актеров и режиссеров.

Свою книгу «Две жизни» Кора Антарова писала во время Второй Мировой войны посредством яснослышания – общения с настоящим Автором текста, Источником Единой Истины. Жизнеописание основных героев романа построено так, что вполне дает читателю возможность догадаться о скрытых за ними реальных прообразах. Сопоставление их биографий с судьбами героев книги позволяет прочувствовать действие закона кармы, значение настоящих и будущих духовных накоплений, которые определяют приверженность каждого человека Высшим идеалам. Книга хорошо показывает, как таинство раскрытия духовных сил человека может происходить среди естественных жизненных испытаний, подтверждая тем самым героику ежедневного труда ученика, самоотверженно познающего Единую Истину.

Книга «Две жизни» не была издана при жизни Коры Евгеньевны и увидела свет только в 1993 году. После смерти Антаровой рукопись долгое время хранилась у ее духовной ученицы Елены Федоровны Тер-Арутюновой. Елена Федоровна никогда не теряла надежды на опубликование рукописи и активно знакомила с текстом тех, в ком чувствовался в ней интерес. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что этой книгой даже до публикации зачитывалось не одно поколение читателей.

Новые технологии – как старые кадры ожили на экране

«Оживить» архивные кадры позволила технология ARFX – это съемка с использованием LED-экранов с виртуальными фонами, которые помогает создавать игровой движок Unreal Engine. В отличие от использования, например, хромакея, тут актер при желании может видеть все, что происходит на этом экране.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Пресс-служба

Супер: У нас был передний план фильма – декорации, построенные руками, настоящие: комната, стол, раковина, сковородка, плита. В этой обстановке существовал актер. А на заднем плане вместо реальных декораций – огромный плазменный телевизор размером, наверное, с половину футбольного поля. 

В него вы можете внедрить любое видео, любую графику, любые рисунки, которые только вам приходят в голову. Это позволяет показать зрителю любую вселенную. Например, так снимался сериал «Мандалорец». 

Это довольно дорого и в русском кино используется крайне редко. Наш фильм стал первым, где эту технологию применили так широко. 

Усольцев: Есть совершенно бытовой инвентарь и совершенно фантастический экран сзади, который меняется удивительным образом. Было всегда жутко интересно. Это вообще не отвлекало, потому что был бытовой передний план – было чем заниматься. Я как театральный артист говорю (смеется).

Один фильм – три вселенные

Супер: Первая вселенная – это документальная часть фильма, сценарий – то есть текст Сахарова. Они взяты из всех книг под редакцией Боннэр, трехтомника воспоминаний, книги великого Юрия Роста «Разговор Роста с Еленой Боннэр», книги Геннадия Горелика о Сахарове и еще книг пяти, которые написаны о Сахарове. 

60 минут документальной видео- и фотохроники вплоть до рассекреченных архивных съемок КГБ. Гигантский фотоархив из Музея Сахарова. С первых до последних дней Сахарова фотографировали, и все это есть в фильме. Плюс уникальная видеохроника про советский ядерный проект и немногочисленная видеохроника самого Сахарова, потому что он минимум 20 лет был закрытым персонажем, его снимать нельзя было вообще. Все, что за пределами этих 20 лет люди успели зафиксировать на кинокамеры, у нас есть. 

Вторая вселенная – это игровое кино. Это артисты – Алексей Усольцев и Чулпан Хаматова. История оживает и выходит за рамки документальной вселенной благодаря им. 

Третья вселенная – это театральное пространство. Ну, условно театральное. Наши декорации весьма минималистичны, и эстетически, мне кажется, это театральная локация. Еще из театрального мира сам Леша. Для меня он прежде всего театральный артист с театральной школой, пришедший к нам не из русских сериалов, а из великого русского театра и принесший эту традицию в наш фильм.

Главные причины посмотреть «Сахаров. Две жизни»

Супер: Моя тайная миссия и мое явное желание – открыть героя людям, которые про него ничего не знают. То есть я был бы счастлив, если бы это кино посмотрел мой десятилетний сын и его одноклассники. 

Я недавно познакомился с уже довольно старым диснеевским мультиком «Тайна Коко» – про мальчика, который попадает в загробный мир, чтобы догнать свою мечту. Это история о том, что человек живет, пока его помнят. 

Мне очень хочется, чтобы Сахарова знали и помнили не только наши родители, но и наши дети.

Усольцев: Я очень хочу, чтобы Сахаров из названия улицы в Москве стал живым человеком, фигурой, которая меняет других людей. 

Супер: Главная причина посмотреть «Сахаров. Две жизни»? 

Это не документальное кино, сотканное из двух часов говорящих голов. Это очень занятное визуальное решение, потому что это и шоу, и аттракцион, и кино. Это история, рассказанная языком сегодняшнего дня, несмотря на то, что все слова написаны в середине или во второй половине прошлого века. 

Когда мы с Ваней Проскуряковым только начали разговаривать о том, как все это можно реализовать, мы вслух говорили так: «Давай сделаем и покажем очень серьезную драму, но так, что ее подростки будут распиливать на кусочки в монтажной программе и вставлять, как ролики в тиктоке! Давай попробуем распространить эту великую историю и на эти платформы тоже? На популярные, не телевизионные совсем». И Ваня так грузанулся этим и сказал: «Да, это очень хорошая задача, давай попробуем». По-моему, получилось.

Отношение к личности Андрея Сахарова

Усольцев: У меня было сложившееся мнение о Сахарове – и оно трансформировалось в лучшую сторону. Я помню этот Съезд народных депутатов. Помню, как был маленький, а Андрея Дмитриевича показывали по телевизору все время. Он меня чудовищно раздражал – странный голос, странная манера выражаться. Я совершенно не мог понять, что он хочет сказать. Ну и потом, я был все-таки довольно юн. Я не понимал, что за человек, почему он против нашего Советского Союза, такого прекрасного и замечательного, в котором я расту. Так мне казалось. 

9 июня 1989 г. Москва. Выступление академика Андрея Сахарова во время заключительного заседания Первого съезда народных депутатов СССР (на съезде был избран председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачев (на втором плане)

Борис Кавашкин / ТАСС

Когда я стал взрослее и, надеюсь, умнее (что совсем не факт), я как-то стал больше понимать про него. Но! Переворот случился как раз тогда, когда я стал читать сценарий. Там для меня открылись вещи, которые я не знал. Сахаров приобрел для меня статус супергероя – не в марвеловском варианте. Для меня он стал настоящим супергероем, который смог изменить судьбу. 

Например, я узнал, что он получал большие деньги за свои изобретения – и огромным поворотом для меня стало то, куда он их дел (накопленные деньги Андрей Сахаров пожертвовал Красному Кресту и онкологической больнице. – Прим. GQ). Потом несчастливая первая семейная история. Как актер, я человек жалостливый – меня такое подкупает. 

Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова

Пресс-служба

Ну и сильный поступок – пойти против системы, иметь право, внутреннюю убежденность и сказать: «А я думаю вот так! И пожалуйста, выслушайте меня». У него хорошие идеи-то были, очень хорошие. 

Супер: Когда я писал сценарий – «писал» можно взять отчасти в кавычки, потому что сценарий – это 99,9 % слова самого Сахарова, мною сконструированные в некую логичную последовательность. Так вот, когда я писал сценарий, я намеренно очень хотел отстраниться от собственных мнений, от самого себя. 

Там нет моих слов, кроме тех, что вложены в уста Чулпан Хаматовой – такого условного интервьюера-совести, которая ведет разговор с Сахаровым. Да и то ее вопросы – это те, которыми терзал себя сам академик в своих текстовых воспоминаниях и старых архивных интервью. Так что в фильме моего мнения нет практически вообще. 

Алексей Усольцев в роли Андрея Сахарова

Пресс-служба

Что касается моих личных взглядов, то я хорошо отдавал себе отчет в том, кто такой Сахаров, изучив всю его биографию еще тогда, когда мы с Парфеновым хотели делать кино. И у меня не было никаких сомнений, что, с точки зрения драматургии, это один из самых ценных персонажей, потому что он проживает две жизни. Собственно, так кино и называется. 

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Пресс-служба

Главный герой эволюционирует, потому что в начале фильма и в конце – это практически два разных персонажа в одном теле. Жизнь Сахарова – это целая огромная гора внутренних и внешних преодолений, конфликтов, врагов, друзей. 

Это история большой любви, которая случилась у него в 49 лет (академик познакомился с Еленой Боннэр в 1970 году. – Прим. GQ). Сахаров – это история про преданность, это история про его самопожертвование. И – что для меня особенно ценно – это история про человека, который умеет про себя и вслух признавать свои ошибки и исправлять их. 

В начале мы видим мужчину – он воспринимает Берию как политическую фигуру, которая делает нашу державу мощной. Этот герой думает, что любая цена допустима. В конце же фильма мы видим академика, для которого важны глаза двухлетней девочки, пострадавшей от испытаний водородной бомбы. И ничего важнее для него нет. В этом, конечно, великая эволюция гуманитарной мысли, которая случалась в голове у Сахарова.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Пресс-служба

Усольцев: Совершенно очевидно, что это эволюция. Он был абсолютно убежден в том, что он сделал, а потом он понял, что он сделал. И изменился – это вообще редкость. Мы часто понимаем, что мы делаем, но совершенно не меняемся. А его это изменило кардинально. Он пошел против всей мощи Советского Союза – удивительное дело. Кто еще может этим похвастаться?