В чем смысл жизни человека? «зачем мы живем?»

Зачем живут люди если все равно умирают

Вопрос справедлив, если представить жизнь в таком свете: человек рождается, растет, учится, затем работает, получает какие-то удовольствия, наслаждения, стареет и умирает. Конец истории. Может даже показаться, что весь смысл в этом «конце» — в подсчете на смертном одре, сколько же я успел взять от жизни. Проблема лишь в том, что с собой ничего не унесешь. Тогда зачем?

Если спросить у реализованных, счастливых, успешных личностей, зачем человек живет, они ответят: «Для других людей». Почему? Подобно озеру, наполняющемуся водой из многочисленных ручейков, человек получает блага для своего существования снаружи. Однако если вода в озере застоится, не будет вытекать новыми ручьями, то со временем озеро превратится в затхлую лужу. Так же и человек, лишь получая для себя и не отдавая, заболевает. Он проживает жизнь мелкой лужицы, вместо того чтобы состояться в объеме полноводного озера.

Человек может жить для себя? И да и нет. Он реализует свои желания, когда совершает работу вовне, отдает обществу свои умения, получая взамен вознаграждение. Оставляет свой след. И тогда чувствует счастье.

Цели достигнуты, а смысл не найден

Итак, человек живет, чтобы осуществить желаемое. Делая то, что умеет лучше всего, на благо других, он познает себя. Каждый по-своему: в любви и творении добра, в создании крепкой счастливой семьи, в достижении побед. А для кого-то познание себя лежит в иной плоскости, нематериальной.

Духовный поиск начинается тогда, когда заканчивается познание материального: все есть, но чего-то не хватает. Если вы чувствуете подобное, значит, обладаете дополнительными свойствами и желаниями. Именно они порождают в голове вопрос «зачем» и вместе с этим способствуют раскрытию, нахождению ответа. Стремление постичь замысел, причину всего говорит о наличии звукового вектора, самого большого по объему психики.

Обладателя звукового вектора не наполняют ценности других векторов. Любовь, семья, успех в конечном итоге могут не иметь никакого смысла. Звуковой человек чувствует, что все преходящее. Наиболее желанное в жизни для звуковика это —

  • понять, кто он такой;

  • определить свое предназначение;

  • раскрыть замысел всего, что его окружает.

Однако эти стремления не так просто осуществить. И за деньги не купишь, и непонятно, где искать.

Желание большего могло быть отслежено еще в детстве. Ребенку со звуковым вектором все время хочется узнать, что находится за краем Вселенной. Как это ничего? Не может все взяться ниоткуда, просто так. Так же, став взрослыми, искатели интересуются, что будет после смерти. Что остается, а может быть, только начинается, когда для наблюдателя все заканчивается? Неужели снова ничего? Такой исход отрицается звуковиком: тогда зачем?

Обладатель звукового вектора начинает искать ответ в трудах философов и эзотерических книгах. Кажется, чтобы понять, кто я, нужно заглянуть, погрузиться в себя. Но внутри тупик, а смысла все так же нет. Где-то в глубине души есть чувство, как было бы легче. Если осознавать другого так же, как и себя. Но прочные стены непонимания отделяют звуковика от других людей каждый миг его жизни. И что сделать, чтобы убрать преграду? Вытаскивать кирпичик за кирпичиком, снести все разом? Или перекинуть веревку и перейти на ту сторону?

По логике природы смысла — главного желания человека со звуковым вектором — не может не быть, иначе он бы его не искал. Просто, оказывается, раскрыть вечность в одиночку не получится. Тело и сознание одного человека не обладают такой мощностью, для постижения бесконечности нужно больше ресурсов:

Смысл жизни и смысл смерти человека как философская проблема

Добро пожаловать! > Философия жизни и смерти > Смысл жизни и смысл смерти человека как философская проблема

Наиболее ярко и выпукло специфика человеческого бытия обнаруживается при рассмотрении смысла его жизни. Если жизнь человека заключается не в простом физическом выживании, не в сохранении тела, а имеет другие цели, которые заданы человеку извне или выбраны им самим, это значит, что она имеет смысл. Смысл жизни — это цели, идеалы и ценности, реализация которых выступает в качестве лейтмотива человеческого существования. На уровне обыденного объяснения смысл жизни — это, ради чего человек живет. Сократ, в ответ на обвинения его в распространении философских знаний, развращающих нравы, заявил, что он занимается философией потому, что она помогает ему разобраться в жизни. Жить, не разобравшись в том, что такое жизнь, не стоит

Сократ обнаружил, что многие его современники тратят свои жизни на достижение разнообразных целей, — богатства, славы, удовольствий, — и даже не задумываются, важно ли это. Но если человек не задаст себе вопроса о смысле жизни и хорошо не поразмышляет над ним, он не может быть уверен в том, правильно ли он живет

И вся его жизнь может оказаться напрасным изживанием времени. Альбер Камю — французский философ, живший двумя с половиной тысячелетиями позже Сократа — писал: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно».45 Ф.М. Достоевский назвал вопрос «для чего жить?» тайной бытия человеческого.
Размышляя о смысле жизни человек, по сути, занимается самооправданием своей жизни, пытается убедить самого себя в том, что он живет не потому, что его «родили» на этот свет, не спрашивая его согласия, а потому что он выполняет определенную «миссию» и без его участия мир никогда не восполнит себя до целостности. Иметь смысл — значит иметь объективное разумное назначение, быть причастным к бытию вне себя.
Поиск смысложизненных ориентиров — не простая задача. Её пытаются решать простые люди, обыватели, и профессиональные философы. Все выработанные в течение истории философии концепции образа жизни можно разделить на два типа: субъективистские и объективистские. Первые включают в себя представления о смысле жизни, сформированные отдельными людьми исходя из их субъективных представлений о достойной жизни. Сторонники такого подхода к определению смысла жизни настаивают, что каждый человек имеет свое индивидуальное призвание в жизни, свой смысл жизни, отличный от смысла, вкладываемого в жизнь другими людьми. Объективистские (метафизические) концепции исходят из того, что жизнь человека имеет смысл лишь постольку, поскольку она ориентирована к реализации целей, выходящих за пределы только его индивидуального бытия. Осмысленной может быть жизнь и деятельность, которые руководствуются не случайными влечениями, не капризной игрой страстей и произволом, а единым, разумным, высшим началом, проникающим все стороны жизни до конца. Этим началом, осмысливающим жизнь и деятельность, может быть только цель, имеющая безусловное значение, безусловную объективную ценность. Если человек ставит перед собой индивидуальные, субъективные цели, которые не соотносятся с объективными целями и ценностями, то рано или поздно встанет вопрос о смысле и значении этих индивидуальных целей. Очень ярко изобразил это несоответствие между условной целью и стремлением к безусловному А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник». Мечтой жизни героя рассказа было приобрести небольшой домик с участком, на котором обязательно должен расти крыжовник. Эту мечту ему, в конце концов, удалось осуществить, однако можно ли считать достижение такой цели реализацией смысложизненного предназначения? Автор рассказа пишет, что когда он увидел этого человека, достигшего предела своих мечтаний, на него пахнуло страшной тоской, пустотой и бессмыслицей такого «счастья».
Индивидуальные цели и ценности, в реализации которых человек видит смысл своей жизни, не могут иметь безусловного, самодовлеющего значения. Они носят относительный и условный характер и требуют для своего обоснования безусловной и абсолютной цели. Содержание этой цели выступает в качестве одного из оснований для классификации философско-теоретических моделей смысла жизни. Историческая реконструкция этих моделей позволяет выделить несколько типичных представлений о смысле жизни, разработанных философами с античности до нашего времени.

Вот вам еще одна идея, которую стоит обдумать…

Чего мы боимся на самом деле? Смерти, или умереть, так и не пожив по-настоящему?

Недавно я смотрел интервью с монахом, ставшим предпринимателем, по имени Дандапани, который говорил, что, когда его гуру умирал, его последними словами были «Какая замечательная жизнь. Ни на что бы ее не променял».

Как думаете, почему он сказал перед смертью именно это? Да потому, что он прожил свою жизнь в соответствии со своим предназначением и убеждениями. Он не оставил ни одного дела незаконченным. Он знал, на что хочет потратить свое время в этом воплощении и сделал это.

Он не потратил свое время на бесконечные погони за ускользающим из рук счастьем или модными веяниями. Он нашел то, что придает смысл его жизни, и с тех пор стремился к этому.

И мне кажется, что на самом деле все мы стремимся именно к этому. Мы не боимся того, что наш текущий жизненный опыт внезапно оборвется. Мы боимся совсем другого — что он оборвется, даже не начавшись. Что мы так и не найдем что-то осмысленное, на что можно будет направить свое время и усилия. Именно поэтому нам стоит как можно раньше найти то, чем занять, того, кого можно любить, и что-то, к чему можно стремиться.

Все это помогает нам превзойти себя, и вместо того, чтобы потакать только и всецело своим сиюминутным прихотям, мы обращаем внимание на других людей и свою будущую личность, что придает нашей жизни совершенно новое значение

Ответы в звуковом векторе

Именно отсутствие ответов на многие философские задачи заставляло человечество идти вперед тысячи лет, развиваться. И задавали этот объем развития как раз такие, как мы с тобой, люди со звуковым вектором. Свои врожденные желания к познанию мироздания они сублимировали в конструктивную социальную деятельность.

Эти гении своего времени создавали языки, классическую музыку, музыкальные инструменты. Создавали религии и точные науки, такие как физика, химия, математика. Вносили идеи о социальных преобразованиях в обществе. Они жили для этого.

В современном мире области реализации для людей со звуковым вектором стали еще обширнее: программирование, новая добавочная реальность — интернет, космические исследования.

Также сейчас отчетливо виден и возросший интерес у целых поколений к всевозможным эзотерикам, магии, колдовству, техникам по изменению сознания или реальности. Это говорит, о том, что это уже не единичное, а коллективное устремление к познанию самого себя. Прежние формы познания перестают наполнять звуковиков, и мы ищем новые.

Как тогда найти смысл жизни?

А теперь я скажу свое мнение. Если брать обобщенно, то все может быть куда проще. Человек — очень универсальное животное. Нам природой дан дар развиваться, осмысливать самого себя и окружающую сущность. А может мы живем на планете Земля, чтобы поддерживать порядок? Защищать природу, наш дом?

Ведь человек начал понимать, что планета у нас одна, что мы с природой одно целое, а значит без природы, без земли мы не сможем существовать. Тогда нам нужно поддерживать баланс в природе, защищать ее, исправлять проблемы и так далее.

Взять к примеру наших предков, они жили в гармонии с природой, брали только то, что нужно было реально. Но как только мы начали злоупотреблять дарами природы, все начало становиться только хуже. Даже банально охота: раньше убивали животных ради пищи и не больше.

Теперь многие убивают просто так, ради интереса или наживы, их еще браконьерами называют. Но и в наше время есть такие охотники, которые вкладывают свои силы и деньги в сохранение какого-либо вида животных, которые исчезают. А сколько видов уже исчезло?

На самом деле человек очень уникален и каждая личность индивидуальна. А значит каждый может найти свое место в этом мире. Тогда и у каждого свой смысл в жизни, главное найти этот смысл.

Я считаю, что ответом на наш главный вопрос, будет лежать в каждом человеке, причем свой ответ. Нужно найти свой смысл, свою цель в жизни. А значит свой путь в достижении цели или целей. Ну и не нужно думать, что путь только один. Природа нам дала уникальную возможность — ЖИТЬ! При этом нет границ или рамок. Нам дано право мыслить и обдумывать наши действия, поступки.

Даже если у Вас есть свои идеалы, до достигнув этого, идеалы могут поменяться и это нормально. Например один мой знакомы всегда мечтал стать летчиком. Он им стал, но при этом не остановился на достигнутом и теперь он мечтает посетить все континенты планеты. Достигнув этих целей, появятся новые.

Правда кто-то ставит такие цели, что идет к ним всю жизнь, а тои вообще не может достигнуть. Но он жил, или живет, и у него есть смысл жизни! Он знает для чего он живет.

И теперь Вам остается только самим определиться в Этом мире и найти свой ответ на поставленный вопрос, только немного перефразируем: Зачем нужен Я на земле?

Социальная функция индивида

В процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди зависят друг от друга. На этом фоне устанавливается связь и взаимодействие между людьми.

Социальная функция – это поручение конкретному человеку от общества. Она зависит от особенностей распределения труда: преподаватель несёт ответственность за обучение, медик – за лечение, предприниматель – за организацию производства.

О функциях конкретного индивида социологи судят не по тому, что он делает или намеревается сделать, а по тому, какие последствия для общества вытекают из этих действий.

Если индивид отказывается от выполнения своих функций или результаты его деятельности имеют негативное значение, речь идет о дисфункции.

Выполняя свои функции, человек становится необходимым другим. На фоне общественного разделения труда образуются социальные статусы и роли

Появляются «ячейки», каждая из которых ответственна за выполнение важной общественной функции

Вам нужен кто-то, кого можно любить

В соответствии с изысканиями нейробиологов, чем больше вы кого-то любите, тем больше этот человек будет любить вас. И в этом есть смысл: ведь на самом деле все мы хотим одного и того же. Все мы хотим любви и ощущения принадлежности — это в нашей человеческой природе.

Однако мы редко вспоминаем о том факте, что на самом деле любовь не существительное, но глагол. И если вы не будете использовать любовь и подпитывать ее позитивными эмоциями, вы ее потеряете.

К сожалению, это случается слишком часто. Мы принимаем наши отношения, как должное. Мы позволяем суете нашей жизни захватить все наше время — настолько, что у нас не остается ничего, что мы могли бы вложить в наши отношения, чтобы не дать им рассыпаться.

Однако если вы действительно кого-то любите, это непременно скажется на вашем поведении. Вы перестанете быть настолько зацикленными на себе, как раньше, и начнете быть для этого человека тем, кто ему действительно нужен.

Кстати, это относится не только к романтическим отношениям, но и к отношениям в целом. Любовь преображает не только любимого, но и любящего человека. Так почему бы вам не перестать ее избегать?

Однако какой бы невероятной ни была сила любви, одной любви все-таки недостаточно для того, чтобы сделать вас счастливыми до конца ваших дней. Для этого вам все равно нужны ваши собственные мечты и желания.

Как говорил об этом Грант Кардон:

Таким образом, мы переходим к нашему следующему пункту…

Поиск смысла жизни через размышление

Умнейшие представители Древней Греции и Рима размышляли о смысле бытия человека

Силы, побуждающие к человеческой деятельности, попали под их пристальное внимание. Демокрит, назвал «потребность» — двигателем силы и ума человека, благодаря которой возник язык и труд

Гераклит же счёл главным влияние условий жизни. Он учил умеренности в угождении себе и интеллектуальному развитию. Платон пошёл дальше и взялся изучать душу, разделив её на несколько частей. Материалист Карл Генрих Маркс отмечал безграничность человека в отличие от животного в контексте способности к расширению. Особым направлением размышление о смысле жизни выделилось в начале XX века в экономике, социологии, философии и психологии. Все согласились во влиянии потребностей на смысл жизни. В остальном мнения расходятся. Поэтому вопрос всё ещё остаётся открытым, пока профессорам не удалось прийти к единому мнению. Может ответ на поверхности и доступен простым людям, как мы?

Ключ доступа к осмысленной жизни

Как раскрывается это скрытое? На самом деле оно «спрятано» у нас на виду, буквально под носом. Люди говорят ключевыми словами, передают смыслы, которыми живет психика. Детали внешнего вида, мимика, жесты — все отражает то, как воспринимает фрагменты бытия человек через свои психические свойства.

Наблюдая это согласованное взаимодействие частицы и волны, ты раскрываешь все причинно-следственные связи. Это касается и судеб отдельных людей, и глобальных процессов, происходящих в обществе. Происходящее вокруг перестает быть хаосом, «белым шумом», возней людей на пустом месте. Раскрывается единый замысел, который согласует мир в одно целое, и высвечивается ответ — для чего я живу в нем.

Нужен только ключ — универсальный «декодер», который позволит распознавать не просто звуки, издаваемые людьми, а смыслы, которые за этим стоят. Получить его и научиться им пользоваться можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Это навсегда и кардинально меняет твое восприятие реальности. Позволяет реализовать свое уникальное предназначение и быть счастливым.

Автор Евгения АстреиноваКорректор Далия Конышева

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

27 Мар, 2019

Просмотров:

7516

Теги: психология — мне плохо

Личная жизнь с Богом

— Опять пиетизм! Вы все время переводите немецких протестантских мистиков. Что это вам дает?

— У них я нашел то, чего не мог найти в православии и что мне было жизненно необходимо. У нас церковная педагогика заканчивается на начальном этапе, а педагогики для взрослеющих христиан нет, поэтому кризис дальнейшего движения рано или поздно испытывает каждый. Лично меня из него вытащили пиетисты.

— Что это и какое имеет к нам отношение?

— Если совсем кратко, то пиетизм — это движение внутри протестантизма, направленное на выявление благочестия и личной жизни с Богом. Поскольку протестантизм зародился на почве полемики с католиками, он все время занимался догматическими вопросами. Пиетизм же вывел на первый план именно духовную жизнь. Началом движения считают работы Иоганна Арндта, то есть конец XVI века.

К нам это тоже имеет отношение. Новоначальная аскетика в православии нацелена на то, чтобы человек собственными усилиями, совместно с благодатью Божией, проходил определенный путь. А куда дальше? Несомненно, ответы можно найти у отцов церкви, но пиетисты специально делали на этом акцент.

В Европе пиетизм считается не менее существенным церковным явлением, чем монашество. И то, и другое выдвигает на первое место личную жизнь человека с Богом, остальное «по боку».

Божественность христианства

К сожалению, будучи христианами, мы часто забываем о его истоках и его силе. Стоит задуматься хотя бы о таком поразительном факте. Христианство возникнув, подвергалось в течение двух с лишним столетий почти непрерывным гонениям, причем каким! Сейчас трудно даже представить себе весь ужас происходившего тогда. Каким казням подвергались уверовавшие во Христа! Какие жуткие сцены разыгрывались перед глазами десятков тысяч людей, собиравшихся в театрах на кровавые зрелища. Сценарий их был жутким: христиан выводят на сцену, на которой за решеткой уже прыгают голодные львы или леопарды. И вот медленно поднимаются решетки, дикие звери выскакивают и на глазах публики начинают рвать и пожирать несчастных. Крики, вопли, стоны жертв… Буря восторгов зрителей. Кто смотрел фильм «Камо грядеши?», тот, наверное, помнит эту страшную картину жестокой расправы над последователями запрещенной религии. И это происходило на пространстве всей Римской империи. Возникает естественный вопрос: пожелает ли кто из этих зрителей или тех, которые услышат о подобной казни, принять христианство?

И, однако, история свидетельствует, что после двух с половиной веков кровавых гонений в стране оказывается такое большое количество христиан, что византийский император Константин Великий в 313 году издает указ, по которому христианство объявляется законной религией. Откуда же столько «безумцев»? Кто и почему под угрозой жестокой казни принимал христианство?

Зачем жить, если нет радости?

Позитивные эмоции во многом обусловлены сложными биохимическими процессами протекающими в нашем организме. Гормоны «счастья» вырабатываются при появлении определенных стимулов. Например, любимого человека, повышения по работе или билета на долгожданный курорт. Суть причины не так важна, главное отклик нашего тела на нее.

Но чтобы гормоны синтезировались, необходимы вещества, из которых они будут создаваться. Витамины, микроэлементы, белки, жиры, углеводы и т.д. Так что, возвращение к жизни будет напрямую зависеть от правильного питания. Шоколад, бананы, орехи, фрукты, зелень помогут расшевелиться, чтобы с новыми силами приступить к ежедневным делам.

Дак зачем нужны люди на земле?

И тут я считаю, что нужно уйти в самую глубь истории, но опять не все так однозначно. Мы не можем сказать с уверенность на все 100% что было пять тысяч лет назад или даже 3 тысячи лет. А кто-то даже не знает что происходило 100 лет назад, но это уже совсем другая история, опять…

Вот к примеру, сам не читал, но ученые пишут так, мол нашли таблички племен майя, в которых рассказывалось о том, что люди были созданы пришельцами с другой планеты, Нибиру. Мол до их прихода были прямоходящие люди на планете, но очень глупые.

А вот пришельцы прилетели, дабы добывать на нашей планете полезные ископаемые

Даже свою рабочую силу привезли, но что-то пошло не так и они вывели из аборигенов (наших предков) послушных рабов, которые добывали им что-то важное

Но и тут пошло что-то не так и эти рабы стали существовать отдельно, из которого и получился тот человек, которого мы знаем сегодня.

Вывод: человек был создан как рабочая сила для добычи полезных ископаемых. Не очень радужная история, согласны?

Легенду я рассказал очень кратко, но на самом деле многое, в последние годы, становится похоже на правду. Например то, что была какая-то более древняя цивилизация, чем египетская или шумерская. Так же находят и по сей день останки людей, но отличных от нас, от первых людей и так далее.

Много вопросов появляется в том, почему именно человек стал разумным, а не другие существа, хотя если посмотреть внимательнее на дельфинов, они порой умнее человека во много раз.

Может это божий план?

По сути, отвечая на поставленный вопрос, мы пытаемся найти смысл жизни. При этом философы говорят о том, что не стоит принимать вещи как данное. Нужно понять зачем они нужны в этом мире.

У нас, людей, есть несколько общемировых религий, и каждая из них дает свой ответ на то, зачем нужен человек на Земле. Вот Вы сами, какой веры? Вообще Вы в бога верите?

Если бы Вы относили себя к какой-то религии, то думаю не искали бы ответа на этот вопрос, хотя…

В общем, можно было бы отдельно расписать несколько религий, например христианство или мусульманство, но это много и долго читать. Хотя в плане написания статьи так и хотел сделать. Потом подумал, что проще сказать, что их объединяет.

А общего В них то, что бог или учение дает нам прямой путь: жить нужно честно, правильно и распространять свою веру среди окружающих. Мол верьте богу и все будет хорошо, тогда Вы после смерти попадете в рай или просто найдете успокоение.

Жизнь нам подарена и мы должны пройти испытания, чтобы все у нас было хорошо. Получается, что жизнь на Земле это некая проверка нашей души, духа? Конечно же никто не даст прямого ответа, потому, что никто и не знает наверняка.

Я не пытаюсь выделить какую-то одну религию или сказать что-то плохое о них, нет. Верить это хорошо, по сути даже нужно, чтобы быть собраннее, быть смелее и увереннее. А что тогда с теми людьми, кто верит в науку? И что сама наука говорит о нашем предназначении?

В поисках своей половинки

Философы и мыслители всех веков часто используют в своих работах два противоположных термина — “любовь” и “одиночество”. И это неспроста, ведь каждый человек всегда находится в вечных поисках своей истинной второй половинки. Кто-то просит своего Бога подарить им любовь, кто-то умоляет Вселенную, а кто-то часами бесцельно бродит по городам и вглядывается в лица прохожих.

“Ради чего жить, если во мне нет любви и я никому не нужен?” — вопрос, который сводит с ума миллионов. Отношения и дружба не всегда может заменить эту пустоту в душе. Любовь заменяют творчеством, спортом, карьерой, но это великое чувство по неизвестным причинам правит практически всей человеческой расой.

Что дает христианство человеку?

Объяснить это какими-либо естественными причинами невозможно. Таких причин просто нет. Объяснение возможно одно: только Бог мог создать и сохранить такую религию. Бог был с теми христианами, над которыми вершились казни. Только Он мог действовать с такой силой, что у человека не только подавлялись все страдания, но он и испытывал такую радость, которая часто поражала окружающих.

Сохранились интереснейшие документы и свидетельства, сообщающие о том, как человек, с которого сдирали кожу и поливали кипящей смолой, вдруг восклицал: «Мучения эти — радость рабам Твоим, Господи!». Стоит прочитать, например, житие великомученика Евстратия, мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. Бывали случаи, когда сами мучители и палачи, потрясенные таким чудом, бросали орудия пыток и объявляли: «Я – христианин!».

Но не только подобные факты приводили многих к христианской вере. История сохранила многочисленные факты, свидетельствующие о том, с какой силой действовала в то время благодать Божия в христианах. Одним прикосновением руки христианина, одним его словом исцелялись неизлечимые болезни, становились здоровыми калеки, бесноватые, психически больные. Таких фактов было множество, где появлялись христиане, чудеса совершались постоянно, и это, естественно, молниеносно распространялось среди народа без всякого радио и телевидения. Этот период истории христианства в условиях кровавых гонений остался в Церкви под именем «века чрезвычайных дарований».

Такова история далекого прошлого.

Но если обратиться к последующим периодам жизни Церкви, то подобное можно увидеть и в дальнейшем.

Так было, например, в двадцатом веке в России. Вот Оптина пустынь, она рядом с нами. Арестован последний из ее старцев иеромонах Никон Беляев (+1931), обрит, острижен, обесчещен, посажен вместе со шпаной, вшивой и грязной. Тяжелейшие условия. И вдруг близкие получают от него записку, в которой всего одна строка: «Счастью моему нет предела »! Это что такое? А ведь таких, были тысячи! Игумен Никон (Воробьев, +1963), сидевший в лагере со шпаной в Сибири, говорил о подобном же состоянии души. Бог давал их душам радость.

Они знали, что Бог так возлюбил мир, что отдал на крестные страдания Сына своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Какая она? Та, о которой апостол Павел пишет: «Око не видело, ухо не слышало, и на сердце человеку не всходило, что уготовал Бог любящим Его».