Берегись автомобиля

Содержание/сюжет

Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.

Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.

У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова. На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.

Пока Юрий Иванович в Прибалтике продаёт «Волгу» Семицветова некоему пастору (разбогатевшему на пожертвованиях прихожан), на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет «служебными командировками», а на работе — «болезнями» многочисленных «родственников». Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения.

На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.

В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём своей невесте Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику, — и угоняет её; но на этот раз подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.

На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.

В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!» Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».

О фильме — краткое содержание

lass=»w3-section w3-button»>
Подробнее: режиссер, в ролях

В ролях: Иннокентий Смоктуновский (Юрий Иванович Деточкин), Олег Ефремов (Максим Подберёзовиков), Ольга Аросева (Люба), Андрей Миронов (Дима Семицветов), Анатолий Папанов (Семён Васильевич Сокол-Кружкин, тесть Семицветова), Татьяна Гаврилова (Инна, жена Димы Семицветова), Любовь Добржанская (мама Деточкина), Евгений Евстигнеев (режиссёр самодеятельности), Георгий Жжёнов (милиционер на мотоцикле), Сергей Кулагин (Филипп Картузов, директор пивной), Виктория Радунская (криминалист Таня),Юрий Яковлев (голос за кадром), Готлиб Ронинсон (Яков Михайлович Квочкин, начальник Деточкина), Борис Рунге (человек с чемоданами), Яков Ленц (продавец сигарет), Вячеслав Невинный (автослесарь), Донатас Банионис (пастор — покупатель угнанной машины), Галина Волчек (покупательница магнитофона), Любовь Соколова (судья).

Юрий Деточкин угоняет автомобили. Это у него такая миссия. В остальное время он страховой агент.

Угоняет он машины не у кого попало, а только у жуликов. Ведь невозможно ж терпеть! Ведь воруют…

У Деточкина есть прекрасный друг — Максим Подберезовиков. Он следователь, и расследует дела по угону автомобилей. Тех самых, которые угоняет Юрий Деточкин.

В свободное время друзья играют в народном театре, режиссер которого не побоялся и замахнулся на ВильЯма нашего Шекспира. Который верит, что актер, не получающий зарплаты, будет играть с бОльшим вдохновением. Что Ермолова играла бы гораздо лучше, если бы она днем, понимаешь… работала у шлифовального станка.

Диме Семицветову жутко повезло с тестем. Не тесть, а ходячая кладезь мудрости:

— С жульем, допустим, надо бороться.- Не трожь собачку!- Ты голодранец!- Тебя посодют, а ты не воруй!- Твой дом — тюрьма!- Положь птичку!

Вот такой у него тесть — Семен Васильевич. Строгий, но справедливый.

И теперь машину Димы Семицветова собирается угнать Юрий Деточкин. Зачем?

Из благородных побуждений. Он продает машины, и отдает деньги детям. Так, под покровом темноты, он восстанавливает вселенскую справедливость. Как Бэтман. Или даже Супермен.

Свободу Юрию Деточкину!

Содержание фильма «Берегись автомобиля»:

Главный герой фильма «Берегись автомобиля» — страховой агент и актер самодеятельного театра Юрий Деточкин (актер Иннокентий Смоктуновский).

У него обостренное чувство справедливости, поэтому видя вокруг, что взяточники и хапуги покупают дорогие автомобили, он начинает непримиримую борьбу с ними.

Для начала он просто собирают документы на них подтверждающие, что автомобили приобретены не на трудовые доходы. Однако видя бездействие властей, он начинает самостоятельно бороться с ними.

Он ворует автомобили и продает их по заниженной цене.

Его друг, который играет вместе с ним в театре, по основной профессии милиционер — следователь Подберёзовиков (актер Олег Ефремов), занимающийся именно этим делом ворованных автомобилей.

Следователь даже не мог себе предположить, что такой славный, тихий и застенчивый человек, как Деточкин, может быть именно тем преступникам, который наводит ужас на автомобилистов города.

Всё-таки следователь разоблачает Деточкина и  желает узнать, что ж его толкнуло на подобные действия, и куда он девал деньги, полученные от продажи автомобилей.

Они идут в пивную, где Деточкин честно признается в том, что все деньги переводит в детские дома.

Узнав правду, следователь Подберёзовиков хочет отпустить Деточкина, но Деточкин  настаивает на аресте.

На суде Подберёзовиков выступает в защиту Деточкина, но самый гуманный советский суд все равно дает Деточкину срок.

Отсидев в тюрьме Деточкин возвращается к своей любимой Любе, и прижавшись к ветрового стекла троллейбуса говорит «Я вернулся».

Интересные факты о фильме «Берегись автомобиля»

– Как вспоминала Ольга Аросева, ей действительно пришлось водить троллейбус с пассажирами. Для этого она специально прошла курсы водителей троллейбусов. В кадре фильма она реально вела настоящей троллейбус с настоящими пассажирами, которые даже не подозревали о том, что они участвует в съемках

– В съемках фильма принимал участие автомобиль «Волга» ГАЗ-21.  что интересно, что этот же автомобиль принимал участие в съемках многих фильмов «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука», «Яды, или Всемирная история отравлений»

– Донатас Банионис говорит о фильме своим голосом. Обычно, из-за его акцента, его озвучивали другие актеры

Фото фильма «Берегись автомобиля»:

Фильм «Берегись автомобиля». Актер Иннокентий Смоктуновский и Готлиб Ронинсон.

Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Андрей Миронов, Георгий Жжёнов.

Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов.

Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Анатолий Папанов и Андрей Миронов.

Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Иннокентий Смоктуновский. и Георгий Жжёнов.

Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Иннокентий Смоктуновский, Георгий Жжёнов, Евгений Евстигнеев.

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

История создания персонажа

Комедия «Берегись автомобиля» была поставлена режиссером Эльдаром Рязановым и драматургом Эмилем Брагинским в 1966 году. Первый совместный проект понравился зрителям, хотя решение о съемках принималось долго. Редакторам Госкино понравилась идея, но кражи ради справедливости не вызывали одобрения.

После того как создатели кино опубликовали повесть про Деточкина в журнале «Молодая гвардия», было решено возобновить проект. Печатная версия получила положительные отзывы и, как боялись редакторы, не стала поводом-основанием для того, чтобы люди стали воровать машины.

В основу сюжета лег городской миф о некоем человеке, который совершал кражи во имя справедливости. Эльдар Рязанов вспоминал, что подобные истории слышал в разных местах — в Москве, Ленинграде, Одессе. Режиссер даже обратился в правоохранительные органы, чтобы выявить прототипа главного персонажа будущей киноленты.

Но сотрудники сообщили, что такие преступления — плод воображения народа. Людей, которые хотели видеть рядом современного Робин Гуда и попросту выдавали желаемое за действительное. Вопрос прототипа озадачил создателей киноленты. Позже они рассказали, что Юрий Деточкин собрал в себе черты разных героев — Дон Кихота, князя Мышкина и Чарли Чаплина.

По первоначальной задумке, Юра изображался семьянином с женой и детьми. Но, прорабатывая сценарий, Рязанов и Брагинский поняли, что их персонаж — человек, который ставит превыше всего потребности других людей. А значит, с собственной жизнью ему разбираться некогда.

Так и получился герой, который имел говорящую фамилию — Деточкин. Словно маленький ребенок, он смотрит на мир через призму доброты и наивности. Согласно задумке, у персонажа непримечательная профессия и скучная жизнь. Работает Юра в страховом агентстве, воочию наблюдая «нетрудовые доходы» обеспеченных граждан.

У мужчины невзрачная внешность и минимальный круг общения. Но зато у него есть невеста, которая долгое время не догадывается о «великих подвигах» Юрия. А также самодеятельный театр, в котором он играет Гамлета. Такой образ придали мужчине создатели кино, чтобы зритель сразу не догадался о душевных порывах борца за справедливость.

Сценарий — повесть — фильм

В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».

Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.

Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.

Чем не угодил сценарий

Было решено поставить фильм. Но в Госкино неожиданно забраковали сценарий: чиновников не устраивало то, что Юрий Деточкин угоняет машины у жуликов, вместо того, чтобы просто сообщать в органы о нарушивших закон гражданах.

Вроде бы разрешили снимать, и картину уже запустили в производство, но тут наложил свой запрет Алексей Романов — председатель Госкино. Рязанов своим фильмом пропагандирует аморальный образ жизни и уголовные наклонности граждан, сурово сказал он. Зрители посмотрят ленты — и сами начнут угонять машины у тех, кто им не понравится!

Тогда Рязанов и Брагинский сделали из сценария киноповесть и опубликовали ее в журнале. Критики написали хорошие рецензии, и запрет на съемку был снят.

В ролях

Актёр Роль
Иннокентий Смоктуновский Юрий Иванович Деточкин страховой агент
Олег Ефремов Максим Петрович Подберёзовиков следователь
Любовь Добржанская мама Деточкина
Ольга Аросева Люба невеста Деточкина, водитель троллейбуса
Андрей Миронов Дима Семицветов продавец комиссионного магазина
Татьяна Гаврилова Инна жена Семицветова
Анатолий Папанов Семён Васильевич тесть Семицветова
Георгий Жжёнов автоинспектор
Евгений Евстигнеев Евгений Александрович режиссёр народного театра
Сергей Кулагин директор пивной
Виктория Радунская Таня криминалист
Готлиб Ронинсон Яков Михайлович начальник Деточкина
Борис Рунге человек с чемоданами
Яков Ленц продавец в табачном киоске
Вячеслав Невинный сосед-автослесарь
Донатас Банионис пастор, покупатель «Волги»
Галина Волчек покупательница магнитофона
Любовь Соколова народный судья
Антонина Максимова актриса народного театра
Алексей Коренев покупатель в комиссионном магазине (нет в титрах)
Николай Парфёнов прокурор на судебном заседании (нет в титрах)
Людмила Давыдова официантка в пивной (нет в титрах)
Юрий Яковлев голос за кадром (нет в титрах)

Примечания

  1. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 156. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  2. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 157. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  3. . nemaloknig.com. Дата обращения: 22 марта 2020.
  4. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 160. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  5. Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л., 1982. — № 7. — С. 170.
  6. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 167. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  7. . newsmir.info. Дата обращения: 14 января 2021.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 ноября 2011.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
  • Режиссёр-постановщик — Эльдар Рязанов
  • Операторы — Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
  • Художники — Борис Немечек, Лев Семёнов
  • Режиссёр — Алексей Коренев
  • Композитор — Андрей Петров
  • Звукооператор — Валерий Попов
  • Дирижёр — Юрий Силантьев
  • Художник по костюмам — Шелли Быховская
  • Грим — Ольги Струнцовой
  • Монтаж — Е. Овсянниковой
  • Редактор — Анатолий Степанов
  • Консультанты — А. Микулин, А. Шпеер
  • Ассистенты:режиссёра — А. Идес, Полина Шевкуненкооператора — Ю. Епишин, В. Фридкин, А. Виханскийзвукооператора — Валентина Щедрина
  • Директор картины — Евгений Голынский

Примечания

  1. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 156. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  2. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 157. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  3. . nemaloknig.com. Дата обращения: 22 марта 2020.
  4. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 160. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  5. Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л., 1982. — № 7. — С. 170.
  6. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 167. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  7. . newsmir.info. Дата обращения: 14 января 2021.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 ноября 2011.

Сюжет

Скромный и застенчивый страховой агент (в прошлом шофёр) и актёр народного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.

Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.

У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова. На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.

Пока Юрий Иванович в Прибалтике продаёт «Волгу» Семицветова некоему пастору (разбогатевшему на пожертвованиях прихожан), на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет «служебными командировками», а на работе — «болезнями» многочисленных «родственников». Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения.

На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.

В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём своей невесте Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику, — и угоняет её; но на этот раз подгоняет машину под окна кабинета Подберёзовикова. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.

На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.

В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Здравствуй, Люба! Я вернулся».

Биография и образ Юрия Деточкина

Через кастинг на главную роль в фильме прошли многие советские актеры — Михаил Державин, Леонид Быков, Леонид Куравлев. Все артисты, несомненно, были талантливыми и симпатизировали Рязанову. Но он искал некой странности, которую нашел в Иннокентии Смоктуновском. Талантливый актер согласился сыграть роль страхового агента с благими намерениями.

Иннокентий Смоктуновский в роли Юрия Деточкина

Юрий Деточкин в его исполнении стал тем персонажем, который нужен был в картине. Были моменты, когда Смоктуновский даже самостоятельно менял реплики в сценах, поскольку чувствовал, что его герой сказал бы именно так.

О биографии Деточкина описания в фильме мало. В прошлом он был шофером, но после автомобильной аварии решил сменить поле деятельности. Теперь это страховой агент, который по долгу службы часто знакомится с людьми, нажившими состояние нечестным трудом.

Повторяющийся сценарий наталкивает героя на мысль, что эту несправедливость следует устранить. Тогда Юра придумывает своеобразный способ — угоняет машины богачей и продает их. Вырученные средства, естественно, тратятся на благие цели — перечисляются в детские дома.

О таком «хобби» не догадывается никто: ни мать-пенсионерка, ни любимая женщина Люба, ни начальник страхового агента. Только правоохранительные органы в лице следователя Максима Подберезовика начинают замечать странности в поведении Деточкина.

В одной операции Юрию удача изменила. Он трижды пытается угнать машину у Димы Семицветова, который занимался махинациями в области продаж электроники. В итоге задуманное получается, и герой мчится в Прибалтику.

По дороге угонщик знакомится с милиционером, которому помогает починить мотоцикл. Но эта встреча повлияла на дальнейшее развитие сюжета. Сотрудник правоохранительных органов получает ориентировку на краденую «Волгу» и вспоминает своего «спасителя».

А в это время Юрий Иванович уже продает машину пастору на месте. Он честно говорит, что автомобиль краденый. Но покупателя это не останавливает, ведь отложенные на приобретение транспорта средства тоже собраны с пожертвований прихожан.

По возвращении домой, Деточкина уже ждет Максим Подберезовиков. Перед тем как арестовать угонщика, он решает узнать мотивы преступлений. Главный герой рассказывает правду, и следователь решает отпустить современного Робин Гуда с условием прекращения краж.

Но Юра уже не способен остановиться. Увидев знакомую «Волгу», которая, по идее, принадлежит взяточнику, страховой агент вновь совершает преступление. Чтобы быть до конца честным, он пригоняет трофей к милицейскому отделению, и там его арестовывают.

Памятник Юрию Деточкину в Самаре

Впоследствии оказывается, что жертвой этого преступления стал честный человек, поэтому Деточкин спокойно сдается на милость правосудия. На суде Подберезовиков и другие знакомые главного героя кричат:

В честь 85-летия Эльдара Рязанова в Самаре установили памятник главному герою «Берегись автомобиля». Юрий изображен как в финальном эпизоде фильма. Он стоит, приветственно махая рукой невесте, с неизменной шляпой и портфелем. А в 2002 году в столице открылся Музей угона им. Юрия Деточкина.

Кто мог сняться вместо Смоктуновского и Ефремова

Рязанову сразу очень хотелось, чтобы Юрия Деточкина — нелепого, странноватого, наивного и очень доброго человека — играл Иннокентий Смоктуновский. Но тот был очень занят — шла работа над фильмом «Гамлет», спектакли в театре… Стали пробовать других артистов — и остановились на кандидатуре Юрия Никулина. Но, когда пришло время сниматься, Никулин должен был отправиться с цирком на длительные гастроли, да и интерес к роли у него уже остыл.

Рязанов снова обратился к Смоктуновскому

Тот был очень загружен и неважно себя чувствовал, страдал от постоянного переутомления. Вздохнув, Рязанов продолжил поиски

Вроде бы хорошо подходил Леонид Куравлев — но ему не хватало эдакой «сумасшедшинки», ненормальности, сдвига. Тогда попробовали снимать в роли Деточкина Олега Ефремова. И кто-то из съемочной группы воскликнул: «Это же волк в овечьей шкуре!». Приглядевшись к Ефремову, Рязанов решил, что он идеально подходит на роль следователя Максима Подберезовикова.

А вот Смоктуновский все-таки стал Деточкиным: никто лучше него не смог бы перевоплотиться в наивного, но упрямого добряка, современного Робин Гуда, отбирающего у богатых и отдающего бедным.

В облике Смоктуновского и впрямь проглядывает некая природная странность, позволившая ему достоверно сыграть человека «не от мира сего» — «идиота», как в сердцах воскликнула невеста Деточкина, Люба. А ведь почти за десять лет до этого Смоктуновский гениально играл главную роль в спектакле ленинградского БДТ «Идиот» по Достоевскому.

Последняя страсть Ядвиги

Племянница некогда всемогущего Феликса Дзержинского Ядвига в какой-то степени была похожа на любимую дочку будущего генсека СССР Леонида Брежнева — Галину. Свободный образ жизни, любовники один за другим, достаток и полное равнодушие к завтрашнему дню. Но этот симпатичный провинциал чем-то тронул сердце опытной интриганки и весьма пылкой особы. Борис Венгровер только недавно перебрался в довоенную Москву из Иркутска и работал простым спортивным инструктором в детской спортшколе. Как говорится, птицы разного полета.

Но Ядвига влюбилась и была готова для молодого избранника буквально на все. Наверное, было в Борисе что-то притягательное. Да, наверное, и не только для женщин. Все его ученики были от преподавателя без ума. Уважали и коллеги. И никто даже в самом страшном сне не мог представить, что это инициативный физкультурник кроме спорта имел еще одну страсть. Тайную. Он был вором. Правда, это ремесло тайной было не для всех. Ядвига знала про его дела – тем более, про некоторых жертв визитов своего любовника. Но, пылая чувствами к Борису, не могла ни выдать его, ни остановить.

Конечно, Венгровер этим пользовался. Он пропадал неделями (к 1938 году за ним числилось 4 побега из мест лишения свободы и более 50 краж), оставляя Ядвигу сходить с ума, и снова возникал на пороге её квартиры с цветами, когда возникала потребность. Фактически Ядвига сама того не осознавая, давно была соучастницей своего любимого мужчины, который тайно уже был женат на другой.

Жить как все — не для него

Срок мотал Борис тяжело. За нехорошее поведение ему несколько раз накручивали к основному сроку еще – и лишь амнистия 53-го года дала Венгроверу возможность выйти на волю.

За это время страна прошла большой путь – победила в Великой Отечественной войне, почти восстановилась после разрухи. В общем, изменилась донельзя. Чем себя занять, бывший вор не знал. К бывшей жене, у которой от него росла дочка, ее родня не пускала. По той же причине ему была заказана дорога в детские спортивные тренеры. Борис пошел работать на железную дорогу – разнорабочим.

Нет, тяжелый физический труд его не страшил – в лагере и не такое приходилось выносить. Не мог он без другого – без детишек, которых можно было обучать спорту. А раз обучать нельзя – надо хотя бы помогать материально. А откуда брать средства, например, на возведение целого спортивного городка близ Селезнёвки – в котором все, до последнего гвоздя было куплено за его счет? Конечно, за счет воровства.

Как раз в это время по Москве прокатилась волна краж из жилищ богатых (по советским меркам) граждан. Огромный жизненный опыт и обаяние позволяли авантюристу избегать наказания даже, казалось бы, в провальных ситуациях. Например, столкнувшись с жертвой на лестничной площадке, с вынесенным из её квартиры саквояжем, вор мог выиграть бесценные, позволяющие скрыться мгновения, обычным вежливым приветствием.

А застигнутый прямо на месте другого преступления с хозяйским торшером или другой вещью в руках, он при виде оторопевшего от удивления владельца квартиры мог, представившись сотрудником ОБХСС, напугать жертву и оставить её писать повинную, пока сам бежал прочь.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
  • Режиссёр-постановщик — Эльдар Рязанов
  • Операторы — Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
  • Художники — Борис Немечек, Лев Семёнов
  • Режиссёр — Алексей Коренев
  • Композитор — Андрей Петров
  • Звукооператор — Валерий Попов
  • Дирижёр — Юрий Силантьев
  • Художник по костюмам — Шелли Быховская
  • Грим — Ольги Струнцовой
  • Монтаж — Е. Овсянниковой
  • Редактор — Анатолий Степанов
  • Консультанты — А. Микулин, А. Шпеер
  • Ассистенты:режиссёра — А. Идес, Полина Шевкуненкооператора — Ю. Епишин, В. Фридкин, А. Виханскийзвукооператора — Валентина Щедрина
  • Директор картины — Евгений Голынский