Это прошлое или будущее? что происходит в пятом сезоне «черного зеркала»

«Игровой тест»

Сезон 3, серия 2

Глупый файтинг из «Броска кобры» так бы нас не огорчил, если бы мы не знали, что на самом деле Чарли Брукер любит и умеет снимать про видеоигры. «Игровой тест» – отличное тому доказательство. И дело даже не в отсылках к эталонной игре-страшилке Resident Evil и не в других пасхалках, которые заметят ценители жанра survival horror.

Этот эпизод отлично демонстрирует потенциал интерактивных развлечений. Лучшие видеоигры ставят игроков в центр повествования, используют их опыт, знания и страхи, заставляя искренне радоваться победам или трястись от каждого шороха. Серия «Игровой тест» понимает, что в будущем инструментарий геймдизайнеров будет только расти.

«Осколки»

Сезон 5, серия 2

Сюжет этого эпизода, наверное, поместится на один лист A4. Он рассказывает о таксисте, жизнь которого разрушило оповещение в социальной сети Smithereen

Отчаявшийся водитель решает взять в заложники сотрудника этого сайта, чтобы заполучить внимание его могущественного основателя. Дозвонившись до гуру (с определенными трудностями, но, прямо скажем, довольно быстро), он рассказывает ему свою трагичную историю

Единственное, что спасает эту растянутую на непростительные 70 минут социальную рекламу об опасности использования телефона за рулем, – это отличная игра всеми любимого Мориарти (актера Эндрю Скотта).

«Заткнись и танцуй»

Сезон 3, серия 3

«Заткнись и танцуй» подарил нам неожиданно стройный дуэт звезды сериал «Конец ***го мира» Алекса Лоутера и наемника из «Игры престолов» Джерома Флинна. Не разочаровывает серия и знаковым для «Черного зеркала» умением поставить своего героя в худшие обстоятельства, в которых каждая следующая попытка исправить положение приносит только больше бед и страданий.

Однако если, например, в «Белом медведе» этот ход используется, чтобы обсудить глорификацию насилия, то здесь персонаж Лоутера страдает, кажется, лишь на радость зрителям. Все, что «Заткнись и танцуй» хочет сказать городу и миру, – это совет заклеивать веб-камеру на ноутбуке. Не самый, впрочем, бесполезный.

«Осколки» (2-я серия 5-го сезона)

Лондон, 2018 год. Нервный таксист Крис (Эндрю Скотт из «Шерлока»), явно недолюбливающий смартфоны и хипстеров, дежурит у здания компании Smithereens, запустившей в 2008-м популярное приложение «Осколки» — очередную соцсеть, напоминающую то ли фейсбук, то ли инстаграм, то ли еще что-то лайкоемкое и жаждущее постоянного внимания. Ситуация немного проясняется, когда в машину садится сотрудник корпорации Джейден (Демсон Идрис), точнее — интерн. Крис достает пистолет и требует телефонного разговора с главой компании Билли Бауэром (Тофер Грейс). В Smithereens, естественно, начинается переполох, полиция к этому момент уже преследует автомобиль похитителя, а где-то в США разыскивают Бауэра, который на десять дней уединился возле каньона, чтобы побыть в тишине и без новейших технологий.

Netflix

В течение пяти сезонов, что существует «Черное зеркало», оказывается, не так-то просто высчитать его жанровую принадлежность: шоу кидало то в сторону чуть ли не научной фантастики, то на баррикады социальной сатиры, где технологии оказывались элементарным поводом поговорить про человеческий характер, то в эксплуатационную драму, где никакие технологии и не нужны вовсе, то вообще в рубрику «Чарли Брукер ругается на калькулятор». «Осколки», конечно, легко раскладываются на мини-высказывания: тут и конфликт Старого и Нового Света (человек из Великобритании требует аудиенции с ровесником из США), и вопрос, кто виноват в роковых случайностях — человек или растущие соблазны техногенного мира. Наконец, диалог между главой корпорации и пользователем напоминает, что за всеми капиталистическими иерархиями, за всем левиафаном неолиберализма с его доступом к данным пользователей стоят тоже люди — и иногда один отзыв может потревожить что-то внутри если не бизнес-конструкции, то условного лица предприятия. Однако если выкинуть из этого уравнения технологию (уже даже не вымышленную, а завуалированную копирку с фейсбука с намеком на то, что Цукерберг сливал данные спецслужбам), то «Осколки» — это классический сюжет про разговор с богом. В жизни Криса случилась трагедия, и ему очень хочется выговориться, возвести очи к горе, проорать в самые небеса, как тяжело ему жить с тем, что случилось. Бог, конечно, вряд ли ответит: «Знаешь, старик, я сам не думал, что так получится», но и ответные реплики Билли Бауэра, кажется, ничего не поменяли.

Рейчел, Джек и Эшли Робот

Рейчел
только недавно перешла в новую школу, потому у нее совсем нет друзей. Зато она большая
фанатка певицы Эшли. Та поет довольно фривольные, но мотивирующие песни. На
своем последнем интервью девушка презентует куклу-робота имени себя. Но это не
просто кукла, а робот с искусственным интеллектом, умеет разговаривать, дает
советы, поет песни. В общем – идеальный друг для юных девчонок. Естественно,
Рейчел просит отца подарить ей такую игрушку и на свое 15-летие получает робота
Эшли.

Кстати, Рейчел играет Энгаури Райс («Каждый день»), а ее сестру Джек — Мэдисон Девенпорт («Шкатулка проклятий»), да и Эшли сыграла настоящая актриса и певица Майли Сайрус. Увы, с творчеством последней я совершенно не знакома. Но вернемся к сериалу.

Теперь Рейчел теперь появилась настоящая подруга, но это просто программа, настроенная определенным образом

Ее цель — вдохновлять тысячи девочек и совершенно не важно, что они могут показаться другим смешными и облажаться. Ведь сама Рейчел считает, что своим провалом на сцене подвела Эшли, а не саму себя

Кадр из сериала «Черное зеркало» 5 сезон

Увы, певица
Эшли не так счастлива, как кажется с экрана телевизора. Ее карьерой заправляет
ее тетя, хотя песни пишет сама Эшли, причем они приходят к ней во сне. Но по
мнению тетки, в последнее время она не написала ничего стоящего, а только фигню,
которую никто не поймет, а значит, и не купит. Для вдохновения Эшли даже
прописывают легкие галлюциногены. А когда это не помогает, тетя решается на
кардинальные меры.

По сути, нам показывают, что происходит в шоу-бизнесе, если кто-то пока еще не догадывается. Творчество больше не ценится, музыка это товар, который можно продавать. Исполнители и их песни нужны лишь до тех пор, пока приносят прибыль. Если артист хочет выразить себя в другом направлении, это его проблема, пока он приносит деньги, никто его просто так не отпустит.

Кадр из сериала «Черное зеркало» 5 сезон

А если отпустит, то такой исполнитель странным образом упадет на самое дно. Правда, есть еще один хороший выход. Как ни странно, но творчество умерших или попавших в трудную ситуацию артистов почему-то ценится гораздо больше, чем живых. И это совсем не будущее, это наше настоящее.

Вот такие мысли вызвал у меня просмотр на этот раз. В целом, как я уже говорила в начале, этот сезон получился очень даже неплохим. Потому рекомендую посмотреть его и сделать свои собственные выводы. А напоследок видео, которое расскажет о пасхалках 5 сезона сериала «Черное зеркало», которые вы, возможно, не заметите сами.

Сюжет предыдущих сезонов

Кадр из одной из серий «Черного зеркала»

Сериал насчитывает 5 сезонов, каждая серия уникальна и не связана с предыдущей ни актерским составом, ни сюжетом. Весь проект объединяет лишь сатира на тот образ жизни, который ведет современный человек.

В сериале затрагивают разные социальные темы, а действие событий может развиваться в настоящем, также авторы в некоторых сериях переносят зрителя в прошлое или в будущее. Black Mirror можно смотреть с любой серии, сюжет везде разный.

Известные актрисы давно отказались от хирургической подтяжки лица. Безболезненная альтернатива для омоложения – массажер LiftRoller!
Подробнее

Полное описание серии «Бета-тест»

Купер (Уайатт Расселл), живущий со своей матерью, покидает родной дом и отправляется в путешествие по миру. Он не отвечает на телефонные звонки мамы, потому что не в состоянии общаться с ней после того, как умер его отец из-за болезни Альцгеймера. В Лондоне, когда он уже собирался возвращаться домой, Купер знакомится с девушкой Соней (Ханна Джон-Кэймен). Он показывает ей приложение Oddjobs, которое он использовал для поиска разной мелкой работы, чтобы заработать денег. Согласно приложению, неподалеку можно найти работенку в компании SaitoGemu, занимающейся разработкой видеоигр.

В офисе этой компании его встречает Кэти (Вунми Моссаку) и отводит в белую комнату, где он сможет проверить новую технологию, которую разрабатывает компания. Хотя Кэти и попросила его выключить телефон из соображений безопасности, Купер включает его после ухода Кэти, чтобы сфоткать высокотехнологичное устройство, которое он будет использовать, и отправить фотки Соне. Вернувшись, Кэти просит Купера подписать документ, после чего вводит ему в затылок миниатюрное устройство. Во время процесса инициализации на телефон Купера снова звонит мать, но Кэти сбрасывает вызов и продолжает процедуру.

Купер играет в игру Whack-a-Mole, используя технологию 3D-графики, встроенную в чип, и приходит от этой игр в восторг. Закончив, Кэти спрашивает его, хочет ли он принять участие в бета-тестировании этой технологии и знакомит его с Чоу (Кэн Ямамура), который управляет компанией. Он объясняет ему принцип работы новой технологии, которая анализирует мозг испытуемого и затем пытается напугать его до усрачки. Купер соглашается принять участие в следующем испытании. Кэти отводит его в особняк, точно такой же, какой был в другой видеоигре SaitoGemu, и перед уходом дает ему наушник, чтобы поддерживать связь.

Через некоторое время, после пары неожиданных пуганий, перемежающихся напряженными разговорами с Кэти, наушник ломается и неожиданно на пороге особняка появляется Соня, которая говорит ему, что эта игра опасна. Купер считает, что Соня — еще одна голограмма, созданная технологией, но вскоре он выясняет, что может прикасаться к ней, как к живому человеку. Она находит нож, после чего Купер начинает нервничать и беспокоиться. Соня идет на купера с ножом, тот пытается убежать, но сталкивается с гигантским пауком-мутантом. Соня вонзает в плечо Купера нож и он кричит от боли. Они начинают драться и падают на пол, Купер сдирает кажу с ее черепа и затем пронзает голову ножом. Купер изнемогает от боли, но через мгновение нож и его рана исчезают, так же как и Соня.

Купер снова слышит в наушнике Кэти, которая говорит, что для прекращения теста ему нужно добраться до «точки доступа», расположенной в этом доме. Купер убежден, что она пытается его напугать, но все же идет к точке доступа. Несколько мгновений спустя Кэти признается, что нет никакой точки доступа, она всего лишь хотела убедиться, смогли ли они сломать его настолько, чтобы он выполнял указания без вопросов. Затем она задает ему простые вопросы о его матери и самом себе. Купер начинает понимать, что сходит с ума, и безумие доходит до того, что он перестает узнавать себя в зеркале. Он кричит на Кэти, чтобы она убиралась из его головы, но даже сняв наушник, Купер все равно продолжает слышать ее голос. Он разбивает зеркало и с помощью осколка пытается вырезать из своей головы миниатюрный девайс. В этот момент в комнату врываются Кэти и Чоу и говорят, что эта технология проникла глубоко в его мозг и ее нельзя отключить.

Купер просыпается в той самой комнате, где Кэти и Чоу начали эксперимент. Согласно Кэти и Чоу, прошла всего лишь одна секунда с начала эксперимента. Чоу извиняется за ужас, причиненный Куперу, и говорит, что по задумке игра не должна была заходить так далеко. Купер возвращается домой к своей матери, которая не узнает его, а это значит, что у нее тоже болезнь Альцгеймера, как у его отца. Она снова и снова повторяет, что ей нужно позвонить Куперу и начинает набирать его номер на телефоне.

Выясняется, что Купер все еще находится в белой комнате, куда отвела его Кэти при первом знакомстве. Он бьется в припадке и замертво падает на пол на глазах у Кэти. Звонит телефон Купера. Чоу входит в комнату, спрашивает, что произошло, и Кэти говорит, что телефон должно быть вызвал помехи в их технологии. Чоу просит внести сведения об этом тесте в базу данных. Пока Кэти делает это, тело Купера помещают в мешок для трупов. Она помечает, что эксперимент длился 0.04 секунды, что причиной смерти Купера стало вмешательство его телефона и что умирая он звал маму.

«Белое Рождество»

White Christmas

Вот мы и подобрались к пятерке лучших. Открывают ее три истории: о неудачливом романтике, обманутом муже и объединяющий их сюжет про двух заключенных самой необычной тюрьмы – домика внутри снежного шара.

Это первая и самая удачная попытка Брукера объединить несколько рассказов в один: история заигравшегося пикап-тренера прекрасно резонирует с повестью неутешного неотца. Подбор рассказчиков – лучший каст за все пять сезонов. Деланная беспечность Джона Хэмма и тревожное возбуждение Рейфа Сполла рождают дуэт, который хочется наблюдать и слушать вечно. За какой проступок нас подселят в их заснеженный острог?

Striking Vipers (1-я серия 5-го сезона)

Когда-то Дэнни (Энтони Маки из «Мстителей»), Карл (Яхья Абдул-Матин II) и Тео (Николь Бахари) вместе вступали во взрослую жизнь. Снимали одну квартиру, устраивались на работу, проводили время за играми: вечерами Дэнни и Тео флиртовали друг с другом в баре, делая вид, что незнакомы, а после бурного секса Дэнни шел на диван к Карлу рубиться в файтинг Striking Vipers (и все время проигрывал). Пролетело два десятилетия, и вот Дэнни уже немолодой муж и отец, который в тугом размышлении пялится на отбивные, пытаясь вспомнить на собственном дне рождения, что такое радость жизни. Вернуть вкус к ней попытается его одинокий и богатый друг Карл, подарив приятелю Striking Vipers Х — новую часть игры из их юности, только теперь с технологией VR. Перевоплотившись в любимых бойцов, женщину и мужчину, они будут чистить друг другу лица как будто взаправду. Когда выяснится, что в игре возможен еще и секс (причем невероятный), перед Дэнни встанет тяжелая моральная и сексуальная дилемма.

Netflix

На раскачку сезона шоураннер «Черного зеркала» Чарли Брукер поставил самую остроумную серию — в сущности, экранизацию книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Эпизод Striking Vipers рассматривает как игру не только непосредственно файтинг, но и семейные отношения — тоже однотипный процесс, периодически требующий каких-то обновлений (например, Тео пытается второй раз забеременеть). Первая серия вообще напоминает классическую инди-драму про кризис среднего возраста и прочие семейные неприятности, где банальная интрижка заменена боевым VR-романом. Впрочем, «Черное зеркало» привычно не идет дальше увлекательной наживки: Брукер толком не касается ни темы дружбы как формы любви, ни исследования собственной сексуальности, ни тонкой грани между видеоиграми и реальными переживаниями. Сама технология, к слову, тоже продумана довольно поверхностно: для VR-игры зачем-то все равно предлагают использовать геймпад.

«Рейчел, Джек и Тоже Эшли» (3-я серия 5-го сезона)

Сестры Джек (Мэдисон Девенпорт) и Рейчел (Энгаури Райс из «Славных парней») живут с отцом, который зарабатывает на жизнь ловлей мышей — и вот-вот изобретет какую-то прорывную кибернетическую мышеловку. Для людей такая ловушка давно изобретена, она называется «поп-музыка»: Рейчел без ума от Эшли О (давно не снимавшаяся в кино Майли Сайрус). Уставшая поп-певица только-только выпустила для поклонниц и поклонников интересный мерч — робота «Тоже Эшли» (Ashley Too), который говорит ее голосом, предлагает заняться имиджем и поддерживает в любых начинаниях. В жизни все несколько сложнее: у Джек и Рейчел умерла мама, да и Эшли росла без родителей — на попечении тети, которая и превратила ее интерес к пению в бизнес-империю. Когда девушка начнет противиться производству контента, ее введут в состояние искусственной комы — и только преданная поклонница сможет спасти кумира.

Netflix

Третий эпизод пятого сезона со всей очевидностью — упрощенная версия «Вокс люкс», но без терроризма, библейского флера и прочих сбивающих с толку вещей. Брукера интересует тиражирование личности в самом широком смысле: между Эшли О и ее сценическим образом пролегает, естественно, бездна (в серии есть ироничное указание на то, что от подлинной девушки в имидже певицы — четыре процента). Как и в двух предыдущих сериях, технология тут не раскрывает идею, а подчеркивает, служит своего рода трассой-дублером: идея с роботом, в которого заточена личность Эшли, служит скорее занятным трюком, чем сущностью истории. Мысль при этом ясна: тиражируемый облик не только становится ловушкой для человека, но и вполне может развиваться вообще без его участия. Это тоже уже не жуткое будущее: актеров оцифровывают для «Звездных войн» прямо сейчас. Так чем ты хотел нас напугать, Чарли?

Итак, всего три серии, зато каждая по часу, некоторые даже по 70 минут. Однако ни одна из них не претендует на звание полноформатного фильма: проработка характеров и ситуаций остается на уровне сериала средней руки, но не вдается в ненужные драматические подробности.

Беда нового «Черного зеркала» в том, что Брукер выглядит уже не привычно яростным, а растерянным. С каждым сезоном он отказывается от чего-то, что еще на Би-би-си делало Black Mirror сериалом из тех, которые все советовали друг другу в начале 2010-х. Ушел сарказм, ушли жестокие концовки, все более неловкими и неизобретательными стали новые технологии. Брукер так и не решился шагнуть в сторону чистого сай-фая (для этого у него слабая проработка миров, основанная на одном технологичном ноу-хау), и шоу все больше сносит в сторону обычных драм про наше такое непростое настоящее. Чувства к цифровым вещам, недоверие к технологиям, проклятый вопрос «Что делает человека человеком?» — все это уже давно гоняется по кругу, как навязчивая песенка Эшли О.

Иронично, но в пятом сезоне «Черное зеркало» выглядит уже вторично не по отношению к титанам научной фантастики или социальных драм, как раньше, но к самому себе. Эти фантомы нового времени в той или иной комбинации уже мелькали: VR, вместилище чужой памяти, злой дух медиа, власть соцсетей и поиск справедливости в мире тотальной и мнимой прозрачности. Возможно, сегодня задача «Черного зеркала» — реально сыграть роль главного ванного атрибута, но думается, что мир вокруг давно опередил старого брюзгу Чарли Брукера. Если нам будет лень смотреть в зеркало, можно посмотреть «Странный город» Джордана Пила или «Ужасы интернета» — может, более дешевые и менее солидные на вид шоу YouTube, где хищные пиксели современности превращаются в более остроумные, лаконичные и точные анекдоты о том, кто же такие люди XXI века. И что же им нужно: лайк или больше.

«Брандашмыг»

Bandersnatch

От сериала про разрушительное влияние технологий на отношения и культуру зрители не ждали такого просчитанного шага. «Зеркало» было трудно обвинить в нехватке самоиронии, а то, с каким запалом его создатели рассказывали, что мобильные телефоны – это плохо, позволяло им избегать вопросов вроде: «А на чем люди смотрят ваше шоу?» «Брандашмыг» сорвал и растоптал эти розовые очки.

Заявленная интерактивность серии напоминает фразу «Продолжение см. на странице…» из инструкции к пылесосу. Из-за вялого сюжета и бесхарактерных персонажей решения, которые зритель может принимать за главного героя, не имеют никакого веса. Хорошо «Брандашмыг» справился лишь с одной (возможно, с единственной) своей задачей: поднять шум в сети и количество подписчиков сервиса Netflix.

В чем смысл этой серии?

Название «Черное зеркало» отсылает к темной отражающей поверхности, которую мы видим, глядя на экран телефона, телевизора и компьютера. Каждая серия шоу посвящена тому, как технологии влияют на повседневную жизнь и какие последствия это может иметь в будущем.

Большинство эпизодов сериала рассматривают развитие уже существующих в наши дни технологий. Например, в серии «Повесь диджея» из 4 сезона речь шла о приложениях для знакомств и алгоритмах, которые они используют.

«Атакующие Гадюки» рассматривает виртуальную реальность применительно к личной жизни людей. Мы видим, как мир цифровых фантазий делает своих пользователей нечувствительными к реальным отношениям.

Тем не менее, серия содержит еще одну интересную мысль. Авторы эпизода сознательно сопоставляют Карла с Дэнни, которые встречаются в игре, с Тео, которая посещает бар, чтобы реализовать фантазию с незнакомцем, которая в принципе могла возникнуть до появления Интернета.

На самом деле, именно так начинается серия — мы видим Дэнни и Тео на более раннем этапе их отношений, когда они притворяются незнакомыми людьми, чтобы внести «перчинку» в свои отношения.

Стоит отметить, что недовольство Дэнни и Карла назревает еще до того, как они начинают играть в «Striking Vipers X». Дэнни наскучила его спокойная жизнь, а Карл не мог найти контакта со своей более молодой девушкой.

Игра, возможно, стала единственным местом, где они могли найти удовлетворение, но именно неудовлетворенность реальностью подтолкнула их к игре.

Можно ли назвать финал «Атакующих Гадюк» счастливым? Смотря, как посмотреть. Большинство серий «Черного Зеркала» изображают технологии, как источник большой опасности, но некоторые эпизоды, например, «Сан Джуниперо», раскрывают и позитивный потенциал научно-технического прогресса.

С одной стороны, довольно грустно видеть Карла, живущего с кошкой и находящегося в постоянном ожидании единственной счастливой ночи в году. Есть также некоторый трагизм в сцене, где Тео и Дэнни обмениваются коробками в рамках компромиссного договора, который признан спасти их брак.

В интервью изданию EW Чарли Брукер охарактеризовал такую концовку как «Прагматически-романтический финал». По крайней мере, Дэнни и Карл перестали мучиться, пытаясь разобраться в своих отношениях и их значении.

Что происходит в конце?

Через 7 месяцев Тео снова ждет ребенка. Жизнь Дэнни налаживается, но Карл чувствует себя несчастным. После отношений с Дэнни он не может найти радости ни в реальных отношениях, ни в новых виртуальных романах.

Отношения Дэнни и Карла вспыхивают с новой силой, когда Тео, не знающая об их разрыве, приглашает Карла на ужин в качестве сюрприза на 39-й день рождения Дэнни.

Когда Тео выходит из комнаты, Карл говорит Дэнни, что не может найти лучших отношений, чем были у них, и просит сыграть с ним в «Striking Vipers X» в последний раз.

Дэнни не может отказать, и в ту ночь они с Карлом снова устраивают свидание в игре. В конце встречи Карл (Роксетт) говорит: «Я люблю тебя». После этого между друзьями возникает спор, и Дэнни просит Карла о встрече в реальном мире — за клубом, где они обычно тусуются.

Карл приходит на условленное место, думая, что Дэнни захочет подраться, но вместо этого Дэнни говорит, что им нужно поцеловаться, чтобы выяснить, реальны ли их чувства друг к другу или они существуют только в игре.

Поцеловавшись, они оба признают, что ничего не чувствуют. Дэнни говорит, что проблема решена, но Карл уверяет, что в игре все по-другому, и он не может забыть об этом.

Друзья начинают ссориться. Приезжает полиция и арестовывает их. Забрав Дэни из тюрьмы, Тео требует, чтобы он сообщил ей причину конфликта с Карлом.

Проходит еще один год, и наступает очередной день рождения Дэнни. У Тео родился ребенок, их семья снова крепка.

После вечеринки Тео дает Дэнни коробку с устройством виртуальной реальности для приставки, а Дэнни дает Тео коробку для обручального кольца. Оба предмета утром должны быть возвращены на свои места.

Тео снимает обручальное кольцо и идет в бар, чтобы познакомиться с мужчиной на одну ночь. Тем временем Дэнни в игре встречается с Карлом. Знак «X» в календаре дает понять, что Тео и Дэнни заключили сделку: каждый из них может реализовать свои фантазии с другим человеком, но лишь раз в году — в ночь после дня рождения Дэнни.

О чем сериал Черное зеркало?

Сатира на современное общество и повальное увлечение гаджетами – вот что объединяет эпизоды антологии «Черное зеркало», созданной Чарли Брукером. Раньше продюсер специализировался на комедиях, поэтому при всей мрачности в выпусках присутствует юмор.

Почти наркотическая зависимость

Британский шоураннер вдохновлялся культовой телевизионной научной фантастикой и «страшилками» прошлого. В них можно было поднимать противоречивые актуальные темы, не боясь цензуры. Так, создатель «Сумеречной зоны» Род Серлинг обходил препоны и заявлял о расизме или гомофобии, поместив героев в вымышленные обстоятельства.

Брукер разработал сериал «Черное зеркало», чтобы освещать проблемы, связанные с отношениями человечества и технологий. Автономные миниатюры показывают, как мы живем сейчас, и что произойдет, если совершить роковую ошибку. Действие эпизодов разворачивается в недалеком будущем или альтернативной реальности.

«Если технология – это лекарство, а оно похоже на наркотик, то каковы побочные эффекты? В этой области – между восторгом и дискомфортом – и расположен «черный» драматический сериал. Название исходит из того, что вы найдете на каждой стене, столе, в ладонях: холодных блестящий экран телевизора, монитор, смартфон», – пояснял сценарист подоплеку своего детища.

«Шоколадка» с секретом

Антологический подход предшественников («Сумеречная зона», «Байки из склепа», «Альфред Хичкок представляет») Чарли сохранил, чтобы использовать новые сюжеты, персонажей и актеров. Это было ключевым элементом наслаждения. «Фирменный» цинично-ироничный тон – словно покрытие из темного шоколада, но «начинка» всегда остается сюрпризом. Такой метод позволил «Черному зеркалу» противопоставить себя драмам со стандартным повторяющимся актерским составом.

Хотя в сюжетных нитях «Black Mirror» нет связующих элементов, в них включены аллюзии и «пасхальные яйца» на предыдущие эпизоды. Например, «Враг народа» содержит отсылки к «Национальному гимну» и «Белому медведю». А «Черный музей» обращается ко всем пяти предшественникам 4-го сезона.

Критик Джайлс Харви отмечает: разнообразие жанров показывает, что над ними корпел человек, отработавший «многочасовое экранное время». А достоверность каждой серии зависит от сложной внутренней логики антиутопного мира. Брукер полон решимости сделать устройства, экраны и интерфейсы, используемые в съемках, подлинными.

Перебрались «под крыло» Нетфликса

Начало сериалу было положено в 2010-м году. 4-й канал заказал три эпизода. Первым родился сценарий «Пятнадцать миллионов заслуг», написанный шоураннером и его женой Конни Хоук. Следующим стал «Входящий», который решили не снимать, концепция сюжета использована в «Людях против огня». Только потом сценаристы создали «Национальный гимн», который и стал «пилотом». Зрители смогли посмотреть новинку 4 декабря 2011-го. Рецензенты назвали дебют «извращенной притчей для эпохи Твиттера».

На ранних этапах «Черного зеркала» исполнительный продюсер Аннабель Джонс стремилась избежать кастинга комедийных актеров, так как ее коллега ранее работал в этом жанре. А партнеры хотели, чтобы проект восприняли «всерьез». Уже в первом сезоне задействованы популярные артисты: Рори Киннер, Линдсей Дункан, Руперт Эверетт, Джулия Дэвис. Во второй серии появилась будущая звезда триллера «Прочь» Дэниел Калуя.

Так как производство оказалось дорогим для Channel 4, начиная с 3-го сезона (2016-й год), антология перешла Netflix. На начало 2020-го года выпущено 22 эпизода и фильм «Брандашмыг» с интерактивными элементами. Самую высокую оценку получили три дебютные части. Агрегатор рецензий Rotten Tomatoes подсчитал, что положительные рецензии составляют 97%. Шоу выиграло 8 премий «Эмми», в числе лауреатов эпизод «Сан-Джуниперо», признанный одним из лучших в антологии. Сериал можно смотреть онлайн на нашем сайте.

«Аркангел»

Сезон 3, серия 2

«Аркангелу» удается быть одновременно слишком прямолинейным и абсолютно нелогичным. Какому родителю придет в голову вживить ребенку чип, блокирующий все опасности в его окружении? Почему в мире, который напоминает наше ближайшее будущее, таким вредительством занимаются в клиниках, а не в подворотнях? Как девочка, не обладающая базовой защитной функцией организма (страхом), дожила до возраста, в котором ей начали нравиться мальчики? Мы бы закрыли на эти вопросы глаза, если бы «Аркангелу» было что сказать, но весь его пафос умещается в известный призыв из песни Pink Floyd: «Оставьте детей в покое!»

Осколки

Вторая серия
начинается с таксиста, который принимает очередной вызов. В машину к нему
садится девушка. Таксист расспрашивает ее о работе, но ему явно не нравятся ее
ответы. Позже он же на встрече людей а-ля анонимные алкоголики. Но в этом
случае проблемы, связаны не с алкоголем, а со смертью близких людей. Например, женщина
рассказывает, что полтора года назад ее дочь покончила с жизнь, а она не знает
почему. Как это относится к основному сюжету пока не понятно.

На следующий день таксист снова у здания той самой фирмы под названием «Осколки». На этот раз он похищает ее сотрудника, но позже узнает, что тот обычный стажер. От этого таксист приходит в ярость, но дело уже сделано, нужно действовать дальше. По нелепой случайности они проезжают мимо полицейских и те замечают подозрительную машину. Начинается погоня и таксист попадает в ловушку. Полицейские вызывают подкрепление, а таксист тем временем пытается дозвониться до главы компании «Осколки».

Кадр из сериала «Черное зеркало» 5 сезон

Я ожидала,
что Билли Бауэр виноват в гибели девушки Криса. Например, он стал причиной
аварии. В какой-то мере это так, но лишь косвенно. Потом я ждала, что Крис
начнет обвинять сеть, разработанную Билли. Что якобы это он виноват в том, что
мужчина отвлекся, потому и потерял управление. Ведь очень часто люди стремятся
переложить свою ответственность на кого-то еще, на кого угодно. Но все
оказалось немного не так.

Нет, Крис не обвинял Билли Бауэрса, он просто хотел рассказать свою историю именно тому, кто косвенно стал виновником. Действительно, лишь косвенно, ибо никто и никого не принуждает сидеть в соцсетях и не смотреть при этом на дорогу. Это выбор каждого человека, такой же, как съесть сдобную булочку или яблоко, выпить стопку водки или фруктовый сок.

Кадр из сериала «Черное зеркало» 5 сезон

Но самое
странное то, что Билли понял его. Оказалось, что он и сам не рад тому, во что
превратилась его разработка. Он дал лишь основу, а уже специалисты компании превратили
ее в наркотик. По сути Билли мало что решает. Когда он пытался поговорить с
Крисом, его помощники всячески этому препятствовали. Ну как же, а вдруг
придется платить деньги? Уже не сам Билли, а его подчиненные решают все за
него.

А вот Криса действительно жаль. Он полностью признает свою вину в том, что совершил. Не просит ни жалости, ни понимания, ни прощения. Более того, он готов к смерти. И уже сам Билли и даже заложник пытаются его отговорить. Напоследок он делает доброе дело: помогает той самой женщине, у которой дочь покончила с собой. Но копы таки исполнили свою миссию, а возможно, Криса удалось бы спасти даже попреки его желанию. Кстати, интересно Билли закрыл сеть? Или ему не позволили это сделать те, кто управляет компанией?

Кадр из сериала «Черное зеркало» 5 сезон

«Момент Валдо»

Сезон 2, серия 3

Злую шутку с серией «Момент Валдо» сыграло время. Идея, что уставшие от взаимозаменяемых политиков люди будут голосовать за вульгарного анимационного медведя, могла показаться смешной и радикальной в далеком 2013 году, но не сейчас.

Победа Трампа на президентских выборах в США и новый президент Бразилии, открытый женоненавистник, расист и гомофоб Жаир Болсонару, доказали, что реальность может дать прикурить даже самой мрачной фантазии. Сатирический эпизод и в момент своего выхода был куда менее острым, чем хотел казаться, теперь же он не выдерживает конкуренции с одним заходом в Facebook.

Главные действующие герои

Кадр из серии

В каждой серии свои действующие лица.

В первом сезоне главными действующими лицами были:

Майкл Кэллоу (Рори Киннер) – премьер-министр Великобритании. Он должен был выполнять требования похитителей, чтобы те отпустили принцессу из плена живой.

От длительного просмотра сериалов спина не заболит, а от уборки в труднодоступных местах – может. Такого не произойдет, если использовать супер-швабру Cleaner, которая вращается на 360 градусов!
Подробнее

Бинг Мэдсен (Дэниэль Калуа) – живет в обществе, где люди вынуждены крутить педали, чтобы обеспечить человечество электроэнергией. У героя есть 15 миллионов «призовых», которые он готов отдать девушке для осуществления её мечты.

Лиам Фоксвелл (Тоби Кеббелл) – адвокат. Он ревнует свою жену к их общему знакомому и подозревает её в измене. С помощью современных технологий – чипа, вживленного в кожу, он начинает прокручивать все воспоминания и узнает правду.

Интересные факты из мира про сериал

  • В каждом доме есть плазменный телевизор, планшет или телефон. Эти устройства знают о нас больше, чем наши родители. Черное зеркало в XXI веке преследует людей повсюду, отсюда и название сериала – Black Mirror.
  • Несвязность серий друг с другом позволяет критикам сравнивать картину с полнометражными психофантастическими фильмами.
  • Проект привлекает много талантливых и малоизвестных актеров. Каждый справился со своей задачей великолепно. Ни в одной серии не участвовали те же актеры. Видимо, не исключением станет и шестой сезон.
  • Над каждой историей можно задуматься. По одному из сюжетов даже планируют выпустить свой сериал.