Большая берта: самая странная пушка в истории

Что так разозлило Берту?

Так что же случилось между Бертой и Фрэнком? Из-за чего она схватилась за лезвие? А вот это — самое интересное в этой истории. Потому что это настоящая черная комедия.

Начнем с того, что Фрэнк был никакой не Фрэнк. Его настоящее имя — Марио Нарциссо Боронда, а Фрэнком его звали для простоты. Потому что «Марио Нарциссо» — это как-то сложно и не по-американски.

Марио был мексиканцем, хотя его семья уже несколько поколений жила в Калифорнии. На момент нападения ему было 43 года, а его немецкой суженой, которую в девичестве звали Берта Цеттл, — 31. На лицо — явное несовпадение культур.

Марио больше всего в жизни хотелось тушить пожар женских сердец, а с его уважаемой должностью капитана пожарной бригады этого было нетрудно добиться. Берте больше всего в жизни хотелось, чтобы ее муж хотя бы на старости лет (в 1907 году 43 — это уже, считай, старикашка) перестал вести себя как озабоченный кобель.

Истории о похождениях Нарциссо гуляли по всему Сан-Хосе, где они жили последние семь лет. До Берты Фрэнк-Марио уже был женат, но брак развалился, потому что его первая жена несколько раз пыталась покончить с собой из-за его измен и, в целом, довольно тиранической натуры. В общем, господин вырисовывается не очень приятный.

При основном пороке Марио, блуде, даже удивительно, что истинным триггером его оскопления стал вовсе не этот грех. Дело в том, что господин Боронда пользовался своим положением для того, чтобы совершать махинации на выборах. А в те времена это был сам по себе отдельный и прибыльный бизнес. Существовали даже целые банды, специализирующиеся на подтасовках результатов.

Сан Хосе 1907

Вместе с коллегами из пожарной службы Марио подделывал бюллетени и подтасовывал выборы по всей округе, а в перерывах между этим бизнесом утешал несчастных вдов и жен, чьи мужья уехали в командировку. Удивительно, что при таком командире пожарной части город Сан-Хосе не сгорел к чертовой матери.

Незадолго до инцидента с лезвием Марио где-то погорел, кого-то не подкупил, и в итоге закон начал идти по его стопам. Полиция арестовывала одного подельника Боронды за другим. Надо было срочно уехать погостить к родственникам. Возможно, до тех пор, пока все не уляжется, возможно, навсегда. Естественно, Берта должна была остаться в Сан-Хосе и расхлебывать политическую кашу, которую заварил Нарциссо. Однако у нее, как мы уже знаем, оказались собственные планы.

Самая дальнобойная пушка в мире

Как передает редакция портала Рopular Мechanics со ссылкой на Defense News, руководитель программы армии США по разработке оружия большой дальности полковник Джон Рафферти, сообщает, что технология, по которой будет изготовлена пушка, является по-настоящему инновационной. Однако ряд экспертов до сих пор не уверены в экономической целесообразности подобного проекта.

Армия Соединенных Штатов собирается провести испытание ключевого технического компонента на военно-морском объекте поддержки Дальгрен в Вирджинии «очень скоро». Тактико-технических характеристик нового орудия по понятным причинам нам не раскрывают. Причем, что примечательно, на данный момент самые дальнобойные пушки, имеющиеся на вооружении армии США, способны поразить цель, находящуюся на расстоянии до 265 морских миль. Однако же по всей видимости, речь идет о пушке, стреляющей реактивными боеприпасами. Подобные наработки уже были у военных, однако до испытаний опытных образцов дело так и не доходило.

Обычные артиллерийские орудия работают, используя артиллерийский снаряд, выталкиваемый пороховым зарядом. При стрельбе из пушки горящие пороховые газы создают огромное давление. Само же давление растет и, достигая «критической отметки», выбрасывает патрон из пушки. Тут же все должно быть несколько иначе. Новая «Большая пушка», будет стрелять ракетными снарядами (RAP).

Прототип одной из самых известных больших пушек США. Фото 1990 года

Может ли дальнобойная пушка быть применена для нужд флота? Вполне возможно. Сейчас армия США вовсю тестирует рельсотронные пушки (или рейлганы). Но какими бы мощными они не были, преодолеть расстояние в 1800-1900 километров, их заряды вряд ли в состоянии. Другой аргумент в пользу целесообразности данного проекта — стоимость зарядов для рейлганов. Каждый из них в производстве обходится в 400 до 500 тысяч долларов США, что значительно дороже даже «обычных» снарядов с реактивной тягой. А что вы думаете по поводу столь мощной пушки?

Армия Соединенных Штатов надеется получить готовый прототип пушки к 2023 году. До этого момента будут проведены испытания всех ключевых элементов орудия. В частности, наибольший интерес на данный момент представляет система запуска снаряда, а также системы по корректировке точности пушки на столь больших расстояниях. Будут ли снаряды управляемыми, на данный момент не сообщается.

Идея-фикс

Однако мысль о сверхдальнобойной пушке упала в плодородную почву. Уже в 1918 году французы построили так называемую «ответную пушку» такого же калибра — 210 мм с длиной ствола 110 калибров. Ее снаряд массой 108 кг при начальной скорости 1 450 м/с должен был лететь на 115 км. Установку смонтировали на 24-осном железнодорожном транспортере с возможностью стрельбы прямо с колеи. Это было время расцвета железнодорожной артиллерии, единственной способной оперативно маневрировать орудиями большой и особой мощности (тогдашний автотранспорт и дороги, по которым он передвигался, и близко не могли конкурировать с железнодорожным сообщением)… Французы, правда, не учли того, что «ответную пушку» не выдержит ни один мост.

Тем временем итальянская фирма «Ансальдо» в конце 1918 года сконструировала 200-мм пушку с начальной скоростью снаряда около 1 500 м/с и дальностью стрельбы 140 км. Англичане, в свою очередь, надеялись поражать со своего острова цели на континенте. Для этого они разработали 203-мм пушку с начальной скоростью 109-кг снаряда в 1 500 м/с и дальностью до 110—120 км, но реализовывать проект не стали.

Уже в начале 1920-х годов французские и германские специалисты обосновывали необходимость иметь орудие калибра около 200 мм с дальностью стрельбы до 200 км. Стрелять такая пушка должна была по стратегически важным и желательно (из-за рассеивания попаданий) площадным целям. Это могли быть районы сосредоточения противника, административные и промышленные центры, порты, железнодорожные узлы. Противники суперпушек резонно замечали, что те же задачи вполне могла решить бомбардировочная авиация. На что сторонники сверхдальнобойной артиллерии отвечали, что пушки, в отличие от авиации, могут поражать цели круглосуточно и в любую погоду. К тому же с появлением военной авиации родились и системы ПВО, а сверхдальнобойной пушке ни истребители, ни зенитки помешать не могли. Появление дальних высотных самолетов-разведчиков и развитие методов баллистических расчетов давало надежду на повышение меткости сверхдальней стрельбы, за счет более точной информации о координатах цели и возможности корректировки стрельбы. Поскольку количество и скорострельность таких орудий были невелики, о «массированном» обстреле речи не шло. Самым важным в данном случае считался психологический фактор, возможность держать противника в напряжении угрозой внезапных обстрелов.

Способы увеличения дальности стрельбы хорошо известны — повышение начальной скорости снаряда, подбор угла возвышения, улучшение аэродинамической формы снаряда. Для повышения скорости увеличивают метательный пороховой заряд: при сверхдальней стрельбе он должен был в 1,5—2 раза превосходить снаряд по массе. Чтобы пороховые газы смогли произвести большую работу, удлиняют ствол. А для повышения среднего давления в канале ствола, определяющего скорость снаряда, применяли прогрессивно горящие пороха (в них по мере выгорания зерна увеличивается поверхность, охваченная пламенем, отчего возрастает скорость образования пороховых газов). Изменение формы снаряда — удлинение головной части, сужение хвостовой — имело целью улучшить его обтекаемость потоком воздуха. Но при этом уменьшались полезный объем и мощь снаряда. Кроме того, потери скорости из-за сопротивления воздуха можно сократить увеличением поперечной нагрузки, то есть отношения массы снаряда к площади его наибольшего поперечного сечения. Другими словами, снаряд в этом случае необходимо удлинить. При этом нужно было гарантировать его устойчивость в полете, обеспечив высокую скорость вращения. Были и другие специфические проблемы. В частности, в дальнобойных орудиях обычные медные ведущие пояски снарядов часто не выдерживали очень высокого давления и не могли правильно «вести» снаряд по нарезам ствола. Вспомнили полигональные (в форме закрученной винтом продолговатой призмы) снаряды, с которыми экспериментировал Витворт в 1860-е годы. После Первой мировой войны видный французский артиллерист Шарбонье трансформировал эту идею в снаряды с готовыми выступами («нарезные»), форма которых повторяла нарезы канала ствола. Опыты с полигональными и «нарезными» снарядами начали в ряде стран. Снаряд удавалось удлинить до 6—10 калибров, а поскольку затраты энергии на форсирование и трение были меньше, чем при ведущих поясках, удавалось получать большие дальности даже при более тяжелых снарядах. Во второй половине 1930-х считалось вполне вероятным, «что в ближайшем будущем появятся орудия калибром 500—600 мм, стреляющие на дистанцию в 120—150 км». При этом просто «дальнобойными» считали буксируемые орудия с дальностью стрельбы до 30 км и железнодорожные — с дальностью до 60 км.

Гиганты из Австро-Венгрии

Но на Восточном фронте русским войскам чаще приходилось иметь дело с другим 420-мм орудием-монстром – не германской, а австро-венгерской гаубицей такого же калибра М14, созданной в 1916 году. Причем уступая немецкому орудию в дальности стрельбы (12700 м), она превосходила его по весу снаряда, весившего одну тонну!

К счастью, это чудовище было куда менее транспортабельным, нежели колесная германская гаубица. Ту, хоть и медленно, но можно было буксировать. Австро-венгерскую всякий раз при смене позиции нужно было разбирать и перевозить при помощи 32 грузовиков и трейлеров, а на ее сборку требовалось от 12 до 40 часов.

Следует отметить, что помимо страшного разрушительного действия, эти орудия обладали еще и относительно большой скорострельностью. Так, «Берта» выпускала один снаряд в восемь минут, а австро-венгерская – 6-8 снарядов в час!

Главные персонажи

  • Г-н Уиллмэйк — управляющий фабрики
  • Мисс МакКлакерти — секретарь мистера Уиллмейка.
  • Г-н Спротт — Главный конструктор
  • Трейси Джеймс — помощник мистера Спротта
  • Мистер Дункан — бригадир. Иногда антагонист в истории, поскольку считает Берту старой неэффективной машиной.
  • Тед Тернер — главный оператор станка (который показывает ряд влияний покойного ветерана телеведущего Брюса Форсайта )
  • Рой Уиллинг — помощник оператора станка (никогда не сообщалось, был ли он назван в честь рассказчика Роя Киннера )
  • Миссис Тапп — чайная леди
  • Панджит Сингх — оператор автопогрузчика , часто попадает в аварии не по его вине.
  • Нелл — Пакер
  • Flo — Укладчик
  • TOM — Talk Operated Machine, робот, напоминающий персонажа из «Звездных войн» R2-D2, разработанный Трейси и построенный Бертой для выполнения случайных работ на фабрике. Согласно песне Робот Том из эпизода «Новый друг Тома» и 12-дюймовой виниловой пластинке Берты , он считается сыном-роботом Берты.
  • Берта — главная героиня, старая машина на заводе, модернизированная за 50 лет, которые она проработала на заводе. Она так или иначе помогает остальной фабрике Spottiswood & Company во время каждого эпизода.

Литература

  • Gerhard Taube: Die schwersten Steilfeuer-Geschütze 1914—1945. Geheimwaffen ‘Dicke Berta’ und ‘Karl’ , Motorbuch-Verlag, ISBN 3-87943-811-0
  • Axel Turra: Dicke BertaEin 42-cm-Steilfeuergeschütz wird zur Legende , Podzun-Pallas Verlag, ISBN 3-7909-0753-7
  • Rudolf Lusar: Riesengeschütze und schwere Brummer einst und jetzt , J.F. Lehmanns Verlag München, ISBN 3-469-00363-7
  • Konrad F. Schreier, Jr.: The World War I «Brummer» in ‘Museum Ordnance: The Magazine for the U.S. Army Ordnance Museum’, November 1992
  • G.V. Bull and C.H. Murphy: Paris Kanonen — the Paris Guns (Wilhelmgeschütze) and Project HARP , Verlag E.S. Mittler & Sohn Gmbh, ISBN 3-8132-0304-2
  • Herbert Jäger: German Artillery of World War One , The Crowood Press, ISBN 1-86126-403-8
  • Michal Prasil: Skoda Heavy Guns , Schiffer Military History, ISBN 0-7643-0288-4
  • Joachim Engelmann: German Heavy Mortars , Schiffer Military History Vol.39, ISBN 0-88740-322-0
  • Raimund Lorenz: Die «Dicke Berta» aus Vluynbusch , Museumverein Neukirchen-Vluyn

Отказ

Король Филипп женится на графине Бертраде, граф Фульк протестует, а королева Берта заключена в замок

После рождения троих детей брак начал распадаться. Король устал от своей жены, но причины неясны. Современные летописцы дают разные объяснения. По словам английского историка Уильяма Малмсберийского , Филип жаловался, что Берта «слишком толстая», хотя сам становился слишком толстым, чтобы ездить на лошади. В 1092 году Филипп объявил о своем решении развестись с «благородной и добродетельной дочерью графа Флорана Голландского и падчерицей Роберта Фризского» и жениться на уже замужней Бертраде Монфорской , жене графа Фулька IV Анжуйского . Отвергнутая королева удалилась в крепость Монтрей-сюр-Мер , которая была частью ее приданной земли. Тем самым Филипп рассердил своего отчима. Вскоре после этого, 15 октября 1094 года, Берта умерла. Это упростило дело Филиппа, который теперь мог снова выйти замуж, но не графиня Анжуйская, чей муж Фулк все еще был жив.

В 1108 году Филипп умер. Сын королевы, которую отвергли якобы за ее ожирение, взошел на французский трон как Людовик VI . И его, и ее братского племянника, графа Флориса II Голландского , прозвали «Толстым».

Какова Берта в раннем детстве?

В младенчестве девочка с таким именем обычно являет собой одну из балованных и беспокойных представительниц прекрасного пола. Напористость, настырность, непослушание, баловство, принципиальность, болтливость, неготовность идти на уступки, обидчивость и капризность, бескомпромиссность и конфликтность, требовательность, независимость и самостоятельность – все это доминирующие качества не совсем простого ребенка.

Значение именной вариации Берта обладает и другими качествами, ведь достоинств девочке не занимать. Действенность, любознательность, активность – все это доминантные черты положительного характера, которые есть почти у каждой девочки, нареченной Берта.

Значение имени наделяет своих носительниц бесконечной тягой ко всему новому, жаждой приключений и новых впечатлений, любознательностью и настойчивостью.

Такие девочки никогда не отступят от своего, они не будут останавливаться на уже достигнутом, всегда пытаются искать новые цели, никогда не сдаются (даже когда ситуация кажется безнадежной). Непреодолимых преград для Берты нет. Есть только цели и способы добиться их.

Берта никогда не отдыхает и не бездельничает, у нее попросту нет времени на такие «глупости».

Гнев фюрера и новые планы

Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.

После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.

В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы Густава Круппа фон Боллена – «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.

Арт-рынок

Работы Моризо продавались сравнительно хорошо. Она достигла двух самых высоких цен на аукционе Hôtel Drouot в 1875 году: « Интерьер» («Молодая женщина с зеркалом») была продана за 480 франков, а ее пастель « На лужайке» — за 320 франков. Ее работы в среднем стоили 250 франков — лучшая относительная цена на аукционе.

В феврале 2013 года Моризо стала самой дорогой художницей, когда после обеда (1881) портрет молодой рыжей в соломенной шляпе и фиолетовом платье был продан на аукционе Christie’s за 10,9 миллиона долларов . Картина примерно в три раза превышала верхнюю оценку, превысив 10,7 миллиона долларов за скульптуру Луизы Буржуа в 2012 году.

Отношения

Райнер Браун

Райнер был другом его детства и партнером в их миссии против человечества. Эти двое редко были далеко друг от друга, и Бертольд почти всегда следовал за тем что решит Райнер. Тем не менее он очень волновался насчет растущей привязанности к Райнеру и другими психическими проблемами. Несмотря на это, он редко высказывался или предпринимал какие-либо действия против Райнера.

Энни Леонхарт

Райнер предположил, что Бертольд был влюблен в нее, отмечая его склонность всегда смотреть на нее. Райнер сказал, что, как только их миссия будет завершена, Бертольду придется рассказать Энни, что он чувствует к ней. Когда Армин говорил, что ее пытали военные, он был в ярости и объявил, что он убьет всех.

Марсель Галлиард

Друг детства Райнера и Бертольда, Марсель пожертвовал собой ради спасения Райнера и был съеден Имир в начале их миссии. Вспоминая о его жертве, они оба поклялись завершить свою миссию и вернуться в свой родной город.

Имир

Поначалу, он с недоверием относился к ней, и предупреждал Райнера что она однажды убила их друга, и может быть опасной. Его страх перед ней продолжал быть главным аспектом их шаткого союза, хотя он изменил свое мнение после того, как она спасла ему жизнь. Впоследствии он выразил ей свою благодарность и был явно встревожен ее готовностью продолжать рисковать своей жизнью.

Эрен Йегер

Бертольд восхищался мужеством Эрена и его решимостью. После того, как его личность была раскрыта, Эрен стал относится к нему враждебно. Эрен спросил, что Бертольд чувствовал о смерти его матери, поскольку он был непосредственно ответственным, и Бертольд сказал, что он сожалеет, и ему было жаль. Это взбесило Эрена, и он позже поклялся увидеть как они умирают в страданиях.

Армин Арлерт

Бертольд считал Армина близким другом. В Шиганшине он проявляет к нему враждебные чувства, и хочет убить его и его друзей. Позже он жестоко сжигает Армина с мощным выделением пара. Потом, когда Армину вкололи Титан-Сыворотку, в последние минуты жизни Бертольда, его съедает Армин в своей форме неразумного титана.

Жан Кирштейн и Конни Спрингер

Во время миссии по спасению Эрена, они оба пытались пробудить в Бертольде дружеские чувства. Они упоминали несколько приятных воспоминаний о своем времени в Кадетском корпусе, и Бертольд был явно расстроен их словами. Когда он наконец сломался, Бертольд сказал что искренне думал о них как о своих друзьях.

Боеприпасы «Берты»

Немцы применяли 420-мм боеприпасы трех типов: минные снаряды – они были тонкостенными с большим количеством взрывчатки (до 150 килограммов), бронебойные, которые несли очень малый разрывной заряд, и промежуточные или полубронебойные.

Бронебойные снаряды особенно эффективно себя зарекомендовали при работе по башенным броневым артиллерийским установкам, например, в Льеже. Полубронебойные в основном применялись для разрушения бетонных сооружений

Особенно важно это было потому, что если вертикальная бетонная стена толщиной несколько метров пробивалась уже 305-мм снарядом (этому способствовала большая скорость в момент удара, и взрыв, происходивший уже в толще бетона, наращивал эффект от такого удара), то поражавшиеся гаубичными снарядами (имевшими малые скорости) горизонтальные плиты для увеличения разрушающего воздействия требовали большей массы боеприпаса и соответственно большего калибра. Именно данное обстоятельство и стало решающим фактором в деле создания 420-мм орудий

Данный калибр разрушал железобетонные плиты толщиной до 1,6 метра, а бетонные плиты по опыту Вердена – толщиной 5,5 метра.

По остальным целям чаще всего применялись минные снаряды. Огонь по земляным сооружениям вследствие мощного фугасного действия и углубления снаряда в землю до восьми метров был сокрушителен – рвы, брустверы, гласисы, внутренности фортов сравнивались с землей, превращаясь в лунный ландшафт. Снаряд оставлял в земле воронку до шести метров глубиной и до 13 метров диаметром, а при стрельбе по зданиям формировал брешь 8–10 метров. Единственного попадания в каменную постройку оказывалось достаточно для ее уничтожения. В кирпичных устаревших укреплениях, как в крепостях Ковно и Мобеж, 420-мм снаряд производил разрушения не только в точке взрыва – мощь фугасной волны, распространяясь по переходам и коридорам, обрушивала стены.

От 420-мм снаряда не спасали и блиндажи – они заваливались, даже находясь на 12-метровой глубине. Находившиеся в закрытых помещениях люди уничтожались силой газов, образовывавшихся при взрыве. Например, разрыв 420-мм снаряда, произошедший у входа в блиндаж Ковенской крепости, отбросил 15 человек к противоположному концу укрепления, убив их одним лишь фугасным воздействием (тела внешне остались целыми).

Предметы

Jeune Fille au Manteau Vert , холст, масло, ок. 1894 г.

Моризо рисовала то, что испытывала каждый день. Большинство ее картин включают домашние сцены семьи, детей, женщин и цветов, изображающие жизнь женщин в конце девятнадцатого века. Вместо изображения публичного пространства и общества Моризо предпочитал личные, интимные сцены. Это каким-то образом отражает культурные ограничения ее класса и пола в то время. Как и ее коллега-импрессионист Мэри Кассат , она сосредоточилась на семейной жизни и портретах, в которых она могла использовать семью и личных друзей в качестве моделей, включая ее дочь Джули и сестру Эдму. Стенографическое изображение ее повседневной жизни дает сильную надежду остановить мимолетное течение времени. Изображая цветы, она использовала метафоры, чтобы отметить женственность. До 1860-х годов Моризо рисовал предметы в соответствии с барбизонской школой, а затем обратился к сценам современной женственности. Такие картины, как «Колыбель» (1872 г.), в которых она изобразила современные тенденции в области детской мебели, отражают ее чувствительность к моде и рекламе, и то и другое было очевидно для ее женской аудитории. Ее работы также включают пейзажи, сады, сцены катания на лодках и тему скуки или скуки . Позже в своей карьере Моризо работала с более амбициозными темами, такими как обнаженная натура. В своих поздних работах она часто обращалась к прошлому, чтобы вспомнить воспоминания о своей прежней жизни и юности, а также о своих ушедших товарищах.

Импрессионизм

Зерновое поле , c. 1875, Музей Орсе

Первое появление Моризо в Парижском салоне произошло в 1864 году в возрасте двадцати трех лет, когда он получил признание двух пейзажных картин. Она продолжала регулярно выставляться в Салоне, получая в целом положительные отзывы, до 1873 года, за год до первой выставки импрессионистов. С 1874 года она выставлялась вместе с импрессионистами, пропустив выставку только в 1878 году, когда у нее родилась дочь.

Предполагаемая привязанность импрессионизма к ярким цветам, чувственным поверхностным эффектам и мимолетным сенсорным восприятиям заставила ряд критиков в ретроспективе утверждать, что этот стиль, когда-то прежде всего поле битвы беззаботных, воинственных мужчин, был по своей сути женским и лучше всего подходил для более слабых темпераментов женщин, в меньшей степени. интеллектуальные способности и большая чувствительность.

Во время выставки Моризо 1874 года с импрессионистами, такими как Моне и Мане, критик Le Figaro Альберт Вольф отметил, что импрессионисты состояли из «пяти или шести сумасшедших, из которых одна женщина … женственная грация сохраняется среди излияний» бредовый ум «.

Зрелая карьера Моризо началась в 1872 году. Она нашла публику для своей работы у Дюран-Рюэля , частного дилера, который купил двадцать две картины. В 1877 году критик Le Temps назвал ее «единственным настоящим импрессионистом в этой группе». Она предпочла выставляться под своей полной девичьей фамилией, вместо того, чтобы использовать псевдоним или свою фамилию по браку. По мере того, как ее навыки и стиль улучшались, многие начали пересматривать свое мнение о Моризо. На выставке 1880 года многие обзоры признали Моризо одним из лучших, включая даже критика Le Figaro Альберта Вольфа .

Эдуард Мане , Берта Моризо с букетом фиалок (в трауре по отцу), 1872, Музей Орсе

В культуре[править | править код]

В телесериале «Гибель Империи» при осаде Ковенской крепости немцами проводится обстрел из «Большой Берты». В данном эпизоде «Большую Берту» «сыграла» советская 305-мм железнодорожная артиллерийская установка , кардинально отличающаяся от «Берты» по многим параметрам.

Существует ошибочное мнение, что «Берта» появляется в фильме Стивена Спилберга «Боевой конь». На самом деле, орудие, затаскиваемое на возвышенность перед обстрелом Льежа является 21 cm Mrs.10 .

В фильме «Великий диктатор» Чарли Чаплин представил художественную имитацию пушки «Большая Берта».

В тексте Юлиана Тувима «Стихотворение, в котором автор вежливо, но твёрдо предлагает бесчисленным легионам ближних поцеловать его в зад» в первой же строке к этому действию приглашаются «поклонники Большой Берты» (польск. Absztyfikanci Grubej Berty).

Орудие упоминается в сериале «Хроники молодого Индианы Джонса» и одноимённой видеоигре. Орудие с названием Большая Берта есть в игре Total Annihilation.

«Большая Берта» упоминается в сериале «Доктор Живаго». В прифронтовом госпитале, где работает Юрий Андреевич, слышен грохот выстрелов этого орудия.

В журналистике термин «Большая Берта» утвердился как обозначающее значительного человека, значительное культурное явление, имеющее значительное влияние, значительные последствия.

В фильме «Шерлок Холмc. Игра теней» также встречается Большая Берта.

В стратегии War Selection «Большая Берта» доступна для производства при переходе в первую промышленную революцию за Германию.

Правило 2: экспериментируй!

«А в чём польза правил? Совершенно никакой. Нужно только чувствовать и видеть вещи по-другому, и где этому можно научиться?.. Нельзя обучить музыканта играть с помощью научной теории звуковых вибраций, а художника — рисовать, рассказывая о связях между линией и тоном».

От участия в «Первой выставке импрессионистов» Берту отговаривал сам Эдуард Мане, ставший к тому времени её близким другом. Он убеждал художницу, что не стоит рисковать репутацией, предлагая на суд публики экспериментальные работы. Эти уговоры лишь укрепили в Берте желание поддержать новых единомышленников. К сожалению, Мане оказался прав.

Вот, что писал о выставке один из учителей Берты, Жозеф Гишар, в письме к её матери: «Когда я вошел туда, дорогая мадам Моризо, меня охватило чувство подавленности при виде работ Вашей дочери в этом нездоровом окружении… Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найти отличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны. Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у неё несколько свихнулись мозги».

Художественные критики не теряли надежды, что Моризо ещё может вернуться в лоно традиционного искусства и восстановить репутацию. Но молодая художница оказалась на редкость стойкой к критике и настойчивой в своих убеждениях. Она продолжила активно участвовать во всех выставках импрессионистов, пропустив лишь одну, в 1879 году, из-за рождения дочери.

Берта Моризо «После ланча» (1881)

Берта Моризо «Женщина за туалетом» (1875-80)

Литература

  • Gerhard Taube: Die schwersten Steilfeuer-Geschütze 1914—1945. Geheimwaffen ‘Dicke Berta’ und ‘Karl’ , Motorbuch-Verlag, ISBN 3-87943-811-0
  • Axel Turra: Dicke BertaEin 42-cm-Steilfeuergeschütz wird zur Legende , Podzun-Pallas Verlag, ISBN 3-7909-0753-7
  • Rudolf Lusar: Riesengeschütze und schwere Brummer einst und jetzt , J.F. Lehmanns Verlag München, ISBN 3-469-00363-7
  • Konrad F. Schreier, Jr.: The World War I «Brummer» in ‘Museum Ordnance: The Magazine for the U.S. Army Ordnance Museum’, November 1992
  • G.V. Bull and C.H. Murphy: Paris Kanonen — the Paris Guns (Wilhelmgeschütze) and Project HARP , Verlag E.S. Mittler & Sohn Gmbh, ISBN 3-8132-0304-2
  • Herbert Jäger: German Artillery of World War One , The Crowood Press, ISBN 1-86126-403-8
  • Michal Prasil: Skoda Heavy Guns , Schiffer Military History, ISBN 0-7643-0288-4
  • Joachim Engelmann: German Heavy Mortars , Schiffer Military History Vol.39, ISBN 0-88740-322-0
  • Raimund Lorenz: Die «Dicke Berta» aus Vluynbusch , Museumverein Neukirchen-Vluyn