Contents
- Бальдр (бог света)
- НА ПОСЫЛКАХ У СУДЬБЫ
- Тайна рождения Анубиса
- Описание бога Аида
- Танатос
- Аид (бог подземного царства)
- Посейдон (бог морей)
- Аид и Персефона
- Отношения с богами и героями
- КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
- Плутон – самый “человечный” среди богов
- КНИГА МЁРТВЫХ
- Персефона (богиня плодородия)
- Тиллих, Альтизер и теологическое движение «Смерть Бога» в 1960-х годах
- Библиография
- Рельефы и статуи, посвященные богу мёртвых
- Рассвет в кандалах
- Классический период: Бог А
- Кем же стал Гадес?
- Плутон
- Кратко о Хель
- Танатос и Сизиф
- Боги смерти в культуре разных народов
Бальдр (бог света)
В последней God of War Бальдр выступал в качестве главного антагониста. Незнакомым со скандинавской мифологией людям бог света может показаться не особо серьёзной угрозой (тем более что в тех же легендах он славился своей красотой). Однако на Бальдре лежат сильные защитные чары его матери, Фрейи, оберегающие его от всех угроз и лишившие его чувств, из-за чего он постепенно сходит с ума.
Бальдр стремится попасть в Йотунхейм, ради чего нападает на Кратоса, будучи уверенным, что перед ним страж мира гигантов. Кратос убивает незваного гостя, однако Бальдр оживает благодаря наложенным на него чарам и продолжает охоту на спартанца уже в компании своих племянников. Но когда Бальдра пронзает стрела из омелы (его единственная слабость), чары спадают, и Кратос сворачивает шею богу света – в этот раз уже окончательно.
НА ПОСЫЛКАХ У СУДЬБЫ
Очеловечивать саму Смерть люди стали сравнительно недавно. Наши предки связывали мир мёртвых с богами своих пантеонов. Богов смерти можно разделить на две основные категории. Первые, вроде египетского Осириса или скандинавской Хель, правят царством мёртвых, карают грешников и не дают душам сбежать.
![]() |
С особо сложными клиентами Танатосу помогали Гипнос и Гермес. |
Второй вид богов смерти — психопомпы, что
в переводе с греческого означает «проводники
душ». Они отвечают за доставку умерших в мир иной. В Греции этим занимался крылатый юноша Танатос, слывший беспощадным и неумолимым. Но несмотря на божественный статус, Танатос сам не определял, когда прервётся человеческая жизнь. Это зависело от богинь судьбы мойр.
Профпригодность Танатоса оставляла желать лучшего. Так, царь Сизиф обманул бога смерти и заковал в его собственные цепи. Люди на время даже перестали умирать.
Более широкими полномочиями мог похвастать древнеегипетский Анубис. Бог с головой шакала отвечал за сохранность гробниц и могил. В его же ведении находились Весы истины, решавшие посмертную судьбу души.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ВЛАДЫЧИЦЫ ХЕЛЬХЕЙМА | |
Стэн Ли поселил во вселенную Marvel многих скандинавских богов, Стэн Ли наделил Хелу деятельной натурой: она не раз пыталась убить Одина и Тора и захватить Асгард. После Рагнарёка ей пришлось |
![]() |
Бальзамируя мумии, жрецы надевали маску Анубиса. |
![]() |
Ангел смерти привёл в исполнение |
ЛЮБОВНИК СМЕРТИ
ВСЕЛЕННАЯ: Marvel Comics
ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ: 1973 год (Iron Man, No55)
СОЗДАТЕЛЬ: Джим Старлин
РОДНОЙ МИР: Титан (спутник Сатурна).
Если Смерть сама способна любить, то и в неё можно влюбиться? Вполне.
Танос — могущественный злодей из вселенной Marvel — поклонялся Смерти как богине. Чтобы доказать свою преданность, он устроил
геноцид собственного народа и даже вознамерился принести в жертву возлюбленной половину вселенной
Хотя земные герои помешали планам
Таноса, со временем ему удалось привлечь внимание Смерти и стать её порученцем.
Сама Смерть из вселенной Marvel вообще предпочитает в события не вмешиваться, и даже свои обязанности передаёт рядовым психопомпам,
вроде Хелы или Таноса.
Бог авраамических религий, хоть и считается всемогущим, но судьбой каждого покойника лично не занимается — по крайней мере, до Страшного суда.
Он делегировал эту обязанность своим помощникам-ангелам, по разным версиям — Михаилу, Гавриилу или Самаэлю. Разница между ними весьма значительна. По католической традиции, архангел Михаил в момент смерти посещает человека и даёт душе последний шанс передать себя в руки Господни. Но Михаил всё-таки не вездесущ, поэтому к закоренелым грешникам приходит не он, а безжалостный Самаэль.
![]() |
Барон Суббота — один из немногих психопомпов, которых можно задобрить дарами. |
А вот в скандинавской мифологии внимания психопомпов не удостаивался кто попало. Души большинства умерших без всяких посредников отправлялись в безрадостный Хельхейм. Только павшие в бою воины могли попасть
к Одину в Вальхаллу. Отбором достойных занимались крылатые воительницы — валькирии, они же прислуживали героям на вечном пиру. Так что дев битвы, в отличие от почти всех прочих психопомпов, ждали почти с радостью.
Тайна рождения Анубиса
У каждого из египетских богов был свой центр, а в случае с Анубисом в этом качестве выступал город Асьют, где культ божества получил широчайшее распространение. Бога не просто почитали – люди считали, что лишь благодаря ему они получили тайные знания об искусстве бальзамирования и мумифицирования тел.
Анубис был не просто покровителем усопших и их душ, но и верным помощником, проводником, помощью которого хотел заручиться каждый. Неудивительно, что Асьют был центром паломничества, известным местом во всём Древнем Египте.
Фредерик Артур Бриджмен «Процессия со священным быком, приносимым в дар Анубису», ок. 1885 года
Надо сказать, что Анубис – достаточно загадочный бог. О тайне его рождения есть несколько версий, однако более поздний, приобретший популярность миф, стал главным свидетельством этой части биографии божества.
Согласно преданию, прекрасная Нефтида, владычица мира мёртвых, невзлюбила своего злого супруга Сета за всё зло, что он причинял людям и богам. Она без памяти влюбилась в своего старшего брата Осириса, который тогда был великим правителем Египта.
Сет и Нефтида, период царствование Рамзеса II, 1279-1213 годы до н. э.Местонахождение: Лувр, Париж, Франция Rama / en.wikipedia.org
К огорчению Нефтиды, Осирис желал видеть рядом с собой лишь свою любимую супругу Исиду. Тогда хитрая богиня приняла облик его жены, разделив ложе со своим возлюбленным. Вероятно, именно от этого союза и родился Анубис.
Правда, после его рождения Нефтида испугалась гнева Сета и бросила младенца в камышовых зарослях. Исида, которой Анубис приходится племянником, нашла малыша и воспитала его как своего ребёнка. Именно Анубис помог своей тётушке в поисках частей тела Осириса, убитого Сетом, после чего стал богом погребальных церемоний и ритуалов.
Анубис входит в число самых древних и важных божеств египетского пантеонаСтатуя Анубиса в Ватикане (около 100-138 года н.э.), обнаруженная в Анцио на земле,принадлежащей семье Памфилий в 1749 году, была подарена папе Бенедикту XIVи передана в Григорианский Египетский музей в 1839 году
Описание бога Аида
Древние греки со страхом и уважением, с настороженностью относились к богу, заведующему Царством теней (Загробным миром). Долгое время Аид ассоциировался только с упадком и смертью, однако с ходом времени представление о нем немного изменилось.
Несмотря на то, что в греческой мифологии есть несколько сказаний и легенд, в которых фигурирует бог Аид, владыку Подземного мира относят к числу божеств «второго плана». О нем не принято было рассказывать истории, его имя люди старались лишний раз не произносить, боясь накликать на себя беду.
Образ божества окутан мраком, но важно понимать, что Аид – не сама страшная Смерть, он не Дьявол, не Сатана. Он тот, кто правит в «нижнем» мире, охраняет свои территории, следит за порядком и за тем, чтобы тени (души умерших) не вернулись в мир простых смертных
В свою власть Царство мертвых получил Аид благодаря жребию. Произошло это после того, как он вместе с Зевсом и Посейдоном одолел Кроноса, победил титанов. С тех пор, спустившись под землю, Аид старается не покидать своих владений.
К тому же, олимпийские боги настроены к нему недружелюбно. В мифах он лишь дважды надолго выходил за пределы Загробного мира.
Семья и родственные связи
- Родители: Рея, Кронос. Аид их старший сын.
- Братья и сестры: Зевс, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера.
- Жена: Персефона, дочь Деметры и Зевса.
- Дети: в большинстве источников говорится, что бог смерти был бесплоден и потомков не имел. В Суде (Свиде) указано, что Персефона родила на свет Макарию – единственную дочь Аида, которая стала божеством блаженной смерти.
Танатос
Существовал и еще один Бог смерти в Греции — Танатос. Но такой властью и славой, как Аид, он не пользовался. Олимпийские боги его не уважали, так как считали равнодушным к человеческим жертвам и страданиям.
Танатос был сыном бога мрака Эреба и богини ночи Никты. У него был брат-близнец Гипнос (бог сновидений). По легендам, Танатос приносил людям сны, после которых уже нельзя было проснуться. Бога смерти изображали с огромными крыльями за спиной и с погасшим факелом в руках, что символизировало угасание жизни.
Согласно легендам, Танатос не раз проигрывал людям. Так, например, Геракл не побоялся сразиться с ним, чтобы спасти из царства Аида Алкестиду. А царь Сизиф вообще умудрился дважды обмануть бога смерти и заточить его в кандалы на несколько лет. За что в итоге был наказан и обречен на вечные и бессмысленные мучения.
Аид (бог подземного царства)
Аид из серии God of War разительно отличается от харизматичного персонажа из «Геркулеса» от Disney. Эта версия бога подземного царства обладает внушительными габаритами и способна вселять настоящий ужас, в отличие от героя мультфильма. Дизайн Аида слегка переработали после первой части, но бог царства мёртвых остался всё таким же устрашающим.
Битва с Аидом поставлена довольно зрелищно. В предыдущих играх Аид мечтал заполучить душу Кратоса, за что в третьей части он поплатился уже своей жизнью. В финале схватки Кратос вырывает душу бога подземного царства из его тела и убивает его с помощью могущественного оружия – Когтей Аида.
Посейдон (бог морей)
Посейдон – первый бог, которого встречает главный герой на своём пути, а в God of War III он уже выступает в качестве босса. Будучи богом морей, Посейдон обладает массой разрушительных способностей. А непосредственно в битве он использует следующие: криокинез (манипулирование льдом), гидрокинез (манипулирование водой) и гидро-электрокинез (умение создавать электричество в водных потоках).
Несмотря на то, что ранее Посейдон не представлял угрозы для Кратоса, к третьей части смерть бога стала необходимостью, так как его поглотило зло, выпущенное из ящика Пандоры. Сама же битва получилась и вполовину не такой безумной, как, к примеру, сражение Кратоса с Аресом. Кратос расправляется с богом морей в его человеческой форме, сломав Посейдону шею и выдавив его глаза. После своей гибели в God of War III Посейдон больше не появлялся в сюжете, однако в этой вселенной с того света могут возвращаться даже мёртвые боги.
Аид и Персефона
Персефона была любимой дочерью Деметры (богини плодородия) и Зевса. Громовержец пообещал отдать ее в жены своему старшему брату – Аиду, но Деметра так же, как и юная Персефона, не знала об этом обещании.
Когда пришла пора, владыка Царства теней поднялся на землю и похитил прекрасную Персефону. Он силой увел ее с луга, на котором девушка собирала цветы, и спустился вместе с ней в свое царство.
Узнав о случившемся, Деметра пришла в ярость, а после ее захлестнула печаль. Она позабыла о своих обязанностях, из-за чего начался сильный голод. Обратившись к Зевсу, олимпийская богиня попросила, чтобы тот вернул ей дочь.
Громовержцу не оставалось ничего, кроме как вступить в разговор с Аидом, который был очарован своей молодой женой. Зевс попросил брата отпустить Персефону, сильно тоскующую по матери и по солнечному свету. Но бог смерти отказался.
После беседы с Зевсом он накормил Персефону гранатами, тем самым лишив ее возможности вырваться из Царства теней.
Громовержец, пытаясь отыскать реальный выход из положения, обратился к Аиду и Деметре с предложением: две трети года Персефона будет проводить вместе с матерью, а одну треть года – в мире «нижнем». Поразмыслив, бог Царства мертвых согласился на такой компромисс.
С тех пор, когда Персефона возвращается к мужу, на земле наступают стужа и холода – это Деметра тоскует о своей любимой дочери.
Отношения с богами и героями
Далеко не всегда бог Плутон в греческой мифологии мирно выстраивал отношения с другими обитателями Эллады. Очень часто возникали трудности, о которых поэты сложили стихи и легенды. О самых интересных будет полезно вкратце рассказать.
Геракл
Конечно, самым известным героем древнегреческих мифов является Геракл. Полубог, бесстрашный сын Зевса просто не мог не встретиться во время своих странствий со своим дядей. Правда, обстоятельства, по которым ему встретился бог подземного царства мертвых Аид, весьма неоднозначны. Одни эксперты считают, что встреча произошла во время войны, когда Аид выступил на стороне Нелея, царя Пилоса, и сошелся в поединке с Гераклом. Другие же имеют основания полагать, что судьба свела Геракла и Гадеса, когда первый, идя на поводу желаний своего брата Еврисфея, спускался в подземное царство за Цербером.
Но результат встречи оказался неизменным — полубог вышел из схватки победителем, а Аид, бог мёртвых, получил рану в плечо. Ранение оказалось настолько опасным, что бог покинул временно свои владения и отправился на Олимп, где Пэон — врач олимпийцев — собственноручно исцелил его.
Асклепий
Невозможно найти в Элладе более талантливого врачевателя, чем Асклепий, сын Аполлона. В своем ремесле он достиг невиданных высот — мог не только исцелить самые страшные раны, но и воскресить мертвых! Но узнав про это, бог подземного мира Плутон пришел в ярость. Ещё бы, ведь Асклепий, благодаря своему мастерству, начал сокращать количество его подданных — люди, которые должны были прийти в мир мертвых, ещё надолго оставались среди живых.
Аид уговорил всемогущего Зевса покарать зазнавшегося целителя и поразить того молнией. Аполлон тяжело переживал смерть любимого сына и пролил немало горьких слёз — все они превратились в куски янтаря, который высоко ценился в Греции.
Орфей
Орфей были известен во всей Греции как лучший в мире игрок на лире и певец. Многие свои произведения он посвящал своей возлюбленной — несравненной лесной дриаде Эвридике (существует версия, что она была дочерью самого Аполлона).
Увы, долго пробыть вместе возлюбленным было не суждено. Однажды, когда Эвридика водила хоровод вместе с другими дриадами, её укусила ядовитая змея, отчего она вскоре умерла, а душа отправилась в царство Аида. Но горечь утраты была столь велика, что Орфей осмелился бросить вызов богам и отправился в подземные владения бога смерти. Несравненный талант помог ему получить право бесплатного перевоза через Стикс Хароном и даже пройти мимо Цербера — трехглавого пса, известного тем, что он с удовольствием пропускает всех во владения своего хозяина, но никого не выпускает. Также Орфей спел свои песни Аиду и Персефоне и те были настолько поражены талантом певца, что согласились нарушить давно существующие правила и отпустить Эвридику.
Однако тут Гадес поставил определенное условие — не смотреть на тень погибшей супруги до тех пор, пока они не выберутся на поверхность. Конечно, Орфей с радостью согласился на это условие, довольно простое, и отправился к выходу. Но чем дольше он шел, не слыша позади шагов супруги, тем больше переживал — не обманул ли его жестокий Аид. И в момент, когда оставалось сделать всего несколько шагов до выхода из пещеры, Орфей не выдержал и обернулся. Увы, этого хватило, чтобы нарушить договор с богом. Тень Эвридики, которая через несколько мгновений должна была вновь стать живой женщиной, улетела прочь, в царство мертвых, где ей пришлось дожидаться своего супруга, чтобы провести вечность вместе.
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
Синигами — японские духи смерти, подручные повелителя мира мёртвых. В мифологии их роль невелика, но это не помешало им добиться всемирной славы.
![]() |
Оригинальный «Пункт назначения» в 2000 году удостоился премии Saturn Award в номинации «Лучший фильм ужасов». |
![]() |
В мультсериале «Роковая музыка» Смерть озвучил Кристофер Ли. |
В аниме и манге «Тетрадь смерти» синигами — демоны из параллельной реальности, которые способны убивать людей для продления собственной жизни. Чтобы оборвать жизнь человека, достаточно записать его имя в тетради смерти. Синигами Рюук решил развлечься и подарил одну из тетрадей Лайту — юноше с обострённым чувством справедливости. Власть над жизнью и смертью оказалась слишком тяжёлой ношей для человека, зато Рюук повеселился на славу.
А вот в сериале Bleach синигами предстают героями, которые не только служат проводниками душ, но и защищают смертных от злых духов. Стражам загробного мира не чужды человеческие чувства и слабости: они дружат, любят, ненавидят и стремятся к власти. В их мире, Сообществе душ, существует Академия, в которой обучаются будущие синигами. Её выпускники вступают в специальное подразделение «Готэй 13».
Ещё дальше пошла писательница Хасэгава Кэйсукэ — она умудрилась сделать смерть кавайной! Главная героиня серии иллюстрированных романов «Баллада о синигами» и созданных по ней манги и аниме — синигами по имени Момо, которая выглядит и ведёт себя как маленькая девочка. Момо сочувствует умирающим, старается облегчить их страдания, а порой бескорыстно помогает людям.
***
Не так уж и страшна Смерть,да и не такой уж жуткой её в последнее время малюют. Психопомпы не убивают сами, они лишь проводники, помогающие душе на пути в мир иной. К тому же, если у Смерти есть облик, значит, есть и уязвимые места. Значит, её можно одолеть, хотя бы на время.
![]() |
В отличие от прочих психопомпов, Смерть DC Universe посещает людей не только во время смерти, но и в момент рождения. |
Что почитать? |
|
Плутон – самый “человечный” среди богов
Ещё один раз Плутону пришлось покинуть своё царство для того, чтобы залечить полученную рану. Когда в мир мёртвых спустился Геркулес, у героя произошло столкновение с тёмным правителем, что не хотел отпускать живого человека со своей территории. В итоге победу одержал Геркулес, а Плутону пришлось срочно подниматься на поверхность земли, где боги помогли вылечить раны.
Несмотря на мрачную репутацию, Плутон был одним из самых гуманных богов. Большую популярность в Греции и Риме приобрела легенда о певце Орфее и Эвридике. Потеряв возлюбленную, что погибла от укуса змеи, певец отправился в царство мёртвых. Там он чудом сумел дойти до обители Плутона и Прозерпины.
Маттиас Стом «Орфей перед Плутоном и Прозерпиной», 1615-1624 годыМестонахождение: Музей Ватикана, Ватикан, Италия
Орфей попросил правителей иного мира вернуть ему супругу, что погибла такой юной. Выслушав его историю, дополненную прекрасной мелодией, Плутон и Прозерпина согласились отпустить душу девушки на свободу, вернуть жизнь умершей. Увы, Орфей так и не смог вернуть возлюбленную, поскольку нарушил обговорённое условие, однако вины властителя подземного мира в этом не было.
Плутона нередко называют богом смерти, но это лишь поверхностное определение. На мой взгляд, его можно назвать тем, кто следил за порядком и вечной гармонией. Именно в его царстве неукоснительно исполнялись правила. Малейшее отхождение от нормы стало бы гибелью для человечества. Плутон не погубил ни одного человека, однако этот бог ясно давал понять, что раньше или позже все души придут к нему – чтобы на земле появилось место для новых людей.
КНИГА МЁРТВЫХ
Египетская мифология, в отличие от скандинавской и древнегреческой, включает в себя описание рая. Зато ада как такового в ней нет. Властвует над всем загробным миром Дуатом бог Осирис, который был подло убит братом Сетом, а затем воскрешён сыном Гором. Осирис не под стать остальным властителям загробных миров: он довольно добрый и мирный, и считается богом возрождения, а не смерти. Да и власть над Дуатом перешла к Осирису от Анубиса, то есть какая-никакая смена правительства имела место уже в те времена.
Осирис, властитель царства мёртвых, Дуата. Иногда изображался не с человеческой, а с бычьей головой.
Амат, пожиравший души грешных египтян, изображался как помесь гиппопотама, льва и крокодила.Египет в те далёкие времена был истинно правовым государством. Умерший первым делом попадал не в котлы ада и не в райские кущи, а на справедливый суд. Прежде чем добраться до суда, душа умершего должна была пройти целый ряд испытаний, избежать множества ловушек, ответить на различные вопросы стражам. Прошедший всё это представал перед сонмом египетских богов во главе с Осирисом. Далее на специальных весах сравнивался вес сердца покойного и Правды (в виде статуэтки богини Маат). Если человек прожил жизнь праведно, сердце и Правда весили одинаково, и умерший получал право отправиться в поля Иалу, то есть в рай. Грешник средней руки имел возможность оправдаться перед божественным судом, а вот серьёзный нарушитель высших законов в рай попасть не мог никак. Куда он попадал? Никуда. Его душу съедало чудовище Амат, лев с крокодильей головой, и наступала абсолютная пустота, которая казалась египтянам страшнее любого ада. К слову, Амат иногда появлялся и в тройном обличии — к крокодильей голове прибавлялась гиппопотамья.
Персефона (богиня плодородия)
Персефона, богиня плодородия, сражалась с Кратосом в God of War: Chains of Olympus в полном комплекте боевой брони. Дизайн героини с её крыльями и боевой экипировкой во многом напоминает Хелу, асгардскую богиню смерти, появлявшуюся в киновселенной Marvel. Сама же Персефона является королевой подземного царства и супругой Аида.
Сражение Кратоса и Персефоны в финале of God of War: Chains of Olympus впечатляет своим эпическим размахом. Пока антагонистка летает по всему полю боя, бросая в Кратоса тяжёлые валуны, ему приходится быстро менять свою стратегию. В итоге будущему богу войны удаётся испепелить Персефону с помощью Перчатки Зевса.
Тиллих, Альтизер и теологическое движение «Смерть Бога» в 1960-х годах
Хотя теологи, начиная с Ницше, иногда использовали фразу «Бог мертв», чтобы отразить растущее неверие в Бога , эта концепция приобрела известность в конце 1950-х и 1960-х годов, а в начале 1970-х годов исчезла. Например, на богослова немецкого происхождения Пауля Тиллиха оказали влияние труды Ницше, особенно его фраза «Бог мертв».
В выпуске журнала Time от 22 октября 1965 года в разделе «Религия» была статья под названием «Теология: движение« Бог мертв »», в которой говорилось о движении американских богословов, открыто придерживавшихся концепции смерти Бога. Тогда шесть месяцев спустя спорный Easter вопрос о время появился 8 апреля 1966 года, шокируя общественность с провокационным вопросом-в огромном красном типе на черный background- «есть Бог мертвые?» Основными сторонниками этого богословия в середине-конце 1960-х годов были христианские богословы Джон Робинсон , Томас Дж. Дж. Алтизер , Уильям Гамильтон , Габриэль Ваганян , Пол ван Бурен , а также еврейский богослов и раввин Ричард Л. Рубенштейн .
Уильям Гамильтон написал следующее о перераспределении взглядов Ницше американским радикальным теологом Томасом Дж. Дж. Альтизером:
Библиография
- Альфредо Баррера Васкес, El libro de los cantares de Dzitbalche . INAH, Мексика, 1965 год.
- Дидье Борманс, Contes et мифология индийских Лакандонов . L’Harmattan, Paris 1986. ( Cuentos y mitología de los lacandones. Tradición oral maya . Редакция: Academia de Geografia e Historia de Guatemala.)
- Майкл Д. Коу, «Смерть и древние майя», в EP Benson ed., « Смерть и загробная жизнь в доколумбовой Америке» . Думбартон-Окс, Вашингтон, 1975 год.
- Николай Грубе и Вернер Нахм, Перепись Шибальбы . Книга о вазах майя, том. 4, Нью-Йорк 1994: Джастин Керр.
- Николай Грубе, «Акан — бог питья, болезней и смерти», в Graña Behrens et al., Непрерывность и перемены: религиозные обычаи майя во временной перспективе (Acta Mesoamericana Vol. 14, 2004).
- Стоун, Андреа и Марк Зендер, « Чтение искусства майя: иероглифическое руководство по древней живописи и скульптуре майя» . Темза и Гудзон 2011.
- Карл Таубе, главные боги древнего Юкатана . Думбартон-Окс, Вашингтон, 1992.
- Тедлок, Деннис (перевод) (1996). Пополь Вух: окончательное издание Книги майя о заре жизни и славе богов и королей. Исправленное издание . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-45241-X.
- Дж. Эрик С. Томпсон, История и религия майя . Цивилизация серии американских индейцев, № 99. Норман: University of Oklahoma Press. ISBN 0-8061-0884-3 . OCLC 177832.1970
- Альфред М. Тоззер, Relacion de las cosas de Yucatán Ланды. Перевод . Музей Пибоди, Кембридж, Массачусетс, 1941.
Рельефы и статуи, посвященные богу мёртвых
Похищение Персефоны Гадесом (Рельеф в Мюнхене).
Гадес с Персефоной (фрагмент чаши 4 века до нашей эры, находится в Британском музее)
Гадес, Персефона и Сизиф (фрагмент амфоры 6 века до нашей эры, Государственное Античное собрание в Мюнхене)
Плутон и Прозерпина (мраморная скульптура, Джованни Бернини, 1621-1622 года, галерея Боргезе в Риме).
Гадес и Цербер, музей археологии, Крит.
Аид похищает Персефону, фонтан в Познани, Польша.
Аид и Персефона (терракота, 5 век до нашей эры, Эпизефирские Локри)
Похищение Персефоны, Аллори Алессандро 1570 (Музей Гетти, Лос Анджелес)
Аид и Персефона, Крис Ортега, 2013 год
Рассвет в кандалах
«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти…» (Мф. 27, 1). Осудив Спасителя на смерть, первосвященники, книжники и другие члены высшего суда Израиля – Синедриона, тем не менее, постарались снять с себя груз ответственности за откровенное убийство. Они отправили Его к представителю действовавшей тогда в Иудее римской власти прокуратору Понтию Пилату.
Не найдя вины в поступках Христа, римский ставленник направил Его к царю Ироду Антипе, номинально правившему тогда Галилеей.Ирод, прежде всего, жаждал от Спасителя чудес. Однако, ничего не дождавшись, и даже не услышав от Господа ни одного слова, Ирод вместе со своим двором надругался над Ним, насмеялся, обрядил в светлые одежды в знак невиновности и отправил назад. К тому времени, когда Спасителя вновь привели к римскому наместнику, рядом с его домом – преторией, собралось множество народа. Все ждали, каким же станет окончательный приговор. Пилат вышел к собравшимся и заявил, что не находит никакой вины за Христом, также как не нашел ее и царь Ирод. Пытаясь смягчить недовольство толпы, он даже предложил наказать Господа, но потом все-таки отпустить. Однако не этого ждала мятущаяся толпа, подстрекаемая старейшинами. Последнее, что мог предложить Понтий Пилат, это отпустить Христа в честь праздника Пасхи, так как такой обычай существовал у евреев. Однако и этого ему сделать не удалось, толпа потребовала отпустить другого – разбойника Варавву. Представив на последний народный суд обоих, Пилат еще пытался склонить чашу весов в пользу Христа, однако все это было напрасно. Подстрекаемый и ослепленный своими «учителями», народ Израиля вновь и вновь требовал распять именно Христа, дойдя в своем требовании до страшных слов: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Что оставалось делать Пилату? Умыть руки и отправить Христа на казнь, что он, собственно, и сделал.
Классический период: Бог А
В классический период его живот иногда заменяется струями крови или гниения. Его обычно сопровождают пауки, многоножки, скорпионы, стервятник, сова и летучая мышь. Его обычно изображают с украшениями на запястьях и лодыжках. На нижней конечности у него круглая табличка «моло», от которой гнилостный запах смерти. Над его головой парит объект в форме буквы «S», вероятно, насекомое с фонариком. На лбу, как и у других божеств подземного мира, он носит «акабал», также известный как эмблема «тьмы». Его голова в культуре майя использовалась для обозначения числа 10, нижняя челюсть означала цифру десять, которая была вписана во все другие варианты головы чисел с тринадцатого до девятнадцатого. Его часто изображали танцующим и держащим в руке курящую сигарету. На его шее — ошейник смерти, состоящий из воплощенных глаз, подвешенных на своих нервных связках. Черные пятна на его теле символизируют разложение плоти. Поскольку на некоторых изображениях он представляет собой гниющий труп, он показан с раздутым животом.
Кем же стал Гадес?
Изначально древнегреческий бог Аид имел лишь одну функцию — был покровителем царства, расположенного под землей, где проводили вечность души мёртвых. Конечно, его боялись, имя старались лишний раз не произносить, нередко используя иносказательные названия.
В то же время все философы и богословы признавали Аида, подземного бога, очень гостеприимным и щедрым — всё-таки, никому из живых не суждено избежать визита к нему. Но лишь очень немногим под силу покинуть владения Плутона.
Однако со временем представление о нем изменилось. По каким-то древнегреческая мифология бога Плутона (Аида) соединила с Плутосом, который до этого был совершенно отдельным божеством — покровителем плодородия. В целом это объясняет откуда взялся греческий или олимпийский бог Плутон (простое искажение имени). К тому же, по своему это логично. Ведь именно из земли растут деревья и травы, уходя корнями к подземному царству смерти. Дополнительно в пользу этой точки зрения сыграла и простая аналогия. Каждую весну пахари засевают землю зерном — будто бы хоронят её. А уже через несколько недель зерна прорастают и набирают силу, чтобы осенью принести богатый урожай.
Конечно, добавление такой важной функции не могло не отразиться на отношении к Гадесу простых смертных. Теперь его боялись уже куда меньше, а Гомер даже называл Аида Подземным Зевсом
Так что, ответ на вопрос, чем управляет бог Аид, довольно неоднозначен. Хотя его основная функция — контроль за царством мертвых, он также отвечает за плодородие земель.
Плутон
Плутон — главный бог смерти у римлян. Он стал своеобразным вариантом греческого Аида. По легендам, Плутон был братом таких богов, как Нептун и Юпитер. Он царствовал в подземном мире, а на землю выезжал только за душами людскими. Поэтому его очень боялись. Между прочим, Плутон считался гостеприимным богом: он впускал в свой подземный мир всех, кто пожелает. Но вернуться обратно уже было невозможно.
По легендам, Плутон путешествовал в колеснице, запряженной четырьмя черными, как смоль, жеребцами. Во время своих поездок на землю бог смерти искал не только души, но и трещины в земной коре, чтобы солнечные лучи никогда не проникали в его подземный мир. Однажды, путешествуя по земле, Плутон встретил богиню растений Прозерпину. Он насильно сделал ее своей супругой и посадил на трон в Гадисе. И теперь они вместе правят подземным царством мертвых.
Римляне изображали Плутона грозным, бородатым мужчиной со сжатыми крепко губами и золотой короной на голове. В одной руке бог держал трезубец, а в другой — огромный ключ. Этот ключ был символом того, что выбраться из царства мертвых никому не удастся.
В честь Плутона древние римляне храмов не строили. Однако всегда совершали жертвоприношения, чтобы задобрить бога. Раз в сто лет проводились Столетние игры. И в этот день разрешалось приносить в жертву Плутону только черных животных.
Кратко о Хель
- Хель — богиня смерти в скандинавской мифологии. Царица Хельхейма — мира мёртвых. В её царство, попадают люди умершие бесславно. Например, от голода, старости или болезней. Те, кто не отличился ратными подвигами и не пополнил войско Одина в Вальхалле.
- Вместе с волком Фенриром и змеем Ёрмунгандом, Хель относится к трём главным чудовищам скандинавской мифологии. Вся троица — дети бога огня и коварства Локи и великанши Ангрбоды.
- Во время большого суда над детьми Локи, Один сам отвел Хель в мир мёртвых и сделал её здешней царицей.
- Хель имеет исполинский рост. Одна половина её тела живая, а другая половина мёртвая. Богиня смерти постоянно сутулится и выглядит очень сурово.
- Когда наступит Рагнарёк — конец света. Хель поведёт всю свою огромную армию мертвецов на Асгард.
Здоровья тебе, дорогой друг. Рад видеть тебя здесь. И это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень нравится когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой северный дневник Freinheim. Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии. Наполняю свой дневник записями на интересные мне темы.
Мой раздел северная мифология славится интересными историями, поэтому устраивайся поудобнее.
Сейчас я расскажу тебе про необычную девочку, которая сыграет важную роль в скандинавской мифологии. А начну я с событий происходящих незадолго до её рождения. И да простят меня дети Локи за одинаковое вступление к их историям.
Танатос и Сизиф
Совсем иной стала встреча Танатоса с Сизифом. Хитрый царь сумел заковать бога смерти в цепи, а потом оставил его в заточении на несколько лет. Освободителем Танатоса стал Аид, который заметил, что новые души не появляются в царстве мёртвых, ведь люди перестали умирать. Даже обезглавленные и смертельно раненые воины продолжали жить, что нарушило основные принципы жизни и смерти.
Освобождённый Танатос сразу же набросился на Сизифа, душу которого унёс в царство мёртвых. Правда, позднее хитроумный царь снова сумел обвести вокруг пальца Аида. Он заранее приказал жене не приносить дары богам подземного мира, после чего попросил отпустить его на поверхность, чтобы “образумить” женщину и вернуться назад.
Конечно, получив желаемое, Сизиф и не подумал идти обратно, после чего за ним снова пришёл Танатос. На этот раз бог смерти был начеку и потому сразу отправил царя-ловкача в Тартар.
Танатос уносил души умерших в иной мир
Танатос – не просто покровитель смерти, он воплощает неизбежность и неумолимость судьбы. Не знаю, стоит ли называть его тёмным богом, ведь Танатос лишь поддерживает вечную гармонию мира, поддерживая хрупкий баланс между жизнью и смертью. Бог, равнодушный к любым дарам, является сущностью самой жизни, ведь независимо от достижений и богатств человека, он должен помнить, что его век не бесконечен.
Боги смерти в культуре разных народов
Античность характеризуется большим количеством богов и богинь. Древние греки и римляне верили в то, что все явления природы и сферы деятельности человека контролируются высшими силами. Царством мертвых в античной культуре правил бог смерти Аид и его супруга Персефона (Прозерпина) – повелительница темных созданий и душ умерших людей. Славяне в древности называли свою богиню смерти и темных сил Мара, или Морана. В Древнем Египте царством мертвых управляли сразу Анубис, Меритсекерт, Селкет и некоторые другие божества. Своя богиня смерти имеется и в индуизме. Ее имя Кали, она считается одной из ипостасей Великой богини матери-Деви.