Contents
Большой прорыв
The Wailers получили свой большой прорыв в 1972 году, когда они заключили контракт с Island Records, основанной Крисом Блэкуэллом. Впервые группа отправилась в студию, чтобы записать полноценный альбом. Результатом стал получивший признание критиков «Catch a Fire». Чтобы поддержать запись, the Wailers гастролировали по Великобритании и Соединенным Штатам в 1973 году, выступая в качестве вступительного акта как для Брюса Спрингстина, так и для Sly & the Family Stone. В том же году группа выпустила свой второй полноценный альбом «Burnin» с хитом «I Shot the Sheriff». Легенда рока Эрик Клэптон выпустил кавер-версию этой песни в 1974 году, и она стала хитом № 1 в Соединенных Штатах.
Перед выпуском своего следующего альбома, «Natty Dread» 1975 года, двое из трех оригинальных Wailers покинули группу; Макинтош и Банни решили продолжить сольную карьеру как Питер Тош и Банни Уэйлер соответственно. «Natty Dread» отразил некоторые политические трения на Ямайке между Народной национальной партией и Ямайской лейбористской партией. Из-за этих конфликтов иногда вспыхивало насилие. «Rebel Music (3 O’clock Road Block)» была вдохновлена собственным опытом Марли, когда его остановили армейцы поздно вечером перед национальными выборами 1972 года, а «Revolution» была истолкована многими как одобрение Марли ПНП.
В своем следующем туре the Wailers выступали с I-Threes, женской группой, в которую входили Марсия Гриффитс, Джуди Моуэтт и жена Марли, Рита. Теперь группа под названием Bob Marley & The Wailers активно гастролировала и способствовала росту популярности регги за рубежом. В Великобритании в 1975 году они набрали свой первый Топ-40 хитов с песней «No Woman, No Cry.»
Уже будучи звездой, которой восхищались на его родной Ямайке, Марли был на пути к тому, чтобы стать международной музыкальной иконой. В 1976 году он попал в американские музыкальные чарты с альбомом «Rastaman Vibration». Один трек выделяется как выражение его преданности своей вере и его интереса к политическим переменам: «War». Текст песни был взят из речи Хайле Селассие, эфиопского императора 20-го века, который рассматривается как тип духовного лидера растафарианского движения. Боевой клич за свободу от угнетения, песня обсуждает новую Африку, без расовой иерархии, навязанной колониальным правлением.
Наследие
Существует ряд конкретных сфер жизни и общих образов, которые навсегда будут ассоциироваться исключительно с Бобом Марли. Например, именно его именем миллионы подростков и студентов оправдывают свое желание покурить легкие наркотические травы. Ведь сам Марли откровенно признавал, что он это делает регулярно. Он мог позволить себе даже выйти на сцену, держа в губах «косяк».
Боб Марли
Неоценима роль, которую сыграл Марли в распространении растафарианства. Его песни последователи этой веры расхватали на цитаты, а самого певца считали посланником их истинной веры. Огромно влияние Марли на развитие философии панафриканизма среди определенной категории людей. Его вклад невероятен, он стал послом этой идеи и своими действиями и творчеством действительно изменил ход истории. За это он был награжден несколькими премиями и наградами.
Боб Марли в последние годы
Несмотря на то, что умер Марли в прошлом веке, его творчество и жизненная философия обретают все новых и новых поклонников до сих пор. Его фото печатаются на вещах масс-маркета и на вещах, входящих в коллекции первых линий мировых модных брендов. Влюбленных в песни Марли много и в современном Голливуде – певицы Рианна и Бейонсе, актриса Элиза Тейлор и многие другие. Высказывания Боба Марли стали крылатыми фразами и выражениями, а его последние слова – о том, что невозможно купить жизнь за монету – стали афоризмом.
[править] Начало творческой деятельности
В 1962 году Боб Марли записал первый сингл «Judge Not», но, не сумев поделить гонорар с продюсером Лесли Конгом (Leslie Kong), порвал с ним отношения. В 1963 году Марли собрал свою первую группу, которую назвал Teenagers. Участниками группы были Питер Тош (Peter Tosh), Банни Ливингстон, Джуниор Брейсвейт (Junior Braithwaite), Бенерли Келсо (Benerly Kelso) и Черри Смит (Cherry Smith). Группа не раз меняла название, называясь Wailing Rudeboys, пока наконец не превратилась в The Wailers. Вскоре в легендарной Studio One команда уже записывала свою первую серьезную работу — сингл «I’m Still Waiting» с продюсером Коксоном Доддом (Coxsone Dodd).
В начале 1966 года, несмотря на первоначальный успех и около 70 уже готовых песен, участники Wailers разбежались кто куда. В феврале Боб Марли женился на Рите Андерсон (Rita Anderson), вокалистке группы Soulettes, и перебрался с ней в Соединенные Штаты, где жила его мать. Молодое семейство поселилось в Нью-Йорке, и Боб нашел работу на фабрике. Его энтузиазма едва хватило на полгода. Вернувшись в октябре 1966 года на Ямайку, он реанимировал Wailers при участии Ливингстона и Тоша. Все трое музыкантов к тому времени примкнули к растафарианам, адептам доминирующей на Ямайке веры Rastafari, значительно повлиявшей на мировоззрение Боба Марли и все его музыкальное творчество.
В 1968 году Wailers наладили отношения с продюсером Дэнни Симсом (Danny Sims) и записали с ним массу нового материала, хотя их сотрудничество продлилось всего год. Его заменил Ли «Скретч» Перри (Lee «Scratch» Perry), под руководством которого музыканты сделали новые версии самых известных своих песен: «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty», «Small Ахе» и других. С помощью бэк-группы Upsetters в этот период Wailers добавили звучанию регги те характерные черты, которые позволили ему уверенно выйти на мировой музыкальный рынок: оригинальные ритмы, мощный вокал и изобретательное продюсирование.
Музыканты Upsetters, басист Эстон Барретт (Aston «Family Man» Barrett) и его брат, барабанщик Карлтон Барретт (Carlton Barrett) в 1970 году влились в ряды Wailers. Через год команда основала собственный независимый лейбл Tuff Gong и успела выпустить несколько синглов, прежде чем отправиться в Лондон, где были узаконены их взаимоотношения с компанией звукозаписи Island Records, которая взяла под свою опеку новый лейбл.
Путь в музыке
Музыкальный дебют Боба Марли состоялся в возрасте 18 лет. Его первая песня “Judge Not” была написана совместно с Джо Хиггсом.
В 1962 году молодой музыкант вместе с компанией друзей (Банни Лингвистон и Питер Тош) попал на прослушивание к Лесли Лонг, после чего было записано несколько совместных студийных треков.
Уже через год Марли организовывает группу из шести человек (самого Боба, Питера Тоша, Банни Ливингстона, Джуниора Брейтуэйта, Черри Грина и Беверли Келсо) “The Teenagers”. Позже группа не раз меняла свое название, пока не остановились на “The Wailers”, что буквально переводится как “Плакальщики”.
Первая же композиция коллектива “Simmer Down”, записанная в 1964 году, мгновенно обрела популярность и возглавила ямайские хит-парады. Несмотря на успех, в 1966 году группа все-таки распалась.
Некоторое время Боб вместе с матерью прожил в США, подрабатывая на автомобильном заводе, но вскоре вернулся на родной остров и воссоздал распавшуюся группу. Музыканты работали в нескольких жанрах одновременно, но выйти на “международный уровень” никак не удавалось.
Все изменилось в конце 1971 года, когда Марли подписал контракт с Джонни Нэшем и написал для него пару песен, а через год “Плакальщики” начали сотрудничество с “Island Records”, записав альбом “Catch a Fire”, ставший первым, который увидела публика за пределами Ямайки. Еще через год – первые американские гастроли.
Боб Марли стал влиятельной и знаковой персоной в жизни родной Ямайки и был не раз втянут в политическую борьбу. Однажды, даже пережив покушение и будучи раненым, давал концерты в поддержку мирного разрешения назревающих конфликтов.
Личная жизнь
Религия
Боб Марли в течение нескольких лет был членом движения Растафари , культура которого была ключевым элементом в развитии регги. Он стал ярым сторонником Растафари, выводя его музыку из социально неблагополучных районов Ямайки на международную музыкальную сцену. Однажды он дал следующий типичный ответ на вопрос, заданный ему во время записанного интервью:
Архиепископ Абуна Йешак крестил Марли в эфиопской православной церкви , дав ему имя Берхане Селассие, 4 ноября 1980 года, незадолго до своей смерти.
Семья
На официальном сайте перечислены:
- Шэрон , родившаяся 23 ноября 1964 года, дочь Риты от предыдущих отношений, но затем удочерила Марли после его брака с Ритой.
- Седелла родилась 23 августа 1967 года в семье Риты.
- Дэвид «Зигги» , родился 17 октября 1968 года в семье Риты.
- Стивен , родился 20 апреля 1972 года в семье Риты.
- Роберт «Робби», родился 16 мая 1972 года в семье Пэта Уильямса.
- Рохан родился 19 мая 1972 года в семье Джанет Хант.
- Карен родилась в 1973 году в семье Джанет Боуэн
- Стефани, родилась 17 августа 1974 г .; по словам Седеллы Букер, она была дочерью Риты и человека по имени Итал, с которым у Риты был роман; тем не менее, она была признана дочерью Боба
- Джулиан родился 4 июня 1975 года в семье Люси Паундер.
- Ки-Мани родился 26 февраля 1976 года в семье Аниты Белнавис.
- Дамиан родился 21 июля 1978 года в семье Синди Брейкспир.
Другие сайты отметили дополнительных лиц, которые утверждают, что являются членами семьи, как указано ниже:
- Македа родилась 30 мая 1981 года в семье Иветт Крайтон после смерти Марли. В книге Мередит Диксон она указана как ребенок Марли, но на официальном сайте Боба Марли она не указана как таковая.
- Например, на различных веб-сайтах есть список Имани Кэрол, родившейся 22 мая 1963 года в семье Шерил Мюррей; но она не появляется на официальном сайте Боба Марли.
У Марли также есть трое известных внуков, музыкант Скип Марли , игрок в американский футбол Нико Марли и модель Села Марли .
Ассоциация футбола
Помимо музыки, футбольный клуб играл важную роль на протяжении всей его жизни. Как играть в игру, на парковках, поля, и даже в студиях звукозаписи, растет он последовал за бразильский клуб Сантос и его звездный игрок Пеле , а также был сторонником английского футбольного клуба Тоттенхэм и аргентинский полузащитник Осси Ardiles , который десять лет играл за клуб с 1978 года. Марли окружил себя людьми из спорта, а в 1970-х годах сделал ямайского международного футболиста Аллана «Скилла» Коула своим тур-менеджером. Он сказал журналисту: «Если вы хотите узнать меня поближе, вам придется сыграть в футбол против меня и Wailers».
Панафриканизм
Марли был панафриканистом и верил в единство африканского народа во всем мире. Его убеждения уходят корнями в его религиозные взгляды растафари. Он был в значительной степени вдохновлен Маркусом Гарви и имел антиимпериалистические и панафриканистские темы во многих своих песнях, таких как « Зимбабве », «Исход», «Выживание», «Искупление Блэкмана» и « Песня искупления ». «Песня искупления» основана на речи Маркуса Гарви в Новой Шотландии в 1937 году. Марли считал, что независимость африканских стран от европейского господства была победой для всех представителей африканской диаспоры. В песне «Africa Unite» он поет о желании всех народов африканской диаспоры объединиться и бороться против «Вавилона»; Точно так же в песне «Зимбабве» он отмечает освобождение всего африканского континента и призывает к единству между всеми африканцами, как внутри, так и за пределами Африки.
Каннабис
Марли считал каннабис лечебной травой, «таинством» и «помощником в медитации»; он поддержал легализацию наркотика. Он считал, что употребление марихуаны широко распространено в Библии, читая такие отрывки, как Псалом 104: 14, как свидетельство одобрения ее использования. Марли начал употреблять каннабис, когда он перешел в растафари из католицизма в 1966 году. Он был арестован в 1968 году после того, как его поймали с каннабисом, но продолжал употреблять марихуану в соответствии со своими религиозными убеждениями. О том, как он употребляет марихуану, он сказал: «Когда вы курите траву, она открывает вам себя. Все злодеяния, которые вы делаете, трава открываются вам, вашей совести, проявляйте себя чистым, потому что трава заставляет вас медитировать. Это только естественный t’ing, и он растет как дерево «. Марли рассматривал употребление марихуаны как жизненно важный фактор в религиозном росте и связи с Джа, а также как способ философствовать и стать мудрее.
[править] Дискография
Год | Название | Примечания |
---|---|---|
Soul Rebels | Студийный альбом | |
Catch A Fire | Студийный альбом | |
1973 | Burnin’ | Студийный альбом |
Rasta Revolution | Студийный альбом | |
1974 | Natty Dread | Студийный альбом |
Live! | Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон, июль | |
Rastaman Vibration | Студийный альбом | |
Exodus | Студийный альбом | |
Kaya | Студийный альбом | |
1978 | Babylon by Bus | Записи с концертов в Европе |
Survival | Студийный альбом | |
Uprising | Студийный альбом | |
Legend | Сборник; благодаря его популярности, неоднократно позже выходил в различных дополненных версиях | |
Talkin’ Blues | Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско, | |
Live At The Roxy | Запись концерта в «Roxy», Голливуд, май |
Дополнительно
Альбом | Год | Лейбл |
The Wailing Wailers | 1966 | Studio One |
The Best of the Wailers | 1970 | Beverley’s |
Soul Rebels | 1970 | Upsetter/Trojan |
Soul Revolution | 1971 | Upsetter/Trojan |
Soul Revolution Part II | 1971 | Upsetter/Trojan |
African Herbsman | 1973 | Upsetter/Trojan |
Rasta Revolution | 1974 | Upsetter/Trojan |
Catch a Fire | 1973 | Island/Tuff Gong |
Burnin’ | 1973 | Island/Tuff Gong |
Natty Dread | 1974 | Island/Tuff Gong |
Rastaman Vibration | 1976 | Island/Tuff Gong |
Exodus | 1977 | Island/Tuff Gong |
Kaya | 1978 | Island/Tuff Gong |
Survival | 1979 | Island/Tuff Gong |
Uprising | 1980 | Island/Tuff Gong |
Confrontation (posthumous) | 1983 | Island/Tuff Gong |
Концертные альбомы | ||
Live! | 1975 | Island/Tuff Gong |
Babylon by Bus | 1978 | Island/Tuff Gong |
Talkin’ Blues (записан в 1973) | 1991 | Island/Tuff Gong |
Live at the Roxy (записан в 1976) | 2003 | Island/Tuff Gong |
Компиляции | ||
Legend | 1984 | Island/Tuff Gong |
Reggae Greats | 1984 | Island/Tuff Gong |
Rebel Music | 1986 | Island/Tuff Gong |
Songs of Freedom | 1992 | Island/Tuff Gong |
Natural Mystic: The Legend Lives On | 1995 | Island/Tuff Gong |
Bob Marley: Reggae Legend | 1999 | St. Clair |
One Love: The Very Best of Bob Marley & The Wailers | 2001 | Island/Tuff Gong |
Bob Marley and The Wailers: Trenchtown Rock (Anthology ’69 — ’78) | 2002 | Trojan Records |
Gold | 2005 | Island/Tuff Gong |
Africa Unite: The Singles Collection | 2005 | Island/Tuff Gong |
Компиляция записей песен в Studio One 1963-1966 | ||
One Love at Studio One (double CD) | 1991 | Heartbeat Records |
Simmer Down at Studio One | 1994 | Heartbeat Records |
Wailing Wailers at Studio One | 1994 | Heartbeat Records |
The Toughest — collection of Peter Tosh’s Studio One recordings | 1996 | Heartbeat Records |
Destiny: Rare Ska Sides from Studio One | 1999 | Heartbeat Records |
Wailers and Friends | 1999 | Heartbeat Records |
Climb the Ladder | 2000 | Heartbeat Records |
Greatest Hits at Studio One | 2003 | Heartbeat Records |
Компиляция записей песен 1966—1971 | ||
Feel Alright | 2004 | JAD Records/Universal Records |
Best of the Wailers | 2004 | JAD/Universal |
Soul Rebels | 2004 | JAD/Universal |
Soul Revolution Part II | 2004 | JAD/Universal |
Soul Revolution Part II(Upsetter Revolution Rhythm) | 2004 | JAD/Universal |
Universal Masters Collection | 2004 | JAD/Universal |
Original Cuts | 2004 | JAD/Universal |
127 King Street | 2004 | JAD/Universal |
Ammunition Dub Collection | 2004 | JAD/Universal |
Wail’N Soul’M Singles Selecta | 2005 | JAD/Universal |
Grooving Kingston 12 (3-CD boxset) | 2004 | JAD/Universal |
Fy-Ah, Fy-Ah (3-CD boxset) | 2004 | JAD/Universal |
Официально изданные ремиксы | ||
Chances Are | 1981 | WEA |
Soul Almighty: The Formative Years Vol.1 | 1996 | JAD |
Black Progress: The Formative Years Vol.2 | 1997 | JAD |
Dreams Of Freedom: Ambient Translations in Dub | 1997 | Island |
Chant Down Babylon | 1999 | Island |
Shakedown: Marley Remix | 2001 | JAD |
Разветвление
Мэтлин снялась в телевизионной драме «Разумные сомнения» с Марком Хармоном, которая дебютировал в 1991 году и длился два сезона. В 1993 году она продемонстрировала свои комедийные способности в качестве приглашенного гостя в роли романтического интереса Джерри Сейнфелда к популярному комедийному сериалу «Сейнфельд». В том же году Мэтлин получила повторяющуюся юмористическую роль в причудливой драме «Город за забором». «Эта роль позволила мне выделить забавную сторону меня. В ней нет ничего о глухоте. Просто случается, что я глухая; мне пора исследовать что-то другое», — сказала она журналу People. Она получила номинации на премию Эмми в 1994 году за ее работу над обоими сериалами.
В том же году Мэтлин изобразила умственно отсталую женщину, изо всех сил пытающуюся удержать своего ребенка в телевизионном фильме «Против ее воли: история Кэрри Бак». Она также продолжала появляться на телевидении в таких шоу, как Spin City и ER. В 1996 году Мэтлин сыграла второстепенную роль в независимой драме «Моя партия».
Вскоре Мэтлин получила еще одну номинацию на премию Эмми за участие в юридической драме «Практика» в 2000 году. Мэтлин встретилась с Аароном Соркиным, создателем политической драмы «Западное крыло», и убедила его дать ей роль. Она сыграла Джоуи Лукаса, директора опроса, в шоу. Она также нашла время выступить в качестве гостя в криминальной драме «Закон и порядок: специальное подразделение для жертв» в 2004 году, что принесло ей еще одну номинацию на премию «Эмми».
Примерно в это же время Мэтлин развернулась в новом направлении, исполнить давнюю мечту. «Когда мне было 11 лет, я знала, что хочу написать детскую книгу и рассказать миру, каково это — быть глухим» — объяснила она журналу «Исключительные родители». В 2002 году была опубликована первая книга Мэтлин для взрослых, «Пересечение глухих детей». Затем она объединилась с Дагом Куни в «Никто не совершенен» (2006) и «Ведущие леди» (2007).
Миротворческая деятельность
Боб став растаманом всегда старался поддерживать мир насколько это было в его силах. Он очень часто проводил политические концерты, на которых он призывал людей к миру. На одном из таких выступлений он пригласил двух деятелей противостоящих групп и предложил им пожать руки ради примирения. Однако не всегда все проходило гладко и один из миротворческих концертов был под угрозой срыва, а жизнь певца и его семьи на волосок от смерти. В рамках поддержки Майкла Мэнли который был представителем власти на Ямайке певец собирался дать выступление «Smile Jamaica» который призывал людей прекратить назревающую гражданскую войну. Но за сутки до проведения мероприятия дом певца, в котором находились его родные и он сам, был обстрелян из винтовок неизвестными.
Получив множественные ранения, певец отказался от перенесения концерта. Он провел концерт длинною в полтора часа призывая людей к миру. В конечном итоге певец если и не смог абсолютно ликвидировать вражду, то задержал ее на такой срок, который уготовила ему жизнь. В 1977 году у Марли обнаружили меланому на ноге, и для прекращения ее злокачественного влияния на организм требовалась ампутация. Вера певца не принимала никаких «лишений» неся мысль о том, что тело человека должно быть «целостным». Плюс ко всему этому Боб очень любил играть в футбол, а ампутация отобрала бы у него то что он так любит. В 1980 году певец выступает в Зимбабве, которая стала независимой от Великобритании. Боб Марли с его свободолюбивыми взглядами и вдохновляющими песнями стал символом местных жителей, которые были или находились в зависимости от других стран. После нескольких концертов в Африке певец отправился в Германию и провел там ряд удачных выступлений.
Успех
Приняв решение восстановить группу, он приглашает к сотрудничеству Банни и Тоша. И музыканты начали заново уже в трио как когда-то в молодости. Что бы увеличить свою популярность группа выпускала песни в стилях ска, кайсо и фьюжн. Так же к составу группы присоединился бек вокал I Threes. Именно в это время Марли встречает свою первую и единственную любовь в будущем жену Риту. Музыкант сразу же влюбился в очаровательную веселую девушку с пронзительно сильным голосом. Популярность на Ямайке возросла с новой силой, но за границы родных краев не выходила. Даже после создания частной компании «Tuff Gong» ситуация не сильно изменилась. Но ситуация прояснилась после сотрудничества Боба с исполнителем Джонни Нэшем для которого он написал несколько песен.
Популярность композиций была ошеломляющей и через год Боб и и его коллектив согласились на сотрудничество с Island Records. Первым продуктом совместной работы стал сборник «Catch a Fire» интерес к этому продукту разросся за границы Ямайки. Большим толчком в увеличении известности стал кавер британского рок-музыканта Эрика Клэптона на одну из композиций сборника «Catch a Fire». В 1973 году коллектив дал несколько концертов по США, после которых группа распалась. Но певец не оставил своей музыкальной деятельности и начал работать самостоятельно. Его новые песни занимали верхние строчки хит-парадов поп музыки и соула. Такое положение дел подтолкнуло певца к мировому турне, и он вместе со своими друзьями отправился с концертами в Африку, Европу и Америку.
Зрелое творчество
В жизни Боба Марли наступил определяющий период. К этому времени на Ямайке очень сильно распространилось движение растаманов, Марли тоже постепенно втягивался в это, и его музыка стала полным отображением новой веры и идей. Песни всё больше затрагивали проблемы духовного и социального плана.
Воссозданный коллектив пел песни разного жанра, но за пределами Ямайки популярность пока не приходила.
В 1971 году Боб с друзьями открыл фирму записи грампластинок, но ничего хорошего из этого не получилось. Однако в конце года Марли повезло, он заключил контракт с певцом из Америки Джонни Нэшем и сочинил ему две композиции, которые стали хитами. Джонни пригласил Боба сопроводить его в поездке по Швеции, Марли не отказался и уехал. Наконец, в Европе он заключил контракт с компанией CBS, и группа Боба Марли выпустила сборник песен «Catch a Fire», сделавший их знаменитыми за пределами родного острова.
Популярность коллектива «The Wailers» росла, в 1973 году у них был гастрольный тур по Великобритании и Соединённым Штатам Америки.
Весь 1974 год в жизни Боба был насыщен работой над новым альбомом, он очень много времени проводил на студиях.
Но в скорости Питер Тош и Банни Ливингстон приняли решение о начале сольных выступлений и ушли из коллектива. Их место заняло трио темнокожих женщин, а группу назвали «Bob Marley & The Wailers». Одна из вокалисток, Рита, супруга Боба.
Обновлённый женский коллектив отправился в большой тур по Северной и Южной Америке, Европе и Африке.
Середина 70-х годов ознаменовалась тем, что Марли со своей группой был признан мировым лидером в музыкальном стиле регги, их альбомы занимали высокие позиции в хит-парадах, а песни, которые одновременно выражали «бунт, любовь и веру», были очень популярными среди интеллектуалов.
Когда группа возвращалась после гастрольных туров домой, их встречали как самых величайших звёзд Ямайки. Вместе с музыкальной мировой известностью Боба Марли рос его политический авторитет в стране.
В течение почти всего 1977 года Боб жил и работал в Лондоне, он трудился над новым альбомом «Exodus». Три композиции с этой пластинки впоследствии стали бестселлерами.
В 1978 году Марли был приглашён в Нью-Йорк, где ему вручили Медаль Мира. В этом же году он впервые побывал в Эфиопии и Кении. В 1979 году увидел свет новый альбом Боба «Survival».
Он был посвящён солидарности стран Африки в их борьбе за независимость.
В 1980 году группу Боба Марли пригласили в Зимбабве на празднование независимости. Вышел следующий альбом «Uprising», который моментально стал хитом. Группа отправилась в большое турне по Европе, которым побила все имеющиеся пики популярности на континенте. Самый большой в истории существования группы концерт они дали в этом году в Милане, присутствовало 100 000 зрителей.
Надежды и планы были грандиозными, но болезнь Боба не позволила им осуществиться.
От девочки из Тренчтауна до «мисс мира»
Он был женат только на одной женщине – Рите Марли, которую встретил в юности в Тренчтауне, бедных кварталах ямайской столицы. Рита жила с тетушкой и на момент знакомства только-только родила ребенка, отец которого вскоре исчез. Мечтавшая о лучшей жизни для Риты тетушка была очень рассержена, хоть и души не чаяла в малышке. Отныне девушке разрешалось общаться с молодыми людьми через забор, гулять не позднее чем до восьми вечера. И никаких свиданий! Тут появился Марли, музыкант и, что еще хуже, растаман…
Раста были против того, чтобы черные люди меняли свою внешность, «черное – это красиво», говорили они. Женщины не выпрямляли волосы, не пользовались декоративной косметикой и не носили брюк, юбка – ниже колен. Боб казался серьезным молодым человеком, он сумел наладить отношения с тетушкой, заботился о Рите и ее дочке Шэрон. Влюбленные занимались музыкой, пели в разных группах и записывались на студии, их пластинки имели спрос на Ямайке, но особого дохода не приносили. Это не помешало им вскоре пожениться, и Рита начала рожать детей одного за другим, ведь растафариане не пользовались контрацептивами и не признавали абортов. Пока Рита, как могла, справлялась с нищенским бытом – таскала ведра с водой, готовила на костре, каждую ночь стирала единственную пару белья мужа, подрабатывала – Боб посвящал все время музыке. Периодически он находил подработки, например, работал сварщиком и чистильщиком ковров в отеле, но такая работа угнетала его.
Марли сложно назвать красавцем, но, как говорят, он был невероятно обаятельным и в то же время застенчивым, поэтому женщины вешались ему на шею. Через месяц после того, как Рита родила своего четвертого ребенка, сына Зигги, две женщины на Ямайке тоже родили от Боба сыновей. Всего известно об 11 детях музыканта от семи женщин. Одной из его любовниц была «мисс мира» 1976 года Синди Брейкспир, мать музыканта Дэмиана Марли.
Жена считала, что слава и деньги, свалившиеся на музыканта, сыграли с ним злую шутку. Он забыл о своих жестких принципах, сошел с праведного пути растафарианства. Женщины сменяли одна другую, однако Рита всегда оставалась неподалеку, как ангел-хранитель, она прошла с ним весь путь и была рядом в день его смерти, 11 мая 1981 года.
Фото: TASS/FA Bobo/PIXSELL/PA Images/PA
Его прозвище “Тафф-гонг”
Марли было тяжело расти из-за его бирасового происхождения, особенно после того, как он и его мать переехали из своей деревни в Кингстон. Ямайка все еще находилась под колониальным владычеством, и среди чернокожего сообщества и белыми существовало глубокое чувство недоверия. Над Бобом издевались, пренебрежительно называя его “белым мальчиком”.
На улицах Тренчтауна, бедного района, где он жил, Марли вскоре стал известен как “Тафф-гонг”, благодаря своей стойкости, храбрости и мастерству уличного бойца. Имя, которое Марли позже дал многочисленным компаниям, включая его лейбл звукозаписи, было знаком уважения основателю движения Растафари – Леонарду “гонгу” Хоэллу.