Contents
Выученная беспомощность. Что это?
Выученная беспомощность — одно из распространенных эмоциональных расстройств. Его суть в том, что вы избегаете «трудных» решений. Вы часто говорите себе « я не могу это сделать», оправдываясь несуществующими проблемами. Кажется, что последствия этого решения обязательно будут негативными, что выхода из ситуации нет, что от вас ничего не зависит, что ваш удел — терпеть.
Так отказываются от перспективной должности, оправдывая это тем, что начальник обязательно станет домогаться, и ему не смогут отказать. Так не едут к родне, сетуя на неудобное расписание электричек, на недостаточно заполненный бензобак, на неудобный день. Так замалчиваются проблемы, насилие в браке под лозунгом «а что я могу сделать?».
выученная беспомощность — то, что парализует волю, сковывает и не дает развиваться, радоваться, двигаться дальше
Вы избегаете обстоятельств, которые неприятны для вас или сопряжены с малейшим риском.
Не хотите менять место работы только потому, что боитесь нового коллектива, где придется пройти период притирки. Вы не едете к близким, боясь осуждения, порицания с их стороны за какие-то свои поступки. Даже если ваше положение отчаянное, вы не хотите попытаться что-то изменить, повторяя про себя «я ничего не решаю, от меня ничего не зависит, у меня не получится».
Выученная беспомощность — это попытка спрятаться, укрыться от выбора, от конфликта и в конце концов от жизни. Вы избегаете сложностей, которое накапливаются и выливаются в итоге в серьезные проблемы: потерю работы, обрывание родственных связей, несчастливый брак.
Психологический механизм выученной беспомощности — дефлексия (уклонение, смещение). Уклоняясь от трудного для вас решения, вы всё равно переживаете целый спектр негативный эмоций. Чувство короткого облегчения (уфф, наконец-то всё спокойно, нет никаких потрясений) вскоре сменяется самоедством, тревогой, неуверенностью. И тогда вы переносите все эти эмоции на другой объект (ведь стресс нужно как-то устранить, эмоции выплеснуть) — отыгрываетесь на чем-то или ком-то другом.
Например, новоявленная свекровь отругала вас. Вместо того, чтобы открыто обсудить проблему и тем самым погасить конфликт, вы сдерживаете эмоции и переводите всё в шутку (вас учили покорности и тому, что перечить старшим нельзя). Гнев находит выход через полчаса — вы ругаетесь с мужем из-за ерунды, или впадаете в самобичевание, обвиняя себя в никчемности. День испорчен, а вы вскоре получаете репутацию склочной и неадекватной.
Выученная беспомощность и дефлексия довольно опасны: они не только медленно разрушают вашу жизнь, но и могут стать причиной фобий, страхов, навязчивых состояний, тревожности и панических атак. Накопленное напряжение может вылиться, например, в агорафобию — страх открытых и многолюдных площадей. «Со мной случится сердечный приступ, а люди будут проходить мимо, и мне никто мне поможет» — вот одна из навязчивых фантазий страдающих агорафобией. Страх публичности, ипохондрия, неконтролируемая ярость (как правило, в семье), клаустрофобия — всё это следствия выученной беспомощности.
Примеры выученной беспомощности
Одним из распространённых примеров проявления выученной беспомощности является неуспешность человека в профессиональной деятельности, когда, несмотря на достаточный опыт работы и способности к данной деятельности, человек как будто «топчется на одном месте», хотя, казалось бы, давно мог бы сделать карьеру, больше зарабатывать.
Еще одним примером выученной беспомощности может быть ситуация физического насилия, угрозы, психического стресса, сексуального насилия, когда женщины, как правило, принимают ее без какого-либо сопротивления такому насилию и чувствуют, что насилие является частью их жизни.
Влияние воспитания детей на выученную беспомощность
Эксперимент с жителями дома престарелых также смог продемонстрировать, как следует и как не следует воспитывать детей; при неправильном воспитании у них может развиться выученная беспомощность. Не случайно пожилые люди иногда сравниваются с детьми.
Состояние выученной беспомощности может вызвать чрезмерная опека. Ситуация, когда родители всё делают за ребёнка и пресекают попытки самостоятельных действий, закрепляет в его сознании ощущение того, что от его поведения ничего не зависит. Родители, чрезмерно опекающие своего ребёнка, обычно исходят из лучших побуждений, но в результате они лишь вредят ему, блокируя ощущение свободы и ответственности за свою жизнь.
На поведение ребёнка в будущем влияют и наказания, которым он подвергается в детстве. Существует распространённая легенда о слонёнке, которого привязали к не очень большой палке. Слонёнок пытается выдернуть палку, но у него не получается. Тогда слонёнок вообще прекращает это дело. Проходит много лет, он превращается в огромного взрослого слона, и палочка по сравнению с ним стала очень маленькой, так что ему не составляет никакого труда её вытащить или растоптать ногами; но он не делает этого и остаётся сидеть неподвижно, привязанный к этой маленькой палочке.
Кроме того, появление выученной беспомощности бывает связано с так называемой вторичной выгодой. Допустим, ребёнок заболел
В этот момент мама проявляет к нему повышенное внимание, не ругает, не критикует, больше любит его. Ребёнок такое отношение к себе находит более выгодным и в будущем старается чаще и больше болеть. Это состояние потом переносится и на взрослую жизнь: человек старается вызвать у всех жалость, выглядеть несчастным и больным, чтобы заслужить заботу и любовь окружающих
Это состояние потом переносится и на взрослую жизнь: человек старается вызвать у всех жалость, выглядеть несчастным и больным, чтобы заслужить заботу и любовь окружающих.
Бывает, что человек не может контролировать ситуацию и замечает, что его проблемы кто-то решает за него. Это тоже переносится в подсознание. Человек «выучивается беспомощности», поскольку для него нет нужды напрягаться, ведь всё равно его дело сделает кто-то другой. Просто обязан сделать.
Для возникновения вторичной выгоды необходимо, чтобы кто-то другой постоянно поддерживал в человеке это состояние, включался в его игру
При этом может сформироваться взаимная зависимость: родитель или другой человек старается быть нужным «больному», чтобы чувствовать свою важность и смысл своей жизни, а «больной» становится зависим от этого человека
Таким образом, выученная беспомощность становится своего рода «вредной привычкой», сродни курению или алкоголизму. И зачастую изначальное формирование этой привычки закладывают именно родители, проявляя чрезмерную заботу о своих детях и лишая их самостоятельности.
Рефрейминг: способ изменить свое восприятие прошлого и настоящего
Эта техника под названием «Схема ABCDE» была разработана Селигманом. Она позволит по-новому взглянуть на негативные установки прошлого и проработать их, чтобы они если стали не источником вдохновения, то хотя бы не отнимали ресурсы.
Для выполнения упражнения нужен лист бумаги и ручка, чтобы фиксировать мысли.
A – Adversity, негативный опыт
Воссоздайте в памяти проблему из прошлого, сейчас провоцирующую у вас упадок сил и ощущение никчемности
Для того чтобы не раниться слишком сильно, очень важно выбрать не самую травмирующую ситуацию. По мысленной шкале от 1 до 10 нужно начинать с той проблемы, которую вы бы оценили на 5 баллов
E – Energizing, наполнение энергией
Что вы почувствовали, когда оптимистичные мысли заменили негативные установки? Возможно, вам захотелось что-то сделать?
Пример:
Рекомендуется завести дневник, чтобы фиксировать в нем события, наполняющие вас отрицательными эмоциями. Если вы будете пару раз в неделю перечитывать написанное, то начнете отслеживать негатив, и вам будет проще выявлять триггеры, из-за которых возникает чувство беспомощности.
Уильям Черчилль сказал: «Пессимист видит проблему в каждой возможности, а оптимист видит возможность в каждой проблеме»
Сдаться намного проще, чем стараться сделать что-то и достичь желаемого, даже через череду неудач.
Помните, что чаще всего мы сами загоняем себя в клетку из негативных установок и пессимистичных убеждений. У вас всегда есть выбор – остаться в ней или сделать шаг вперед.
Как вылечить выученную беспомощность у ребенка?
Основным способом преодоления выученной беспомощности у дошкольников является формирование оптимистичного жизненного настроя, желания заниматься различными видами деятельности
Для детей важно получение разнообразного жизненного опыта, в том числе опыта преодоления неудач и успешного поведения
Как мотивировать детей на успех? Как учить преодолевать трудности? Одна из главных ошибок, которую делают взрослые — это сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта.
Взрослые используют такие выражения как: «посмотри, Саша уже умеет делать это упражнение», «я тоже не умел прыгать, а потом научился» и подобные. В итоге дети начинали чувствовать себя не успешными, у них развивался пессимистичный настрой. Ребенок начинает сравнивать себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он никогда не научится делать все так же хорошо.
Поэтому при занятиях с ребенком, например, физической культурной, стоит соблюдать принцип: «Нет неправильных движений. Главное — делать!»
Тем самым удается избежать неравного сравнения. Можно сравнивать ребенка только с ним самим, каким был в прошлом.
Американский психолог Кэрол Двек выявила, что дети, которые имели признаки выученной беспомощности, объясняли свои успехи наличием способностей, а не затраченными усилиями. Дети отказывались от заданий, если присутствовали раздражающие факторы (например, экспериментатор, при котором они постоянно терпели провал), даже если ранее они с лёгкостью справлялись с этими задачами (в присутствии экспериментатора, при котором они постоянно добивались успеха).
Поскольку выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить, при занятиях с ребенком надо показывать ему возможности контроля над внешней средой, предоставлять синхронную и разнообразную обратную связь: разную в ответ на разные его действия.
Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, им в этом вопросе могут помочь профессионалы. Крайне полезны будут занятия адаптивной физкультурой и арт-терапия с опытными педагогами. Такие занятия помогают детям-инвалидам по-настоящему жить, узнавать себя, «выбраться из запертой клетки» в социум. На занятиях происходит формирование личности, познание себя и своего окружения, радости движения и творчества. Ребенок начинает чувствовать себя частичкой целой системы, начинает понимать, что он не один такой, что есть дети, находящиеся в похожем положении, учиться взаимодействовать с ними, дружить, работать в команде, ощущать вкус победы или поражения.
Если сложно вылечить сейчас всех взрослых, «зараженных» выученной беспомощностью (а таких очень много), то стоит помочь хотя бы детям. И, может быть, следующее поколение россиян наконец-то будет способно на реальный прорыв.
Андрей Андреев,юрист общественной организации автора проекта «Помочь не таким как все»
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: , Фэйсбук и |
Стоит ли бороться с выученной беспомощностью?
Теперь предлагаю задуматься, стоит ли бороться с этой болезнью? Может, оставим все как есть? Согласитесь, многие из нас живут с этим синдромом, воспитали и воспитывают детей своих и чужих! Всегда ли найдется тот, кто наставит на путь истинный?
Вот и получается ситуация, как в анекдоте: «Вопрос понятен. Проблема в чем?» А вот в чем…
Начнем с того, что синдром выученной беспомощности проявляется у людей в виде:
- Псевдоактивности (суетливая активность, не приводящая к реальным результатам);
- Отказа от деятельности (пассивность, апатия);
- Ступора (заторможенность);
- Деструктивного поведения (в том числе, агрессия, направленная на себя);
- Смещения на псевдоцели (в том числе различные девиации)
Теперь включим фантазию и представим мир, в котором ни одно живое существо на планете не учится, а готово на любое возникшее препятствие отвечать лишь усилением стараний. То есть планета этаких любителей «пробивать» стены своим лбом, толочь воду в ступе, объять необъятное и подобных.
Как бороться с выученной беспомощностью
Установить связи между действиями и последствиями
Всегда ищите связь между тем, что вы сделали, и тем, что вы получили. Это касается как позитивных, так и негативных событий. Нужно понять, какой вклад сделали вы, чтобы результат стал таким, каким он стал
Важно не переставать действовать
Принять неудачи
Если у вас случаются неудачи, значит, вы действуете. Без неудач не обойтись, более того, они учат нас не совершать ошибки вновь. Относитесь к ним как к опыту, благодаря которому вы скоро добьётесь успехов.
Стать оптимистом
Селигман считал, что у пессимистов больше шансов научиться беспомощности, чем у оптимистов, так как у них разные стили атрибуции — объяснения причин тех или иных действий человека.
Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции. В своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» Селигман предлагает тест, который поможет определить ваш стиль атрибуции. Попробуйте пройти его.
Внутренняя или внешняя атрибуция
Человек приписывает ответственность за ситуацию себе или внешним факторам.
- Как думает пессимист: «Я не справился с задачей, потому что я глуп», — пример внутренней атрибуции.
- Как думает оптимист: «Я не справился с задачей, потому что было дано слишком мало времени. Ещё чуть-чуть, и всё бы получилось», — пример внешней атрибуции.
Стабильная или временная атрибуция
Неудачи происходят постоянно или случаются иногда.
- Как думает пессимист: «Мне всегда отказывают в помощи, так было ещё со школы, потому что на меня всем плевать», — пример стабильной атрибуции.
- Как думает оптимист: «Сегодня он не смог мне помочь, потому что его жена рожала, и это важнее моей проблемы», — пример временной атрибуции.
Глобальная или конкретная атрибуция
Человек видит проблему глобально, а не в конкретной детали.
- Как думает пессимист: «Я не умею общаться с людьми, меня никто не слушает, потому что я зануда», — пример глобальной атрибуции.
- Как думает оптимист: «У меня не складываются отношения с этим человеком, потому что у него совсем другие взгляды на жизнь», — пример конкретной атрибуции.
Результаты теста покажут, как вы относитесь к разным ситуациям, какой стиль атрибуции используете и чего в вас больше — оптимизма или пессимизма.
Если в вас больше пессимизма, то нужно работать над оценкой ситуаций. Ищите причины возникшей проблемы. Если вы всегда вините во всём себя, пересмотрите это и подумайте, какие ещё факторы могли повлиять на исход событий. Речь идёт не о собственном оправдании, а об объективности и адекватности вашей оценки.
Попробовать метод ABCDE
Мартин Селигман и психолог Альберт Эллис разработали метод, с помощью которого можно победить пессимизм и научиться реагировать на неприятные ситуации адекватно.
- Ситуация. Беспристрастно опишите её: «Я опоздал на важную встречу».
- Ваше убеждение. Скажите, что вы думаете об этой ситуации: «Я вышел заранее, но автобус сломался, а потом я попал в пробку. Общественный транспорт работает отвратительно, а пробки — из-за неопытных водителей».
- Последствия. Подумайте, какие чувства и эмоции вызывают у вас убеждения: «Я был очень зол, накричал на случайного прохожего, весь день пошёл насмарку. Больше никогда не поеду на автобусе на работу».
- Внутренняя дискуссия. Обсудите с собой вашу реакцию на ситуацию: «Я погорячился? Я впервые попал в пробку на этом отрезке дороги, потому что там был ремонт. Общественный транспорт достаточно развит, перед важными встречами нужно планировать несколько маршрутов, чтобы не попасть в такую ситуацию снова».
- Отдача. Опишите, как вы чувствуете себя после осмысления реакции: «Я смог справиться с гневом и мне стало легче. Я рад, что у меня получилось взглянуть на вещи разумно».
Если регулярно разбирать каждую ситуацию по полочкам, вы научитесь трезво оценивать происходящее и начнёте мыслить позитивно. А позитивный настрой важен для борьбы с выученной беспомощностью.
Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Выученная беспомощность — серьёзная проблема, которую не нужно игнорировать.
Профилактика синдрома выученной беспомощности у детей
Родители должны стремиться к созданию благоприятной атмосферы в семье, гармоничным отношениям между ее членами, уважительному отношению к личности ребенка, принятию особенностей его характера и темперамента (например, если ребенок медлительный, нельзя пытаться его все время торопить)
Ребенку важно, чтобы родители верили в то, что он со всем справится, и говорили ему об этом.
Родители должны давать возможность проявлять ребенку самостоятельность, поощрять, когда он хочет сделать что-то сам. Не критиковать постоянно
Хвалить, даже если что-то сделал с ошибками. Предлагать свою помощь, но не навязывать. Если что-то не получается, не доделывать за него, а предложить сделать вместе, показать, как надо.
Члены семьи должны помогать ребенку в развитии самостоятельности, не делать за него то, что он уже умеет делать сам, если ребенок не просит помощи напрямую. Ребенок по мере своего развития должен уметь сам пить из кружки и есть из тарелки, ходить на горшок или в туалет, одеваться, убирать за собой разбросанные вещи и игрушки и т.д
Если члены семьи активно помогают ребенку и делают базовые вещи за него, это негативно влияет на самостоятельность и, самое главное, на желание ребенка что-либо делать самому, принимать ответственность за собственные действия и решения.
Родители не должны отдавать ребенку все свои силы, время и внимание, превращать его воспитание в единственное дело в их жизни в ущерб своему здоровью, потребностям, интересам, принося себя в жертву.
Родители не должны предъявлять к ребенку чрезмерных требований или запретов, т.е. доминировать, жестко наказывать за невыполнение семейных обязанностей (бить, оскорблять, унижать и т.д.)
При этом должны быть установлены ясные границы и правила, как ребенок должен себя вести, закреплены некоторые обязанности, нужно привлекать его к домашним делам, но эти правила и обязанности должны соответствовать возрастным возможностям ребенка, их не должно быть слишком много (чем младше ребенок, тем меньше правил и обязанностей), также необходимо контролировать их выполнение.
Родители не должны навязывать ребенку негативные роли, бороться с реальными или вымышленными качествами ребенка, которые не хотят принимать в себе. В этом случае они транслируют ребенку, что он никогда не исправится.
Родители должны интересоваться жизнью детей, общаться с ними.
Профилактика синдрома выученной беспомощности у детей
Дети — легкие жертвы, они не могут защитить себя от агрессии (чего не должно происходить), потому что они не знают, как это делать, они не обучены физически, эмоционально или умственно.
Например, когда ребенок смиряется с насилием, это происходит потому, что в какой-то момент — он понял, что не может или не должен этого допустить.
Вот почему важна роль родителей и взрослых, находящихся в их ближайшем окружении, чтобы ребенок мог научиться избегать неприятной ситуации.
Как взрослые, воспитывающие наших детей, мы должны внимательно относиться к следующим жизненно важным аспектам детской психики:
Синдром выученной беспомощности: эксперимент века
Этот синдром впервые был описан американским психологом Мартином Селигманом в конце 1960-х годов. Психологический словарь определяет выученную беспомощность как состояние, возникающее у человека и животных после длительного неблагоприятного воздействия, избежать которого не удается. Основная характеристика такой беспомощности — тенденция к обобщению: выработанная в конкретной ситуации, она распространяется на другие, так что человек уже даже не пытается решить поставленные задачи, вне зависимости от их сложности.
Сам Мартин Селигман провел ряд экспериментов на собаках, время от времени подвергая подопытных животных повторяющимся болезненным электрическим ударам. Половина собак сидела в клетках, оборудованных специальной педалью. Если собака нажимала на педаль, электрические удары на время прекращались, и животные быстро учились, как пользоваться спасительными педалями. У других подопытных педалей не было, поэтому удары тока начинались и прекращались сами собой, без какого-либо вмешательства со стороны собаки.
Во второй части эксперимента всех собак помещали в клетки, разделенные низкой перегородкой, через которую можно было перепрыгнуть, чтобы избежать электричества. Собаки из первой группы (те, которые научились останавливать электричество, нажимая на педаль) быстро понимали, что к чему, и прыгали при первой возможности. Однако собаки из второй группы, привыкшие к неотвратимости боли, не делали ничего. Они лежали на брюхе и беспомощно скулили, получая электрические удары.
С людьми дело обстоит еще хуже, ведь, в отличие от собак, человек учится на чужом опыте. Чтобы прийти ко внутренне опустошающему выводу, что «ничего сделать нельзя, это все злой рок судьбы», не обязательно самому становиться жертвой произвола — достаточно наблюдать за страданиями и бесполезностью усилий других. Человек, почувствовавший себя беспомощным, реже приписывает успех своим действиям и чаще винит себя в неудачах. Людям, находящимся в таком положении, тяжелее даются любые решения. Особенно все усложняется, если необходимо действовать сообща для достижения каких-то целей, будь-то подписание коллективного письма или банальное соблюдение взаимных договоренностей. Такие люди оправдывают бездействие «железными» аргументами: «От меня ничего не зависит, я ничего не решаю», «Я объективно смотрю на обстоятельства»; «Мы уже все равно ничего не изменим, как бы не сделать хуже».
Такие, казалось бы, справедливые слова и мысли могут быть реакцией на непреодолимые обстоятельства. Ведь многим знакомо ощущение, когда опускаются руки и хочется признать, что от наших усилий ничего не зависит? Что все решают все те, у кого есть статус и деньги, словом, избранное меньшинство? При постоянном давлении обстоятельств, на которые невозможно повлиять, человек входит в состояние стресса, его вера в себя рушится. Вспомним высказывание Фридриха Ницше, избитое в своем цитировании: «Все, что меня не убивает, делает сильнее» — увы, в этой ситуации он не прав. Состояние выученной беспомощности, естественно, не убивает, но сильнее не делает — зато приводит к развитию психосоматических расстройств.
Выученная беспомощность
Термин выученная беспомощность был предложен психологом Мартином Селигманом в 1964 году. В 1976 году Американская психологическая ассоциация присудила ему престижную премию за это открытие. Что же это такое?
Выученная беспомощность возникает, когда человек (или животное) не может контролировать происходящие с ним события и как-либо повлиять на них. В результате вместо того, чтобы действовать, «беспомощный» не предпринимает попыток победить неблагоприятные обстоятельства.
Мартин Селигман проводил опыты над собаками, которые были разделены на 3 группы. Собаки в первой группе могли, нажимая носом на рычаг, повлиять на то, будут бить их током или нет. Собаки во второй группе не могли повлиять на то, будут ли их бить током. Собак в третьей группе вообще никто не бил током. Когда исследователи научили собак реагировать на звуковой сигнал (сопровождающийся ударами тока у первой и второй групп), то они переместили их в специальную клетку, в которой собака могла легко перепрыгнуть через невысокое ограждение в ту зону, где не было электрического тока. Собаки из первой и третьей групп так и сделали. А собаки из второй группы (выученно беспомощные) просто легли на пол и стали выть, хотя могли избежать неприятных для себя ощущений.
В школе иногда возникают ситуации, когда все старания ученика исправить свои оценки не приводят к желаемому результату. Иногда это происходит из-за конфликта с преподавателем, иногда – по другим причинам. В идеале обучение бывает успешным тогда, когда четко понятно, как оценивается работа и как можно исправить ошибки. Если же у учащегося нет возможности улучшить свои оценки, то может укрепиться нежелание решать проблему. (Как ни странно, выученная беспомощность возникает и в другой ситуации – когда на любое действие учитель реагирует одинаково позитивно. В этом случае у учащихся нет стимула к дальнейшему развитию и совершенствованию – зачем стараться, если это всё равно «зря»?)
Если абитуриент не верит в свои силы, то, возможно, он и не будет даже пытаться поступить, например, в вуз с высоким конкурсом или рейтингом. Зачем, если не получится? Однако практика показывает, что иногда люди, не задумывающиеся о том, насколько малы их шансы на поступление, успешно поступали в самые престижные вузы. А кто-то вместо этого пошел не туда, куда хотел, просто потому, что не верил, что есть хотя бы какие-то шансы
Сейчас, когда есть возможность подавать документы сразу в несколько вузов, особенно важно понимать, не действует ли на вас выученная беспомощность. Задайте себе простой вопрос: «Почему я так считаю?» Можете записать приходящие в голову варианты ответов и проверить их на соответствие реальности
Очень часто поступающие в вузы прислушиваются к мнению родителей, учителей и друзей. Это правильно, однако любые мнения могут быть предвзятыми. Может, стоит получше познакомиться с требованиями к поступающим?
Выученная беспомощность в отношениях и домашнем насилии
В дополнение к образованию, люди, сосредоточенные на домашнем насилии, часто получают выученную беспомощность. Это часто наблюдается в отношениях и у жертв домашнего насилия.
Фактически, это явление помогло нам найти ответы на некоторые вопросы, которые люди задают о жертвах, которые остаются с обидчиками, такие как:
- Почему они не сказали кому-то?
- Почему они не пытались получить помощь?
- Почему они просто не ушли?
Тем не менее, в случаях бытового насилия и жестокого обращения, обидчики часто применяют серию «электрических ударов» (то есть формы насилия, которому они подвергают своих жертв), чтобы акклиматизировать жертв насилия и учить их, что они не имеют контроля над ситуация. Насильники сохраняют полный контроль, а жертвы понимают, что они беспомощны в своих обстоятельствах.
В таких случаях легко увидеть, как жестокое обращение может привести к выученной беспомощности, которая впоследствии может привести к отсутствию мотивации по спасению со стороны жертвы. Так же, как собаки в экспериментах Селигмана и Майера узнали, что независимо от того, что они сделали, они будут шокированы, жертвы домашнего насилия и жестокого обращения узнают, что независимо от того, что они делают, они всегда останутся бессильными и под контролем насильников.
На основе приобретенной беспомощности была разработана специальная теория для жертв домашнего насилия, которая называется теорией циклического насилия, цикла, который иногда называют синдромом избитых женщин. В этой теории отношения, в которых произошло бытовое насилие, вероятно, будут постоянно включать в себя насилие, которое проявляется в предсказуемой и повторяющейся схеме.
Этот шаблон обычно следует этой структуре:
- Этап первый: период нарастания напряженности, в котором обидчик начинает злиться, коммуникация нарушается, и жертва чувствует необходимость уступить обидчику и подчиниться ему.
- Этап второй: период отыгрыша, в котором происходит злоупотребление.
- Этап третий: период медового месяца, в течение которого обидчик может извиниться, проявить раскаяние. Обидчик может также пообещать никогда больше не злоупотреблять жертвой или, в качестве альтернативы, обвинять жертву в том, что она спровоцировала насилие.
- Этап четвертый: спокойный период, когда насилие прекращается, обидчик ведет себя так, как будто его никогда не было, и жертва может начать верить, что насилие прекратилось, и обидчик изменится.
С этой точки зрения неудивительно, что многие жертвы домашнего насилия приобретают научную беспомощность. Когда они подвергаются насилию в непрерывном цикле, независимо от того, что они делают, они, вероятно, чувствуют себя совершенно беспомощными и неспособными избежать насилия.
Теория циклического насилия предполагает, что жертвы насилия не только чувствуют себя беспомощными, но и:
- Повторно переживают избиение.
- Пытаются избежать психологического воздействия избиения, избегая действий, людей и эмоций.
- Испытывают гиперактивность или гипервизилизацию.
- Разрыв межличностных отношений.
- Испытывают соматические проблемы.
Что делать
Как Селингман учил собак новому поведению, так и люди должны скорректировать свое. Метод научения характерен для когнитивно-поведенческой психотерапии.
Если человек видит мир в черных тонах, ждет очередного удара и череды страданий, то это и находит. Это дополнительно укрепляет его веру в злой рок. Но на самом деле мы просто ищем подтверждение тому, во что верим.
Это и должно стать основой психотерапии. Что входит в нее:
- Смена негативного мышления на позитивное.
- Коррекция самооценки, повышение уверенности в себе.
- Знакомство с собой, самопринятие, формирование адекватного образа «Я», осознание собственного потенциала.
- Возвращение контроля над жизнью за счет использования способностей личности, разграничения того, что поддается контролю человека, а что нет. Обучение практическому использованию личностного потенциала.
Для избавления от выученной беспомощности нужно реанимировать волю человека, устранить апатию, в особо тяжелых случаях – ПТСР. Синдрому всегда предшествует психологическая травма. Необходимо найти, что воздействует на человека изнутри, и устранить это.
Можно попробовать сделать это самостоятельно, переосмыслив беспокоящую ситуацию и нынешние условия, свои возможности:
- Делайте то, что можете делать. Что угодно, главное, дайте себе хоть какой-то выбор, ощущение контроля. Прогуляйтесь, прочитайте книгу, отожмитесь, почистите зубы, решите, что приготовите на ужин, сделайте перестановку в комнате. Этот метод используют в тюрьмах: делай хоть что-нибудь. Но не используйте этот метод изолированно, на его основе может развиться обсессивно-компульсивное расстройство.
- Меняйте самовосприятие с помощью положительных воспоминаний. Наш мозг концентрируется на негативе, но каждый человек может вспомнить хотя бы пару ситуаций, в которых он был победителем. Не забывайте создавать ситуации успеха в настоящем времени и собирать еще больше таких воспоминаний. Вам давно нужно позвонить кому-то или прибраться в шкафу? Самое время. Это и станет еще одним напоминанием о том, что многое в жизни зависит от вас. Составьте план, ведите дневник целей и достижений. Заглядывайте туда, отмечайте успехи, вознаграждайте себя и формируйте новое убеждение: «я сам строю жизнь», «мои действия важны».
Для переосмысления ситуации используйте метод рефрейминга, предложенный Селингманом:
- Выберите негативную ситуацию из прошлого, которая заставляет чувствовать беспомощность.
- Запишите свое видение ситуации: что случилось, как вы это восприняли.
- Теперь запишите свои ответные реакции в той ситуации, ваше поведение и то, что вы при этом чувствовали.
- Далее с точки зрения нынешнего опыта и восприятия найдите факты, которые ставят под сомнение восприятие сложившейся ситуации как негативной, исключают вашу вину в случившемся.
- Представьте альтернативную реакцию на события. Какие эмоции и чувства вы теперь испытываете?
Подобным образом анализируйте каждую стрессовую ситуацию. Со временем вы заметите, что они повторяются. Меняются люди, обстоятельства, но у вас возникают одни и те же переживания, да и ответные реакции похожи. Меняйте отношение к ситуации, продумывайте новые модели поведения. Со временем вы освоите новые копинг-стратегии.
Если в процессе работы над собой ощущение беспомощности усилилось, негативное самовосприятие укрепилось или вы не можете встать с постели и начать работу над собой, руки в прямом смысле опускаются, а травмирующее переживание вы оцениваете выше чем на 7 баллов по 10-бальной школе, то немедленно обратитесь к психотерапевту.
Психологические экспериментыПоведение человека при синдроме выученной (или «приобретённой») беспомощности кажется парадоксальным. Так называют состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток решить какую-то проблему и избавиться от дискомфорта, хотя имеет такую возможность
Человек продолжает страдать, хотя достаточно одного простейшего движения, чтобы устранить причину страдания.
Состояние выученной беспомощности появляется обычно после нескольких попыток воздействовать на источник неприятностей или избегать его; после того, как попытки не произвели ожидаемого эффекта, индивид совсем прекращает какие-то действия, становится пассивным, теряет чувство контроля и свободы. У человека в такой ситуации может развиться подавленное настроение, депрессия, может ускориться наступление смерти.
Феномен выученной беспомощности впервые открыл и изучил американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он провёл особые эксперименты, подтверждающие его предположения.