Easy rider

Отряхнем его прах с наших ног

Для того чтобы в полной мере оценить фильм, сюжет которого легко описывается дюжиной слов («двое байкеров и примкнувший к ним адвокат едут на Юг и в конце погибают от рук консервативных аборигенов»), нужно для начала вспомнить, что из себя представлял Голливуд шестидесятых. На экранах практически безраздельно царил мюзикл. «Вестсайдская история», «Моя прекрасная леди», «Мэри Поппинс», «Звуки музыки», «Смешная девчонка» — спору нет, всё это были прекрасные фильмы, правда, несколько однообразные. Конкуренцию им составляли «Спартак» и «Клеопатра», да первые части бондианы, но в целом голливудский пейзаж выглядел довольно уныло. К концу десятилетия ситуация начала немного поправляться, на экраны вышли «Душной южной ночью», «Выпускник», «Космическая одиссея», но хорошее серьезное кино всё еще было товаром штучным, а главное — не очень привычным для глаз. Зритель по-прежнему шел в кино за чистым развлечением, осознанно прячась от окружающего мира, где шла вьетнамская война, расизм был скучной обыденностью, а марихуана и свободная любовь — новой реальностью. Говорить о себе Америка не очень хотела.

беспечный ездок

Кадр из фильма «Беспечный ездок»

Фото: Global Look Press/Columbia Pictures/ZUMAPRESS

Разумеется, независимый кинематограф существовал в США всегда и в выборе тем был абсолютно свободен. Другое дело, что такие фильмы, как правило, никто не видит. Но бывали и исключения. В 1966 году классик фильмов категории «Б» Роджер Корман снял «Диких ангелов», в котором юный и прекрасный Питер Фонда рассекал по дорогам на «харлее» в компании таких же, как и он, подонков, любителей свастики, насилия, стрельбы и пьяных оргий. При бюджете в $360 тыс. фильм собрал $15 млн, а Корман и Фонда год спустя повторили фокус, сняв наркотическую вампуку «Трип» по сценарию Джека Николсона. Компанию Фонде в этом фильме составил его приятель Деннис Хоппер, прославившийся еще в 1955 году в фильме «Бунтовщик без причины». «Трип» стоил еще дешевле: Корман уложился в $100 тыс., а собрал ровно в 100 раз больше. Так пасьянс сложился окончательно: Хоппер, Фонда и Николсон решили снять Настоящее Кино.

Прием

Нашивка с американским флагом Питера Фонда, проданная в 2007 году за 89 625 долларов.

Критический прием

Винсент Кэнби из The New York Times назвал это «красивым, но строчным кино», несмотря на то, что «прописные буквы» были «благочестивым заявлением о нашем больном обществе». Он был впечатлен фотографией, рок-музыкой и игрой Николсона. Пенелопа Гиллиатт в The New Yorker сказала, что он «кратко и точно говорит об этом американском веке, который является одновременно и лучшими, и худшими временами».

Роджер Эберт добавил « Беспечного ездока» в свой список «Великих фильмов» в 2004 году.

Театральная касса

Фильм открылся 14 июля 1969 года в театре Бикман в Нью-Йорке и собрал рекорд в 40 422 доллара за первую неделю. На следующей неделе он собрал еще больше — 46 609 долларов. На четырнадцатой неделе выпуска это был фильм номер один по кассовым сборам в США и оставался там в течение трех недель. Это был четвертый по величине кассовый фильм 1969 года , с мировым прокатом в 60 миллионов долларов, в том числе 41,7 миллиона долларов в США и Канаде.

Награды и отличия

Награда Категория Номинант (ы) Результат
Награды Академии Лучший актер второго плана Джек Николсон Назначен
Лучший оригинальный сценарий Питер Фонда , Деннис Хоппер и Терри Южный Назначен
Премия Британской киноакадемии Лучший актер второго плана Джек Николсон Назначен
Каннский кинофестиваль Золотая пальмовая ветвь Деннис Хоппер Назначен
Лучшая первая работа Победил
Премия Гильдии режиссеров Америки Выдающиеся режиссерские достижения в кино Назначен
Золотой глобус Лучший актер второго плана — кинофильм Джек Николсон Назначен
Премия кинокритиков Канзас-Сити Лучший актер второго плана Победил
Kinema Junpo Awards Лучший фильм на иностранном языке Деннис Хоппер Победил
Лавровая награда Лучшая драма 5 место
Лучшее мужское выступление второго плана Джек Николсон Победил
Лучший оператор Ласло Ковач Назначен
Новое лицо мужчины Питер Фонда Назначен
Деннис Хоппер 5 место
Национальный совет по сохранению фильмов Национальный реестр фильмов Введенный
Награды Национального общества кинокритиков Лучший актер второго плана Джек Николсон Победил
Специальная награда Деннис Хоппер («За достижения в качестве режиссера, соавтора и соавтора».) Победил
Награды Круга кинокритиков Нью-Йорка Лучший актер второго плана Джек Николсон Победил
Спутниковые награды Лучший классический DVD Назначен
Лучшие DVD Extras Назначен
Выдающийся общий DVD Назначен
Премия Гильдии писателей Америки Лучшая драма, написанная прямо для экрана Питер Фонда, Деннис Хоппер и Терри Южный Назначен

В 1998 году фильм « Беспечный ездок» был добавлен в Национальный реестр фильмов США , будучи признанным «культурно, исторически или эстетически значимым».

В апреле 2019 года отреставрированная версия фильма была отобрана для показа в разделе «Каннская классика» на Каннском кинофестивале 2019 года .

Списки Американского института кино

100 лет AFI … 100 фильмов — № 88

Значение

Наряду с Бонни, Клайдом и Выпускником , Easy Rider помог начать эру Нового Голливуда в конце 1960-х и 1970-х годах. Крупные студии поняли, что деньги можно делать на малобюджетных фильмах режиссеров -авангардистов . Фильмы так называемого «постклассического Голливуда», находящиеся под сильным влиянием французской новой волны , стали представлять поколение контркультуры, которое все больше разочаровывается в своем правительстве, а также в его влиянии на мир в целом и истеблишмент в целом. Хотя Джек Николсон появляется только как актер второго плана и во второй половине фильма, выдающееся выступление сигнализировало о его приходе в качестве кинозвезды вместе с его последующим фильмом « Пять легких пьес», в котором он сыграл главную роль. Вице-президент Спиро Агнью критиковал Easy Rider вместе с группой Jefferson Airplane как примеры вседозволенности контркультуры 1960-х.

Успех фильма и новая эра Голливуда, которую он помог открыть, дали Хопперу шанс снова стать режиссером с полным художественным контролем. Результатом стал «Последний фильм» 1971 года , который стал заметным кассовым и критическим провалом, фактически положив конец карьере Хоппера в качестве режиссера более десяти лет.

Это также дало Фонде возможность сниматься в «Наемной работе», хотя он редко продюсировал снова.

Музыка

В «новаторском» саундтреке фильма участвовали популярные рок-исполнители, в том числе The Band , The Byrds , The Jimi Hendrix Experience и Steppenwolf . Редактор Донн Кемберн использовал различную музыку из своей собственной коллекции пластинок, чтобы во время монтажа было интереснее смотреть многочасовые видеоролики о велосипедах. Была использована большая часть музыки Кемберна, стоимость лицензии составила 1 миллион долларов, что в три раза превышает бюджет фильма. Широкое использование в фильме поп- и рок-музыки в качестве саундтрека было похоже на то, что недавно использовалось в фильме 1967 года « Выпускник» .

Боба Дилана попросили внести музыку, но он отказался использовать свою собственную запись « It’s Alright, Ma (I’m Only Bleeding) », поэтому вместо нее была использована версия, исполненная фронтменом Byrds Роджером МакГуинном . Кроме того, вместо того, чтобы написать совершенно новую песню для фильма, Дилан просто написал первый куплет « Баллады о Беспечном ездоке » и сказал создателям фильма: «Отдайте это МакГинну, он будет знать, что с этим делать». МакГуинн завершил песню и исполнил ее в фильме.

Первоначально Питер Фонда хотел, чтобы группа Crosby, Stills, Nash & Young написала полностью оригинальный саундтрек к фильму, но этого не произошло по двум причинам. Во-первых, режиссер Донн Кемберн отредактировал отснятый материал намного ближе к тому, что означало лишь временные треки, чем это было принято в то время, что привело к тому, что все участники сочли их гораздо более подходящими для материала, чем они первоначально думали. Также, посмотрев показ фильма с редакциями Камберна, группа почувствовала, что они не могут улучшить используемую музыку. С другой стороны, Хоппер все больше контролировал каждый аспект в ходе проекта и решил бросить CSNY за спину Фонды, сказав группе в качестве оправдания: «Послушайте, вы, ребята, действительно хорошие музыканты, но, честно говоря, любой, кто поездка в лимузине не может понять мой фильм, поэтому мне придется отказаться от этого, и если вы, ребята, снова попытаетесь попасть в студию, мне, возможно, придется причинить вам некоторые телесные повреждения «.

Вдохновленный фильмом, Хендрикс позже написал песню « Ezy Ryder », слова которой отражают тематику фильма.

Мотоциклы

Копии мотоциклов Капитана Америки и Билли Байка в музее Harley-Davidson в Милуоки

Мотоциклы для фильма, основанные на каркасах и двигателях с плоской головкой , были спроектированы и построены двумя строителями вертолетов — Клиффом Вогсом и Беном Харди — по идеям Питера Фонда, и управлялись Тексом Холлом и Дэном Хаггерти во время съемок.

Всего в фильме использовались два внедорожных мотоцикла и четыре бывших полицейских мотоцикла. Велосипеды Harley-Davidson Hydra-Glide 1949, 1950 и 1952 годов были куплены на аукционе за 500 долларов, что эквивалентно примерно 3700 долларам в 2021 году. У каждого мотоцикла был запасной вариант, чтобы гарантировать, что стрельба может продолжаться в случае, если одна из старых машин выйдет из строя или сломается. разбился случайно. Один «Капитан Америка» был снесен в финальной сцене, в то время как другие три были украдены и, вероятно, разобраны до того, как стало известно их значение в качестве реквизита для кино . Разрушенный байк был восстановлен Дэном Хаггерти и выставлен на аукцион в октябре 2014 года аукционным домом Profiles in History, расположенным в Калабасасе, штат Калифорния, с оценочной стоимостью 1–1,2 миллиона долларов. Происхождение существующих мотоциклов Captain America неясно и является предметом многочисленных судебных разбирательств. Музей EMP в Сиэтле идентифицировал выставленный там вертолет Капитана Америка как восстановленную оригинальную опору фильма. Многие реплики были сделаны с момента выхода фильма, в том числе примеров на Национальном музее мотоциклов и Barber Vintage Motorsports Museum .

Хоппер и Фонда устроили заключительную вечеринку для фильма, а затем поняли, что еще не сняли финальную сцену у костра. Таким образом, он был снят после того, как велосипеды уже были украдены, поэтому они не видны на заднем плане, как в других сценах у костра.

Домашние СМИ

Фильм был выпущен The Criterion Collection в ноябре 2010 года в составе бокс-сета America Lost and Found: The BBS Story . Он включал в себя два аудиокомментария: один с актером, режиссером и сценаристом Деннисом Хоппером, другой с Хоппером, актером-писателем Питером Фондом и менеджером по производству Полом Льюисом; два документальных фильма о создании и истории фильма, « Рожденные быть дикими» (1995) и « Беспечный ездок: встряхивая клетку» (1999); телевизионные фрагменты, показывающие Хоппера и Фонда на Каннском кинофестивале; и новое видео-интервью с соучредителем Стивеном Блаунером .

Саундтрек

Звуковая дорожка к фильму оказалась такой же вехой в истории популярной музыки, как сам фильм — в истории кино. До «Беспечного ездока» отдельными пластинками издавались только саундтреки, составленные из оригинального материала, написанного для того или иного фильма. Иным был подход к составлению звуковой дорожки «Беспечного ездока». Подборку рок-песен, прозвучавших в фильме, Дэннис Хоппер составил самостоятельно из числа близких фильму по настроению радиохитов тех лет.

Учитывая малобюджетность фильма, Хопперу не составило труда убедить звукозаписывающие компании дать согласие на включение песен в состав саундтрека (исключение составил лейбл Capitol Records, поэтому на пластинке звучит не оригинальная версия «The Weight» в исполнении The Band, а кавер-версия). В Billboard 200 пластинка достигла 6-го места и по суммарным продажам превзошла все саундтреки 1969 года, за исключением звуковой дорожки к «Ромео и Джульетте», сочинённой Нино Рота.

В числе прочих в фильме прозвучали такие хиты, как «The Pusher» и «Born to Be Wild» Steppenwolf, «The Weight» The Band, «Wasn’t Born to Follow» The Byrds, «If Six Was Nine» Jimi Hendrix Experience, а также неожиданные (и почти юмористические по своему эффекту) номера: «If You Want to Be a Bird» (Holy Modal Roundersand) и «Don’t Bogart Me» (Fraternity of Man).

Единственную оригинальную песню к фильму Хоппер попросил написать Боба Дилана, однако легендарный музыкант — якобы не оценив концовку фильма — ограничился тем, что набросал на салфетке один куплет и послал его лидеру The Byrds Роджеру МакГуинну с просьбой «довести до ума». Так родилась песня Ballad of Easy Rider.

Примечания

  1. The Road Movie Book. Routledge, 1997. ISBN 0-415-14937-1. Pages 35, 51.
  2. David Laderman. Driving Visions: Exploring the Road Movie. University of Texas Press, 2002. ISBN 0-292-74732-2. Page 145.
  3. Easy Rider: Shaking the Cage (англ.) на сайте Internet Movie Database. A Making-of documentary.
  4. Berra, John. Declarations of Independence: American Cinema and the Partiality of Independent Production. ISBN 1-84150-185-9. Page 13.
  5. ↑ Аграновский Н. С. Больше, чем «Беспечный ездок»: режиссёрский путь Денниса Хоппера // Артикульт. 2011. 3(3). С. 49-66
  6. Andrew Sarris picks the Best Films of 1969 // Village Voice — New York News. 2010. URL:  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 августа 2016.
  7. . Информационное агентство REGNUM.
  8.  (нем.). Zweirad.de. Дата обращения: 6 июня 2015.

участок

Вятт (Питер Фонда) и Билли (Деннис Хоппер) мотоциклисты-вольны. После контрабанды кокаина из Мексики в Лос-Анджелес, они продают свой улов и получают крупную сумму денег. С деньгами, помещенными в пластиковую трубку, спрятанную внутри топливного бака, раскрашенного звездами и полосами в калифорнийском стиле Уайатта. измельчитель, они едут на восток, стремясь достичь Жители Нового Орлеана, Луизиана, как раз к Вторник на масляной неделе фестиваль.

Во время поездки Вятт и Билли останавливаются, чтобы починить спущенное колесо на велосипеде Вятта на ферме в Аризоне, и обедают с фермером и его семьей. Позже Вятт берет в руки хиппи автостопщик, и он приглашает их посетить его коммуна, где они остаются до конца дня

Понятие «свободная любовь», кажется, практикуется с двумя женщинами, Лизой и Сарой, которые, по-видимому, разделяют привязанность члена коммуны автостопщиков, прежде чем обратить свое внимание на Уятта и Билли. Когда байкеры уходят, автостопщик дает Уятту немного ЛСД чтобы он поделился с «нужными людьми»

Позже, когда они ехали вместе с парадом в Нью-Мексико, пара была арестована за «марш без разрешения» и брошена в тюрьму. Там они подружились с адвокатом Джорджем Хэнсоном (Джек Николсон), который провел ночь в тюрьме после злоупотребления алкоголем. После упоминания о проделанной работе для ACLU Наряду с другим разговором Джордж помогает им выбраться из тюрьмы и решает отправиться с Вяттом и Билли в Новый Орлеан. Во время лагеря той ночью Уятт и Билли знакомят Джорджа с марихуана. Как алкоголик и «квадрат», Джордж не хочет пробовать это из-за боязни стать «зацепил» и это приводит к худшим наркотикам но быстро сдается.

Остановившись, чтобы поесть в закусочной небольшого городка Луизианы, трио привлекает внимание местных жителей. Девушки в ресторане думают, что они интересны, но местные мужчины и полицейский делают унизительные комментарии и насмешки

Вятт, Билли и Джордж решают уйти без всякой суеты. Они разбивают лагерь за городом. Среди ночи группа местных жителей нападает на спящую троицу, избивая их дубинками. Билли кричит и размахивает ножом, и нападавшие уходят. Вятт и Билли получают легкие травмы, но Джордж забит до смерти. Вятт и Билли заворачивают тело Джорджа в его спальный мешок, собирают его вещи и клянутся вернуть их семье.

Они продолжают путь в Новый Орлеан и находят бордель Джордж рассказал им об этом. Принимая проституток Карен (Карен Блэк) и Мэри (Тони Бэзил) с ними Уятт и Билли бродят по заполненным парадами улицам празднования Марди Гра. Они попадают в Французский квартал кладбище, где все четверо принимают ЛСД, который автостопщик дал Вятту, и испытывают плохая поездка.

На следующее утро, когда их обгоняют на двухполосной проселочной дороге двое местных мужчин на старом пикапе, пассажир в грузовике тянется за дробовиком, говоря, что он их напугает. Когда они проезжают мимо Билли, пассажир стреляет, и у Билли есть авария на нижней стороне. Грузовик проезжает мимо Вятта, который остановился, и Вятт возвращается к Билли, обнаруживая его лежащим на обочине дороги и залитым кровью. Вятт говорит Билли, что собирается получить помощь, и прикрывает рану Билли своей кожаной курткой. Затем Вятт едет по дороге к пикапу, который делает разворот. Проезжая в обратном направлении, пассажир снова стреляет из ружья, на этот раз через окно со стороны водителя. Мотоцикл без водителя Вятта летит по воздуху и разваливается на части, прежде чем приземлиться, и его охватит пламя.

Мото в кино → Easy Rider / Беспечный ездок 1969 США

«Беспечный ездок» — художественный фильм Дэнниса Хоппера, который стоит у истоков жанров роуд-муви и «кислотного вестерна», традиции американского независимого кино и школы Нового Голливуда. Премьера состоялась на Каннском фестивале, где Хоппер был удостоен приза за лучший дебют. Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на «Оскар».

Двое байкеров-неформалов (Питер Фонда и Дэннис Хоппер) на деньги от контрабанды мексиканских наркотиков пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки — из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на марди-гра. На дворе «лето любви», друзья заезжают в общину хиппи, попадают в заштатном городишке в «кутузку», знакомятся там с философствующим адвокатом и открывают ему радости марихуаны.

Троица беспечных путников, оставив все житейские заботы позади, оказывается на пороге подлинных свободы и счастья. Но трагедия уже наступает им на пятки. Консервативные южане видят в них чужаков и встречают враждебно; во время ночного нападения реднеков гибнет примкнувший к друзьям адвокат (Джек Николсон). Наркотическая вакханалия в одном из публичных домов Нового Орлеана оставляет по себе грустный осадок.

Путь друзей на север прерывается во время очередной нелепой стычки со злобными обывателями. Герой Фонды («капитан Америка») уже давно предчувствовал такой исход — во время самых невинных разговоров у него перед глазами вставала финальная сцена с горящим на обочине «харлеем»… Неожиданный в своей резкости финал предоставляет зрителям самим решать, нашли ли бунтари в кожаных куртках долгожданную свободу.

«Беспечный ездок» красноречиво запечатлел разлом американского общества в эпоху Вьетнамской войны на консервативных сторонников репрессивного истеблишмента и молодёжную контркультуру, для которой были свойственны протестные настроения. Он часто упоминается в числе фильмов, наиболее повлиявших на формирование ценностей американской молодёжи конца 1960-х. Фильм романтизировал молодёжную субкультуру, связанную с гонками на мотоциклах, потреблением наркотиков и прослушиванием рок-музыки. По словам Андрея Плахова, «каждый, кто посмотрел в своё время этот фильм, ощутил спазм, который бывает у пленника, глотнувшего свободы». Плахов определяет «Беспечного ездока» как «бессюжетный роуд-муви, плывущий под наркотические рок-ритмы 60-х», который «чуть не положил на лопатки Голливуд»

Работа над фильмом

«Беспечный ездок», созданный Хоппером и Фондой с бюджетом всего 340 тыс. долларов и без поддержки ведущих голливудских студий, примыкает к традиции байкерских фильмов шестидесятых, представленной, в частности, фильмом «Дикие ангелы» (1966), главную роль в котором сыграл также Фонда. Съёмки велись летом 1968 года. Работа над фильмом шла очень тяжело. Кроме того, что Хоппер был неопытным режиссёром, он в этот момент много пил и сидел на наркотиках. На съемочной площадке царила анархия (актёры, режиссёр, оператор и другие члены группы употребляли наркотики), сценарий переписывался на ходу, а сцены постоянно переснимались.

Под влиянием принципов французской «новой волны» многие диалоги сочинялись прямо на съёмочной площадке.

Непосредственность документалистики фильму придавало курение актёрами настоящей марихуаны (хотя под видом кокаина использовалась сахарная пудра). Чтобы добиться жёсткого тона от завсегдатаев забегаловки, где останавливаются «хорошие плохие парни», Хоппер рассказал им, что по сценарию они изнасиловали и убили девочку из их города.

Формальное новаторство Хоппера проявилось в как бы залипающих переходах между сценами, предвещающих флешфорвард к финальной сцене. От этих флешфорвардов, возможно, намекающих на наркотическое расширение сознания героев, при окончательном монтаже (который курировал не Хоппер) сохранилось очень немногое.

Прошло время, прежде чем фильм смог найти дистрибьютера. В итоге только в США он собрал в прокате около 19 миллионов, войдя в четвёрку самых кассовых фильмов года и окупившись многократно. Наряду с успехом «Бонни и Клайда» и «Выпускника» триумф фильма Хоппера подтвердил то, что «продвинутая», настроенная против истеблишмента молодёжь была в состоянии предопределить успех или провал фильма. Эти три ленты обозначили крушение старой студийной системы и рождение Нового Голливуда.