Ингмар бергман

Ингмар Бергман. Фильмы, которые стоит посмотреть

«Тюрьма» (1949). Сюжет разворачивается вокруг молодого кинорежиссёра, которому пожилой учитель математики предлагает снять фильм о том, как Дьявол превращает Землю в Ад. Печальные события в жизни режиссёра заставляют его всерьёз задуматься над идеей.

Кадр из к/ф «Тюрьма»

«Лето с Моникой» (1953). Мелодраматическая история непростой любви двух молодых людей из рабочего класса. Главную роль Моники сыграла несменная Харриет Андерсон.

Кадр к/ф «Лето с Моникой»

«Земляничная поляна» (1957). Один день из жизни профессора медицины, который погружается в воспоминая с целью изменить, переосмыслить себя. В фильме успешно использован приём ретроспективы и сновидений.

Кадр из к/ф «Земяничная поляна»

«Девичий источник» (1960). Действие фильма происходит в далёком прошлом. В основе сюжета – изнасилование и убийство девушки тремя братьями, за что им жестоко мстит её отец. В финале на месте убийства появляется ручей – девичий источник.

Кадр из к/ф «Девичий источник»

«Сквозь тусклое стекло» (1961) – первый фильм из «трилогии веры» (за ним были сняты «Причастие» и «Молчание»). Психологическая лента о внутренних страданиях каждого члена одной семьи и поисках Бога вопреки, на первый взгляд, непреодолимым преградам.

Кадр из к/ф «Сквозь тусклое стекло»

 «Шёпоты и крики» (1972). Основу сюжета составляет многолетний конфликт между четырьмя женщинами – тремя сёстрами и их служанкой, живущими в одном доме.

Кадр из к/ф «Шёпоты и крики»

«Фанни и Александр» (1982) – один из самых известных фильмов Ингмара Бергмана, получивший премию «Оскар» как Лучший иностранный фильм и множество других международных наград. Существует в двух версиях – телевизионной (около пяти часов) и киноверсии (около трёх часов). Лейтмотив киноленты – судьба и переживания двух детей – брата и сестры – на фоне разных событий в их семье. Фильм разделён на пролог, пять частей («Рождество в семье Экдаль», «Смерть и похороны», «Переезд», «События летом», «Демоны») и эпилог.

Кадр из к/ф «Фанни и Александр»

Конечно, этот список фильмов Ингмара Бергмана очень субъективный и совершенно неполный. Но если вам придётся по вкусу наша подборка, тогда вы точно будете готовы оценить полное наследие неординарного шведского режиссера.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1946 ф Кризис Kris режиссёр, сценарист
1946 ф Дождь над нашей любовью Det regnar på vår kärlek режиссёр, сценарист
1947 ф Корабль в Индию Skepp till India land режиссёр, сценарист
1948 ф Музыка в темноте Musik i mörker режиссёр, сценарист
1948 ф Портовый город Hamnstad режиссёр, сценарист
1949 ф Тюрьма Fängelse режиссёр, сценарист
1949 ф Жажда Törst режиссёр
1950 ф К радости Till glädje режиссёр, сценарист
1950 ф Это не может случиться здесь Sånt händer inte här режиссёр
1951 ф Летняя интерлюдия Sommarlek режиссёр, сценарист
1952 ф Женщины ждут Kvinnors väntan режиссёр, сценарист
1953 ф Лето с Моникой Sommaren Med Monika режиссёр, сценарист
1953 ф Вечер шутов Gycklarnas afton режиссёр, сценарист
1954 ф Урок любви En lektion i kärlek режиссёр, сценарист
1955 ф Женские сны Kvinnodröm режиссёр, сценарист
1955 ф Улыбки летней ночи Sommarnattens leende режиссёр, сценарист
1957 ф Седьмая печать Det Sjunde Inseglet режиссёр, сценарист
1957 ф Земляничная поляна Smultronstället режиссёр, сценарист
1958 ф На пороге жизни Nära livet режиссёр, сценарист
1958 ф Лицо Ansiktet режиссёр, сценарист
1960 ф Девичий источник Jungfrukällan режиссёр, продюсер
1960 ф Око дьявола Djävulens öga режиссёр, сценарист
1961 ф Сквозь тусклое стекло Såsom i en spegel режиссёр, сценарист
1962 ф Причастие Nattvardsgästerna режиссёр, сценарист
1963 ф Молчание Tystnaden режиссёр, сценарист
1964 ф Обо всех этих женщинах För att inte tala om alla dessa kvinnor режиссёр, сценарист
1966 ф Персона Persona режиссёр, продюсер, сценарист
1968 ф Час волка Vargtimmen режиссёр, сценарист
1968 ф Стыд Skammen режиссёр, сценарист
1969 ф Страсть En passion режиссёр, сценарист
1969 ф Ритуал Riten режиссёр, сценарист
1971 ф Прикосновение Beröringen режиссёр, сценарист
1972 ф Шёпоты и крики Viskningar Och Rop режиссёр, сценарист
1973 ф Сцены из супружеской жизни Scener ur ett äktenskap режиссёр, сценарист
1975 ф Волшебная флейта Trollflöjten режиссёр, сценарист
1976 ф Лицом к лицу Ansikte Mot Ansikte режиссёр, сценарист
1977 ф Змеиное яйцо Das Schlangenei режиссёр, сценарист
1978 ф Осенняя соната Höstsonaten режиссёр, сценарист
1980 ф Из жизни марионеток Aus Dem Leben Der Marionetten режиссёр, продюсер, сценарист
1982 ф Фанни и Александр Fanny Och Alexander режиссёр, сценарист
1984 ф Лицо Карин Karins ansikte режиссёр, сценарист
1984 ф После репетиции Efter repetitionen режиссёр, сценарист
1986 ф Благословенные De Två Saliga режиссёр
1997 ф В присутствии клоуна Larmar och gör sig till режиссёр, сценарист
2003 ф Сарабанда Saraband режиссёр, сценарист

«Свинцовое время» Маргарет фон Тротта

Это хроники жизни двух немецких сестер, чей характер действительно определяет их судьбу. Марианна, ставшая радикалкой в результате событий середины 1970-х годов, присоединяется к ячейке террористов и просит сестру Джулиану забрать ее четырехлетнего сына. Из-за обязательств перед своим любовником Вольфгангом и карьеры писательницы, Джулиана, поколебавшись, отказывает, и ее решение вызывает ужасные последствия: Бывший муж Марианны убивает себя, и мальчика отдают на воспитание государству.

Когда железная Марианна позже заявляется с двумя своими товарищами, она не только использует Джулианну в своих целях, но и унижает, издеваясь над ее стилем жизни и активизмом в свободное время. Тогда как Джулиана борется с правительством в печати, военизированная Марианна совершает вооруженные теракты, включая ограбления банков. Позже, когда Марианна загадочно умирает в тюрьме, Джулиану переполняет чувство вины, и она начинает доказывать, что ее сестру официально заставили замолчать.

«Фанни и Александр»

1982

Последний большой фильм Бергмана, своего рода прощание автора с кинематографом. Пятичасовая в телеверсии и трехчасовая в кино сага семейства Экдаль, увиденная глазами их детей – Фанни и Александра. Счастье и ужас, обеды и смерти, невероятная радость жизни, – в этом по-настоящему волшебном фильме Бергман разбирается с детскими фрустрациями и комплексами, по ходу дела вплетая в повествование все свои коронные темы. Фильм-роман, фильм-сказка, фильм-воспоминание, «Фанни и Александр» – самый простой и самый личный фильм великого шведа, который он называл «итогом своей жизни кинорежиссера». Известный факт, что во время съемок шведские режиссеры (и газеты) были крайне недовольны тем фактом, что Бергман на деньги киноинститута снимает дорогостоящий фильм про свою семью, – теперь же «Фанни и Александра» показывают в Швеции каждое Рождество.

*Материал был впервые опубликован на сайте в 2015 году. *

Вероятно, вам также будет интересно:

Как «Беспечный ездок» перевернул киноиндустрию

7 книг, которые помогут вам лучше разбираться в кино

Лучшие камео в кино

Как должны заканчиваться фильмы

Фото: Кадры из фильмов

Личная жизнь

Ингмар Бергман, как и всякая творческая личность, был человеком влюбчивым и переменчивым. Его жизнь украсило и омрачило множество женщин, пять из которых стали женами. У режиссера девять отпрысков, двое рождены вне брака.

Ингмар Бергман и его первая жена Эльса Фишер

Первой законной супругой мэтра стала Эльса Фишер, артистка из труппы бродячего театра, к которому Ингмар примкнул после ухода из колледжа. В 1943 женщина родила супругу дочь Лену.

Ингмар Бергман и Гун Грут

Спустя 2 года место Эльсы заняла ее подруга Эллен Лундстрем, которую Фишер порекомендовала мужу как хореографа. В 1948 году вторая жена подарила мужу близнецов. Семейные неурядицы и безденежье убило романтику в отношениях пары.

Ингмар влюбился в журналистку Гун Грут, родившую ему сына. Вскоре после появления отпрыска Ингмар Бергман изменил жене. Последовал развод.

Кэйби Ларетеи и Ингмар Бергман

В 1959-м личная жизнь шведской звезды снова сделала крутой вираж: Ингмар повел под венец прославленную пианистку Кэйби Ларетеи. Но 7 лет безоблачной жизни на вилле закончились расставанием: на съемках «Персоны» режиссер увлекся норвежской звездой Лив Ульман.

Ингмар Бергман и его жена Ингрид ван Розен

Для супруги он построил на острове Форе семейное гнездышко. В 1967-м Лив родила супругу дочь, но вскоре покинула островной домик: семейный корабль потерпел крушение. Покой и умиротворение Ингмар Бергман нашел с пятой женой – Ингрид ван Розен.

Книги Ингмара Бергмана

В 1987 году Бергман подарил почитателям книгу, в которой поделился детскими воспоминаниями и рассказами о работе над первыми спектаклями и фильмами. В 2006-м вышел сборник «Жестокий мир кино», в который вошли две книги мемуаров – «Латерна магика» и «Картины», интервью и статьи.

Отшила Мэрилина Мэнсона

Никто не будет спорить, что если бы Милен Фармер и Мэрилин Мэнсон завели детей, это значительно обогатило бы наш генофонд. Только подумайте: стройная красавица-интеллектуалка передает свою яйцеклетку для того, чтобы ее осеменил безобразный и бесконечно одутловатый шок-рокер. Ведь всем прекрасно известно, что самые красивые дети — метисы, а самые талантливые — те, кто рожден от умницы и дебила-харассера. (Этому феномену, между прочим, посвящен целый документальный фильм «Гаттака»).

Как бы то ни было, Мэрилин Мэнсон уже много лет как минимум заочно флиртует с Милен Фармер. «My monkey!» — то и дело кричит многоликий перверт. «Monkey me», — отвечает ему разнузданная юбилярша. «Do you love your guns?» — не унимается нечестивый маньяк. «L’Amour n’est rien», — выдыхает горячий пар наша недотрога.

Театр и фильмы

Вернувшись после учебы в Норвегию, Ульман начала играть в провинциальных театрах. В 1957 году девушка дебютировала в кино в фильме «Дураки в горах», поставленном первой норвежской дамой-режиссером Эдит Карлмар. Лив в картине, и сейчас остающейся одной из самых популярных кинокомедий в стране викингов, досталась эпизодическая роль безымянной постоялицы отеля. Начинающая актриса не была указана в титрах.

В 1962 году Ульман создала образ Кари в норвежской драме «Тони», участвовавшей в Берлинском кинофестивале. Одновременно Лив прогрессировала как театральная актриса и вскоре стала одной из самых успешных исполнительниц роли Норы в «Кукольном доме» Генрика Ибсена.

Всемирная слава обрушилась на рослую для своего поколения норвежку (рост Ульман 170 см) после знакомства и начала сотрудничества с Ингмаром Бергманом. Режиссер утвердил Лив на главную роль в картине «Персона» без проб, едва повстречал ее гулявшей по Стокгольму в компании шведской артистки Биби Андерсон. По сюжету героиня Ульман — актриса, замолчавшая в середине спектакля и впавшая в странный ступор. По совету доктора женщина едет отдохнуть на взморье, где ее пытается разговорить сиделка с короткой стрижкой в исполнении Андерсон.

Биби Андерсон и Лив Ульман в фильме «Персона»

В интервью 2015 года Лив сказала, что, снимаясь в «Персоне», не понимала героиню. Осознала желание замолчать навсегда Ульман, лишь достигнув 40-летнего возраста. В дальнейшем актриса снялась еще в ряде фильмов Бергмана, в том числе в его лебединой песне — ленте «Сарабанда».

Первой нескандинавской картиной Ульман стал франко-итало-бельгийский криминальный триллер режиссера Теренса Янга «Холодный пот», в котором норвежка сыграла жену центрального персонажа Джо Мартена. Криминальное прошлое героя напоминает о себе внезапным вмешательством в мирную семейную жизнь. В 1977 году Ульман снялась в составе блистательного актерского ансамбля, в который входили Дерк Богард и Шон Коннери, Энтони Хопкинс и Лоуренс Оливье, в военной драме Ричарда Аттенборо «Мост слишком далеко».

Среди лент, от участия в которых норвежская актриса отказалась, — «Фанни и Александр» Бергмана, «Бритва» Брайана Де Пальмы, «Двенадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга и сериал «Секс в большом городе». С 1982 года Лив выступает в качестве режиссера. Два из поставленных Ульман фильмов — «Частные исповеди» и «Неверная» — основаны на произведениях Ингмара Бергмана.

«Стыд» (1968)

Свобода и выбор

Кадр из фильма «Стыд»

Жизнь требует от нас решений. Возможность принимать решения и есть свобода. Иногда свобода тихая и ненавязчивая – она как компьютерная программа открывает перед нами окно с кнопками «Продолжить» и «Отменить». Пользователь привычно нажимает «Продолжить», и это его выбор – ничего не менять. Однако в какие-то моменты свобода вторгается в жизнь настойчиво и неотвратимо. Жизнь не просто предлагает выбор – она требует его. От решения невозможно отказаться, и оно радикально повлияет на всю дальнейшую жизнь. Брак, рождение ребенка, смена работы, переезд. Оставить все как есть – тоже решение: не жениться значит решить остаться холостяком. Не уволиться – выбрать текущую работу вместо новой, отказаться от предложения переехать – значит остаться там, где ты есть сейчас.

В фильме «Стыд» (1968) музыканты Ян и Ева Розенберг живут на острове в море. Они перебрались туда по рекомендации врача после того, как у Яна обнаружили проблемы с сердцем. Начинается война, и супруги оказываются между двух огней. Остров захватывает одна из воюющих сторон. Военные снимают ролик, в котором Ева якобы приветствует захватчиков. Когда контроль над островом возвращает себе другая сторона, супругов обвиняют в коллаборационизме. Ян и Ева, которые в начале войны не могли зарубить курицу, пытаются выжить в сложившихся кошмарных условиях, и начинают меняться. Ева уступает домогательствам влиятельного чиновника, который угрожает отправить супругов в концлагерь. Ян убивает людей – сначала под дулом автомата, а потом – чтобы добыть себе хорошие ботинки взамен изношенных.

Писатели-экзистенциалисты Альбер Камю и Жан-Поль Сартр разрабатывали понятие свободы в период фашистской оккупации Франции и позже участвовали в отрядах Сопротивления. С их точки зрения даже в ситуации кажущейся несвободы и принуждения у каждого есть выбор. Один в опасной ситуации выбирает безопасность и опускается, другой с риском для жизни остается человеком.

Война, тоталитарное государство или чрезвычайные обстоятельства обостряют этот выбор, доводя его до крайности, но и в мирное время бремя свободы тяготит не меньше. Смириться с оскорблением начальника и не потерять работу или ответить и оказаться на улице? Заниматься тем, что приносит предсказуемые деньги или попробовать реализовать давнюю мечту? Вступиться за прохожего или пройти мимо, поддержать гражданский протест или отсидеться дома, выполнить преступный приказ или пойти под суд за отказ подчиниться? Современная социальная система с ее мощным экономическим принуждениям направляет жизнь в заданное русло: учись, работай, накапливай, подчиняйся. Однако выбирая успех и подчиняясь обстоятельствам можно зайти очень далеко. Фильм «Стыд» сталкивает зрителя с простой мыслью: у всех поступков есть последствия и ответственность. Пассивное следование чужому принуждению заставляет совершать поступки, за которые стыдно. Настолько стыдно, что даже смерть – не самое плохое, что может произойти. Осознание этого расширяет свободу и помогает справиться с экзистенциальной тревогой. В самых трудных жизненных ситуациях у человека есть выбор, и сохранить человеческое достоинство, многое при этом потеряв – не самый худший вариант.

«Земляничная поляна»

1957

В 1957-м Бергману удалось снять сразу два шедевра: вслед за «Седьмой печатью» последовала «Земляничная поляна» (тоже в каком-то смысле фильм о смерти: тревелог о престарелом ученом, отправившемся на машине за премией и по пути вспоминающем всю свою жизнь, готовясь к уходу из жизни). Фильм, настолько же удаленный от «Печати» и по своему духу, и по своей глубинной сути, насколько и близкий к ней по своей судьбе («Поляна» взяла «Золотого медведя» и до сих пор повсеместно считается одним из лучших фильмов постановщика). В «Поляне» же в полную мощь проявляется и столь любимая Бергманом тема старения, естественного окончания жизни, подведения итогов.

Библиография

  • Бергман о Бергмане: Интервью с Ингмаром Бергманом. Стиг Бьоркман, Торстен Маннс и Йонас Сима; перевод Пола Бриттена Остина . Саймон и Шустер, Нью-Йорк. Шведское издание, авторское право 1970 г .; Английский перевод 1973 г.
  • Создатели фильмов о кинопроизводстве: семинары Американского института кино по кино и телевидению (под редакцией Джозефа Макбрайда). Бостон, Houghton Mifflin Co., 1983.
  • , Ингмар Бергман. Перевод Марианны Руут. Нью-Йорк, Arcade Pub., 1994, ISBN  1-55970-186-2
  • Стин, Биргитта (1 января 2005 г.). Ингмар Бергман: Справочное руководство . Издательство Амстердамского университета. ISBN .
  • , Ингмар Бергман. Перевод Джоан Тейт, Нью-Йорк, Viking Press, 1988, ISBN  0-670-81911-5
  • , Джон Орр, Berghahn Books , 2014.
  • Гадо, Франк (1986). . Издательство Университета Дьюка. ISBN .

Личная жизнь

В молодости Лив побывала замужем за врачом Хансом Якобом Стангом. Второй брак Ульман с американским бизнесменом Дональдом Лесли Сондерсом длится с 1985 года по настоящее время.

В промежутках между замужествами у Лив были романы с актером и драматургом Джоном Литгоу, сербским журналистом Драганом Бабичем, а также с режиссером Андреем (Андроном) Кончаловским. По преданию, Ульман сперва приснилась старшему сыну автора советского (а позднее и российского гимна), а затем мужчина, находясь в Осло, преподнес норвежке букет после спектакля. Поддавшись обаянию отпрыска поэта, актриса провела лето на даче Михалковых в Подмосковье и несколько раз появлялась под руку с Андроном Сергеевичем на светских мероприятиях. Однако затем чувства влюбленных остыли.

Лив Ульман и Ингмар Бергман

Самыми плодотворными оказались отношения норвежской актрисы с Ингмаром Бергманом. Помимо ролей в 10 фильмах мэтра они подарили Лив единственную дочь Линн, фото которой можно видеть в инстаграм-акаунте Ульман-старшей. Повзрослев, наследница творческой династии описала отношения родителей в произведении «Беспокойство», поставленном в 2018 году на шведских подмостках актрисой и режиссером Перниллой Аугуст.

Для совместной жизни с Ульман постановщик «Персоны» построил дом на острове Форо. Но творческая пара не смогла справиться со своими «демонами». После расставания с Бергманом-любовником Лив сохранила верность Бергману-режиссеру.

Личный опыт бывшие гражданские муж и жена положили в основу фильма «Сцены из супружеской жизни», вышедшего на экраны в 1972 году. Увидев игру норвежки в этой картине, ее американские коллеги Лайза Миннелли, Элизабет Тейлор, Джейн Фонда и Ширли Маклейн опубликовали письмо, в котором объявили Ульман лучшей из актрис.

«Осенняя соната»

1978

Последняя и лучшая роль в кино страдавшей от рака Ингрид Бергман (единственный раз сыгравшей у своего однофамильца). Знаменитая пианистка приезжает в скандинавское захолустье к своей дочери (Ульман), которую она не видела огромное количество лет и которую, кажется, презирает. Набивший в семидесятых руку на психологических семейных драмах вроде «Шепотов и криков» и «Лицом к лицу», Бергман под конец своей карьеры создал, возможно, главный свой шедевр, наконец-то избежав абстракций, – полтора часа тех самых шепотов и криков, музыки и тишины, концентрированной ненависти и нечеловеческой силы всепрощения. В некотором роде «Осенняя соната» – вообще кульминация всех фильмов Бергмана: помимо психологизма и тончайшего бытового драматизма в ней есть и лучшие образцы его специфического юмора, и проведенный тонкой красной линией конфликт традиционных ценностей с ценностями современными, и вечные размышления на темы супружеской жизни, женского родства и старения. Сам режиссер этот фильм считал неудачным, определяя его как каталог собственных штампов, – не в последнюю очередь это связано с тем, что однофамильцы не сработались на съемочной площадке: известно, что Ингрид Бергман высмеивала слишком многозначительные диалоги и переписывала целые сцены, что страшно задевало режиссера.

«Персона» (1966)

Одиночество и потребность в близости

Кадр из фильма «Персона»

Потребность в близости и участии «встроена» в психику человека. Новорожденный младенец жизненно зависит от родителей, он попросту не выживет без их заботы. Он вынужден налаживать отношения с другими, и эта необходимость-потребность сохраняется на всю жизнь. Каждому хочется тепла и близости, и в то же время абсолютная близость невозможна. В бытовом плане у друзей свои дела, разрыв с родителями неизбежен, дети уходят, друзья заняты своими делами. Все мы разные и не можем до конца понять друг друга. В конечном счете, каждый человек – отдельная вселенная, запертая в черепной коробке.

Название фильма «Персона» (1966) отсылает к античной традиции театрального лицедейства. Персоной тогда называли маску с отверстием для рта на лице актера. В понимании швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга Маска или Персона – архетип, с помощью которого человек играет свою роль в обществе других людей. Это публичное лицо, обращенное к другим. Сторона личности, с помощью которой человек адаптируется к обществу.

Актриса Элизабет Фоглер внезапно замолкает во время спектакля. С этого момента она перестает говорить. Психиатр заключает, что она здорова, но находится в состоянии, напоминающем оцепенение. Для излечения он советует ей отдых на природе, и Элизабет едет к морю в сопровождении сиделки Альмы. Оказавшись наедине с молчащей Элизабет, Альма вынуждена говорить сама. В своем монологе она открывает Элизабет свою жизнь, погружаясь в самые интимные подробности. Со временем женщины «сливаются» в одну личность, но однажды Альма перехватывает письмо Элизабет и пугается собственной уязвимости. Альма мстит за свою слабость, и, казалось бы, уже произошедшее желанное слияние и совершенное взаимопонимание, разрывается.

Одиночество как экзистенциальная проблема обостряется в самых разных жизненных ситуациях. Одиночество тревожит, когда у человека нет семьи, не складываются или распадаются отношения. Но оно может быть и в «идеальных» отношениях, когда мы ждем от партнера полного понимания, возлагаем на него обязанность составлять смысл нашей жизни. В браке каждый сам отвечает за свою жизнь, и попытка «слиться» с другим не приводит ни к чему хорошему. Во-первых, жить за себя и за партнера невыносимо тяжело. Во-вторых, тот, кто полагается на другого, рано или поздно потребует ответа за ошибки обоих. Трудно примириться с мыслью, что абсолютное слияние невозможно, и все мы одиноки в мире. Но осознание этого развязывает руки для собственной жизни, помогает установить границы своей личности и налаживать взрослые продуктивные отношения с другими. Фильм «Персона» работает как полноценный сеанс психоанализа. Сопереживание героям очищает душу, а открытый финал вполне в духе психоаналитика Жака Лакана оставляет зрителя с вопросами, которые продлевают терапевтическое действие истории за пределы оплаченного времени.

Ингмар Бергман. Биография

Культовый шведский режиссёр, сценарист и писатель Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в городе Упсала (Швеция) в семье священника. Тяга к написанию текстов, наполненных сюжетными линиями и яркими персонажами, проявилась у мальчика рано, и будущая профессия была им выбрана без раздумий – Ингмар поступил в Стокгольмский университет изучать историю искусств и литературу. В будущем он сумеет блестяще сочетать обе эти специальности.

Ингмар Бергман на съёмках к/ф «Земляничная поляна»

Карьера режиссёра и сценариста Бергмана развивалась спокойно и последовательно, вполне в духе скандинавского темперамента. Написал свою первую пьесу «Смерть Каспера», которая была успешно поставлена в театре, вследствие чего Бергман был приглашён работать редактором в кинокомпанию «Шведская киноиндустрия». Спустя несколько лет Ингмар Бергман написал свой первый сценарий к фильму «Травля» (1944), моментально принёсший молодому сценаристу признание среди режиссёров кино.

С 1944 года Ингмар Бергман начинает снимать собственное кино. Естественно, сам пишет сценарии к новым фильмам. В выборе операторов Бергман тоже довольно стабилен: до 1960 года почти все его фильмы снимал Гуннар Фишер, после и бессменно – Свен Нюквист.

В течение следующих лет 60-ти Бергман и команда работают очень продуктивно, снимая ленту за лентой, открывая новые имена, получая почётные награды. «Любимые» актёры были для Бергмана предельно важны, именно через крупный план режиссёр передаёт свою идею. Чаще всего появлялись в фильмах Бергмана Биби Андерссон и Харриет Андерсон, Гуннар Бьёрнстранд и Эрланд Юзефсон, Макс фон Сюдов и Лив Ульман.   

Любит животных

Если бы Милен Фармер не стала звездой мирового масштаба, она бы всегда могла зарабатывать на жизнь, предлагая туристам сфотографироваться с ученой обезьянкой. Свою первую самку капуцина она завела в далеком 1984 году и нарекла ее E. T. Вместе они жили душа в душу двадцать счастливых лет, пока Инопланетянка не вернулась на планету, с которой пришла.

«Когда обезьяна живет с вами, это не то же самое, что видеть обезьян в зоопарке, — признается Фармер

— Во-первых, у обезьян есть четыре руки, что очень важно. Я очень люблю кошек, но они не могут носить вещи, писать, жестикулировать

Обезьяна может вас копировать. У нее настолько умный взгляд, и в то же время такой озадачивающий! Я не знаю… обезьяны настолько чарующи…»

«Девичий источник»

1960

Так выглядит настоящая Скандинавия, которую мы привыкли видеть заснеженным королевством чудес в напомаженных сюжетах сказок. Бергман показывает жизнь в Швеции «во всей некрасе» – грубое изнасилование невинной и чистой девушки, полагающейся на бога, ради минутного удовольствия, полностью противоречащего всем канонам христианской религии. Но, может быть, только путем вопиющей несправедливости и жестокости мир может очиститься? Сравнения Карин с Иисусом Христом будут напрашиваться сами и подводить вас либо к абсолютному разочарованию в мире, либо к глубокому понимаю природы с трудно устроенным балансом добра и зла.

«Осенняя соната»

Какие еще шедевры содержит фильмография Бергмана, лучшие фильмы которого рассматриваются в этой статье? «Осенняя соната» — картина, которой сам маэстро остался крайне недоволен. Это связано в первую очередь с тем, что режиссеру не пришлось по душе сотрудничество со своей однофамилицей Ингрид Бергман. Актриса постоянно требовала переписать сценарий, высмеивала многозначительные диалоги. Однако критики объявили фильм «Осенняя соната» чуть ли не главным шедевром знаменитого шведа.

История начинается с того, что известная пианистка Шарлотта решает навестить свою дочь Еву. Мать и дочь не встречались уже много лет, отношения между ними весьма натянутые. Ева – женщина, которой не везет в личной жизни. Она с трудом выносит своего супруга, оплакивает сына, умершего в четырехлетнем возрасте. Усугубляет ситуацию необходимость заботиться о младшей сестре-инвалиде.

Ни к чему хорошему воссоединение родных людей не приводит. Мать и дочь вспоминают старые обиды, начинают выяснять отношения. Начинаются поиски виновного, которые лишены всякого смысла.

Не смотрит сериалы

Милен Фармер — известная синефилка. Так, в ее шлягере Psychiatric рефреном звучат строки:

То есть «Я человек, я не животное» — почти дословная цитата из «Человека-слона» Давида Линча. А в лесбоэротоманском клипе на песню Libertine Милен не только демонстрирует общественности обнаженную грудь, но и передает привет Стэнли Кубрику с его гипермаскулинным «Барри Линдоном».

Любимые фильмы Милен Фармер:

  • «Трамвай „Желание“» (1951). Реж.: Элиа Казан;
  • «Инопланетянин» (1982). Реж.: Стивен Спилберг;
  • «Дуэлянты» (1977). Реж.: Ридли Скотт;
  • «Голод» (1983). Реж.: Тони Скотт;
  • «Наудачу, Бальтазар» (1966). Реж.: Робер Брессон;
  • «Шепоты и крики» (1972). Реж.: Ингмар Бергман;
  • «Сталкер» (1979). Реж.: Андрей Тарковский;
  • «Париж, Техас» (1984). Реж.: Вим Вендерс.

Фармер изрядно кокетничает, когда говорит, что ничего не понимает в кинематографе. За свою прерывистую карьеру актрисы она успела сыграть в провальном «Джорджино» Лорана Буттона и в великолепной «Стране призраков» французского ультрасадиста Паскаля Ложье. Ну а о том, что по велению Фармер золото последнего Каннского фестиваля присудили феминистскому хоррору Жюлии Дюкурно «Титан», мы и вовсе промолчим.

«Набережная туманов» Марселя Карне

Солдат колониальных войск Жан приезжает в Гавр, надеясь сесть на корабль и уплыть далеко, далеко — для этого у него есть причины, точно в фильме не указанные. Он знакомится с прекрасной девушкой Нелли и между ними возникает любовь с первого взгляда.Сильный, сдержанный и немногословный Жан может и хулигана проучить, и вести себя с достоинством и гордостью парижанина. Ему везет — он получает в подарок и гражданскую одежду, и паспорт; корабельный врач предлагает ему место в своей каюте, но пощечины, выданные публично местному молодому бандиту, обусловили печальный конец этой романтической истории.

Цитаты[править | править код]

  • «Мои отец и мать, безусловно, чрезвычайно важны для меня, не только сами по себе, но и потому, что создали для меня мир, против которого я восставал. В моей семье царила дружеская, сердечная атмосфера, которую я, чувствительный молодой стебелёк, презирал, против которой восставал. Но этот строгий среднебуржуазный дом был для меня стеной, которую я бомбардировал, я оттачивал себя на нём»
  • «Меня спрашивали, как сына священника, о роли религии в моём мировоззрении и в моей работе. Мне кажется, что религиозные проблемы всегда живы. Я никогда не переставал ими заниматься; это продолжается беспрерывно. Но это происходит на интеллектуальном уровне, а не на эмоциональном. Религиозные эмоции, религиозная сентиментальность — от всего этого я давно избавился (надеюсь). Религиозная проблема для меня — интеллектуальная проблема: отношение моего ума к моей интуиции. Результатом этого конфликта обычно бывает нечто вроде вавилонской башни»