Алексей октябринович балабанов

«Груз 200»: ад на земле

В 2007 году Балабанов выпустил один из самых своих жутких фильмов – «Груз 200». В картине о жестокости и бесчинствах советского милиционера Журова отказывались сниматься актеры, а прокатчики не принимали ее после выпуска. И это понятно: сцену, в которой алкоголик насилует девушку в одной кровати с трупом ее жениха, которого привезли в цинковом гробу из Афганистана, выдержит не каждый.

«Груз 200» для меня лично — не приговор и не дань. Это просто кино про 1984 год, каким я его помню, каким я его представляю и вижу. Мне хотелось сделать жесткий фильм о конце Советского Союза — вот я его и сделал», — рассказывал Балабанов в интервью.

Кадр из фильма «Груз 200»

Действие фильма происходит в 1984 году в вымышленном городе Ленинске. Главный герой – капитан Журов, который безнаказанно убивает людей и издевается над Анжеликой, дочерью секретаря райкома КПСС. В финальной сцене она остается одна посреди трех трупов, пока с экрана телевизора вещает глава государства Константин Черненко.

По словам Балабанова, сюжет основан на реальных событиях, которые рассказала ему жертва насилия. Ее сыграла Агния Кузнецова, на тот момент студентка щукинского театрального училища. В отличие от Евгения Миронова и Сергея Маковецкого, у нее не было сомнений, сниматься ли в «Грузе 200»: Балабанов был ее любимым режиссером.

«Я сижу в «щуке» и вспоминаю, что в конце 90-х вышел фильм «Брат». Это вообще просто была бомба, особенно в провинции. Мы с братом сидели и смотрели фильм, и я кричала: «Я буду сниматься у этого режиссера!». И через шесть лет я была у него на съемочной площадке», — рассказывала Кузнецова в интервью Юрию Дудю.

Кадр из фильма «Груз 200»

Пока одни кинокритики отмечали успех Кузнецовой (это была ее третья роль на экране и вторая – в полнометражном фильме), другие разносили «Груз 200» и ее создателя. Обозреватель «РГ» Валерий Кичин назвал картину «дыркой, из которой торчит лицо Балабанова».

«Тогда зачем именно этот сюжет понадобился Балабанову для его версии «1984»? А все просто: хочется быть Оруэллом. Такая художественная задача: год действия выбран с явным намеком. Но кишка тонка, талант скуден, со вкусом скверно, фантазия убога, а чувства меры нет совсем. Забить осиновый кол в сердце дракулы не получилось — ненависть слепит глаза, руки трясутся, последние крохи режиссерских способностей изменяют. Фильм вышел не о загнивании совка, а о том, как режиссер Балабанов хочет быть Оруэллом», — писал он.

Впрочем, большинство хвалило создателя за бесстрашие и радикальную подачу материала. Этим он, стоит признать, отличался всегда.

Биография режиссера

О причине смерти Алексея Балабанова вы узнаете из этой статьи. Режиссер родился в Свердловске в 1959 году.

Интересно, что среди сверстников Балабанов еще с детства выделялся своей тягой к иностранным языкам. Это было связано с желанием много путешествовать в будущем, что и решило с выбором его профессии. Окончил местную школу, поступил в педагогический институт иностранных языков в Горьком.

Проходя службу в армии, побывал в странах Азии и Африки, принял участие в войне в Афганистане. Заканчивал службу в военном-морском флоте, с тех пор морская тельняшка была его любимой одеждой.

Творческую карьеру начал в должности ассистента режиссера на киностудии в Свердловске. Кинообразование получил на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

В Свердловске на него большое влияние оказала андеграундная культура, которая в то время стремительно развивалась. Несмотря на то, что город был вдалеке от Москвы и Ленинграда, здесь зародилась собственная школа рок-музыки, из которой вышло множество знаменитых коллективов. Балабанов тесно общался с музыкантами группы «Наутилус Помпилиус», их песни использовал в нескольких своих фильмах.

Балабанов был дважды женат. От первой супруги Ирины у него остался сын Петр. С Надеждой Васильевой, своей второй женой, он познакомился на съемках картины «Замок». Она работала художником по костюмам. В 1994 году на свет появился Петр.

Васильева была рядом с режиссером до самого конца.

Биография

Выдающийся отечественный кинорежиссёр Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Детство Алексея прошло в родном городе, будущий мастер ничем не отличался от своих сверстников и не проявлял особого интереса к искусству. Как и многие дети, Балабанов мечтал о неизведанных дальних странах и путешествиях — возможно, именно этим объясняется его увлечение иностранными языками, знание которых он рассчитывал применять в будущих странствиях.

Режиссер Алексей Балабанов

После школы юноша поступает в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где осваивает профессию переводчика. В 1981 году, после окончания института, биография Алексея Балабанова перемещается в ряды Советской армии.

Находясь в течении двух лет на посту офицера военно-транспортной авиации, Алексей получает жизненный опыт, который впоследствии воплотится в его кинематографических работах. С одной стороны, сбылась детская мечта о путешествиях: в составе своей воинской части офицер Балабанов выполняет различные задачи в странах Азии и на Африканском континенте. С другой стороны, Алексею довелось лично поучаствовать в афганской войне.

Алексей Балабанов в молодости

Противоречивые события, свидетелем которых становится будущий режиссёр, а также истории и армейские легенды, услышанные в кругу сослуживцев, позже лягут в основу одной из самых тяжёлых для восприятия зрителем картин Балабанова «Груз 200». В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Октябрин Сергеевич Балабанов в то время работал на Свердловской киностудии. Будучи по образованию научным журналистом, он занимал должность главного редактора объединения научно-популярных фильмов. Отец устраивает сына на киностудию в качестве ассистента режиссёра.

Алексей Балабанов в молодости

В то время Свердловск переживает расцвет андерграундной культуры. Находясь на достаточном удалении от столицы и властных кругов, в городе появляется своя особая школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с группой «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива будет сопровождать многие картины великого режиссёра, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова, ставшей памятником эпохи в кинематографе.

Детство и юность

Режиссер Алексей Балабанов родился 25-го февраля 1959 года в городе Свердловске. Ныне — это Екатеринбург. На тот момент родители молодого человека не имели отношения к творчеству, кинематографу или театру.

На время рождения ребенка оба были студентами. Отец учился на юридическом факультете. Мать готовилась стать врачом, осваивала медицинскую специальность.

После университета Балабанов старший начал работать в журналистике. А затем устроился на киностудию.


Алексей Балабанов в детстве

В юные годы Алексей Октябринович не интересовался высоким искусством и совершенно не планировал становиться артистом, связывать свою жизнь с кино. Как признавался сам режиссер, он много времени проводил с дворовыми друзьями и вообще был хулиганистым ребенком.

Молодой человек делал бомбы, которые подкладывал в урны. Такое увлечение пиротехникой Балабанов объяснить не мог. В школьные годы будущий режиссер стал мечтать о путешествиях. Плотно увлекся изучением иностранных языков, поскольку считал, что без этого общаться с людьми в других странах будет невозможно.

Алексей Балабанов в юности

Интересно, что от своей детской мечты Балабанов не отступился. Уже после окончания школы, получения аттестата он подал документы в Горьковский пединститут, где всерьез взялся за развитие языковых навыков.

Алексей Балабанов в молодости

К началу 80-х годов молодой человек получил диплом переводчика. Практически сразу после этого его призвали в вооруженные силы.

В армии Балабанов времени также даром не терял. Сначала молодой человек служил в Витебске. В относительно мирной обстановке он внимательно наблюдал за бытом вооруженных сил, за простыми людьми, сослуживцами. Подмечал детали.

Затем был период, когда молодой человек в составе части военно-транспортной авиации летал в Африку и страны Азии. А еще чуть позже Балабанов успел побывать у участников военных действий в Афганистане.

Жизненный опыт и обширный багаж знаний человеческой психологии дали пищу для будущих творческих изысканий

Балабанов отличался прозорливостью, вниманием к деталям и философским складом характера


Алексей Балабанов в юности

Он собирал легенды, слухи и суммировал их с реальными событиями. Весь этот массив информации молодой человек использовал в будущем, чтобы придать реализма фильмам.

В 1983-м году Алексей Балабанов демобилизовался. После окончания службы в армии, он вернулся на Урал. В то время его отец трудился при киностудии в качестве редактора.

Чуть похлопотав, родитель помог сыну устроиться ассистентом режиссера. Во многом это событие стало решающим в жизни молодого человека.

Сложились все предпосылки для развития и раскрытия самобытного таланта режиссера. На творчество Балабанова сильное влияние оказывали культурные устои крупного уральского города.


Алексей Балабанов в молодости

Столица была далеко, ситуация в стране уже находилась в критическом состоянии. Не удивительно, что именно на середину 80-х годов выдался период расцвета андеграундной культуры во всех ее проявлениях. В первую очередь, это касалось музыки и другого творчества.

Примерно в те же годы будущий постановщик Алексей Балабанов познакомился с классиками развивающегося отечественного рока из группы «Наутилус Помпилиус». А вскоре сдружился с членами коллектива.

Во многом именно благодаря этому Балабанов начал включать композиции группы практически во все свои работы. Ставка была удачной. Песни идеально вписывались в антураж фильмов режиссера. Придавали атмосферу, дополняли картину того времени.

«Ковид ускорил процесс»

— Возможно, я что-то пропустила, но в показах онлайн-кинотеатров не вижу вас так часто, как других артистов.

— Вы пропустили явно. Со моим участием вышел сериал «Игра на выживание». Сейчас снимается вторая часть. Там играет мой брат (актер Андрей Чадов. — «Известия»). Это большой успех всей команды и режиссера Карена Оганесяна — пользуясь случаем, хочу их поздравить. Еще есть со мной «Аванпост» Егора Баранова — прекрасное кино и сериал, на мой взгляд.

Я бы с удовольствием сделал бы еще что-то для платформ, там сейчас больше творческой свободы. До ковида, кстати, были предсказания, что вот-вот все кинопроизводство провалится в интернет.

Не надо сравнивать

Во время пресс-показа фильма «Любовь с ограничениями»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Так и случилось?

— Ковид ускорил процесс. Платформы — наше будущее, что тут говорить. Есть в этом грусть и печаль. Я не говорю, что кинотеатры умрут совсем, но, думаю, уступят домашнему кинотеатру. Прокат в России специфический до сих пор. 20 лет я в кино, за эти годы были суперуспешные проекты, но большинство фильмов не окупается.

Зато неплохие заработки на платформах. И большой ресурс, чтобы кино быстрее развивалось и быстрее окупалось. На мой взгляд, это здоровый путь развития для отечественного кинематографа.

— Вы сами что там смотрите?

— В основном фильмы. Зарегистрирован почти на всех платформах. И более того, сейчас у меня период подробного изучения. Когда я готовился к своему режиссерскому дебюту, изучал любое кино под лупой, разбирал на запчасти, чтобы понять, как сделано. Из понравившегося однозначно первое место занимает Breaking Bad. Если прямо совсем из недавнего, то у братьев Коэнов «Фарго» понравился. Мне вообще нравится то, что они делают.

— А из российских?

«Чики» сделаны хорошо. «Горе от ума» — прекрасно. «Домашний арест» — очень хороший продукт. Ничем не хуже, чем Black Mirror, например. Наши все-таки стараются. Это не те сериалы, в которых я снимался лет восемь назад. Почти во всех новых проектах хочется и не стыдно участвовать.

— Есть ли картины, которые не вызывают у вас гордости за то, что вы в них снялись? Сейчас многие и «Девятую роту» воспринимают иначе.

— Я пока еще не сделал ничего такого, чем можно гордиться без зазрения совести. А что касается «Девятой роты», то у нее огромнейшая аудитория. Сейчас, если 1,5 млн зрителей посмотрит фильм, это большой успех. А «Девятую роту» в прокате 2005 года посмотрели 7 млн. А по большому счету понравиться всем невозможно и не надо к этому стремиться.

Во время съемок сериала «Четвертая смена», 2017 год

— Многие актеры приблизительно вашего возраста уходят в режиссеры. Почему нельзя всю жизнь быть просто классным артистом?

— Когда тебе за 35, все сложнее претендовать на главные роли в прокатном кино. У нас не Голливуд и не международный рынок, где ты можешь в 58 лет, как Том Круз, миссию не выполнять.

— Но у него есть своя продюсерская компания.

— Дело не в этом. Там есть материал на взрослого героя, и публика к таким героям приучена. А у нас снимают молодых, потому что ориентируются на молодую аудиторию, тех, кто ходит в кинотеатры. Поэтому артисты после 35 нечасто бывают главными героями, лучше возьмут подешевле и помоложе. Сам занимаюсь продюсированием, это прекрасно понимаю. Если хочешь быть коммерчески подстрахованным, должен блюсти рамки нашего кинопроизводства.

Ничего удивительного, что к 40 годам начинается другая жизнь: углубляешься в театральную деятельность — я гастролировал с театром, появляется больше предложений сериальных и все меньше киношных. Если артист хочет дальше куда-то двигаться, он начинает искать выход. Меня увлекает кино, я весь там. Думаю, то же самое происходит с Данилой Козловским, с Кириллом Плетневым. Но есть актеры актерычи до мозга костей, которым комфортно в профессии, несмотря ни на что.

Справка «Известий»

Алексей Чадов окончил Театральное училище имени Щепкина. Дебютировал в фильме «Война» режиссера Алексея Балабанова (2002). За роль сержанта Ивана Ермакова в этой военной драме получил приз Международного кинофестиваля в Монреале в номинации «Лучший актер». В фильмографии актера также «Девятая рота», «Ночной дозор», «Вий», «Аванпост» и другие известные картины.

Основная информация

ID

183777002

Можно редактировать:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Домен

id183777002

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Имя

Александр

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Фамилия

Балабанов

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Отчество

не указано

Можно редактировать:
нет

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Пол

мужской

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Дата рождения

скрыта или не указана

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

«В чем сила, брат?»: Балабанов о бандитах, Якутии и войне

Алексей Балабанов (в центре) на съемках своего художественного фильма «Река». Фотография: yaplakal.com

Кадр из художественного фильма Алексея Балабанова «Война», 2002

Сергей Бодровв роли Данилы Багрова на съемках художественного фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Фотография: vsevkurse.com

В 2000 году Алексей Балабанов взялся за вторую часть фильма «Брат». Режиссер задумал продолжить историю героев, но уже в жанре комедии. Некоторые эпизоды снимали в США. В интервью для книги «Балабанов» режиссер говорил: «Брат-2 — дорогое кино и попсовое. Оно как раз народу-то нравится, больше чем первый <…> Народ рыдал в зале, с народом когда смотришь второй фильм, они реагируют совсем по-другому, чем на первый <…> Это такой восторг»</…></…>. В картине было еще больше музыки, чем в первой части «Брата»: композиции исполнили «Сплин», «БИ-2», Земфира, Чичерина, «Агата Кристи», «Океан Ельзи».

Параллельно режиссер работал над сценарием фильма «Река» о жизни прокаженных якутов. Балабанов хотел экранизировать повесть «Предел скорби» польского этнографа Вацлава Серошевского. Съемки проходили в Мурманской области. Работу прервала трагедия: исполнительница главной роли Туайра Свинобоева погибла в автокатастрофе. Она была в одной машине с Балабановым и его семьей. На одном из поворотов автомобиль занесло, и он вылетел с трассы. Все кроме актрисы выжили, но получили серьезные травмы. Режиссер решил не продолжать работу над фильмом. Через несколько лет после аварии отснятый материал смонтировали как короткометражку: эпизоды соединили закадровым текстом.

В 2002 году Алексей Балабанов выпустил картину «Война» о второй чеченской войне. Съемки проходили в относительно спокойной Кабардино-Балкарии, жили в домах у местный жителей. Во время работы творческую группу охранял специальный отряд быстрого реагирования. До приезда на Кавказ режиссер тщательно готовился: смотрел хронику, встречался с командующими войск в Чечне, собирал истории пленных. Состав актеров был интернациональными. Главные роли исполнили Алексей Чадов, Ингеборге Дапкунайте и британский актер Иэн Келли. Они по несколько часов сидели в выкопанных ямах: Балабанов считал, что кино про войну нельзя снимать в павильонах с декорациями.

Для большей достоверности Балабанов пригласил непрофессиональных актеров: многих чеченцев играли местные жители, русских военных — реальные солдаты. Один из дней чуть не закончился этническим конфликтом: съемочный вертолет случайно сбросил снаряд на старое кладбище, и оно загорелось. Успокоить местных жителей смог только бывший чеченский капитан, охранявший съемочную группу.

«Про уродов и людей»: кино об «особой любви»

Между «братьями» Балабанов выпустил фильм «Про уродов и людей», который позже называл своей самой совершенной работой.

Режиссер рассказывал, что придумал картину, когда зашел в музей эротического искусства в Гамбурге.

«Времени у меня было полно, я гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной», — вспоминал он.

Зрители отмечали, что ужас сюжета не в порнографии, а в хладнокровных убийствах и общей мертвой обстановке. Герои говорят немного, часть фильма вообще — немое кино. Балабанов хотел, чтобы Петербург в фильме был пустынным, поэтому съемочная группа работала в период белых ночей. Большую часть картины успели снять за три недели. Весь фильм выдержан в тонах коричневой сепии – Балабанов стремился передать эффект старых фотографий.

Фильм имел несколько рабочих названий. В итоговом Балабанов заложил двойное дно: сам он в ответ на многочисленные вопросы говорил, что уроды – это сиамские близнецы, которые есть в картине, а люди – все остальные. «Совершенно бессмысленно объяснять, что ты имел в виду: просто в фильме есть люди, есть уроды, а дальше вы сами разбирайтесь, кто есть кто», — сказал однажды Балабанов.

«Брат»: первый русский супергерой

С Сергеем Бодровым-младшим Балабанов познакомился в 1996 году. Режиссер увидел фильм «Кавказский пленник» и убедил главного героя сняться в «Брате». Сценарий был уже готов, оставалось найти актера. Позже Балабанов говорил: не будь Бодрова, не было бы успеха «Брата».

Культовую картину о бандитском мире снимали почти без денег. Группа работала бесплатно. Пленка оператору Сергею Астахову досталась от американцев, которые снимали в Петербурге «Анну Каренину». Создатели «Брата» ютились по квартирам знакомых, превращая их в локации будущего легендарного фильма.

Кадр из фильма «Брат»

Так же собирали и одежду. Свитер крупной вязки, в котором Данила Багров ходит весь фильм, купили на барахолке на 40 рублей. Знакомые давали съемочной группе куртки, ботинки, возили на машинах.

Кино сняли за месяц. Несмотря на все трудности, «Брат» имел оглушительный успех. Фильм показали на Каннском фестивале и еще на около 80 международных форумах. За первые три месяца продали около полумиллиона лицензионных кассет. Сергей Бодров, уже к тому моменту ведущий «Взгляда», моментально стал супергероем.

Но критики обвиняли Балабанова в расизме, русофобии и других грехах: режиссер и сценарист наделил Данилу Багрова несколькими спорными фразами («Не брат ты мне…»), за которые цеплялись оппоненты Балабанова.

Сам Бодров говорил, что видит в репликах своего героя другой смысл.

«У меня на его счет в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата», — говорил актер.

Кадр из фильма «Брат»

Возвращение Данилы Багрова на экраны состоялось в 2000 году – Балабанов выпустил фильм «Брат-2», половину которого снимали в Америке. Разница в организации съемок в России и США была колоссальной. Например, однажды в Чикаго помощники потребовали от водителей не парковаться на одной из улиц.

«У нас бы это объявление тут же сорвали, а в Америке в съемочные дни не было припарковано на обочине дороги ни одного автомобиля, — рассказывал оператор Сергей Астахов. — В нашем Шереметьево во время съемок над нами стояло человек десять из службы безопасности, и каждый беспрерывно твердил: “Быстрее, быстрее!” Американцы разрешили снимать в аэропорту, и мы снимали где хотели и сколько хотели».

«Брат-2», где Данила Багров борется с несправедливостью и в России, и в Америке, по пути играючи покоряя звезду того времени Ирину Салтыкову, повторил успех первой части. При этом сам Балабанов оба фильма не любил.

Кадр из фильма «Брат-2»

Преподаватель ВГИКа, киновед Светлана Смагина в разговоре с Инфо24 предположила, что феномен «Братьев» — в том, как точно режиссер передал эпоху через героя.

— Балабанову удалось схватить героя своего времени. Не создать, а услышать героя. Режиссеры, хотят они этого или нет, умеют чувствовать время. И Балабанов почувствовал, смог отразить в фильмах основные тенденции того времени через героя. Каждая эпоха выводит на первый план своего героя, и Данила Багров стал выразителем духа 90-х годов, — сказала Смагина.

«Война»

В 2000 году на экраны вышел сиквел фильма «Брат», имевший серьезный успех. На этот раз действия разворачивались в России и США. Фильм неоднократно обвиняли в неполиткорректности. Таких же подозрений удостоилась и картина «Война», рассказывающая о событиях в Чечне.

В картине повествование ведется от первого лица, историю рассказывает подследственный Иван Ермаков, который дает интервью журналисту. Он рассказывает о событиях в Чечне в 2001 году, когда оказался в плену у командира боевиков на положении домашнего раба. Самого Ивана также используют в качестве специалиста по связи.

Вскоре к чеченскому командиру привозят английского актера с невестой. Боевик отпускает русских, потому что они срочники, а не контрактники, и англичанина, чтобы он привез выкуп за свою невесту. Англичанину не удается за два месяца собрать деньги и найти понимание у властей. Тогда он обращается за помощью к Ивану, вместе они едут освобождать Маргарет и русского офицера Медведева, которые остаются в плену.

В 2007 году герой нашей статьи снял драму «Груз 200», в которой до жути реалистично продемонстрировал изнанку поздней советской действительности. Лента вышла настолько жестокой, что многие известные актеры отказались в ней сниматься, а в ряде российских городов фильм убрали из кинотеатров.

Важной вехой в творчестве Балабанова стала драма «Кочегар» про якутского ветерана войны в Афганистане. Фильм рассказывал о мести, на которую способны даже маленькие люди

Его последней работой стала картина «Я тоже хочу», в которой режиссер пытался осмыслить суть расставания с жизнью. Возможная причина смерти, биография Алексея Балабанова тогда стали активно обсуждаться.

Многие отмечали, что после съемок этого фильма он во многих интервью начал намекать на свою скорую кончину, утверждая, что эта картина была его последней. Так оно в действительности и получилось.

Фильмы

Четыре года Балабанов работал на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина, снятая совершенно спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал великий режиссёр, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с очень ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, в котором снял своих друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, в котором происходило действие картины.


Режиссер Алексей Балабанов

К моменту окончания учёбы в 1990 году у Балабанова уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашённых звёзд музыкантов Свердловского рок-клуба. Его первая профессиональная работа называется «Раньше было другое время». В 1990 году Алексей Балабанов переезжает в Санкт-Петербург, увлеченный мечтой о серьёзном кинематографе.

В 1992-ом биография Алексея Балабанова пошла по большому режиссерскому пути. Совместно с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию “СТВ”, благодаря которой и снял большинство фильмов.


Кадр из фильма Алексея Балабанова «Счастливые дни»

В 1991 году он снимает фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплощаются некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины — человек без имени, сыгранный Виктором Сухоруковым, скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.


Сергей Бодров-младший и Алексей Балабанов

К середине 90-х Алексей Балабанов уже стал весьма известной фигурой в творческих кругах Петербурга. Всенародную известность ему приносит снятый в 1997 году фильм «Брат», получивший Гран-при фестиваля “Кинотавр” и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. В фильме снимались Сергей Бодров-младший (главная роль), Виктор Сухоруков, Андрей Краско и др.


Алексей Балабанов на съемочной площадке

Следующая работа мастера под названием «Про уродов и людей», в которой Балабанов пробует новую для себя смысловую плоскость, изначально не задумывалась для широкой аудитории. Несмотря на это, получившийся фильм был удостоен премии «Ника» и получил статус культового кино на постсоветском пространстве. В 2000 году Алексей Балабанов снял фильм, повествующий о дальнейшей судьбе главного героя фильма «Брат». Если первая картина является артефактом эпохи, то вторая лента под названием «Брат 2» выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.


Кадр из фильма Алексея Балабанова «Про уродов и людей»

Фильм “Война” (2002 г.) вызвал обвинения Балабанова в неполиткорректности, действия проходят на Северном Кавказе во время Второй чеченской войны. Дальнейшие крупные работы режиссёра выполнены в более лёгкой, ироничной манере. В 2005 году он снимает чёрную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивает прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат выходит мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно», отмеченная критикой и получившая главные кинопремии страны.


Алексей Балабанов на съемках фильма «Жмурки»

В следующем году Алексей Балабанов выпускает свой наиболее сложный фильм «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и прославленный Алексей Серебряков.


Алексей Балабанов в фильме «Я тоже хочу»

В 2013 году режиссёр работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в Российской провинции. В этой картине Балабанов снимается в роли себя самого, режиссёра, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня, увиденная Балабановым на острове в Вологодской области, обрушилась через сорок дней после смерти режиссера.