Василий верещагин

История создания картины: две версии

«Апофеоз войны» — картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.

По первой, женщины двух городов — Дамаска и Багдада — обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.

Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.

Картина В. Верещагина «Апофеоз войны»

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло. 127 х 197 см.  Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эта картина – одно из самых ярких произведений Верещагина и, пожалуй, самое известное. Она поражает своей лаконичностью и сильным психологическим воздействием на зрителя, несмотря на то, что современного зрителя уже сложно удивить сценами кровавых и жестоких событий – настолько «преуспело» в этом наше телевидение. И всё же: пирамида из человеческих черепов не может никого оставить равнодушным и не задаться вопросом: что это?Пирамида из человеческих черепов изображена на фоне разрушенного города, обугленных деревьев, среди раскалённой степи. Война стёрла с лица земли всё, что когда-то украшало её. Ни травинки, ни кустика, ни живой души – только вороны вьются вокруг. Вороны охотно питаются падалью, поэтому часто ассоциируются со смертью.Всё в картине символизирует смерть: жёлтый цвет, засохшие небольшие деревца, безлюдье… Одно только вечное небо над этой мертвенностью сияет чистым синим цветом.

Смысл названия картины

Army and military photos

Что означает название картины, вернее, слово «апофеоз» в её названии?Апофеоз в переводе с древнегреческого означает «обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления». Но со временем термин приобрёл переносное значение и стал значить «прославление, хвалу чего-либо вообще». В театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений он приобрёл значение кульминации, венца событий. Именно в этом значении и употребил это слово художник В. Верещагин: кульминация войны, результат войны. Вот что остаётся от людей в результате войн. Тем самым он выразил свой протест против всех и всяческих войн, оставляющих после себя выжженную землю и гору безличных черепов… Это картина-аллегория, картина-протест.

Об истории создания картины

Картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана». На её раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».Именно войска Тамерлана оставляли за собой такие пирамиды черепов, но картина не носит конкретно-исторического характера, это обобщённый образ итога любой войны.Картина была написана в 1871 г. В 1867 г. Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и протест против уничтожения людей друг другом. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 г., где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

Адольф Менцель: «Верещагин может всё!»

В мире искусства имя Василия Васильевича Верещагина связывают с изображением батальных сцен. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Он работал над бытовой, исторической, портретной и пейзажной живописью. О нем немецкий художник Адольф Менцель говорил, что Верещагин может все.Детство в семье помещика, где все семейство жило за счет крестьянских оброков, наложило отпечаток на его творчество. Он рос добрым и впечатлительным мальчиком, его гуманное отношение к людям еще больше укрепилось во время учебы в кадетском корпусе.Рисованием Верещагин увлекался с детства, в кадетском корпусе его стремление непременно стать художником только укрепилось. Несмотря на сопротивление родителей, молодой офицер оставил службу, чтобы начать учиться живописи. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Он решил отойти от классицизма. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Художник уходит из Академии и начинает работать на натуре, изображая сцены народной жизни.В начале своего самостоятельного творчества Верещагин много путешествовал по Кавказу, наблюдая и зарисовывая жизнь местных жителей. В то время художник много работает над психологическими портретами. Он использует карандаш и акварель, для масляных красок не хватало опыта и знаний технологии.Полученное наследство позволило художнику поехать в Париж, чтобы обучаться мастерству масляной живописи. Отсюда он снова отправляется на Кавказ, где продолжил работать над картинами из народной жизни. Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей. Интерес к жизни разных народов вылился в зарисовках, эскизах и картинах, которые отличались психологической точностью. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины. Он стал приверженцем критического реализма.Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди. Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры, их невежества и жесткости, против ужасов войны. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях, иначе картины будут ненастоящими. Его картины баталий отражают победы и поражения армий, тяжелый труд и мучения солдат и народа.Верещагин до конца жизни оставался неутомимым тружеником, человеком, чья любознательность не угасла с годами. Он пишет быт, мифологию и пейзажи Востока, Ближнего и Дальнего, а также те военные события, в которых ему довелось участвовать, когда началась Русско-японская война. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту — на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.

  • Интерактивная галерея Верещагина
  • Знаменитые картины Верещагина
  • Направления творчества Верещагина
  • Жизненный путь художника В. Верещагина

С этим читают

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

НочьАксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Перед атакой. Под Плевной (1881)

Огромное четырёх метровое полотно в человеческий рост охватывает момент ожидания начала атаки. Балканская война отличалась особой жестокостью и бездарным командованием. Под Плевной полегло тысячи русских солдат. Верещагин был свидетелем происходящего. Он, рискуя своей жизнью, активно участвовал в боевых действиях. Именно это позволило создать потрясающее по своему психологическому накалу широкомасштабное полотно.

Художник говорил, что, только участвуя в событиях, проливая кровь, узнав холод и голод, можно написать достоверную картину о войне. Поэтому картины Верещагина всегда имели потрясающее влияние на зрителей.

12

Что скрыто в «Апофеозе войны»?

«Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга» (В.В. Верещагин).

«Главный пацифистский манифест в истории живописи», «самая известная картина Верещагина» — это о полотне «Апофеоз войны» (1871), что хранится в Третьяковской галерее. Василий Васильевич ответственно подходил к экспонированию своих картин: нередко просил вырезать на рамах надписи, поясняющие и сюжет, и его чувства. Так, на раме к «Апофеозу войны» он попросил написать:

«Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Полотно выделяется среди других славных работ художника символичностью: посреди выжженной пустоши высится пирамида из человеческих черепов. Верещагин тщательно выписал каждый из них: тут след от пули, а там — от сабли. Если долго вглядываться в полотно, черепа представляются лицами с гримасами боли, ужаса, страдания и муки. А вокруг груды человеческих костей все кружат и кружат вороны — безучастные к людским страданиям, они закончили свой страшный пир.

Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, как создавалась картина. Часть искусствоведов называет «Апофеоз войны» единственным полотном Верещагина, на котором он изобразил то, что никогда не видел своими глазами. Художник был впечатлен событиями XIV века — завоеваниями Тамерлана. Так, взяв арабскую крепость Себзевар, жестокий полководец приказал возвести башню, замуровав в нее 2000 живых пленников.

С мирными жителями Дели Тамерлан поступил еще бесчеловечнее: по его велению обезглавили 100 000 несчастных. Из голов убитых возвели огромную пирамиду. А завоевание Багдада кровожадный захватчик отметил в истории 120 башнями из голов 90 000 несчастных. Зачем? Тамерлан считал, что таким образом демонстрирует свой полководческий талант. Возможно, Василия Верещагина поразил его цинизм и жестокость.

По другой версии, сюжет на картине реальный. Среднеазиатские ханы, современники баталиста, продолжали возводить по примеру Тамерлана пирамиды из отрубленных голов побежденных. Есть сведения, что одним из убитых оказался немецкий исследователь Адольф Шлагинтвейт. Узнав о подробностях его смерти, Верещагин сделал первые наброски. Хотел назвать будущее полотно «Торжеством Тамерлана», но затем остановился на более философском названии.

К сожалению, Туркестанская серия Верещагина, частью которой стал «Апофеоз войны», вызвала далеко не однозначную реакцию современников. Ряд критиков называл художника-баталиста клеветником. Писали, что он якобы восхваляет торжество туркменов над русской армией. Говорили, что Василий Васильевич специально «смакует» страшные подробности сражений. «Апофеоз войны» и вовсе называли «гимном подвигам врагов». А сам живописец в это время писал:

«Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

Много споров и раздумий вызывает картина и в XXI веке. Ей посвящают не только статьи, исследования, но даже и пародии, мемы. В кинокартине «Выживший» (2015) мы можем увидеть своеобразную «цитату» шедевра русского живописца — гору из черепов бизонов.

Источник

«Апофеоз войны», Верещагин Василий Васильевич — описание картины

Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности — она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась — восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.

По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями Дали, настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне — это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия — войны.

Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».

Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета — только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь — это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде — летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.

Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.

На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война — смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.

На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один — массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.

Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину — яркое обличение безжалостности войны.

http://www.proza.ru/2017/08/27/1449http://www.syl.ru/article/178434/new_apofeoz-voynyi—tsentralnoe-polotno-turkestanskoy-serii-hudojnika-vereschaginahttp://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2077-apofeoz-voyny-vereschagin-vasiliy-vasilevich-opisanie-kartiny.html

Что такое костница (костехранилище)

В Кутне-Гора возвышается небольшая церковь с костехранилищем. Эта своеобразная готическая усыпальница входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Почётный статус костёл заслужил благодаря своему удивительному убранству, для оформления которого использовались материалы природного происхождения, являющимися человеческими останками. Трагический стиль декора привлекает миллионы туристов. В других странах и городах также можно встретить подобные достопримечательности, но более мелкого масштаба. Только в Чехии имеется единственный костёл в мире, где собрано огромное количество предметов из человеческих костей.

Тазобедренные, берцовые и плечевые кости, рёбра, позвонки, а также черепа украшают стены и потолок базилики. Люстры, кресты, чаши, вазы, канделябры, гирлянды и другие детали церковной утвари выполнены из скелетов более 50 000 тел. Большинство костей датируются 1318 годом, когда Чехию поразила чума.

Полотно-откровение

Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.

Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.

Скандальная слава

Не все современники Верещагина понимали и принимали его творчество. Почему так происходило, объяснить нетрудно. Одна из самых известных картин мастера была названа «Апофеозом войны». На ней изображена целая гора человеческих черепов, над которыми кружат стаи воронов. Вокруг — выжженная, опустошенная земля. Никаких тебе триумфальных шествий, маршей и бравых офицеров-победителей!

Верещагинская трактовка апофеоза войны пришлась тогда по душе не многим. Слишком уж откровенно, предельно трагически и без прикрас он писал. Особенно не понравились картины Василия Васильевича бравым офицерам, всей душой ратовавшим за славу русского оружия. Художника начали травить.

Самое большое возмущение вызывала его картина «Забытый». На ней изображено тело погибшего в бою русского солдата, о котором все забыли. Труп клюют ненасытные падальщики. Героя, отдавшего жизнь за Российскую империю, некому даже похоронить по-человечески.

Картина «Забытый» была настолько явным упреком имперским устремлениям России, что официальные власти заклеймили творчество Верещагина. Солдатам запрещали посещать выставки его работ, настолько те были провокационными и попахивали бунтом. Элита полностью игнорировала Верещагина. Галереи не хотели выставлять его полотна. Не было на них и покупателей.

Сюжет

   На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев среди раскалённой степи. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Всe детали полотна, в том числе серовато-желтый колорит, символизируют смерть и опустошение, передают ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Ясное синее небо лишь подчёркивает мёртвенность картины. Здесь живут только вороны — символы смерти в искусстве.

  «Апофеоз войны» в символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе, уничтожение, разрушение. В ней художник сурово осуждает все захватнические войны, несущие смерть.

   Известный русский художественный критик Владимир Стасов так писал об «Апофеозе войны»:

  «Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»

Батальный жанр в живописи

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Таким образом, батальный жанр посвящён военной тематике. Не обязательно при этом на картине должны быть изображены сцены сражений. Это могут быть изображения военных походов, героических подвигов современных или прошлых лет и веков.Часто в картинах сочетаются батальный и исторический жанр, если художник раскрывает смысл происходящего. Возможно также сочетание батального и бытового жанров, когда автор картины изображает бытовую жизнь военных или моряков.Батальный жанр в искусстве очень древний: человечество постоянно воевало и, к сожалению, продолжает воевать до сих пор.Картины батального жанра создавали Леонардо да Винчи, Тинторетто, Д. Веласкес, М. Ломоносов, Ф. Рубо́, Б. Виллевальде, М.Ю. Лермонтов, Н. Дмитриев-Оренбургский, М. Греков, многие современные художники.

Георгиевский кавалер Верещагин

Резкий в оценках и суждениях, часто излишне строгий и к себе, и к окружающим, называющий себя «лейденской банкой», то есть аккумулятором, накапливающим энергию и внезапно разряжающимся ею в окружающих, Василий Верещагин ненавидел официальную систему званий — неважно, воинских или художнических. Он открыто отказывался от всех наград, которые ему присуждали академии живописи на родине и за ее пределами, и за свою жизнь принял лишь две. Первой была серебряная медаль, которой его удостоила в начале 1860-х годов петербургская Академия художеств: свидетельство о награждении понадобилось художнику, чтобы подтвердить свое обучение и завершить курс в Академии изящных искусств в Париже

Второй наградой стал орден Святого Георгия Победоносца IV степени, которым прапорщика Верещагина, живописца при Туркестанском генерал-губернаторе Константине фон Кауфмане, наградили после осады Самарканда восставшими бухарцами. Боевую награду художник получил за то, что в самый опасный момент увлек за собой солдат-туркестанцев к воротам, в которые уже вламывались осаждающие, и тем самым помог остановить натиск противника. Георгиевский офицерский крест Верещагин, как и требовал статут ордена, носил не снимая — и больше никаких наград за свою жизнь не принял

Первой была серебряная медаль, которой его удостоила в начале 1860-х годов петербургская Академия художеств: свидетельство о награждении понадобилось художнику, чтобы подтвердить свое обучение и завершить курс в Академии изящных искусств в Париже. Второй наградой стал орден Святого Георгия Победоносца IV степени, которым прапорщика Верещагина, живописца при Туркестанском генерал-губернаторе Константине фон Кауфмане, наградили после осады Самарканда восставшими бухарцами. Боевую награду художник получил за то, что в самый опасный момент увлек за собой солдат-туркестанцев к воротам, в которые уже вламывались осаждающие, и тем самым помог остановить натиск противника. Георгиевский офицерский крест Верещагин, как и требовал статут ордена, носил не снимая — и больше никаких наград за свою жизнь не принял.

«У крепостной стены. «Пусть войдут». Картина Василия Верещагина, 1871 год

Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850

Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.

Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро

Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.