Что нужно знать об анатолии звереве

Музей

В мае 2015 года в самом центре Москвы открылся Музей AZ. В основу Музея AZ легло личное собрание Наталии Опалевой и дар Алики Костаки, дочери знаменитого коллекционера Георгия Костаки. На сегодняшний день в фонд музея входят более 1500 трудов «русского Ван Гога» и свыше 500 работ «коллег»-нонконформистов: Плавинского, Немухина, Рабина, Краснопевцева, Целкова и многих других.

«Там, за подписью AZ — я как раз, у орнамента синей лазури» — Анатолий Зверев —

Пространство музея не может позволить единовременно показать все работы автора, да и посетители не смогут за раз всем насладиться, поэтому Музей AZ проводит последовательный «рассказ» о жизни и творчестве Анатолия Зверева. Каждая выставка — отдельная новелла из жизни замечательного художника, которую превращают в кинодокумент. К слову, о кино и экранах: на каждом этаже музея «четвертая стена» зала представляет собой единый экран, который расширяет экспозицию и является ее неотъемлемой частью, создавая дополнительное пространство. Экраны позволяют гостю взглянуть на работы в новом ракурсе и получить дополнительную информацию о произведениях художника.

За рубежом и на родине

Гравюры работы Анатолий Тимофеевича были показаны на столичной Молодежной выставке, проводимой к VI Международному фестивалю молодежи и студентов. С 1959 на своих страницах репродукции произведений художника разместили новостной журнал «Life». Три акварели кисти Зверева в 1961 приобретены Нью-Йоркским музеем современного искусства.

Выставки мастера проводятся в столицах многих европейских стран. В 1984 прошла единственная персональная выставка живописца на родине. Его творческий путь стал самоотторжением казенщины, общешаблонных норм и представлений об искусстве.

Влияние его новаторства в творчестве ощутимо по сей день. Кульминацией стали пятидесятые-шестидесятые годы. Зверев превратился в воплощение духа свободы в современном искусстве и одного из лидеров нонконформизма. Найти в творческой манере какие-либо исторические корни крайне сложно. Учителем мастер называл великого Леонардо да Винчи. Мастер лишь по небольшим фрагментам мог определить любую картину в Третьяковской галерее.

После шестидесятых Анатолий Тимофеевич картин не писал. Однако даже для развлечения окружающих он сумел создать потрясающие произведения. Его рисунки отличает выразительность штрихов,точность, легкость, свойственная графике мастера. Написанная им в пятидесятых «Сидящая обнаженная» признана шедевром мирового уровня.

«Дождь лил, а я пил»

Пристрастие к алкоголю очень цельно входило в жизнь и творчество Зверева. Даже будучи уже известным художником, он не мог изменить своего образа жизни и то и дело предлагал людям «увековечить за рубль», после чего мог написать до 20 работ за раз. Практически постоянное нетрезвое состояние отражалось и на его манере письма: это было похоже на театральное действо, ритуал, в котором были задействованы все подручные средства. Как и Поллок, для работы он часто стелил полотно на пол, и если в это время по нему пробегала кошка или собака, оставив следы лап, то Зверев не только не раздражался, но и говорил: «Они добавили существенные детали, которые мне самому не пришли бы в голову».

Портрет генсекретаря ООН

После того как на Зверева обратили внимание известные коллекционеры, его слава начала распространяться и на Западе. Его работы пользовались спросом у западных коллекционеров и крупных музеев (например, у МоМА в Нью-Йорке), участвовали в выставках нового русского искусства

В Париже проводили и персональные выставки Зверева, но сам художник не был ни на одной из них — он ни разу не выезжал за границу.

Примечательно, что в России, помимо квартирных и коллективных выставок неофициального искусства, его творчество нашло признание в посольских кругах. Понимая, что такому художнику, как Зверев, не имеет смысла ждать официальных правительственных заказов, главный коллекционер художника Георгий Костаки активно рекламировал его среди знакомых послов и дипломатов. Представителям западной культуры творчество Зверева было намного ближе (вероятно, благодаря сильной связи с модернизмом начала века), у этого явления даже появился особый термин — дип-арт, обозначающий искусство, которое особенно ценится среди высокопоставленных иностранцев. Для портретов Звереву позировали дипломаты, сотрудники посольств, их жены и подруги и даже генеральный секретарь ООН в 1953–1961 годах Даг Хаммаршёльд.

Творческий выбор

Его биография началась в 1931 году. На свет будущий живописец появился в Москве 3 ноября. Семья ребенка была далекой от искусства, но сам мальчик рано проявил способности к творчеству. Первая награда за творчество мальчиком получена в четырехлетнем возрасте. Картина называлась «Уличное движение».Рисование ему преподавал знаменитый художник-график Николай Синицын.

Образование Зверев получил в художественно-ремесленном училище. Став высококлассным маляром по художественной отделке, Зверев работал в доме пионеров, парке «Сокольники». Впервые о Звереве узнали благодаря балетмейстеру, танцору и актеру Александру Румневу.

Увиденные им в конце сороковых картины поразили его. Знакомство произошло, когда молодой маляр расписывал забор в Сокольническом парке фантастическими птицами при помощи киновари, белил и самодельной кисти. В 1954 Зверев стал студентом столичного художественного училища памяти 1905 года. Вскоре он оставил обучение.

В личной жизни перемены произошли в 1957. Анатолий Тимофеевич и Людмила Назарова стали мужем и женой. В семье появилось два ребенка, сын Миша и дочь Вера. Брак распался. Зверев построил новые отношения с Ксенией Синяковой. 

Художник с 1959 до 1962 принимал участие в квартирных выставках.Персональная дебютная выставка живописца за рубежом состоялась в 1965 в Парижской галерее «Motte», в Женеве. В 1957 в парке Горького была устроена арт-студия. Иностранцы-абстракционисты снисходительно поучали столичных живописцев, рассказывая про чистое искусство. Поразил их русский художник, при помощи швабры почти моментально создавший из пятен краски изысканный женский портрет.

Выставки

Музей Анатолия Зверева проводит выставки, которые позволяют не только насладиться творчеством художника, но и соприкоснуться через них с его душой. Проект «ЗВЕРЕВ-GALA» (до 20.01.2019), приуроченный к трехлетию музея, особенный. В экспозицию, занимающую три этажа, входят свыше 250 работ: портреты, пейзажи, абстракции, циклы супрематики и иллюстрации. Значимым для музея событием является издание уникального цикла иллюстраций Зверева к повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». Если сводишь девушку на выставку «ЗВЕРЕВ-GALA», то не только подаришь ей незабываемое времяпрепровождение, но и станешь для нее открывателем настоящего русского андеграунда.

«И если в музее будет много жизни, а не красивых рам, то будет и больше наслаждения, а стало быть, и искусства» — Анатолий Зверев —

Биеннале молодого искусства будет проходить с 8 июня по 31 июля 2018 в Музее AZ. Свыше 50 молодых художников со всего мира представят свои работы. Музей Зверева к ним присоединится с выставкой «Идеальный возраст». Будут представлены три инсталляции: во внутреннем дворике и на заднем фасаде здания, в виртуальном пространстве «дополненной реальности». Их объединяет одна цель — создание места, где возраст не имеет значения. Место идеального возраста. Выставка затрагивает вопросы молодости, фрустрации взросления, а также тему творческого возраста у художников.

Память о мастере

После художника осталось не менее 30 тысяч работ. Проведение искусствоведческой экспертизы для определения их подлинности осложняется смешением школ, обстоятельств, при которых были созданы полотна. Единственным способом определения подлинности остается «знаточество».

Анатолий Тимофеевич скончался 9 декабря 1986 года. Художник вел дневники, писал стихи. Они подтверждают остроту ума, высокую культуру и истинную аристократичность. Ранимый и душевный человек всегда был готов помогать ближнему.

При этом его сознательным выбором стало одиночество. Он не вписывался в творческие объединения и систему в целом. Называли мастера русским Ван-Гогом, сравнивали судьбу с жизнью Модильяни, Пиросмани.

Своеобразие и масштабность таланта сделали имя художника таким же значимым в культуре. В 2013 в столице открылся частный музей АZ. В нем представлены работы живописца из коллекции Георгия Костаки. По ним люди смогут узнавать удивительный мир Анатолия Зверева.

Картины

Работы Анатолия Зверева всегда вызывали восхищение. Хоть из-за любви к свободе и крутого нрава его и отчислили из Московского художественного училища, но он все равно развивал свой талант. Первым серьезным доказательством стало признание от Хосе Давида Альфаро Сикейроса на Международном молодежном фестивале, когда тот наградил Зверева золотой медалью. После этого случая нашего героя настигла известность среди московской богемы: с 1959 по 1962 он становится частым гостем в квартирных выставках. Единственным желанием художника было выплеснуть на зрителя гамму эмоций, переполнявшую его, поэтому он предпочитал работать в сырой технике, используя мокрую бумагу. Казалось бы, его работы — хаотичная игра красок, света, тени и цветов, но в целом это создает неповторимую композицию, полную чувств и души. Роберт Фальк тепло отзывался о Звереве и его работах, говоря, что мастера такого масштаба появляются раз в сотню лет.

«Его картины — бред больного»: Отношения с официальным искусством и властью

Как настоящего неофициального героя, Зверева недолюбливала власть и признанные ею художники — например, скульптор и первый секретарь правления Союза художников СССР Екатерина Белашова говорила, что «Зверев не художник, его картины — это просто бред больного человека», а антипод Зверева в живописи Владимир Вейсберг называл его способным, но «не имеющим ни школы, ни культуры» человеком.

Однако художественное образование у Зверева все же было: бросив среднюю школу в 15 лет, он начал учиться в художественном ремесленном училище на Преображенке у Дмитрия Лопатникова. Доучившись, Зверев отслужил два года во флоте. Потом он поступил в МГАХУ памяти 1905 года, откуда был вынужден уйти, так как был не согласен с системой преподавания — слишком архаичной и конвенциональной. Ему вообще было чуждо все официальное. По словам его друга, художника Владимира Немухина, Зверев «не любил Пушкина, считая его поэтом официальным. А вот Лермонтов — это не официальный поэт. И по Лермонтову он много рисовал».

По воспоминаниям современников, Звереву было абсолютно наплевать на славу, деньги и власть. Ему не нравилась как институциональная музейная система (на предложение Третьяковской галереи купить его работы он ответил, что лучше он нарисует работу «кому-нибудь за десятку — пусть висит дома на стене», а не пылится в запасниках), так и система правоохранительных органов: милиция и работники КГБ преследовали Зверева по статье за тунеядство. Именно поэтому он признавал единственный вид общественного транспорта — такси, «наилучший способ улизнуть от органов». По воспоминаниям друга художника Михаила Кулакова, схема бегства Зверева была проста: «как можно быстрее добраться до очередного знакомого, где можно скрыться от враждебного мира, выпив и закусив».

Сосны. 1958

Особенности творчества

Поражают иллюстрации к Апулею, Гоголю, Сервантесу. Однако любое «доктринерство» было не для него. Анатолий Тимофеевич не признавал групповую ангажированность, хотя оставался нехарактерным и его выбор пути андеграундного живописца-одиночки. Он не вписывался в сложившиеся общности.

Картины мастера нередко подделывают. У него нет определенного направления. Все полотна объединяет стилевое единство, но отнести его к какому-либо общепринятому течению невозможно. Зверева называли русским экспрессионистом. Художник выслушивал поучения о необходимости точной передачи жизненных впечатлений, где страсть называли одним из способов донесения их до зрителей.

Не менее готовой картины увлекало ее создание. Живописец предпочитал импровизировать, развлекая окружающих. Работал он подручными материалами: кусочками свеклы, кухонными ножами, бритвенными помазками, пальцами. На полотна Зверев лил краску, размазывая ее обувью либо тряпками. Чтобы не запачкать окружающих, место работы приходилось огораживать.

«Первый русский экспрессионист»

Анатолий Зверев, без всяких сомнений, является одним из самых важных и ярких представителей московского андеграунда, хотя в объединениях не состоял и всегда держался особняком. Он был человеком искусства, жил ради творчества и творил ради жизни. Но как же расцвела его гениальность, в дальнейшем получившая скромную, но достойную похвалу от Пабло Пикассо, который назвал Зверева «лучшим русским рисовальщиком»?

А все началось с детства. Еще в 15 лет АЗ проявлял удивительный талант в изобразительном искусстве. Ну а дальше… Дальше его творчество лишь развивалось. Получив специальность маляра, Зверев расписывал детские площадки в парке «Сокольники». Там известный хореограф и балетмейстер Александр Румнев заметил юношу, разглядел в нем необычайные способности рисовальщика и стал его покровителем на долгие годы. А в 1954 коллекционер Георгий Костаки увидел в молодом художнике гениального живописца и назвал его «первым русским экспрессионистом».

В манере рисования Зверева находят отклики многие художественные течения XX века: ташизм, абстракционизм, экспрессионизм. Не сказать, что он не мог определиться со стилем — все его работы идут из глубины души, и в качестве инструментов для них он использовал не только кисти и краски, но и все, что попадется под руку. Бывало, не имея рядом палитры, он мог написать портрет в считанные минуты – при помощи кетчупа и горчицы. Его жизнь была воплощением искусства, «театром одного художника». Сегодня Зверева можно было бы назвать изобретателем перформанса.

Друг Зверева, художник Дмитрий Плавинский, вспоминал: «Анатолий работал стремительно. Вооружившись бритвенным помазком, столовым ножом, гуашью и акварелью, напевая для ритма, перефразируя Евтушенко: «Хотят ли русские войны – спросите вы у сатаны», — он бросался на лист бумаги с пол‑литровой банкой, обливал бумагу, пол, стулья грязной водой, швырял в лужу банки гуаши, размазывал тряпкой, а то и ботинками весь этот цветовой кошмар, шлёпал по нему помазком, проводил ножом две‑три линии, и на глазах возникал душистый букет сирени или лицо старухи, мелькнувшее за окном. Очень часто процесс создания превосходил результат».

«Художник! Не гонись за славой, ибо она гонится за тобой» — Анатолий Зверев —

АЗ проявлял бунтарство не ради забавы, а для того чтобы растормошить застоявшиеся умы и донести до них простые истины. Экспрессия художника сопровождала процесс создания шедевров. Известен случай, как создавался портрет «Плачущая», в котором с лихвой поражаешься стилю исполнения Анатолия Зверева. Случай произошел, когда в гости к Наталье Шмельковой, хорошо знавшей АЗ, пришел будущий представитель второго русского авангарда. Он хоть и был хорошим шашистом, но все же проиграл Наталье, отчего взбесился, стал рвать и метать, довел хозяйку до слез и неожиданно произнес: «Садись, детуля! Я тебя увековечу!». Принес таз воды из ванной, смочил бумагу, затем еще раз полил ее, замесил краски, сделал абстрактный фон и начал «вырывать» линии и детали со свойственной ему страстью. Портрет вышел, как считают многие, шедевром, но его создание задело абсолютно все в комнате: в краске были палас, пластинки, стены. Как говорит Наталья Шмелькова: «Родители, которые были на даче, по приезде чуть чувств не лишились — решили, что у нас дома кого-то убили…».