Александр годунов — биография, новости, личная жизнь

Любовь к балету прививали насильно

Александр Годунов родился на Сахалине, в семье военного. Через год семья перебралась в Ригу, а когда мальчику исполнилось три, родители расстались и дальше Сашу и его брата воспитывала одна мама.

Она и отдала Сашу в Рижское хореографическое училище, несмотря на его горячие протесты — сам он всегда мечтал стать военным. Дальше всё происходило как в сказке про гадкого утёнка. Саша был самым маленьким по росту в училище, стоял в ряду у балетного станка последним. Кому могло прийти в голову, что этот мальчик, которого мама заставила заниматься балетом против его воли, станет звездой — статным красавцем и великим танцором, которому будет рукоплескать весь мир.

В училище Годунов подружился с ещё одной будущей знаменитостью — Михаилом Барышниковым. Это знакомство сыграет особую роль в его жизни.

Саша Годунов часами работал у балетного станка, чтобы заслужить похвалу педагога. Узнав, что его старший брат в день своего шестнадцатилетия получил от отца письмо, он изо всех сил старался «быть хорошим» — возможно, тогда и ему отец прислал бы поздравление с совершеннолетием.

Увы, письма Годунов так и не дождался.

Впоследствии, рассказывая эту историю Майе Плисецкой, он подытожил: «Я очень страдал». Не надо быть Фрейдом, чтобы понять, что именно причиняло ему страдания: он считал себя хуже других, был уверен, что «не достоин и не заслужил».

Биография

Ценители балета и критики называли Александра Годунова уникальным танцовщиком. В нем соединились все три составляющие, которые превращают артиста в звезду: безупречная техника танца, драматическая выразительность лица и тела, актерский талант.

Александр Годунов

Советский и американский артист прославился ролями в балетных постановках и голливудских кинохитах. Выступал с Майей Плисецкой, дружил с Михаилом Барышниковым, выходил на съемочную площадку с Брюсом Уиллисом и Харрисоном Фордом.

В СССР имя танцора на десятилетия попало в списки «предателей родины», а на чужбине «невозвращенец» Александр Годунов не нашел счастья.

Рейс 222

Из отеля Людмилу вывозили со всеми предосторожностями, сумев перехитрить американские спецслужбы. Артистку доставили на борт самолёта «Аэрофлота», вылетавшего в Москву

Когда американские власти поняли, что Власова в самолёте, они пошли на крайние меры: советскому авиалайнеру запретили вылет, его блокировали на полосе. На борт буквально ворвались представители властей США с переводчицей, заявившие: Власову вывозят насильно, мешая ей соединиться с мужем, «выбравшим свободу».

Александр Годунов и Людмила Власова

Противостояние в аэропорту растянулось на трое суток. Всё это время на борту находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолёте не работал даже кондиционер).

Коса нашла на камень — яростное желание американцев развить пропагандистский успех от побега Годунова наткнулось на русское упрямство.

Американские СМИ надрывались, разоблачая «варварство Кремля», лишающего жену любимого мужа. К делу подключили даже поэта Иосифа Бродского, выступавшего в качестве переводчика и переговорщика с американской стороны.

На третьи сутки состоялась решающая встреча Власовой с представителями США. На неё американцы привели даже врача, дабы убедиться, что Советы не накачали артистку наркотиками.

Людмила Власова заявила: я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери. Для американцев это был удар. Они вынуждены были отпустить самолёт.

Эта история стала основой для снятого в СССР спустя шесть лет фильма «Рейс 222».

Причина — соперничество с Барышниковым

— Первопричина, на мой взгляд, многолетнее соперничество советских звезд балета — Годунова и Барышникова, — говорит писатель Геннадий Соколов. — Оба — из неблагополучных семей. Миша Барышников родился в рижской коммуналке. Его мама страдала психическим расстройством. Покончила с собой, когда сыну было 12. С мачехой он не поладил, жил у друзей. Родители Годунова развелись, когда Саше было три года. Мать привезла его с братом с Сахалина в Ригу. В коммуналку. Тяжелое детство породило у обоих желание любой ценой выбиться в люди.

В Рижском хореографическом училище мальчики попали к одному педагогу. Были самыми маленькими в классе, требовалось подрасти. Часами делали упражнения на растяжку. Барышников с трудом достиг 168 см. Годунов же стал гигантом — 190 см! 

Повзрослев, одноклассники продолжали ревниво следить за успехами друг друга. Оба быстро добились признания. Перспективы в СССР были блестящие. Но дети коммуналок считали, что полностью оценить их смогут только на Западе.

Первым «ушел» Барышников. Годунов не скрывал, что тоже хочет остаться за бугром… КГБ установил за ним слежку. Сделал невыездным. 

Когда намечались гастроли Большого в США в августе 1979‑го, Годунова в труппу не включили. Хотя театр вез спектакль «Ромео и Джульетта», где Александр танцевал с супругой Милой Власовой. Американцы пригрозили: без этой пары гастроли не состоятся! И Годунов отправил в КГБ письмо, уверяя: бегства не будет. Кураторы с Лубянки дали гарантии, что после возвращения из Штатов он получит возможность заключать сольные контракты с западными продюсерами, будет спокойно ездить за рубеж. Обещали новую большую квартиру в Москве и звание народного артиста СССР. И отпустили на гастроли в США. Но Годунов решил остаться. Кое-кто на Лубянке лишился тогда погон. 

Власова, похоже, о планах мужа не знала. Позже их назовут «Ромео и Джульеттой холодной войны». 

А Барышников и Годунов продолжали соперничать и за океаном. Не только в балете. Барышников несколько лет жил со звездой Голливуда Джессикой Лэнг. Та родила ему ребенка. Снимался в кино, даже был номинирован на «Оскар». Годунов жил с кинодивой Жаклин Биссет, мечтал о семье, но Жаклин отказалась рожать. В Голливуде Годунов снимался в ролях второго плана. А хотел быть первым! В Америке «малыш» Барышников обошел «великана» Годунова на всех поворотах. Александр все чаще заглядывал в рюмку и умер одиноким в 45 лет.

— Есть версия, что Годунову помогли уйти на тот свет. 

— Полагаю, смерть наступила от естественных причин. Подогретых алкоголем. Другое дело, что поведение его секретарши Арлин Медани было странным. Она запретила делать вскрытие. Когда знаменитая балерина Нина Ананишвили, ученики, друзья пришли проститься с покойным, оказалось, что его уже три часа как кремировали. По распоряжению Медани. Но, думаю, ЦРУ ни при чем. Медани вела все финансовые дела Годунова. Полагаю, дама хорошо погрела руки на его капиталах, имуществе. И заметала следы.

В ТЕМУ

На вторых ролях

В 1985 году он снимается в романтическом триллере «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Картина имела успех и у публики, и у критиков, была номинирована на «Оскар» в шести категориях и взяла награды за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.

Дальше была «Долговая яма» с Томом Хэнксом и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — оглушительный успех последней картины сделал Годунова популярным на Родине даже у тех, кто понятия не имел о нём как об артисте балета.


Александр Годунов в фильме «Долговая яма». Фото: Кадр из фильма

Первое время на новом месте, по воспоминаниям Жаклин, Годунов был в эйфории: он купил в Лос-Анджелесе просторную квартиру с видом на океан и автомобиль с открытым верхом — свою давнюю мечту. Впрочем, довольно скоро он стал наведываться в эту квартиру лишь от случая к случаю: Биссет предложила ему переселиться к ней. Эта вилла из белого камня с бассейном и прохладным патио неподалеку от Бенедикт Кань она стала домом Годунова на следующие семь лет.

Два первых года их совместной с Александром жизни Жаклин называет самым счастливым временем. Годунов был одержим стремлением стать настоящим американцем. Он практически полностью прекратил контакты с русскоязычными эмигрантами, а когда Жаклин сказала, что готова выучить русский, сообщил, что в этом нет необходимости. 

Александр головой окунулся в новые знакомства, по несколько часов в день занимался английским, потому что понимал: чтобы сделать карьеру в Голливуде, нужно избавиться от акцента. 

Конечно, Биссет, как всякая влюбленная женщина, была пристрастна. Но вот как описывает Александра Годунова Иосиф Бродский: «Вообразите себе всю эту массу, тяжелую челюсть, голубые глаза, блондин, длинные волосы… (…) Я потом уж подумал, что в случае Годунова особенного разрыва между искусством и индивидуумом быть не может. Он просто выходит на сцену — и это само по себе событие. В жизни — то же самое. Он не просто сидит в квартире, он присутствует. Когда он встает, ты понимаешь — что-то уже произошло».

Через пару лет Александр обнаружил, что в Голливуде, который когда-то казался таким гостеприимным, ему отведена малопочтенная ниша актера на роли террористов и русских шпионов: «Минимум слов и свирепая рожа».

Жаклин говорила, что перед ним словно выросла каменная стена, пробить которую не могли ни её влияние, ни несомненный драматический дар Годунова.

За 10 лет он снялся в восьми картинах — потрясающий результат для русского актёра в Голливуде. Но не для Годунова. Он привык быть звездой, а здесь приходилось довольствоваться вторыми ролями малопривлекательными персонажами.

В 1987 году Александр получил американское гражданство. На вопрос журналистов, как он собирается отметить это событие, Годунов мрачно пошутил: «Гамбургером с икрой».

По слухам, сразу после церемонии он сделал Жаклин предложение и сказал, что хотел бы завести детей. Но выходить замуж Биссет не хотела, а тему материнства в любой форме считала для себя закрытой. Мелкие трещинки в отношениях стремительно разрастались до размеров пропасти.

По словам Жаклин, в последние годы жизни с Годуновым на нее словно опустилась гранитная плита: «Когда Саша был в форме, он возвращал мне ощущение легкости и молодости, рядом с ним я чувствовала себя юной и до неприличия счастливой. К сожалению, к концу 80-х такие дни стали редкостью».

Они расстались.

2. Бежал от «рабства» Минкульта

Жизнь любого артиста в то время сильно зависела от Министерства культуры. Не понравился чиновнику — стал невыездным. Годунова четыре года не брали в зарубежные поездки. А ведь век балетного артиста короток! Чтобы его выпустили, однажды потребовалось личное поручительство Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР. Балетная пара пришла к ней на прием, и Екатерина Алексеевна зачитала им донос: «Годунов в таком-то месте и в такое-то время говорил, что хочет остаться». «Разве будет человек, мечтающий остаться, заявлять об этом во всеуслышание?» — парировала Власова. «Логично», — ответила Фурцева и отпустила тогда Годунова в поездку. 

Биография

Ранние годы

Родился в семье инженера-строителя. Родители, Лидия Николаевна Студенцова и Борис Илларионович Годунов-Водуков, познакомились в блокадном Ленинграде, где Студенцова осталась по окончании Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, а Годунов-Водуков восстанавливал разрушенные бомбёжками здания и коммуникации. После войны Годуновых с двухлетним первенцем Олегом направили на Сахалин, в Южно-Сахалинск, где в семье родился Александр.

Когда Александру Годунову исполнилось три года, родители развелись. Мать перевезла детей к брату в Ригу. Сама она приехала спустя год, отработав пятилетний контракт на Сахалине, и поступила работать на Прибалтийскую железную дорогу, которая предоставила ей комнату в коммунальной квартире в центре Риги, на углу улиц Стабу и Тербатас.

В 1958 году Годунов поступил в Рижское хореографическое училище. Училище окончил в 1967 году по классу педагогов Юриса Капралиса и Артура Экиса. На протяжении всей жизни Годунов поддерживал с Юрисом Капралисом дружеские отношения.

«Молодой балет»

По окончании училища Годунов получил распределение в Латвийский театр оперы и балета, хотя имел приглашение от Игоря Моисеева в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет» («Молодой балет»). В 18-летнем возрасте он ещё имел небольшой рост, из-за чего мог быть принят только в кордебалет — так матери заявил руководитель балетной труппы Александр Лемберг. Годунов отправился на прием к министру культуры Латвийской ССР Владимиру Ильичу Каупужу с просьбой отпустить его в Москву, но разрешения не добился, поэтому уехал в столицу самовольно.[источник не указан 89 дней]

В «Молодом балете» (1967—1971) Годунов вплотную познакомился с элитой советского балета. В классах Асафа Мессерера и Александра Руденко он шлифовал технику, позволявшую исполнять как классические па-де-де, так и сочинения современных хореографов. Он солировал в «Мимолётностях» Касьяна Голейзовского, «Гран-па» Асафа Мессерера, «Поэзии чувств» Игоря Моисеева. Танцевал в «Адажио» Альбинони, поставленном Игорем Чернышёвым впервые в Советском Союзе, репетировал с Олегом Виноградовым и с эстонским хореографом Май-Эстер Мурдмаа.

С «Молодым балетом» Годунов объездил весь мир, но мечтал танцевать в Большом театре. За год в Москве он вырос на 18 сантиметров и вскоре последовало приглашение от главного балетмейстера театра Юрия Григоровича.

В Большом театре

В 1971 году Годунов был зачислен солистом в балетную труппу Большого театра. Его дебют состоялся в «Лебедином озере». Годунов пришёл в Большой, когда там открыто враждовали три группировки — Григоровича, Плисецкой и Васильева.[источник не указан 89 дней] Приглашение Плисецкой стать её партнёром навлекло на него гнев главного балетмейстера,[источник не указан 89 дней] поэтому Годунов танцевал очень мало: Спартака всего пять раз, Ивана Грозного — девять, Пастуха в «Весне священной» — два. Хозе в «Кармен» около сорока раз, Вронского в «Анне Карениной» — больше тридцати, Клавдио в «Любовью за любовь» — свыше двадцати. Последней его премьерой стал Тибальд в «Ромео и Джульетте».[источник не указан 89 дней]

Роли в труппе Большого театра

  • П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, па-де-труа. 1971 г.
  • П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, А. Мессерера. Принц. 1971 г.
  • П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка Ю. Григоровича. Принц. 1971 г.
  • Р. Щедрин. «Анна Каренина» Вронский. Постановка М. Плисецкой, Натальи Рыженко, Виктора Смирнова-Голованова. 1972 г.
  • Ф. Шопен. «Шопениана». Юноша. 1972 г.
  • Ц. Пуни. «Конёк-горбунок», па-де-труа «Океан и жемчужины». Постановка А. Горского. На гастролях в США. 1973 г.
  • Л. Минкус «Дон Кихот». Базиль. 1973 г.
  • Ж. Бизе — Р. Щедрин. «Кармен-сюита». Хореография А. Алонсо. Хозе. 1974 г.
  • А. Пахмутова. «Озарённость». Хореография Н. Рыженко и И. Смирнова-Голованова. Любимый (1-й исполнитель). 1974 г.
  • А. Адан. «Жизель». Альберт. 1974 г.
  • Г. Малер. «Гибель розы». Хореография Ролана Пети. Юноша. 1974 г.
  • А. Хачатурян. «Спартак». Хореография Ю. Григоровича. Спартак. 1976 г.
  • Т. Хренников. «Любовью за любовь». Хореография В. Боккадоро. Клавдио (1-й исполнитель). 1976 г.
  • С. Прокофьев. «Иван Грозный». Хореография Ю. Григоровича. Царь Иван. 1976 г.
  • И. Стравинский. «Весна священная». Хореография Н. Касаткиной и Вл. Василёва. Пастух. 1977 г.
  • С. Рахманинов. «Паганини». Хореография Л. Лавровского. Паганини. 1978 г.
  • Л. Минкус. «Баядерка». Картина «Тени». Солор. 1978 г.
  • С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». Хореография Ю. Григоровича. Тибальд (1-й исполнитель). 1979 г.

Зависть и ненависть преследовали Годунова по пятам

Для Годунова, ожидавшего, что супруга останется с ним в США, ее возвращение в Союз стало тяжелым ударом. Однако вопреки россказням о том как “предатель” на полгода ушел в запой, осенью 1979-го года артист уже заключил выгодный контракт с руководством Американского балетного театра. К сожалению, театр переживал не лучшие времена из-за затяжного конфликта между труппой, требующей повышения зарплаты, и дирекцией. Александр опять погрузился в пучину закулисных интриг. Гонорар нового солиста — 5 тысяч долларов в неделю подействовал на американских коллег как красная тряпка на быка. Поменялась страна, но зависть и злоба по-прежнему преследовали танцора.

Фото classicalmusicnews.ru

Три дня в самолете

Самолет стоял на взлетном поле три дня в кольце оцепления американских спецслужб. Штурмовать лайнер, чтобы «освободить удерживаемую КГБ балерину» (это была основная версия западных СМИ), они не могли. По закону борт самолета — это территория СССР, грянул бы международный скандал со всеми последствиями. Каждый день к Людмиле приходили делегации переговорщиков, умоляя ее остаться с мужем. Поэт Иосиф Бродский взял на себя роль переводчика Годунова. Ежедневно навещал Власову и Юрий Григорович — главный балетмейстер Большого театра, который был в Нью-Йорке на гастролях вместе с труппой. Пока Юрий Николаевич шел к ней по «кишке», его окликали американские полицейские: «Хэллоу, Юрий! Передай привет Людмиле». 

В салоне все три дня рядом с Власовой дежурили сотрудники советского консульства. Выход из ситуации искали на высшем уровне: президент США Джимми Картер и генсек Леонид Брежнев созванивались и обсуждали происходящее. 

Через три дня самолет наконец поднялся в воздух и взял курс на Москву. 

— Как только лайнер взлетел, я вышла к пассажирам во второй салон и поблагодарила их, — рассказала Людмила Власова. — Это была очень теплая встреча. В салоне были люди многих национальностей — армяне, украинцы, русские. Они стали просить у меня автограф. Я удивилась, но расписалась — прямо на билетах.

Людмила Власова сегодня

Первое время Власова не хотела даже выходить из дома, но она была в афише, и надо было репетировать, чтобы никого не подвести. За границу Власову уже не выпускали. Лишь раз она выезжала на гастроли в Польшу, но там от неё не отходили, следили за каждым шагом.

Когда Власовой пришло время выходить на пенсию, то ей позвонила Наталья Линчук и пригласила Людмилу приехать на тренировку фигуристов, предложив ей стать хореографом. У Власовой не было подобного опыта, но уверенность Линчук в том, что у неё получится, заставила попробовать.

Первые пары, с которыми работала Людмила, были Фёдоров и Крылова, затем Платов и Грищук, а так же Авербух и Анисина. Был опыт работы в Италии. Там Власова работала с парой, которая завоевала титул чемпионов мира. Людмила Власова была хореографом чемпионской пары Илья Авербух-Ирина Лобачева.

Сегодня хореограф работает с Никитой Кацалаповым и Еленой Ильиных. Будучи юниорами, они взяли золото на чемпионате мира.

Балет

Дебют в партии Принца на сцене БТ в «Лебедином озере», поставленном Александром Горским, оказался успешным

На молодого артиста обратили внимание театральные примы. С одной из них – 28-летней Людмилой Власовой – вспыхнул роман, который увенчался браком

Самая красивая балетная пара БТ танцевала партии в постановках «Спартак», Иван Грозный», «Ромео и Джульетта».

Танцовщик Александр Годунов

Затем правом выбирать партнера воспользовалась ведущая актриса БТ Майя Плисецкая, и танцора ввели на роль Принца в «Лебединое озеро», которое ставил балетмейстер Юрий Григорович. Искушенные зрители оценили мастерство 21-летнего артиста и стали ходить «на Годунова». Александр проснулся знаменитым, карьера стремительно развивалась, а в творческой биографии появились роли Хозе в «Кармен-сюите», Альберта в «Жизели», Солора в «Баядерке».

В БТ Годунова обожали и ненавидели. Коллеги и партнеры по спектаклям, зрители обожествляли артиста, у начальства и служащих «компетентных органов» звезда вызывал раздражение независимым характером и «неправильным» поведением на гастролях. Годунов не слушал советов, которые давали в КГБ гастролерам, встречался и разговаривал с теми, с кем запрещалось.

Александр Годунов в балете «Жизель»

На совет руководства подстричь длинные волосы ответил отказом и напоминал голливудскую звезду, а не советского артиста. Своенравного и непокорного Александра Годунова обожали в Америке и Европе. На постановки БТ билеты раскупали за месяцы вперед, иностранные импресарио требовали звезду. Бдительным служащим «органов» популярность танцора не нравилась, под разными предлогами его не выпускали за рубеж, видя в нем потенциального «невозвращенца».

После того как отказался возвращаться с гастролей в Канаде Барышников, Годунову запретили выезжать. Мысль повторить поступок коллеги все чаще посещала артиста. Барышников купался в лучах славы в Америке, а Годунов, которого многие считали более талантливым, прозябал в Союзе.

Александр Годунов и Михаил Барышников

В 1974 году режиссер Марина Пилихина сняла фильм-балет «Анна Каренина», где главные роли достались Плисецкой и Годунову (Вронский). Ехать на гастроли без танцора или заменить его было невозможно. В самолете артист признался коллеге, что не вернется домой. Плисецкая упросила не делать этого, ведь тогда смонтированный фильм положат на полку. Годунов отказался от намерения.

В 1979-м Григорович ввел звезду на партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», на август запланировали гастроли в Америку. Годунова в списки не включили, но американская сторона поставила ультиматум: или спектакль с Годуновым, или отмена тура. Отказ от гастролей мог обернуться утратой миллионов долларов, и танцора выпустили в США.

Александр Годунов и Майя Плисецкая

Чтобы у Александра не возникло соблазна остаться, ему пообещали квартиру и звание народного. По словам супруги, Годунов не поверил обещаниям. Когда стихли аплодисменты после окончания последней гастрольной постановки, артист исчез из гостиничного номера и отправился в американское посольство. На первое время Годунова приютила семья Иосифа Бродского.

Вскоре артист вышел на сцену балетного театра, руководимого Барышниковым. Спустя год Годунов ушел из театра, не пожелав переходить из русского классического балета в современный американский. Александр создал труппу, которую назвал «Годунов и друзья». Спектакли имели огромный успех, и артисты отправились на гастроли в Японию, Аргентину, Израиль.

Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек»

В кинематограф Годунова привлекла Жаклин Биссет. Дебют в мелодраме «Свидетель» с Харрисоном Фордом принес известность. Затем были роли в «Крепком орешке», приключенческой ленте «Камень викингов», комедии «Норт». Но главных ролей актеру не предлагали, а останавливаться на второстепенных он не желал. Исключение сделал для эпизода в драме «Зона», съемки которой проходили в Будапеште.

В 1995-м Годунов прилетел из Будапешта в Ригу, мечтая увидеть родителей и брата. Но отец на встречу не приехал, а мать заявила, что сына у нее нет. Возвратившись в США, актер погрузился в депрессию и запил.

Одиночество — сволочь…

В апреле 1995 года Годунов снимался в фильме «Зона». Съёмки проходили в Будапеште, и оттуда артист внезапно для всех отправился в Ригу, решив повидать мать и брата. Но встреча с родными получилась вовсе не такой, как он мечтал. Они были друг для друга уже чужими людьми.

По возвращении в Будапешт Годунов запил. Друзьям удалось образумить Александра, но состояние его оставалось угнетённым.

В середине мая друзья и знакомые обратили внимание на то, что Александр перестал им звонить и отвечать на телефонные звонки. Его нашли в своей квартире в Лос-Анджелесе, сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы

Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад

Его нашли в своей квартире в Лос-Анджелесе, сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы. Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад.

Годунову было всего 45 лет, и далеко не все согласились с выводами полиции

Друзья обращали внимание на странное поведение секретаря и помощницы Годунова Арлин Медани, которая по завещанию стала его душеприказчицей — женщина очень спешила с похоронами, даже перенесла на более раннее время кремацию тела

Александр Годунов

Однако каких-либо весомых доказательств того, что смерть Александра Годунова могла иметь криминальный характер, нет и, вероятно, уже не будет.

Прах танцовщика был развеян над океаном. Кенотафы (символические надгробия) артиста находятся в Лос-Анджелесе и в Москве, на Введенском кладбище. Американская эпитафия гласит: «Его будущее осталось в прошлом». Русская звучит так: «Ты всегда с нами».

Поэт Иосиф Бродский, с которого начиналась американская жизнь Александра Годунова, в некрологе написал:

И этот диагноз кажется наиболее точным.

Нью-Йорк, 19 августа

В тот день, 19 августа 1979 года, Александр покинул нью-йоркскую гостиницу Mayflower, в которой он жил на гастролях вместе с женой. Людмилу поначалу это не насторожило. «Наверное, пошел к друзьям, — подумала она. — Странно, что записку не написал». На второй день к вечеру ей стало ясно, что муж исчез. ­Людмила сообщила об этом заведующему труппой, тот вызвал сотрудников спецслужб. Балерину привезли в консульство, и там она узнала, что Годунов попросил политического убежища в США. Мила сказала: «Я хочу домой к маме. Отправьте меня как можно быстрее». Кажется, спецслужбы в тот момент вздохнули с облегчением. Балерину спешно доставили в аэропорт. Посадили на рейс «Аэрофлота» Нью-Йорк — Москва в последний момент перед взлетом. Едва она вошла в салон, двери лайнера сразу закрыли. Но разрешения на взлет американские наземные службы в этот день так и не дали. Госдеп США потребовал предоставить доказательства того, что Власова возвращается в СССР добровольно.

Вокруг самолета началось движение. Появились люди с плакатами на английском «Свободу Людмиле Власовой», микроавтобус, в котором, вероятно, находился Александр Годунов.

Людмилу усадили в первом салоне самолета, остальных пассажиров сгруппировали во втором. Пассажиры не понимали, почему задерживают рейс. Но у некоторых с собой были радиоприемники, и вскоре все узнали причину: про Годунова уже рассказывали в новостях. Тем, кто хотел покинуть лайнер, дали возможность выйти. 

Людмила Власова с первым мужем — артистом балета Станиславом Власовым. Фото: Wikimedia Commons

Как бывший однокурсник избавился от опасного конкурента

Не желая больше растрачивать жизнь на дрязги, он прервал контракт с АБТ и по приглашению Немецкой Оперы отправился в европейское турне. Спектакли с участием Годунова производили фурор. Администрация АБТ быстро поняла свою ошибку и предложила Александру новый контракт. По иронии судьбы, из театра его в скором будущем изгнал бывший однокурсник по Рижскому хореографическому училищу Михаил Барышников. Впервые две звезды мирового балета сошлись на одной сцене как конкуренты. Когда Барышников, оставаясь ведущим танцором, занял пост художественного директора, он убрал из репертуара классические балеты. На этом основании он не стал продлевать договор с Годуновым. Причем сообщил ему об этом не лично, а через менеджера. Александр был оскорблен. “Меня выбросили, как картофельные очистки” — так он прокомментировал свое увольнение в прессе.

Артист организовал концертную труппу “Годунов и звезды”. За месяц гастролей он заработал свой первый миллион долларов. Однако Александра влекли не заработки, а новые творческие свершения. На пике славы он добровольно покинул сцену и решил попробовать себя в кино. Большинство источников утверждают, что в Голливуд Годунов попал по протекции Жаклин Биссет. Свою самую знаменитую роль — террориста Карла он сыграл в “Крепком орешке”. Впоследствии ему часто предлагали роли злодеев, но Александр не хотел повторяться. За 10 лет он снялся только в семи картинах, но в каждой из них выступил в новом образе.

“Крепкий орешек” (США) 1988 г.

С популярной голливудской актрисой Жаклин Биссет он познакомился на одном из светских раутов. Дива сразу “запала” на атлетичного красавца, хотя пришла на прием в статусе подруги голливудского продюсера. А Годунов продолжал хранить верность своей русской жене и не обратил на Жаклин особого внимания. Тогда он еще не знал, что Мила с ним развелась и вышла замуж за певца Юрия Статника. К моменту их следующей встречи, Биссет уже рассталась со своим продюсером, а Александр утратил иллюзии насчет Власовой.

Жаклин Биссет и Александр Годунов. Снимок сделан для рекламы шампанского. Фото balet24.ru

Между ними вспыхнул роман, продлившийся 8 лет. Первые два года были самыми счастливыми. Годунов перебрался в Лос-Анджелес, купил дом на берегу океана, начал сниматься в кино. Однако Жаклин не удалось вытеснить из его сердца бывшую супругу. Удержать своего мужчину от злоупотребления спиртными напитками она тоже не смогла (Годунов между тем рассказывал подруге, что Мила прекрасно справлялась с этой задачей). Наконец актрисе надоели бесконечные сравнения (не в ее пользу) с Власовой. Они мирно разошлись (замужество и дети никогда не входили в планы Биссет) и сохраняли дружеские отношения до конца жизни Александра.

Александр Годунов и Жаклин Биссет. Фото kstolica.ru

В 1995-м году Годунов снимался в Будапеште в боевике “Зона”. Неожиданно для всех он решил навестить мать и брата. Родные уже побывали у него в Лос-Анджелесе, а Александр впервые прилетел в Ригу со времен своего бегства из СССР. Нищенский быт родственников потряс актера. Прощаясь, он пообещал брату: “Я вытащу вас отсюда”. Через месяц родным сообщили о смерти Александра. Он скончался у себя дома в Лос-Анджелесе на 46-м году жизни. Несколько дней друзья не получали от Годунова никаких сообщений и отправили к нему медсестру. Она и обнаружила тело.

“Зона” (США) 1995 г.

Похоронами Годунова, согласно завещанию, занималась его секретарь Арлин Медани. Эта особа повела себя очень странно: не разрешила провести судмедэкспертизу (врачи пришли к мнению, что актер скончался от гепатита), не оформила документы на выезд его родственников. Когда друзья пришли на похороны, назначенные на 8 утра, оказалось, что тело Александра уже кремировали… Впоследствии Арлин заявила, что развеяла прах над океаном.

После смерти Годунова Жаклин приехала в Москву на кинофестиваль. Она попросила Андриса Лиепу устроить ей встречу с Сашиной женой. Жаклин рассказала Власовой, как Саша жил в последние годы и на прощание призналась: “Он всю жизнь любил только тебя”.

Почему они это сделали?

О том, почему сбежал Годунов и почему осталась Власова, спорят и по сей день. Людмила Власова и много лет спустя настаивала: она не смогла бросить мать, хоть и любила Александра. Она знала, что если бы осталась с мужем в Америке, маму это могло убить.

Поверить в это простое объяснение готовы далеко не все. Самая популярная версия — запугали люди из КГБ. Иосиф Бродский полагал, что артистка не осталась из практических соображений: ей к тому времени было 37 лет, балетная карьера на излёте, и начинать с нуля в новой стране Власовой было бы гораздо труднее, нежели Годунову, находившемуся в расцвете сил.

Что касается мотивов самого Годунова то здесь, на первый взгляд, всё ясно — «выбрал свободу». Хотя какую свободу и от чего? Годунов совершенно не интересовался политикой и уж точно не был диссидентом.

Были, правда, проблемы с коллегами по цеху, но тут уж от политического строя мало что зависит. Александр был весьма эмоциональным человеком и умел наживать врагов — что очень скоро подтвердила и новая жизнь артиста в Америке.

Бегство Годунова стало неожиданностью для всех, кто его знал. Есть даже версия, что решение попросить убежища в Америке было спонтанным. Возможно, он поддался порыву, не до конца взвесив все последствия такого поступка. К тому же он был убеждён (или его убедили) — жена обязательно останется с ним.

Разрыв с Людмилой стал первым ударом в новой, американской жизни. К сожалению, не последним.

Работа в США

Годунов был принят в труппу Американского театра балета, где выступал как премьер (principal dancer). В 1982 году контракт с театром не был продлён из-за разногласий с руководителем труппы Михаилом Барышниковым.[источник не указан 89 дней]

Некоторое время Годунов выступал с собственной труппой. Как приглашённая звезда, много гастролировал в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии. Начиная с 1981 года периодически брал уроки актёрского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии Стеллы Адлер. В 1985 году ушёл из балета и продолжил кинокарьеру, начатую ещё в СССР. Продолжал поддерживать свою физическую форму, занимаясь в балетной академии Давида Лишина под руководством Татьяны Рябушинской, там же периодически проводил балетные мастер-классы.

Среди ролей в фильмах: фермер-амиш в фильме «Свидетель» в 1985 году, экспрессивный дирижёр оркестра в фильме «Долговая яма» (1986), террорист Карл в фильме «Крепкий орешек» (1988), средневековый тиран Скарабис в фильме ужасов «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени» в 1992 году. Последняя роль актёра — экстравагантный террорист-химик Лотар Красна, мечтающий поработить мир, — была сыграна им в боевике 1995 года «Зона».

В течение семи лет поддерживал близкие отношения с киноактрисой Жаклин Биссет.

Последний приезд в Ригу

Семья Годуновых, 1968: Олег, Александр, Лидия Николаевна.

Незадолго до смерти, с 4 по 9 апреля 1995 года, Годунов впервые после своего побега посетил столицу Латвии Ригу. В сопровождении своего агента Арлин и пресс-секретаря Эвелин прилетел из Германии после съемок в Будапеште фильма «Зона». Их мать продолжала жить в прежней коммуналке, у дома нашёлся хозяин после денационализации и ей грозило выселение. Годунов попытался посетить оперный театр, но там шёл капремонт, часть артистов разъехались по зарубежью. Братья не нашли ни Капралиса, ни Блинова. 5 апреля Годунова разыскал одноклассник А. Витиньш. Потом он познакомился с семьёй брата и племянницами. В последующие дни Годунов встретился и с другим одноклассником, Игорем Морозовым, и со своим преподавателем Юрисом Капралисом.