Гибель «титаника». айсберг? или пожар, который скрывали?

Contents

В погоне за «Голубой лентой»

Впрочем, предыдущая версия нисколько не исключает другую возможную причину гибели корабля. Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит знал о том, что впереди льдины, ведь его неоднократно предупреждали об опасности с других судов, но он все равно не отклонился от курса.
Почему? Вполне возможно, что он гнался за «Голубой лентой Атлантики» – призом, который присуждали за самое быстрое пересечение Атлантического океана.Корабли класса «Олимпик», одним из которых был «Титаник», изначально строились компанией «Уайт Стар Лайн», чтобы составить конкуренцию судам компании «Кунард Лайн». Лайнер последней, «Мавритания», с 1907 года держал лидерство скорости на маршруте между Европой и Северной Америкой. Он развивал среднюю скорость около 26 узлов. «Титаник» – около 25 узлов. Так что у капитана Эдварда Джона Смита были все шансы вырвать у «Мавритании» «Голубую ленту». Возможно, именно поэтому он намеренно пошел на риск.

Размеры Титаника в метрах

Чтобы понять больше про Титаник, причины катастрофы нужно раскрывать, начиная с габаритов парохода.

Сколько метров Титаник в длину и по другим размерам:

  • точная длина – 299,1 м;
  • ширина – 28,19 м;
  • высота от киля – 53,3 м.

Встречается и такой вопрос — сколько палуб было у Титаника? Всего 8. На верху располагались шлюпки, потому верхнюю палубу называли шлюпочной. Остальные распределялись согласно буквенному обозначению.

  • А – палуба I класса. Ее особенность в ограниченных размерах – она не ложилась на всю длину судна;
  • В – в передней части палубы располагались якоря и ее размеры тоже были короче – на 37 метров палубы С;
  • С – палуба с камбузом, столовой для экипажа и прогулочной площадкой для III класса.
  • D – прогулочная зона;
  • Е – каюты I, II классов;
  • F – каюты II и III классов;
  • G – палуба с котельными посередине.

Наконец, сколько весит Титаник? Водоизмещение самого большого судна начала 20 века составляет 52 310 тонны.

Секреты и тайны катастрофы «Титаника»

Комиссия, которая занималась расследованием гибели этого судна, была однозначна в своих выводах и всю ответственность возложила на капитана корабля Смита. Его обвинили в том, что он двигался со слишком большой скоростью в ночное время по ледяному полю, хотя его предупреждали об опасности. Но в этой истории есть много других загадок и тайн.

Так, в 1985 году группой океанографов во главе с Робертом Баллардом удалось поднять со дна множество обломков от корабля и детально исследовать их. В результате ученые сделали сенсационное открытие. Оказывается, конструкция судна была изготовлена из низкого сорта стали, что и стало причиной раскола дна корабля.

А также была гипотеза, что «Титаник» раскололся еще до того, как столкнулся с айсбергом. Низкого качества сталь не выдержала таких нагрузок и дала трещину. Тщательно исследовав металл, из которого были сделаны стержни и заклепки в конструкции корабля, ученые обнаружили в нем высокий уровень концентрации окалины. Она делает сталь очень хрупкой, что впоследствии может привести к ее быстрому разрушению. В доказательство справедливости этой версии служит тот факт, что создатели «Титаника» планировали завершить его строительство в как можно кратчайшие сроки. Эта спешка стала второй причиной гибели судна.

Ученые полагают, что если в качестве материала для изготовления стержней и заклепок, которые играют главную роль в безопасности судна, применялась высококачественная сталь, то, возможно, катастрофы удалось бы избежать.

Конечно, в крушении «Титаника», кроме применения материала низкого качества, сыграли роль и другие факторы:

  • игнорирование ледовой опасности в ночное время суток капитанским составом;
  • халатное отношение экипажа корабля к своим обязанностям (ведь весь капитанский состав был предупрежден, что впереди есть айсберг);
  • несоответствие мест в спасательных шлюпках – так, из более чем 2 тыс. пассажиров на шлюпки удалось высадить только около 700, остальные ушли под воду. Но также в подтверждение тому есть факт, что эти шлюпки изначально были рассчитаны только на 1178 человек, а на борту, согласно разным источникам, было больше 2 тысяч людей.

«Черный» айсберг прямо по курсу, всего в 650 метрах

Курс «Титаника» пролегал из Саутгемптона в Великобритании в Нью-Йорк. Северная Атлантика во все времена таила смертельную опасность для судов в виде айсбергов, откалывающихся от ледников на западе Гренландии, огромных льдин и целых ледяных полей, дрейфующих под влиянием ветров и течений. В сезон наибольшей ледовой опасности корабли двигались по Южной трассе, но в 1912 году даже с нее одно за другим поступали тревожные сообщения об огромных айсбергах.

Капитан игнорировал предупреждения, а последнее, за 40 минут до столкновения с роковым айсбергом, и вовсе не получил от радиста. Радист оборвал радиообмен с кораблем «Калифорниан», которое предупреждало о близкой опасности, прежде, чем получил координаты, так как был занят отправкой платных телеграмм пассажиров первого класса. В 23:39 на расстоянии всего 650 м прямо по курсу был замечен «черный» айсберг, а через минуту произошло столкновение, в результате которого судно получило пробоины корпуса длиной около 100 м.

Айсберг начал таять, перевернулся и стал почти прозрачным — он был «черным», практически невидимым. Ночь была безветренной и безлунной, иначе впередсмотрящие увидели бы «барашки» вокруг льдины. На «Титанике» не было ключа от сейфа с биноклями, бинокли были только у некоторых членов экипажа, но у впередсмотрящих в «вороньем гнезде» их не было. Судно неслось вперед с огромной скоростью — по мнению исследователей, катастрофа была неминуема.

Аморальный босс

Исмея обвиняли в давлении на капитана Смита: утверждали, что руководитель пароходной компании, требуя установления рекорда скорости по пересечению Атлантики, заставил того пренебречь всеми правилами безопасности, что в итоге и обернулось катастрофой. Также свидетели утверждали, что Исмей забрался в шлюпку в тот момент, когда на борту «Титаника» оставались женщины и дети.

Однако доказать факт давления на погибшего капитана не удалось, и обвинения в отношении Исмея сняли. Что до второго пункта, то было доказано, что босс пароходной компании по головам в шлюпку не шел, детей и женщин не отпихивал, так что уголовного преступления в его поступке не усматривалось. Правда, моральное осуждение оказалось настолько сильным, что карьера Исмея рухнула, и последние годы жизни он прожил затворником.

Статья по теме

Тайна балтийского «Титаника». Что погубило паром «Эстония»?

Пассажиры Титаника фото

Фредерик Флит (Frederick Fleet)

На этом фото 24-летний британский моряк Фредерик Флит спустя несколько дней после гибели Титаника. Парень был первым, кто заметил айсберг.

Он принимал участие в двух мировых войнах. В 1965 году после затяжной депрессии Флит свел счеты с жизнью.

Что касается событий на Титанике, события развивались примерно следующим образом:

10 апреля 1912 года судно вышло в свое первое и последнее плаванье. Огромный лайнер на всех парах мчался из Саутгемптона в Нью-Йорк.

14 апреля 1912 года в 23.39 вечера Фридрих Флит прямо по курсу заметил айсберг, который в итоге и погубил Титаник.

Через два часа и 40 минут, столкнувшись с огромной глыбой, он пошел ко дну.

Из 2224 человек на борту «непотопляемого» корабля только около 700 человек вместилось в спасательные шлюпки, благодаря чему остались живы.

Оставшиеся 1500 человек погибли, оставшись на тонущем корабле или умерли в течение нескольких минут после попадания в холодные воды северной части Атлантического океана.

Незадолго до рассвета 15 апреля флотилия выживших была замечена пароходом Карпатия, который прибыл на место гибели Титаника. К 9 утра все оставшиеся в живых пассажиры были на борту Карпатии.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Постер фильма «Титаник» 1953 года

Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»

Наследие «Титаника»

Через несколько дней после крушения «Титаника» начались разговоры об изучении руинов корабля. Однако, учитывая технологические ограничения, серьезные попытки не предпринимались до второй половины 20-го века.  

В августе 1985 года Роберт Баллард возглавил американо-французскую экспедицию к затонувшему лайнеру. Так началась современная история «Титаника».

1 сентября 1985 года были получены первые подводные изображения корабля. Видео показало, что корабль был разломан на две части. В то время как лук был ясно узнаваем, кормовая часть была сильно повреждена.  

Сейчас “Титаник” расположен примерно в 13 морских милях (24 км) от предполагаемого места затопления. 

Бесчисленные фильмы, песни и прочие расследования превратили корабль в культурную икону. В конце 20-го и начале 21-го веков история «Титаника» и артефакты с корабля легли в основу выставки, которая объехала весь мир и собрала миллионы долларов. На место крушения Титаника до сих пор возят туристов, а несколько музеев, посвященных лайнеру, привлекают тысячи посетителей каждый год.  

Хотя руины корабля со временем полностью разрушаться, трагедия “Титаника” 1912 года будет жить в умах людей еще многие столетия. 

Итак, мы рассмотрели реальную историю затонувшего “Титаника”. Есть, что добавить? Пишите комментарии!

Строительство «Титаника»

Проектированием «Титаника» занимался конструкторский совет одной из крупнейших судостроительных верфей «Харленд энд Вулф». Чертежи будущего гиганта, состоящие из 411 отдельных документов, были одобрены «Уайт Стар Лайн» 29 июля 1908 г. «Титанику» присвоили серийный номер 401 и 31 марта 1909 г. заложили киль.

Начальная стадия строительства

В строительстве «Титаника» участвовали около 1500 рабочих. Самым младшим из них было 12-13 лет. В то время практически не уделяли внимания безопасности, поэтому не обошлось без жертв. 254 человека получили тяжелые травмы, в частности из-за падения с больших высот, 8 из них погибли.

Однако масштабную стройку остановить было невозможно. Руководители «Уайт Стар Лайн», несмотря ни на что, хотели завершить ее в срок, и они это сделали.

«Титаник» спустили на воду 31 мая 1911 г. Насладиться этим зрелищем пришли около 100 тыс. человек, среди них были VIP-гости и пресса. Первое, что бросилось в глаза, это размер лайнера: его длина составляла 299,1 м (примерно 4 городских квартала), ширина 28,19 м, высота от киля 53,3 м (18-этажное здание). Поражали также и технические характеристики. Пассажирское судно было оборудовано двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 тыс. лошадиных сил. К слову, «Титаник» мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение превышало пароход-близнец «Олимпик» на 243 т и составляло 52310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков перегородками с герметичными дверьми. В случае пробоины попаданию воды в отсеки препятствовало бы двойное дно. Все, включая капитана и владельцев судна, были уверены, что «Титаник» — непотопляемый корабль. Но это оказалось не так.

Одна из возможных причин катастрофы — пожар, который начался еще в порту

Как же случилось так, что корабль, который считался непотопляемым, затонул так быстро? Споры о причинах кораблекрушения продолжаются и по сей день.

Одна из последних гипотез — еще в порту в трюме загорелся уголь, но судоходная компания решила не откладывать рейс и корабль вышел в море с пожаром на борту. Очевидно, руководство рассчитывало на то, что команда справится с ним в пути, и боялось огласки проблем — строительство обошлось в рекордные $7,5 млн. Потушить уголь можно было только одним путем — забросив в топку, что и делали кочегары, разгоняя «Титаник» до немыслимой скорости. Но огонь не утихал, температура поднималась, сталь становилась хрупкой и попросту не выдержала столкновения с огромным айсбергом.

Для шести выживших китайцев — Лин Хи, Фанг Ланг, Ли Бинг, А Лам, Чанг Чип и Чунг Фу — гибель «Титаника» станет лишь началом их борьбы

The Six

Расистский и презренный закон США, который запрещал китайским рабочим въезжать в Соединенные Штаты, полностью вступил в силу в 1912 году (он не будет отменен до 1943 года), поэтому по прибытии в Нью-Йорк их доставили прямо на остров Эллис. Далее им был запрещен въезд в США, и их отправили на Кубу. 

Расистские СМИ Соединенных Штатов не раз плохо отзывались об выживших китайцах, высмеивая их на страницах своих газет и журналов. Также различные газеты распространяли ложь о том, как они нечестно попали на спасательные шлюпки. Одна газета обвиняла их в том, что они прятались под сиденьями спасательных шлюпок, а другое СМИ утверждало, что китайцы переоделись в женщин, чтобы обманом сесть в спасательные лодки. 

Если вам интересно узнать больше об историях этих людей и их травле, вам следует посмотреть получивший признание критиков документальный фильм «Шесть». Вы можете посмотреть трейлер здесь.

Аномальные условия

Заключение Эндрюса стало ключевым для расследования. Комиссии предстояло разобраться в причинах того, почему оно произошло.

Главной причиной были названы погодные условия. Во-первых, весной 1912 года айсберги добрались до широт, где они обычно не встречались. Кроме того, капитан «Титаника» не получил последних радиограмм об изменении ледовой обстановки — радисты лайнера были заняты передачей сообщений пассажиров 1-го класса.

В безлунную ночь айсберг не был освещен, в силу чего впередсмотрящие увидели его довольно поздно. Сказалось и то, что лайнер, пересекая Атлантику, шел на большой скорости — это снизило время, которое было у экипажа для принятия правильного решения.

Удивительно, но многие эксперты считали, что для «Титаника» в сложившейся ситуации было бы лучше не заметить айсберг совсем. Лобовой удар привел бы к затоплению и сильнейшему повреждению носового отсека, но лайнер бы остался на плаву. Это позволило бы дождаться подхода помощи и большинство людей остались бы в живых.

Статья по теме

100 лет назад погиб легендарный «Титаник»

Не «Титаником» единым

О «Титанике» знает весь мир, во многом, благодаря экранизации Джеймса Кэмерона, но в истории мирового судоходства были еще более масштабные трагедии. К примеру, в сентябре 1954 года у берегов Японии во время тайфуна «Мэри» затонул корабль «Тойя Мару» с 1719 людьми на борту, одновременно еще 1440 человек погибли в результате крушения четырех судов, которые стояли на рейде и не вышли в открытое море, чтобы переждать непогоду. И таких примеров наберется не один десяток.

Если бы на «Титанике» потушили пожар до выхода в море, если бы капитан дал приказ сбавить ход, если бы у впередсмотрящих были бинокли, если бы айсберг не перевернулся, если бы ночь была лунной, если бы на борту были шлюпки, если бы сигнальные ракеты были красного цвета… Возможно, тогда бы его пассажиры не потеряли возможность начать новую жизнь в Америке.

Близорукий смотрящий Титаника

Но, даже несмотря на все это, «Титаник» мог избежать столкновения, если бы впередсмотрящий вовремя обнаружил на пути айсберг. А не заметить льдину он мог из-за того, что у него элементарно не было бинокля. Так вышло, что перед самым рейсом руководство компании «Уайт Стар Лайн» решило сменить на судне первого помощника капитана, назначив на это место Генри Уайлда, имевшего опыт в управлении огромными лайнерами. Но, передавая полномочия, предыдущий первый помощник Дэвид Блэр забыл отдать Уайлду ключи от сейфа, в котором хранились бинокли. Так что впередсмотрящим пришлось полагаться лишь на собственные глаза.Черный айсбергВ принципе, причиной катастрофы Титаника мог стать такой айсберг, который даже в бинокль-то трудно разглядеть. Как известно, льдины – белые и отлично видны на большом расстоянии. Этот же оказался так называемым черным айсбергом – перевернувшимся, из-за чего на поверхности находилась его подводная потемневшая часть. Ночь была безлунной, что еще больше снижало видимость, и стояла безветренная погода, так что впередсмотрящий не мог даже увидеть барашки волн, образующихся вокруг айсберга.

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики

Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.

Крупный обломок «Титаника» на океанском дне

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.

Чашка White Star Line (именно эта судоходная компания владела «Титаником»), поднятая со дна

Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.

Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»

Джозеф Филипп Лемерсье Ларош был единственным чернокожим пассажиром, который погиб во время крушения «Титаника»

Zuri Swimmer / Alamy Stock Photo

Кроме того, он и его две дочери, Симонна и Луиза Ларош, были единственными тремя черными пассажирами на всем корабле. 

Ларош родился и вырос на Гаити. В возрасте 15 лет он переехал во Францию, чтобы изучать инженерное дело. Там он встретил свою жену Джульетту Мари-Луизу Лафарг. Она родила ему двоих детей, Симонну и Луизу.

Джозеф, который не смог найти работу инженером в Париже из-за расизма и предрассудков, решил применить свои навыки на Гаити, где, как он считал, инженеры крайне необходимы. Эти факторы в сочетании с тем фактом, что Джульетта была беременна третьим ребенком, побудили их забронировать билеты вторым классом на «Титаник», который отправился в это несчастное путешествие в Нью-Йорк.

Рано утром 15 апреля, после того как «Титаник» врезался в айсберг и стало ясно, что корабль тонет, Джозеф Ларош действовал быстро и решительно. В их комнате он положил в карманы своего пальто деньги и драгоценности, после чего вывел свою семью на палубу корабля. Проводя их к спасательной шлюпке, Джозеф взял свой пиджак, обернул им Джульетту и сказал ей: «Вот, возьми это; вам это понадобится. Я сяду на другую лодку. Бог с вами! Увидимся в Нью-Йорке» — это последние слова, которые он сказал своей семье.

Гибель Титаника: катастрофа, пронизанная мистикой

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду. Конструктор «Титаника» Томас Эндрюс, не предпринимая попыток спастись, остался в курительном салоне 1-го класса, вместе с пассажирами 1 класса Арчибальдом Баттом, Фрэнсисом Миллетом, Кларенсом Муром, Артуром Райерсоном и с журналистом Уильямом Стедом.

С «Титаника» был передан последний сигнал SOS. На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

Под углом в 23 градуса корпус судна начал разламываться между третьей и четвертой трубами. После того как корма окончательно отломилась, упали в воду третья и четвёртая трубы. Носовая часть, отломившись от кормовой, пошла ко дну.

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала вертикально, затем накренилась на левый борт и начала очень быстро уходить под воду. Последние из оставшихся людей на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз.

Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки. Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника». Корабль полностью ушёл под воду.

На скорости около 15 метров в секунду носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3800 метров, зарываясь в осадочные породы.

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно, вращаясь по спирали, на скорости около 20 метров в секунду.

Через 40 минут после того, как «Титаник» скрылся под водой, только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших.

Шлюпка № 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка № 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

В спасательных шлюпках замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».

«Карпатия», взяв на борт 712 человек, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

техногенная/на транспорте

Причина

Столкновение с айсбергом

Место

Атлантический океан

Дата

14 — 15 апреля 1912 года

Время

23:40 — 02:20

Погибших

1513 человек

Место крушения Крушение парохода «Титаник» на Викискладе

Координаты: 41°43′55″ с. ш. 49°56′45″ з. д. / 41.731944° с. ш.

49.945833° з. д. / 41.731944; -49.945833 (G) (O) (Я)

В статье представлена хронология гибели «Титаника» (RMS Titanic) — британского парохода компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки. Катастрофа произошла во время первого рейса лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана в результате столкновения с айсбергом. Корабль затонул за 2 часа 40 минут.

В момент катастрофы на борту находилось 1 317 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 225 человек. Из них спаслись 712 человек, 1 513 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

Кто за все ответит?

В декабре 2020 года британское издание Daily Telegraph опубликовало статью, в которой впервые широкой публике представлены фрагменты из дневника судьи Высокого суда Лондона лорда Мерси, расследовавшего в 1912 году крушение «‎Титаника».

Его выводы в целом совпадают с итогами американского расследования: «‎Титаник» перед крушением шел с высокой скоростью в условиях сложной ледовой ситуации и, несмотря на предупреждения об айсбергах в этой части океана, на корабле не проводились учения по действиям в экстренных ситуациях, а число шлюпок не обеспечивало спасение всех тех, кто был на борту.

Возник вопрос: кто же должен отвечать за случившееся? Конструктор судна Томас Эндрюс погиб вместе с «Титаником», к тому же случившееся не было связано с какими-либо фатальными ошибками при проектировке. Капитан «Титаника» Эдвард Смит разделил участь своего корабля, при этом его действия после столкновения сочли грамотными и профессиональными. Что касается самой аварии, то в момент удара вахту несли помощники Смита.

В итоге главными подозреваемыми стали директор-распорядитель «Уайт Стар Лайн» Джозеф Исмей и капитан парохода «Калифорниэн» Стэнли Лорд.

Прокачу к «Титанику»! Семь самых дорогих и необычных экскурсий в мире
Подробнее

Затонул не Титаник

А вдруг «Титаник» специально отправили на встречу с айсбергом? Оказывается, есть и такая версия. Дело в том, что 20 сентября 1911 года «Олимпик» – близнец «Титаника» – столкнулся с английским крейсером «Хоук». Испытывающая в тот момент финансовые трудности компания «Уайт Стар Лайн» рассчитывала поправить свое положение за счет страховки. Но лайнер при столкновении почти не пострадал, и в страховке отказали. И тогда компания решила смошенничать: наспех залатанный «Олимпик» загримировали под «Титаник» и намеренно повели в зону айсбергов, чтобы тот получил достаточную для выплаты страховки пробоину.Конечно же, руководство «Уайт Стар Лайн» и не подозревало, что ледяная гора пустит корабль ко дну.

Ошибка конструктора

Кстати, по статистике, в течение двадцати лет до гибели «Титаника» столкновения с айсбергами случались не раз, но при этом серьезно пострадало лишь одно судно, да и то обошлось без жертв. Почему же «Титаник», который рекламировали как непотопляемый, не пережил подобного удара? Вполне возможно, что виной этому – просчет конструкторов. В 1994 году со дна океана был поднят кусок обшивки судна и подвергнут лабораторному анализу.Оказалось, при строительстве корабля была использована сталь с большой примесью фосфора, из-за чего она становилась очень хрупкой при низких температурах. Если б корпус сделали из высококачественной стали, он бы прогнулся при ударе. Тогда повреждение оказалось бы минимальным.

Одна из самых любимых цитат из фильма 1997 года основана на реальных событиях

Twentieth Century Fox

В фильме Бенджамин Гуггенхайм отказывается от спасательного жилета и заявляет: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».

Хотя фраза кажется слишком пафосной и кинематографичной, чтобы быть правдой, согласно многочисленным сообщениям, настоящий Бенджамин Гуггенхайм на самом деле был готов погибнуть, как истинный джентльмен. В статье New York Times, опубликованной в апреле 1912 года, сообщалось, что он попросил управляющего сказать его жене в Нью-Йорке: «Я сделал все, что мог, выполняя свой долг». Он ушел на дно вместе с кораблем.